«Социальные критерии отнесения детей к группе риска» «Дети группы риска»: что стоит за этим термином



Дата15.02.2016
Размер62.5 Kb.
«Социальные критерии отнесения детей к группе риска»
«Дети группы риска»: что стоит за этим термином???

К детям и подросткам    «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения. Ученые и практики к группе риска относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать ребенком из «группы риска».

Но ваше вни­мание сегодня я хочу обратить на ту часть «детей группы риска», чьи проблемы связаны с социально-психологической дезадаптацией.
Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и со­циальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адапта­ции реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскры­вается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое соци­альное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.

Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаи­модействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатриче­ской, литературе.

Пусковым механизмом этого про­цесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индиви­дуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не по­зволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.
Социальные причины отнесения детей к «группе риска»
Социально  запущенные  дети

Социально  запущенные  дети - это дети, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально запущенные дети – это дети, поведение которых является преимущественно следствием отсутствия правильного воспитания, вредного влияния среды, беспризорности и сиротства. Число таких детей обычно резко увеличивается в связи с последствиями войны, голода, бе­женства и вообще социальных потрясений. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социаль­но неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Социально  незащищенные дети

Социально  незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная  незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических и социальных.

Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Примером социальной незащищенности можно назвать детскую безнадзорность.

Девиантное поведение детей

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм, либо как ошибочный ан­тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются - трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.



Социальная норма — исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившим данном обществе нормам. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения:

  • ан­тисоциальное (делинквентное) поведение,

  • асоциальное (амораль­ное) поведение,

  • аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение.


Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, про­тиворечащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распростра­нены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преоб­ладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выпол­нения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее бла­гополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бро­дяжничество, иждивенчество. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, ложь, во­ровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение.

Аутодеструктивное (Саморазрушительное поведение) это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазру­шительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веще­ствами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в де­структивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Педагогически запущенные дети

Запущенность педагогическая — это интегративное понятие. С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психи­чески здорового, который, однако, не обладает необходимыми зна­ниями, навыками и умениями, а с другой стороны — недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональ­ной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка

Две части проблемы могут служить источ­ником педагогической запущенности ребенка и младшего школь­ника. Педагогическая запущенность может быть порождена непра­вильным развитием самого ребенка, у которого нет необходимых для его возраста знаний, умений, навыков. В этом состоит как бы «личная вина» ребенка.

В то же время — не в одном ребенке дело. Взрослые также повинны в появлении педагогической запущенности. Это вызы­вается, как показывают многочисленные исследования, невер­ными действиями со стороны родителей, родственников, педа­гогов, психологов, медиков. И нельзя с полной уверенностью сказать, какая из этих сфер способна оказать большее негативное воздействие на формирование и развитие личности. Причем, чаще всего обе эти сферы существуют в неразрывной связи друг с дру­гом, подталкивая ребенка к этому состоянию.
Дети – сироты, опекаемые дети

Это группа детей тоже относится к «группе риска», т.к. таким детям, конечно же, нужно больше внимания и заботы со стороны работников общеобразовательных учреждений.



Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальная сирота — это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

- умерли;

- лишены родительских прав;

- ограничены в родительских правах;

- признаны безвестно отсутствующими;

- недееспособны (ограниченно дееспособны);

-отбывают наказание в исправительных колониях;

- обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

- уклоняются от воспитания детей;

- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

В этом случае заботу о детях, т.е. попечительство, берет на себя общество и государство, в лице учреждений и лиц, заменяющих родителей. Таковыми могут быть опекуны, приемные родители, приют, дом ребенка, детский дом.


Дети - инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Типичные трудности детей и подростков «группы риска»



  • взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

  • взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

  • формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

  • внутреннее («психологическое») одиночество, невыра­женность, непонятность другими;

  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

  • обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

  • переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообла­данию и обладанию ситуацией;

  • неорганизованность;

  • зависимость от других, низкая сила своего «Я»;

  • трудности в обучении;

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

  • трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;

  • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

  • чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. Вышеперечисленные группы детей в сегодняшней социальной ситуации вызывают наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей.






Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница