Социальные группы Тема: Большие социальные группы



Pdf просмотр
страница1/4
Дата25.07.2022
Размер1,27 Mb.
#167716
  1   2   3   4


Раздел 5. Социальные группы
Тема: Большие социальные группы
18/06/2020; 11.20-13.15
Преподаватель: Жогаль Е.М.


ВОПРОСЫ

Понятие «больших социальных групп
»
. Классификация больших социальных групп.

Уровни развития больших социальных групп (Г.Дилигенский).

Понятие масс и массового поведения.

Психология толпы.
Типичные жизненные ситуации возникновения толпы. Признаки толпы. Виды толп.

Поведение индивида в толпе.

Заражение и подражание.

Страх и пробуждение инстинктов в толпе.

Массовая паника как социально–психологическое явление.
Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники.
Условия прекращения паники.


Введение в проблему

Проблема изучения больших социальных групп, их психологических характеристик является одной из важнейших в социальной психологии.

В современном социально-психологическом исследовании больших социальных групп выделились следующие аспекты:
1.
какие группы следует рассматривать в качестве больших;
2.
какова структура психологии больших групп., ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
3.
каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии;
4.
какими методами можно пользоваться при изучении явлений в больших социальных группах.


Западная традиция изучения больших социальных групп

Используется в основном две концепции:
1.
статическая концепция группы;
2.
динамическая концепция группы.

В первом случае внимание сосредотачивается только на принадлежности к стабильным образованиям и на тех характерных установках, которые развиваются у человека благодаря членству в них.

Во втором случае важно то, что объединения людей во времени и пространстве характеризуются общими стремлениями, именно это делает социальную группу чем-то большим, чем простой соединение индивидов. Отправной точкой при изучении групп является анализ деятельности, а не структуры.


Понятие «больших социальных групп
»

Большая группа может рассматриваться с двух точек зрения.

Во-первых., это количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков. Эти группы представлены государствами, нациями, народностями, классами и т. д.

Во-вторых, это реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей., вовлеченных в ту или иную общественную деятельность.


Понятие «больших социальных групп
»

Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа».

Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:
1. большая группа — это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
2. социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность);


Понятие «больших социальных групп
»
3. большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;
4. большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия, партия).

Все люди входят в различные социальные общности и составляют большие группы.

Основанием для разделения определенных видов групп служит определенная система объективных социальных связей.


Признаки больших социальных групп:
1.
имеют структурную и функциональную организацию;
2.
социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3.
определенный психический склад, групповая психология;
4.
оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
5.
определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.


Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:

длительно существующие группы (классы, нации);

временно существующие группы (толпа, аудитория);


Виды больших социальных групп:
3) по организованности-неорганизованности:

организованные группы (партии, союзы);

неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:

возникшая стихийно (толпа);

организованная сознательно (партии, ассоциации);


Виды больших социальных групп:
5)
по контактности членов группы
:

условные группы
– группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6)
по открытости
:

открытые;

закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.


Уровни развития больших социальных групп:
1.
типологический
– люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности.
Такие группы не обладают единством;
2.
идентификационный
– характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
3.
солидаристский
– характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.


Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
1.
степень идентификации членов группы;
2.
степень гетерогенности и гомогенности группы;
3.
характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
4.
социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
5.
общественно-исторический опыт группы;
6.
идеология объединения людей.


Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной сферы:

общегрупповые потребности;

общегрупповые интересы;

мотивы деятельности;

жизненные ценности;

цели и социальные установки;
2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

групповое сознание;

социальное восприятие и мышление;

коллективные представления;

общественное мнение;

менталитет;


Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
3) элементы аффективной сферы:

социальные чувства;

общественные настроения;

аффекты;
4) элементы поведенческо-волевой сферы:

стереотипы группового поведения;

групповые навыки;

общественные обычаи;

групповые умения.


Уровни развития больших социальных групп
(Г.Г. Дилигенский)

Каталог: blog -> zhogal -> article -> metodicheskie-materialy
metodicheskie-materialy -> Тема Предмет социальной психологии
article -> Лидерство и руководство
metodicheskie-materialy -> Социальная перцепция
article -> Количественный и качественный подходы к социально-психологическим исследованиям личности и группы
article -> Tема: Социально-психологическая диагностика личности и взаимодействия индивидов в группе
article -> Лекция Большие социальные группы Цель: изучить особенности больших социальных групп
metodicheskie-materialy -> Тема: Просоциальное и агрессивное поведение


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница