Раздел 5. Социальные группы Лекция. Большие социальные группы Цель: изучить особенности больших социальных групп.
Основные понятия: большая группа, масса, массовое поведение, толпа,
заражение, подражание, инстинкты, массовая паника.
Вопросы для рассмотрения:
Классификация больших социальных групп.
Уровни развития больших социальных групп (Г. Дилигенский).
Понятие масс и массового поведения.
Психология толпы (Г. Лебон, Э. Канетти).
Типичные жизненные ситуации возникновения толпы. Признаки толпы. Виды толп.
Вожаки толпы. Идентификация с лидером, присвоение лидером функций супер-эго (З. Фрейд).
Относительная депривация и враждебность. Толпа и преступление (С. Сигеле).
Поведение индивида в толпе.
Заражение и подражание.
Страх и пробуждение инстинктов в толпе.
Массовая паника как социально–психологическое явление.
Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники.
Условия прекращения паники.
Текст лекции: Понятие «больших социальных групп». Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований.
Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии.
Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др.).
Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались, прежде всего, исследователи, ориентированные на марксизм, исключая, может быть, изучение толпы, паники.
В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социально-психологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:
большая группа — это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность);
большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;
большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия, партия). Все люди входят в различные социальные общности и составляют большие группы. Основанием для разделения определенных видов групп служит характер связей. Например, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в социально-экономической структуре общества. Основанием для выделения нации как социальной группы также служит определенная система объективных социальных связей.
Для общностей мужчин, женщин подростков и детей существуют реальные социально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Основанием для этих объединений служат определенные психологические явления психологические общности.
Большая социальная группа– это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.