Социальные стереотипы потребностей современных подростков



Дата25.04.2016
Размер54 Kb.
Рыскулова М.Н.

(г. Нижний Новгород)



СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Социальные стереотипы – это устоявшееся, связанные с социальными ценностями представления какой-либо социальной группы, выработанные на основе сравнения их с внутренними идеалами и ценностными ориентирами. Социальные стереотипы очень разнообразны, они существуют во всех областях нашей жизни и представляют собой основу устойчивых особенностей поведения личности, во многом определяя ее поведение, суждения и отношение к окружающему. И большинство из нас предпочитает жить в соответствии с традициями семьи по установленным правилам. Это позволяет заранее быть готовым к прогнозируемому будущему.

Существующие в обществе социальные стереотипы различных социальных групп оказывают большое влияние на ход политических, экономических, культурных и других процессов, происходящих в государстве. Молодежь, которая вступает в тот период своей жизни, когда благодаря активной творческой деятельности оказывает значительное влияние на все процессы, проходящие в стране, заслуживает в этой связи пристального внимания. Именно социальные стереотипы молодежи оказывают наибольшее влияние на тенденции и перспективы развития страны, в связи, с чем необходимо постоянно изучать их с целью разработки мероприятий по формированию положительных социальных стереотипов у молодежи, которые будут способствовать эффективному развитию государства и общества.

В настоящее время происходят существенные изменения в структуре общественной жизни: меняются условия, устанавливаются новые нормы поведения, пропагандируются новые цели, возникают новые социальные организации и институты, утверждается новая ценностно-нормативная система, меняются поведение и убеждения активных социальных субъектов, и в первую очередь – молодежи. Это связано с тем, что система оценочных суждений, убеждений, социальных стереотипов и идеалов человека интенсивно формируется в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому образование играет огромную роль в формировании ценностных ориентиров молодёжи. Четко выстроенная система ценностей личности в юности является важнейшей предпосылкой формирования положительных социальных стереотипов человека, его успешной самореализации в будущем, следовательно, именно школьная среда должна создавать необходимые условия для личностного роста обучающихся и формирования у них системы ценностей и адекватных социальных стереотипов. Отметим, что в формировании ценностной ориентации подрастающего поколения трудно переоценить роль педагога, который обязан быть образцом ценностно-самоопределившейся личности. Это утверждение бесспорно, поэтому оно не раскрывается в содержании статьи.

Многими исследователями отмечается тесная связь процесса формирования социальных стереотипов потребностей и ценностной ориентации личности с её мотивационной сферой (Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, Б.Ф. Поршнев, В.А. Ядов и др.). Выбор личностью тех или иных оснований для совершения поступка, поведения, предполагает предпочтение одного мотива другим и удовлетворение определённых интересов.

Рассмотрим данные, полученные при обработке результатов XIII-ой Всесоюзной эвристической олимпиады школьников по психологии, которые ежегодно проводит Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru). В одном из заданий олимпиады старшеклассникам предлагалось выстроить пирамиду потребностей современного подростка, опираясь на анализ действий и высказываний своих одноклассников, а затем сравнить полученные результаты с личной пирамидой. Что же мы получили?

На первом месте (от низшего к высшему) стоят физиологические потребности (сон и пища, комфорт в быту). Многие назвали наибольшей жизненной ценностью – здоровье.

На втором месте стоит потребность в обществе, ценность межличностного общения, выполнение коллективных работ и участие в каких-либо коллективных делах. Для подростков важно чувствовать себя частью общества, важно, чтобы рядом были такие же люди, как и они сами.

Третье место занимает понимание окружающими. Это их доверие и их же признание. Помощь со стороны правоохранительных органов. Поддержка родных и близких. «Очень важным для подростка является потребность в признании со стороны взрослых (уважение, принятие, поддержка, осознание факта взросления подростка). Удовлетворение этой потребности обеспечивает полноценное существование подростка и успешное становление его личности» (Лесникова Любовь, 9 класс, г. Железногорск Красноярского края).

На четвертом месте стоит потребность в красоте окружающего мира, чистоте и порядке. Причём многие отмечали значимость чистоты родного города, порядка в своей комнате, в школьных кабинетах, красоты собственного тела и одежды.

На высшем месте стоит потребность в самовыражении, ценность самоутверждения, саморазвития, самосовершенствования. Каждый понимает это по-своему. «Основной потребностью является потребность в самоутверждении. Данная потребность может удовлетворяться различными способами: от комментариев в Интернете, до значимых достижений в спорте (редко в учебе). Венцом потребностей моих сверстников является потребность в созидании. В основном это выражается через хобби (самые модные в моем окружении: фотография, мыловарение, написание музыки, танцы, компьютерная графика)». (Безносов Андрей, 11В класс, г. Нижневартовск).

Заслуживают внимания фрагменты опроса, который провела участница олимпиады Амирова Яна, 9 класс (г. Стерлитамак):

«Самовыражение? Ну это когда… Даже не знаю толком. Мне важно, чтобы во мне все же было что-то уникальное. Например, я хороший баскетболист. Там я себя выражаю. Но про учебу тоже не забываю, учусь хорошо и участвую в различных олимпиадах» (Ильдар, 16 лет).

«Для меня это значит всегда оставаться самой собой, я себя выражаю в общении с людьми, поэтому всегда стараюсь быть с ними искренней. И еще я пишу стихи. Правда, никому их не показываю, но, тем не менее, это тоже один из способов моего самовыражения» (Аня, 15 лет).

«Фотография – мой способ самовыражения. Когда я фотографирую, я переношу на изображение не только объект съемки, но и частичку себя» (Снежана, 15 лет).

«Забота о будущем и стремление к осуществлению мечты. Решил стать хирургом – я им стану. А пока что выражаю себя в старательной учебе. По нужным мне предметам, разумеется» (Андрей, 16 лет).

В основном личные пирамиды потребностей участников олимпиады не отличались от пирамид сверстников: «Моя личная пирамида потребностей не отличается от пирамиды потребностей моих одноклассников. Так как, находясь, длительное время в одной социальной группе члены этой группы сознательно или бессознательно влияют на взгляды других членов группы. В связи с этим, у членов одной социальной группы вырабатываются схожие потребности и взгляды» (Кудисова Дарья, 10 класс, г. Стерлитамак).

Когда человек заранее готов к тому, что в будущем он получит образование, обзаведётся семьей, будет ходить на работу и т.п., становится проще жить. Не каждый решится пойти против традиций общества, не каждый отважится ломать стереотипы своей социальной группы. Только 10% участников противопоставляли себя коллективу сверстников. Не может оставить равнодушным ответ одного из участников олимпиады: «Вам это покажется странным, но я не общаюсь со сверстниками (мне не интересно с ними). Потребности моих сверстников – это катастрофа: удовольствия, стремление быть ярче остальных, быть богаче всех, быть лучшим. ЭТО ИДИОТИЗМ! (здесь и далее выделено автором) Для чего всё это? Пустая трата жизни на то, чтобы быть лучше, чем есть на самом деле. Я, остаюсь собой в чистом виде, не могу находиться в этом стаде, где бараны готовы грызть свих собратьев, за то, что они чуть лучше! У меня включается защитная реакция - СТАДО МЕНЯ НЕ ПРИНИМАЕТ! У любого в классе спросите, любят ли меня в этом обществе? Вам почти все скажут "НЕТ"... А мне их просто жалко. (Гажин Данила, 11 класс, г. Златоуст).

Некоторые участники отходят от заданной фигуры пирамиды: «Пирамида современного подростка резко отличается от пирамиды А. Маслоу. По мнению Маслоу для большинства людей выход на более высокий уровень возможен лишь тогда, когда удовлетворена потребность низшего уровня. Мотивация же подростков подчас не умещается в пирамиду, а создает равносторонний многоугольник, где количество сторон зависит от количества мотивов и ценностных ориентиров, и в моём случае это – пятиугольник:

1. СЕМЬЯ; 2. УЧЁБА; 3. ДРУЗЬЯ; 4. СПОРТ; 5. РАЗВЛЕЧЕНИЕ» (Медведева Ирина, 9 класс, г. Нижневартовск).

Многие участники отмечают, что социальные стереотипы потребностей юношей и девушек различны. И ценность любви и дружбы у девушек занимает более высокие позиции, чем у юношей: «Ах, это замечательное чувство любовь, не возможно без любви в подростковом возрасте, пусть она даже безответная, но у каждого она есть» (Скоморохова Анастасия, 10 класс, г. Златоуст).

Таким образом, в процессе разбора ответов участников олимпиады «Психология» изучались социальные стереотипы потребностей подростков, суждения старшеклассников об основных сферах жизнедеятельности, их ценностные ориентации, мнения о сфере семейных отношений, а также содержание их представлений о будущем.

Важно отметить солидарность участников при выборе ведущих ценностей: на первом месте – «здоровье», на втором – «общение», на третьем – «самоутверждение». Все участники олимпиады заинтересованы в активных социальных контактах и в установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, а также в реализации своей социальной роли. В то же время «работа» как ценность для старшеклассников менее значима, по сравнению с «друзьями» и «любовью», однако профессиональная самореализация очень важна. Подростки в принципе осознают значимость образованности, хорошей работы и материального благополучия. Данные исследования показывают, что старшеклассники ориентированы на общечеловеческие ценности личного счастья, наиболее значимыми из которых являются: здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, общественное признание уверенность в себе и друзьях, саморазвитие и самосовершенствование.

Обобщив данную информацию, можно составить портрет современного старшеклассника: он ценит здоровье, чистоту и порядок, самостоятельность и независимость, осознает необходимость коммуникабельности, умения наладить отношения с окружающими, он уверен в себе, стремится к самоутверждению, саморазвитию, и что особенно радует, считает образованность и высокие нравственные качества средствами для достижения успеха в жизни.

Литература

1. Официальный сайт Центра дистанционного образования «Эйдос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eidos.ru.



2. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. -639 с.
Каталог: fr
fr -> Обществознание а Определите правильный
fr -> Тематика курсовых работ 20 Примерная тематика тестов 21 тематический план изучеия дисциплины 24 приложения 27 Приложение 1 27
fr -> Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
fr -> Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
fr -> Виды коммуникаций
fr -> Бернард Вербер Древо возможного и другие истории
fr -> Ранняя диагностика и коррекция
fr -> Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины
fr -> Проблемы молодой семьи в трансформирующимся обществе Понятие «трансгрессивность»
fr -> Конфликты в современной семье: причины, анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница