Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в становлении внутреннего мира ребенка и его социализации



Дата04.06.2016
Размер7.17 Mb.
Опыт работы

Ольги Владимировны Косовой

педагога-психолога

МБДОУ д/с №49

комбинированного вида

г. Североморска


Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в становлении внутреннего мира ребенка и его социализации
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка, его социализации в педагогической практике получила свое развитие сравнительно недавно. Основы, определяющие успешность социально –личностного становления и развития закладываются в дошкольном периоде.

Психологи утверждают, что именно дошкольный возраст характеризуются способностью познавать общечеловеческие ценности, осознавать своё сущностное «Я» и эмоционально осваивать мир. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» неукоснительно влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

Именно становление внутреннего мира ребенка влияет на формирование у него основ базовой культуры, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, на подготовку к жизни в обществе и обучении в школе.

Это понимание в определенной мере и повлияло на принятие решения работать по программе М. Корепановой, Е. Харламповой «Познаю себя», которая направлена на формирование у ребенка 5-7 лет основ, определяющих развитие его внутреннего мира и успешность становления его «Я». Что является предпосылкой формирования у ребенка интегративных личностных качеств, необходимых при обучении в школе: любознательности и активности, эмоциональная отзывчивости, способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением, решать личностные задачи.



Сконцентрировала свое внимание на принципах работы с детьми по данной проблеме:

  1. Принцип развивающего образования.

  2. Принцип научной обоснованности образовательного процесса.

  3. Принцип практической применимости психолого-педагогических подходов.

  4. Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания.

  5. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия (вовлечение детей в процесс познания, действия и эмоционального освоения мира).

  6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

  7. Принцип комплексно-тематического планированияобразовательного процесса.

  8. Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.

  9. Принцип адекватности дошкольному возрасту формвзаимодействия с воспитанниками.

Выстраиваю работу согласно этапов работы педагога – психолога:

  1. Диагностический этап.

Работая в режиме диагностического этапаставлю пред собой следующую цель:выявить уровень социально-личностного развития у детей дошкольного возраста.

  1. Психопрофилактический этап.

Его цель:сформировать у ребенка дошкольного возраста основы становления самоценной личности.

  1. Оценочныйэтап.

Его цель:анализ результатов и разработка плана последующей работы с ребенком.

Структурные компоненты каждого из этапов включают в себя:



  • цель

  • задачи

  • содержание работы согласно поставленной цели

  • анализ результативности проделанной работы

  • выработка регулирующих параметров в рамках коррекционного воздействия на ребенка (педагогам, родителям).

Определила конечную цель работы по внедрению программы «Познаю себя»: развить у ребенка 5-7 лет представления о себе, о своем сущностном «Я».

Выделиладва направления деятельности по реализации программы «Познаю себя» в воспитательно-образовательном процессе:



  1. Создание предметных условий для развития самоценных форм активности детей и использование заданий, направленных на самостоятельное открытие и приобретение нового опыта самим ребенком.

  2. Создание коммуникативных условий для поддержки самоценной активности ребенка.

Каждое направление отражает работу по накоплению социального опыта в части структурных компонентов (разделов) программы:

  • «Я среди других»

  • «Что я могу»

  • «Я и другие».

Обратили внимание на то, что задачи по каждому разделу очень размыты. Мы постарались их конкретизировать:

  1. Раздел: «Я среди других»

Задачи:

  • помочь детям познать себя через отношения с окружающими;

  • помочь ребенку понять, насколько он похож на других и хорошо ли это;

  • научить ребенка прислушиваться к собственным ощущениям (эмоциям), делиться ими.

  1. Раздел: «Что я могу»;

Задачи:

  • помочь ребенку познать внутренний мир чувств (эмоций) и состояний;

  • научить ребенка анализировать свои чувства (эмоции) и управлять ими.

  1. Раздел: «Я и другие»

Задачи:

  • помочь ребенку найти свое место в обществе сверстников – «Я среди других»;

  • сформировать у ребенка активную позицию в социальных отношениях.

Работу с детьми выстраивала согласно перспективно - тематическому планированию:

  • «Я среди других» (12 занятий);

  • «Что я могу?» (7 занятий);

  • «Мир чувств, мир эмоций» (20 занятий);

  • «Я и другие»(13 занятий).

Всего 52 занятия.

Далее мы разработали перспективно - тематическое планирование для детей 5 - 6 лет и 6 – 7 лет.

При этом опирались на основные подходы систематизации содержания:


  1. Учет возрастных особенностей детей 5-7 лет.

  2. Учет нарастающего усложнения содержания работы с детьми в соответствие со структурными компонентами программы.

  3. Учет результатов анализа проведенного диагностирования.


Тематическое планирование занятий программы «Познаю себя»


Старшая группа

Кол-во

Подготовительная группа

Кол-во

«Я среди других»

«Кто я»

«Какой я»

«Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга»

«Я и моя семья»

«Я умею»

«Город нашей дружбы»



6 занятий

«Мы все разные»

«Мое настроение»

«Я не боюсь научиться, если надо – я научусь»

«Я и мои друзья»

«Мои мечты»

«Мои сказочные сны»



6 занятий

«Что я могу»

Введение

«Зоркий глаз»

«Загадочные звуки»

«Чудесные запахи»

«Вкусная вода»

«Любопытные руки»

«Страна «Что я могу?»»


7 занятий

Введение

«Зоркий глаз»

«Загадочные звуки»

«Чудесные запахи»

«Вкусная вода»

«Любопытные руки»

«Страна «Что я могу?»»


7 занятий

«Мир чувств, мир эмоций»

Радость

Грусть


Злость

Страх


Удивление

Почувствуй мир другого



10 занятий

Радость

Грусть


Злость

Страх


Удивление

Почувствуй мир другого



10 занятий

«Я и другие»

«Кто ты такой?»

«Кто они такие?»

«Описание человека»

«Что я могу делать хорошо»

«Дразнить и докучать»

«Чью сторону ты примешь»



6 занятий

«Это я»

«Переезд»

«Смелость»

«Дорогой друг»

«В гости к интересному человеку»

«Трудная ситуация»

«Положить этому конец»


7 занятий


Таким образом, в старшей группе всего 29 занятий, в подготовительной группе – 30. Занятия проводятся с октября по апрель, 1 раз в неделю. В сентябре проводится первичное диагностирование, в апреле – итоговое диагностирование детей.

Хочется отметить, что каждое занятие в рамках данной программы интересно ребенку, потому что вся его деятельность строится с учетом разнообразных методов и приемов развивающего характера, предоставляющих ребенку возможность реализовать свое право выбора, находиться в активной, деятельностной позиции.

Методы и приемы работы с детьми по программе «Я хочу познавать»:


  • Ритуалы приветствия и прощания.

  • Релаксационные упражнения.

  • Использование оборудование сенсорной комнаты: ароматерапии; звуков природы, музыкальной терапии.

  • Игры на развитие психических процессов.

  • Игры, направленные на снижение негативных поведенческих проявлений.

  • Коммуникативные игры.

  • Элементы сказкотерапии.

  • Самостоятельна продуктивная детская деятельность.

  • Театрализованная деятельность.

  • Танцы.

  • Музыкальны произведения.

  • Литературные жанры.

  • Этюды-перевоплощения.

  • Упражнения на развитие мимики, пантомимики.

Занятия проводятся в свободной форме в «комнате игровой психотерапии».

Относительно социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в рамках программы «Познаю себя» проводилось диагностирование по разработанномунами диагностическому пакету, который включает в себя исследование 3 параметров:



  1. Исследование развития самосознания дошкольников:

  • «Беседа»

  • «Лесенка».

  1. Изучение эмоционально-чувственной сферы дошкольника:

  • «Графическое изображение эмоций».

  • «Изучение понимания эмоциональных состояний».

  • «Изучение социальных эмоций».

  • «Тест тревожности».

  1. Исследование межличностных отношений дошкольников:

  • Социометрия.

Проводилась диагностика социально-личностного развития детей3 раза:

  • на начало учебного года в старшей группе;

  • на начало учебного года подготовительной группы;

  • в конце учебного года подготовительной группы.



Сравнительный анализ показателей параметров социально-личностного развития детей 5-7 лет


Параметры

Дата


Самосознание

Эмоционально-чувственная сфера

Межличностные взаимоотношения

в

с

н

в

с

н

в

с

н

5 лет



77%

23%



68%

32%

18%

36%

46%

6 лет



90%

10%

23%

63%

14%

27%

41%

32%

7 лет.



100%



41%

59%



27%

73%



Данные результаты показывают:



  1. Развитие самосознания детей на конец года подготовительной группы.составляет норму (100%).

  2. Высокий уровень развития эмоционально-чувственной сферы поднялся на 18%, а низкого уровня не стало совсем к концу работы.

  3. Увеличилось количество лидеров и предпочитаемых детей в группе (на 8% и на 35%). Отвергнутых детей в группе к концу работы нет.



Сравнительный анализ итогов работы

социально-личностного развития

детей 5-7 лет

Сравнительный анализ итогов работы по социально-личностному развитию детей показывает, что высокий уровень у детей подготовительной группы увеличился на 17%, средний уровень составил – 59% и низкий уровень – 0%.

Таким образом, анализ результатов работы по накоплению социального опыта в становлении внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Познаю себя»показывает её эффективность

По нашему мнению, программа будет интересна не только педагогам-психологам, но и воспитателям детских садов.





Используемая литература:

    1. Бурлакова И.А., Ягловская Е.К. Психологичсекое сопровождение образовательной программы ДОУ // Справочник педагога-психолога. № 2, 2011.

    2. БурлаковаИ.А. ФГТ к психолого-педагогичсекому обеспечению // Справочник педагога-психолога. № 2, 2012.

    3. Корепанова М.В.,Харлампова Е.В. Познаю себя. Социально-личностная программа. – М., 2005.

    4. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».. – М., 2005.

    5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М., 1988.

    6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Игры.: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М., 21001.

    7. Психокоррекционная и развивающая работас детьми: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб заведений/Под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1998.

    8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003.

    9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, колледжей, воспитателей детского сада. – М., 1995.


Приложение

Занятие по теме:

«Клокочущий вулкан»

Цели:

  • создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга;

  • развивать саморегуляцию (концентрацию внимания);

  • познакомить детей с эмоциональным «злым» состоянием (настроением);

  • сформировать у детей умение определять по позе и эмоциям злое настроение человека;

  • расширить представление детей о том, что цвет тоже характеризует злую эмоционально-чувственную сферу людей;

  • проанализировать чувство злости с помощью художественно-изобразительных средств;

  • релаксационная гимнастика.


Ход занятия

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Давайте поздороваемся с нашими гостями (Здравствуйте).

– Я предлагаю вам взяться за руки и пожелать доброго дня: «Добрый день!»

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут проявляться у каждого из вас: у нас, у мамы, у папы, у каждого человека.

– Может быть кто-то из вас сможет нам всем объяснить, что же такое чувства?

(Ответы детей.)

– Правильно, молодцы!

– Я приглашаю вас продолжить путешествие по нашей волшебной карте, которая называется: (все вместе с детьми) «Необыкновенная страна чувств».

(Подвести детей к карте.)

– Давайте вспомним, на каких островах мы с вами побывали?

(Ответы детей: на острове Чунга-чанга и острове «Плакс».)

– Правильно! Что интересного вы узнали на острове Чунга-чанга?

(Ответы детей.)

– А что вам запомнилось на острове «Плакс»?

(Ответы детей.)

– А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие на вулкан, да не на простой, а на Клокочущий вулкан.

– Ребята, а что такое вулкан?

(Ответы детей.)

– Правильно, а вот какое чувство (настроение) обозначает Клокочущий вулкан, мы с вами узнаем, если отправимся к подножию вулкана. Вы готовы?

(Ответы детей.)


– К вулкану как всегда мы поплывем на корабле!

(На карту прикрепляется корабль).


Упражнение «Все вместе»

– Я приглашаю вас на корабль (лента, разложенная на ковре в форме корабля), но с одним условием: первый из вас заходит на корабль и называет имя следующего игрока: «Лиза, я буду рад видеть тебя на корабле». Лиза этими же словами приглашает следующего человека, и т. д., пока все не окажутся на корабле.

– Пока мы с вами плывем, давайте сделаем волшебное упражнение «Заряд бодрости», которое нам поможет все лучше рассмотреть, услышать и почувствовать.
Упражнение «Заряд бодрости»

– Сядьте свободно, скрестив ноги, вытяните вперед два пальчика: большой и указательный.

Возьмитесь пальцами правой и левой руки за мочки ушей. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!», в одну и в другую сторону. А теперь опустите руки и тряхните ладошками. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровями над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз!». Тряхните ладошками. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда кулачок и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируйте ямку в одну и другую сторону. Теперь скажите: «Я все слышу! Я все вижу! Я все чувствую!»
– Внимание! Мы причаливаем к Клокочущему вулкану, из которого все взрывается, извергается огонь, лава, пепел. Смотрите, нас встречает какой-то человек, обратите внимание на его лицо (пиктограмма «Злость»). Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек?

(Ответы детей.)

– Да, это – злость, которая клокочет внутри вулкана. А ведь знаете, ребята, когда мы злимся, то внутри нас все от возмущения тоже клокочет, вот-вот взорвется и выплеснется наружу.

– А как вы думаете, как зовут хозяйку клокочущего вулкана?

(Ответы детей.)

– Я с вами со всеми согласна, все ваши ответы можно объединить одним словом – Злюка, и, кажется, она не рада нашему появлению. Видимо, Злюка привыкла видеть вокруг себя только злых людей.

– Скажите, ребята, а вы когда-нибудь испытывали чувство злости?

(Ответы детей.)

– А другие люди могут злиться?

(Ответы детей.)

– Давайте проверим, правильно ли мы думаем?
Упражнение «Кубики настроения»

– На волшебных кубиках нарисованы лица людей разного возраста и с разным настроением. Я сейчас подброшу кубики, а вы найдите на них людей, с тем настроением, с которым сегодня мы знакомимся.

(Дети выполняют задание.)

– Правильно! Каждый человек может раздражаться и злиться: и вы, и я, и мама, и папа, и дедушка с бабушкой.

Упражнение«Пойми меня»

– А сейчас объясните мне и гостям, почему люди злятсядруг на друга? А помогут вам в этом картинки. Выберите те, на которых изображены сердитые, разгневанные люди.

(Дети выбираютна столе картинку и присаживаются около мольберта.)

– Я вам даю 30 секунд, чтобы обдумать ответ на мой вопрос: «Почему у человека возникла злость?»

(Ответы детей.)

– Ребята, а по каким признакам вы определили, что эти люди злятся?

(Ответы детей: по мимике: губы напряжены, растянуты, рот приоткрыт так, что видны зубы, глаза расширены, в них видна злость; брови нахмурены; пантомимике: размахивают руками, кисти сжаты в кулаки, топанье ногами.)

– Покажите, как вы злитесь, когда вам что-то не нравится?

(Показ детей.)

– А как можно избавиться от злости, не причинив боли и вреда окружающим людям?

(Ответы детей.)

– Хотите узнать, что происходит у человека в голове, когда его посещают злые мысли?


Эксперимент «Разноцветная вода»

(Потребуется земля и черная краска, две банки с водой.)

– У нас 2 банки с водой. Какого цвета вода в одной и другой банке?

(Ответы детей.)

– Вот так, ребята, и у человека, когда у него светлые, добрые мысли, то и настроение светлое, как эта вода. Но бывает, что мысли наполняются злостью. Тогда они похожи на мутную воду (бросаем землю в первую банку). А когда вашими мыслями овладевает гнев и ярость, то они чернеют и вам хочется обозвать, ударить, ущипнуть обидчика (вливаем в воду черную краску).

– Вот что происходит с вашими мыслями, поведением и поступками, когда вы злитесь.

(Дети присаживаются на ковер.)

–Скажите, обижая других, вы потом жалеете о своем поступке?

(Ответы детей.)

– А как вы показываете тому человеку, которого вы обидели, что вы жалеете о злом поступке?

(Ответы детей.)

– А что может случиться с человеком, который все время сердится?

(Ответы детей.)

– Верно, человек может остаться без друзей, от него все отвернутся – и вот тогда ему будет по-настоящему плохо и одиноко. Вот такие люди и живут на Клокочущем вулкане.

– Я предлагаю вам нарисовать выражение злости на их лицах.Располагайтесь на ковре и рисуйте.

(Дети рисуют на фигурках человечков эмоцию «Злости».)

– А теперь поселите их на Клокочущий вулкан.

(Дети прикрепляют на карту своих человечков.)

– Так с какой же эмоцией вы сегодня познакомились?

(Ответы детей.)

– Молодцы, правильно! Настала пора возвращаться домой, но напоследок давайте научим Злюку тому, как можно менять настроение с плохого на хорошее.

– Предлагаю вам поиграть в игру «Бумажные мячики».






Игра«Бумажные мячики»

– Скомкайте лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. По моей ко­манде начинаем бросать мячи друг в друга: «Приготовились! Внимание! Начали!»


– Если вдруг у какого-то еще осталось плохое настроение, то я вам предлагаю оставить его в воздушном шаре.
Упражнение «Надуть волшебный шарик злостью» (воздушный шар красного цвета)

– Передаем друг другу воздушный шар, касаясь им груди и головы со словами: «Я не злюсь, я спокоен».

– Вся злость и гнев поместились в воздушный шар злости, и, чтобы от него не осталось и следа, мы его сейчас лопнем.

– Ну что, как теперь вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

(Ответы детей.)

– А теперь ложитесь на ковер, мы возвращаемся домой. Волшебный сон перенесет нас в детский сад. Внимание…
Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

– Легли на ковер по кругу, ноги – в центр круга, руки вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыты.

– Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.
Реснички опускаются…, глазки закрываются….

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,

Отдыхают, засыпают….

Все чудесно расслабляется….

Дышится легко…, ровно…, глубоко….

Напряженье улетело…, и расслаблено все тело.

И расслаблено все тело.

(Длительная пауза.Дети выводятся из «волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали….

(Громко, быстро, энергично.)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
– С возвращением, мы снова в детском саду: добрые, веселые и внимательные друг к другу. До новых встреч. До свидания!


Занятие по теме:

«Удивительная планета»

Цели:


  • создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга;

  • развивать саморегуляцию (концентрацию внимания);

  • познакомить детей с эмоциональным состоянием (настроением) – удивление;

  • сформировать у детей умение определять по позе и эмоциям удивленное настроение человека;

  • расширить представление детей о том, что цвет тоже характеризует удивительную эмоционально-чувственную сферу людей;

  • проанализировать чувство удивление с помощью художественно-изобразительных средств;

  • релаксационная гимнастика.


Ход занятия
- Здравствуйте, я рада вас видеть. Мы продолжаем путешествовать по «Необыкновенной стране чувств». Вспомним, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии.

(Ответы детей.)

- Да, о чувстве страха. Что нам помогло определить это чувство?

(Ответы детей.)

- Верно: выражение лица, интонация голоса, поза.

- Кто из обитате­лей Дремучего леса испытывает чувство страха?

(Ответы детей.)

- Молодцы, вы многое знае­те, многому научились.

- А сегодня мы познакомимся с жителями Удивитель­ной планеты.



(Разворачиваем карту, на которой нарисована розо­во-голубая планета).

- Почему у планеты такое любопытное название, мы уз­наем, если решимся ступить на палубу космического корабля. Кто готов к полету в космос?

(Ответы детей.)

- Отлично! Ложитесь на спину и положите под голову по­душку. Внимание… Мы готовимся к полету.



Путешествие на удивительную планету

- Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там,


далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путе­шествие к Удивительной планете. Вы - команда межпланетного космичес­кого корабля землян. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох-выдох (3 раза).
Крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на пе­дали. А теперь отпустите педали и штурвалы. Чувствуете, как приятная
тяжесть растекается по телу, как будто прижимает нас. Корабль взлетает.
Нам становится легко. Сейчас важно ровно дышать: вдох-выдох (3 раза). Хо­рошо! Наше тело легкое и невесомое. Мы летим в космос. На нас приветливо
смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Удивительная
планета. И она уже близко. Яркая, голубая с розовым.

- Мы совершаем мягкую посадку: снова крепко возьмитесь за штурва­лы, сильно надавите на педали. Сделайте глубо-о-кий вдо-ох и выдох


(2 раза), отпустите штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Давай­
те выйдем из корабля.

- Кто же это перед нами?

(Подвести детей к карте, демонстрируется пиктограмма «удивление».)

- Смотрите, человек совсем не похож на нас. Как вы думаете, какое чувство испытывает человек?

(Ответы детей.)

- Как вы догадались?

(Ответы детей.)

- Чему он удивляется?

(Ответы детей.)

- Этот чело­вечек не ожидал нашего появления. А вы знаете, как его зовут? (Ответы детей.)

- У него инте­ресное имя: инопланетянин Удивляшка. Давайте его поприветствуем, как это делают настоящие инопланетяне.

Ритуал приветствия «Инопланетяне»

- На Удивительной планете Удивляшка научил всех здороваться самым


необычным способом: плечом, спиной, рукой, носом, щекой.

(Дети выполня­ют ритуал приветствия).

- Ребята, давайте порадуем Удивляшкуи попробуем на своем лице изобразить чувство удивления. Как вы думаете, удивление долго длится или


мгновенно появляется и быстро исчезает?

(Ответы детей.)

- Конечно же, на смену ему приходят: инте­рес, грусть, страх или радость.

- Подумайте и ответьте: когда люди удивляются?

(Ответы детей.)

- Действительно, люди удивляются, когда происходит чудо! А чудес на Удивительной планете не мало! Хотите в этом убедиться и вместе с Удивляшкойудивляться?



(Дети разыгрывают этюды.)

Этюд «Удивление»

- На планете есть цирк. В нем выступает удивительный фокусник. Ребята пришли на представление и увидели, как фокусник посадил в пустой чемо­дан кошку, закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выскочила собака. Ребята удивились и зааплодировали в ладоши.



Игрушка-сюрприз

- Смотрите, а это магазин удивительных вещей. Давайте зайдем в него. Ой, сколько здесь игрушек-сюрпризов! Открываем шкатулку, а из него выскакивает веселый клоун; берем в руки мороженое, а откусить не получается; распечатываем пакет с орешками, а из него – хлоп! – вылетает серпантин!



Живая шляпа

- Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у окна: «Дима, пора домой. Обед уже на столе!»

Дима попрощался с друзьями и пошел домой. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать маль­чик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

- Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой?


Шляпой? Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?

(Дети разыгрывают эту сценку с предметами: шляпой, котенком.)

- Замечательно!

- Какое чувство возникло у детей?

- Как вы догадались?

- Посещало ли вас чувство удивления?

- Что стало причиной возникновения чувства удивления?

(Ответы детей.)

Игра «Круглые глаза»

- Дети планеты очень любят с Удивляшкой играть в игру « Круглые гла­за». Они рассказывают друг другу небылицы и от удивления делают круг­лые глаза. Каждый из вас придумает короткую историю о том, чего не мо­жет быть, а вы это видели.

Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот - беда: не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо...

Что за чудо, спросишь ты?

- Шла я полем и увидела двугорбого верблюда с рогами на голове и уди­


вилась: «Не может быть!»

- А какое чудо видели вы?



(Дети рассказывают свои небылицы.)

Беседа «Что я чувствовал, когда изображал удивление?»

- Как билось ваше сердце?

- Как вы дышали?

- Что происходило с вашими мышцами?

- Что вам хочется сделать, когда вы так себя чувствуете?

- Рассмешили или огорчили вас рассказы-небылицы?

(Ответы детей.)

- Бывало ли с вами такое на самом деле?

(Ответы детей.)

- А вот на Удивительной планете бывает все! Здесь даже художники рисуют интересным и удивительным способом.



(Детям выдается большой лист в форме круга и акварельные краски.)

- Рисовать планету мы будем без кисточек, пользуясь лишь носиками, локотками, пальчиками, ла­дошками! Мы с вами будем творить чудеса!

- Красками какого цвета вы будете пользоваться?

(Ответы детей.)

- Конечно же : розовая, голубая, светло-зеленая, желтая.

(Коллективная работа.)

- Удивительная, полная чудес планета у вас получилась!

- Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

(Ответы детей.)

- Правильно! С маленькими жителями Удивительной планеты, узнали, ка­ким чудесам удивляются дети, как они себя ведут и что делают.

- Ребята, нам пора возвращаться. Что можем пожелать детям- инопланетянам?

(Ответы детей.)

Свеча добра

- Чтобы высказать свое пожелание, надо взять свечку в руки и придумать удивительно красивое и доброе пожелание. Затем передать свечу своему соседу. И так по кругу.

(По окончании упражнения свеча совместно задува­ется.)



- Межпланетный космический корабль ждет нас!

Упражнение на дыхание «Ракета»

  • Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки -руки через стороны вверх, ладони сомкнуть.

  • Задержите дыхание, потянитесь с силой в небо, поднимаясь на носкии удерживая равновесие - подготовка ракеты к старту.

  • Медленно выдохните с раскрытым, свободным, длительным звуком
    «А-А-А», опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опус­каясь на полную ступню.

  • Снова сделайте глубокий вдох через нос, также потянитесь и задер­жите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко «А».

Упражнение на релаксацию «Возращение на Землю»

- Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там,
далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путе­шествие с Удивительной планеты на Землю. Вы - команда межпланетного космичес­кого корабля землян. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох-выдох (3 раза).
Крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на пе­дали. А теперь отпустите педали и штурвалы. Чувствуете, как приятная
тяжесть растекается по телу, как будто прижимает нас. Корабль взлетает.
Нам становится легко. Сейчас важно ровно дышать: вдох-выдох (3 раза). Хо­рошо! Наше тело легкое и невесомое. Мы летим в космосе. На нас приветливо
смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель –Земля. И она уже близко.

- Ракета приземлилась в нашем любимом детском саду. До свидания и до скорых встреч.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница