Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер0,59 Mb.
  1   2   3
Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию
Ведение

Целями и задачами данной работы является: рассмотреть формы и методы социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить как социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию. Выявить действительное социальное положение женщины в России и попытаться найти пути разрешения данного вопроса.

Застойная экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.

Понятие “женский вопрос” по своему содержанию широкое. Оно охватывает социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни, проблемы их дискриминации, организации действий в защиту своего правового и фактического равноправия.

Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав - на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); на участие в выборах (суфражистки в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.

Отправным пунктом решения “женского” вопроса в нашей стране следует считать 1918 год, когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни - гражданских и юридических правах, труде, образовании, семейной жизни - был не только провозглашен, но и закреплен в первой Конституции Советского государства, ряде других политических актов и законов. Уже в 1918 г. проходит первый Всероссийский съезд женщин - работниц и крестьянок, тогда же создаются женотделы, которые ведут культурную, воспитательную и организационную работу среди женщин. Движение женщин за равноправие принимало в стране все более массовый характер, оно встречало поддержку и со стороны мужчин. Традиционные взгляды в обществе на отношения между полами начинали изменяться. В значительной степени это было обусловлено тем, что женщины приобретали экономическую самостоятельность, правовую независимость, получали равное с мужчинами образование. Проводились массовые дискуссии по различным аспектам отношений между мужчинами и женщинами: брак и семья, свободная любовь, родительский дом, свобода женщины распоряжаться собой и своим телом.

В эти же годы, несмотря на переживаемые страной военно-экономические трудности, развивалась женская периодическая печать: журналы “Коммунистка”, “Работница”, “Крестьянка”, “женские странички” в ряде центральных и местных газет, издания серии книг и брошюр “Библиотечки для женщин”. Все это способствовало распространению идей о равноправии в стране. До 1926 г продолжали выходить и некоторые популярные издания для женщин, существовавшие еще в дореволюционное время.

Однако, первоначально демократическая социальная политика в отношении женщин постепенно трансформировалась, менялась. В 1934 г под предлогом, что в большинстве центральных районов страны решена женская проблема, была свернута и затем прекращена особая работа среди женщин. Мотивировалось это тем, что большинство женщин вовлечено в общественное производство в городе и в кооперативной деревне и, таким образом, преодолена их социальная отсталость.

Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин. Индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук. Распределение продуктов по карточкам, реализация лозунга “Кто не работает, тот не ест” обеспечивали почти стопроцентную и мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство. Коллективизация и массовое раскулачивание подорвали экономические основы патриархальной сельской семьи и тем самым также вынудили женщину идти на заработки в колхоз или в город, - чаще всего это была тяжелая, непрестижная, малооплачиваемая работа. Уже к 1940 г удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил 38,9%. Резко возрос данный показатель в военный и послевоенный период.

Но в таком виде дарованное женщине “право на труд” явилось не средством обретения экономической независимости, а дополнительным механизмом эксплуатации, добавившим к традиционным семейным обязанностям женщины еще и трудовые. Политика в отношении женщин стала определяться с позиции того, что они должны дать обществу Нужны были стране рабочие руки - иди и работай, понадобится повысить рождаемость - иди и рожай, причем в послевоенные годы этому “способствовали” такие правовые санкции, как запрещение разводов, абортов и подачи исков на установление отцовства и взыскание алиментов.

Однако несмотря на некоторые дискриминационные меры, российские законы в отношении равноправия женщин были самыми прогрессивными и оказали существенное воздействие на “женское” законодательство в других странах. Кроме того, не сбрасывая со счетов волюнтаристские подходы и трудности ЗО-х годов, следует признать опыт решения “женского” вопроса в нашей стране бесценным и остро необходимым в современных условиях возрождающегося женского движения в России. Ведь отношение к женщине у нас до сих пор патриархально-функциональное: отдайся и терпи. Общество использует силы и потенциал женщин на производстве, в семье, в общественной жизни, не особенно заботясь о том, что оно дает ей в свою очередь.

Итог же социальных трансформаций в России состоит в том, что фактически женщин лишили многих социальных завоеваний: резко снижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки; общество пришло к социальной дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни. Изменился социально-психологический настрой в женском социуме: среди женщин усилились за два последних года чувства пессимизма (с 8 до 12%), растерянности (с 9 до 15%), неуверенности (с 24до 31%), тревоги (с 39до 46%). Оценили свое психологическое состояние как “душевный подъем” лишь 1,6% опрошенных российских гражданок, как оптимизм - 8%.

Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социальным, духовным условиям, сложившимся в обществе, при этом видоизменяя не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности. Фактически положение женщин в России - это пример нарушения важнейших положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г и вступившей в силу в сентябре 1981 г
Глава 1 Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию.

1.1.Социальное положение женщин в России


Проблемы женского труда. На территории России проживает 78,7 млн. женщин, что составляет 53% населения, 34 млн. из них занято в народном хозяйстве. В соответствии с законом запрещено применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда. Однако в промышленности в неблагоприятных условиях труда работает 3,5 млн. женщин. Среди всех работников, занятых на особо тяжелых и вредных работах, каждая пятая - женщина. На каждом шестом предприятии из сорока проверенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации выявлены нарушения закона в отношении женщин.

В сельскохозяйственном производстве занято 3,1 млн. женщин, или около 40% от общего числа работающих. Лишь треть женщин выполняют механизированные работы, остальные заняты тяжелым физическим трудом.

С 1992 г запрещено привлечение женщин до 35 лет к работам в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если они связаны с ядохимикатами, пестицидами и дезинфицирующими средствами. Однако среди работающих в условиях, не отвечающих нормам, половина - женщины. В итоге каждая третья сельская женщина в возрасте 46-55 лет имеет заболевания, вызванные тяжестью и вредностью труда.

Что касается структуры профессиональной деятельности в целом, то можно сказать, что она стихийно воспроизводит стереотип “женского предназначения”. Так называемые “женские профессии” сформировались путем вынесения на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Подавляющая часть представительниц прекрасного пола работает в торговле и общественном питании (82% от числа работающих), здравоохранении и социальном обслуживании (85%), народном образовании (79%), в сфере культурного обслуживания (73%). Аналогичная ситуация в промышленности: женщины преобладают в таких ее отраслях, как легкая и пищевая, фармацевтическая, швейная, прядильная и тд. Причем здесь много профессий и рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями, а престиж и оплата труда невелики. В среднем по народному хозяйству заработная плата женщин более чем на треть ниже, чем у мужчин.

Женщины и политика. На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.

Если в доперестроечный период представительство женщин в руководящих партийных и государственных структурах составляло более 33%, то в ходе “борьбы за демократию” в Федеральном Собрании женщин осталось всего 11,4%. В правительстве только одна женщина-министр. Среди председателей верховных судов субъектов Федерации женщины составляют 16%.

Как данные статистики, так и результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности (в лучшем случае) второго, а как правило, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями. В аппарате Министерства финансов женщины составляют 77%, Министерства здравоохранения - 66%, Комитета по политике цен - 72%. Среди нотариусов женщин 95%.

Резко уменьшилось представительство женщин в структурах власти на местах. Например, если в Московской области в 1987 к среди 700 депутатов было 332 женщины (47,7%), то уже в 1992 г их доля снизилась до 9,5%. Из 67 председателей горрайсоветов только 4 женщины, а среди глав администраций городов и районов области всего 3. Эта картина характерна для всех без исключения российских территорий.

Здоровье, рождаемость, беременность. Ожидаемая продолжительность жизни традиционно считается главным индикатором физического состояния населения. Сокращение продолжительности жизни населения России в результате роста смертности за период 1989/90-1993ггсоставилоуженщин2,5года(с74,4до71,9лет),у мужчин - 5,1 года (с 64,0 до 58,9 лет). Если в начале 70-х годов продолжительность жизни россиян была примерно на 2 года меньше, чем в развитых странах Европы, Северной Америки, Австралии и Японии, то в настоящее время различие России со странами Европейского содружества ( 19 стран) по этому показателю составляет для женщин 6,7 года, для мужчин 12,3 года.

Эксперты ВОЗ, исследовавшие состояние здоровья российских женщин, сделали следующее заключение: “Крайнее ухудшение здоровья женщин и детей в этом регионе приравнивается к катастрофе. Они платят своим здоровьем за ломку экономических отношений, и эта плата непомерна”.

В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, скверная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают дольше и тяжелее в 6 раз). В последние годы возросло число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге - вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.

Падает рождаемость. В конце 80-х годов суммарный коэффициент рождаемости опустился ниже двух рождений в среднем на женщину (для простого замещения поколения необходимы 2,15-2,17 рождений на одну женщину). Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.

В последние годы существенно ухудшилось состояние здоровья беременных женщин. Среди них растет общая заболеваемость. За период с 1989 по 1993 г в 2,8 раза увеличилась их заболеваемость анемией, в 1,7 раза возросло число случаев токсикозов у беременных, в 1,5 раза- болезней системы кровообращения. Начиная с 1990 г более половины всех родов имели патологическое течение, число нормальных родов в 1993 1* составило только 40,2%. Психические и моральные травмы утяжеляют течение беременности и родов. Женщины с трудной биографией чаще производят на свет маловесных, слабых детей; они менее внимательны к своему здоровью.

В России не снижается материнская смертность, показатель которой более чем в 2 раза превышает среднеевропейский уровень. Среди факторов, определяющих высокую материнскую смертность, основными являются неудовлетворительное состояние здоровья будущих матерей, аборты, в том числе проводимые вне медицинских учреждений, неадекватная медицинская помощь в женских консультациях и акушерских стационарах, низкий уровень общей и санитарной культуры у части женского населения.

Несмотря на проводимую работу по созданию службы планирования семьи, внедрению современных средств предупреждения непланируемой беременности (контрацепции), к абортам по-прежнему прибегает 60-70% беременных женщин. В 1993 г число беременных в России составило 4,5-4,7 млн., из них только около 1,4 млн. родили детей. Остальные предпочли аборт Следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, высокая временная нетрудоспособность женщин.

Проблема занятости женщин. При переходе к рыночным отношениям с учетом особенностей состояния экономики России произошли крупные изменения в среде занятости всего населения, включая женщин. Сейчас в народном хозяйстве занято 34 млн. женщин - 48% всех работающих. Их положение на рынке труда, как и других групп населения, определяется потребностью в работе, спросом на труд данной социально-демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем ее квалификации, способностью к перемене места работы, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой среде.

Представление о “женском” лице безработицы сложилось на основе учета ситуации на контролируемой Федеральной службой занятости части рынка труда. Так, на конец 1992 г женщины преобладали среди зарегистрированных безработных (имеющих статус безработных) - 72,2%. В то время как по данным обследований доля женщин среди незарегистрированных в службах занятости безработных составила 45%. Ухудшается общая конъюнктура рынка труда, что отражается в росте продолжительности безработицы. Доля женщин с продолжительностью безработицы до 4 месяцев сократилась с 77,8% в 1992 г до 48,5% в 19941*, а доля длительно безработных (более 8 месяцев) за тот же период увеличилась с 4,2 до 22,6%.

Ухудшается положение на рынке труда женщин, уволившихся по собственному желанию, а также женской молодежи, окончившей общеобразовательные школы и профессионально-технические училища. Среди безработных женщин лица в возрасте до 30 лет составили в 1994 г 87,4%. Примерно половина из них (48%) имеет детей до 16лет, при этом 11% - одинокие матери, 10% - многодетные.

В качестве относительно позитивной тенденции следует отметить, что среди безработных женщин снизилась доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование (с 49,9% в 1992г до 40,4% на июнь 1994 г), хотя этот контингент женщин по-прежнему с трудом находит себе работу.

Ухудшение конъюнктуры на рынке труда и рост продолжительности безработицы объясняются главным образом несовпадением спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, что имеет более выраженные негативные последствия для женщин. Так, социологические службы различных стран, исследующие положение женщины на рынке труда, анализировали причины, по которым работодатели при приеме отдают предпочтение мужчинам (особых различий между японским, немецким и новоявленным российским предпринимателем в этом отношении нет). Основная причина, по которой женщине отказывают в трудоустройстве, - необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей. Вторая по значимости причина - работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма. Третья причина деликатно формулируется социологами как “несоответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям”. Фактически же за этим стоит традиционное мнение о том, что женщина менее профессиональна, умна и логична, чем ее коллега-мужчина. Для зарубежных работодателей имеет значение и еще один фактор, который почти не отражен нашими соотечественниками: они считают, что женщина в принципе не должна работать. Поэтому предприятия, подающие заявки в службу занятости или печатающие объявления о приеме, если и не оговаривают в открытую пол работника, то предпочтение все же отдают мужчинам.

Женщины предпенсионного возраста, доля которых составляет 6,8%, вообще не могут найти работу. Трудоустройство незанятых женщин, ищущих работу, во многом зависит от состояния региональных рынков труда. По областям и республикам существенно различается состав безработных по полу: доля женщин колеблется от 42-60% до 80-82%.

По данным за второй квартал 1994 г в 17 областях доля женщин среди безработных превышала 75%. В основном это регионы Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Северный Кавказ, где в силу специфики экономического развития традиционно не хватает рабочих мест для женского населения. Напряженная ситуация на рынке труда сложилась в связи со спадом производства во Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской и Псковской областях, в Мордовской и Чувашской Республиках, в которых требуются особые методы содействия занятости женщин и регулирования рынка труда. В этих регионах число незанятых, приходящееся на одну вакансию, в 3-18 раз превышает общероссийские показатели.

Таким образом, демографические и социально-экономические факторы, имеющие региональную специфику неоднозначно воздействуют на процессы, влияющие на женскую безработицу что в конечном итоге делает необходимым усиление регионального аспекта при разработке программ занятости.

Насилие над женщинами. К сожалению, формы насилия в отношении женщин стали весьма разнообразными - сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля “живым товаром”. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 1993 г зарегистрировано 331,8 тыс. преступлений, потерпевшими в которых стали женщины. При этом в 43 тыс. случаев преступники руководствовались корыстными, а в 18,4 тыс. случаев хулиганскими побуждениями. Около 20 тыс. преступлений совершены вследствие ревности, ссор, иных бытовых причин. В результате издевательств и истязаний со стороны собственных мужей в 1993 г погибли 14,5 тыс. женщин, а год спустя число жертв таких преступлений увеличилось почти на тысячу. Более 56 тыс. женщин получили телесные повреждения. Но насилие в семье - это не только и не столько избиения в пьяном бреду, с похмелья, но и оскорбления, психологическое подавление, унижение, изоляция, экономическая зависимость.

В 1993 г было зарегистрировано 14,4 тыс. изнасилований, более 12% изнасилований совершено в отношении несовершеннолетних. Хотя действующее законодательство причисляет изнасилование к тяжким преступлениям и предусматривает в качестве наказания значительные сроки лишения свободы, раскрываемость подобных преступлений невысока. Кроме того, до судов доходит примерно 68 % от числа зарегистрированных случаев. Причины различны, в том числе и отказ потерпевших от показаний из-за страха перед преступником.

Проблемой остаются серийные убийства по сексуальным мотивам. Нередко убийцы действуют на протяжении длительного времени и число жертв исчисляется десятками.

В последние годы все чаще девушки и молодые женщины становятся объектами похищений и перепродажи в притоны разврата (ин- тим-клубы, стриптиз-шоу и тому подобные заведения). Распространение криминального бизнеса, сутенерства, проституции способствует увеличению таких преступных действий, как вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних.

Все эти широко распространенные случаи насилия еще раз подтверждают, что женщина занимает подчиненное место и чаще всего является жертвой в обществе, что, естественно, сказывается на ее физическом и психическом состоянии. Сложно говорить о каких- либо кардинальных мерах, способных оградить женщин от сексуального насилия. Для этого должна измениться клучшему социально-экономическая обстановка в стране, стать более эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен контроль за соблюдением законов. Однако хорошую службу могут сослужить кризисные центры, куда женщины, подвергшиеся насилию, могут обратиться за помощью, психологической поддержкой, медицинской или юридической консультацией. Такие центры уже открылись в Воркуте, Ижевске, Курске, Москве, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге и других городах.


1.2.Государственная политика по улучшению положения женщин

Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст. 160); ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст. 161); установление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, направление в командировки, перевод на более легкую работу - ст. 161-164).

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие меры: запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 162); подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14лет (детей-инвалидов до 16лет) и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст. 163), по желанию женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или дома с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167), установлены перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, 'имеющей детей в возрасте до полутора лет; эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 169), на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст 172); по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14лет, администрация обязана установить им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст. 49). Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери - ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей.

Закон Российской Федерации от 19.04.91 г “О занятости населения в Российской Федерации” предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).

Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденное постановлением Минтруда о занятости населения Российской Федерации от 11.05.92 т. № 216, предусматривает квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п. 12).

4 марта 1993 г Президент Российской Федерации подписал Указ “О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин”, направленный на обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности. В соответствии с указом осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

Успешной ее реализации могут способствовать, во-первых, меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий. Во-вторых, система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день. В-третьих, создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости. В-четвертых, поддержка женского предпринимательства социальными, экономическими мерами. В-пятых, организация и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми.

В целях осуществления общегосударственной политики в отношении женщин, укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образована общественная Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации. Органам исполнительной власти было рекомендовано разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин.

Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. Осуществляется организационно-методическая помощь региональным органам управления по созданию учреждений социальной службы, разрабатываются типовые нормативные документы. Чрезвычайно важен комплекс задач, решаемых департаментом в области анализа, прогнозирования, информации и научных исследований социально-экономических проблем семьи, женщин и детей.

Учитывая, что проблемы улучшения положения женщин должны решаться по межведомственным каналам. Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос о создании соответствующих структурных подразделений в Министерстве экономики, Федеральной службе занятости для взаимодействия с уже имеющимися подразделениями в Минздраве, Мин образовании и Министерстве труда и социального развития.
1.3.Социально-правовые проблемы жестокого обращения с детьми
Сфера наших профессиональных интересов - уголовная политика, и изучение проблем семьи мы ведем через призму преступности и правонарушений. Это кривое зеркало, но оно надежно.

В правовом или в социально-правовом понимании жестокость - это всякое систематическое причинение другому лицу физических, нравственных страданий, унижение его чести и достоинства и тому подобное. Проблемы жестокости внутри семьи, в том числе и по отношению к детям - проблемы международного характера. Мы систематически следим за ситуацией за рубежом, она сопоставима с нашей.

Несколько цифровых характеристик. Сейчас в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40-45% случаев, то есть практически в каждой второй - третьей такой семье. К сожалению, в контрольной группе, то есть в семьях обычных граждан, жестокость в отношении друг к друг у в отношении детей имеет место не менее, чем в 20% случаев, фактически в каждой пятой семье.

Таковы количественные масштабы проблемы.

Каковы причины? Прежде всего это многовековые традиции патриархального воспитания. В таком замечательном памятнике нашей культуры, как “Домострой”, вы увидите рекомендацию: “сечь чадо, пока оно лежит поперек лавки, потому что когда оно будет лежать вдоль лавки, уже будет поздно”.

Вторая причина - это опять же многовековой, а не только культивируемый в течении последних 70 лет культ жестокости в отношении низших социальных слоев, в отношении друг друга.

Этот культ непрерывно н расширенно воспроизводился н воспроизводится сейчас. Наше изучение общественного мнения показывает, что гуманизации современного общества пока не происходит. Наоборот, имеются тревожные тенденции роста взаимной жестокости, а потому наш прогноз в этой сфере скорее пессимистический. Пик ожесточения наши прогнозисты относят на 1992 год.

Третья причина - это низкий уровень общей -и правовой культуры общества. Здесь было сообщение о конвенции о правах ребенка и о наших обязательствах, вытекающих из этого документа, тем более, что он ратифицирован Верховным Советом СССР. По-видимому, он обязательно должен быть ратифицирован и в суверенных республиках. Так вот, в нашем общественном мнении пока, вопреки конвенции, ребенок и другой объект жестокого обращения рассматривается именно как объект воздействия, а не как субъект взаимодействия.

Это один из наиболее неприятных показателей низкой культуры общения и демагогической культуры. Признанием того что ребенок имеет свою честь и свое достоинство, тоже пока свойственно незначительному меньшинству семей, воспитывающих детей.

Наконец, еще две социальные причины. Одна из них - это бессилие в определении и достижении позитивных воспитательных целей. В определенной степени это бессилие производно от многократного умножения в среде нашего населения лиц со сниженными умственными способностями. 20 лет назад их у нас в школьном контингенте было 0,3%, сейчас их уже в этом же контингенте 4%. Родители не могут добиться успехов этих детей в обычном коллективе и в ряде случаев, по подстрекательству школы, которая вкладывает ремень в родительские руки, избивают детей, пытаясь заставить их делать то, на что дебилы неспособны.

Ежегодно детей со сниженным умственным развитием у нас прибавляется на 100-120 тысяч человек. Я имею в виду территорию всей страны, включая отделившиеся республики.

Наконец, последняя причина - это стрессовое состояние родителей, несмотря на свое терпение доведенных до отчаяния тем, что происходит в магазинах, в транспорте, на производстве, тем каскадом черных новостей, которые на них обрушиваются из средств массовой информации.

Совокупность всех этих факторов, к сожалению, делает неизбежным достаточно пессимистический в прямом смысле этого слова вывод о развитии ситуации, связанной с жестокостью в семье, в том числе и в отношении детей.

Мотивация этой жестокости имеет четыре основных блока. Во-первых, это воспитательный блок, стремление изменить поведение детей, чего бы это ни стоило. Сейчас такая мотивация просматривается максимум в половине случаев жестокого обращения. На первый план в настоящее время выходит месть. Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит.

Далее, речь идет о разрядке на более слабых членах семьи от стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией.

И наконец, последний, самый неприятный блок мотивации жестокости, он выявляется в значительной части, в уже более чем 10% случаев. Речь, идет о жестокости как самоцели. Избиение происходит ради избиения, человек получает удовольствие от самого факта издевательства над ближними.

Усиление доли такого мотива с точки зрения криминально-политической - это самое тревожное явление. Кстати, оно идет параллельно с ростом жестокости по мотивации самоцели и в преступлениях несовершеннолетних. Если десять лет тому назад мы говорили о том, что подавляющая часть преступлений несовершеннолетних - это озорство, то в настоящее время мотивация значительной части этих преступлений сближается со взрослыми, все отчетливее проявляется агрессия и жестокость как самоцель.

Проблема жестокости - это не только проблема семьи. Значительную долю ответственности за создавшееся положение дел несут учебные заведения, которые, с одной стороны, демонстрируют образцы жестокости, издевательства над учащимися в буквальном смысле этого слова, а с другой - ряд уголовных дел хотя бы по Санкт-Петербургу, которые прошли начиная с 1985 года, наглядно иллюстрируют проблему жестокости к детям в школах и домах-интернатах.

Анализ этих дел позволил установить вероятность использования работниками школ жестоких мер и методов обратно пропорционально их педагогической культуре: 80% фактов жестокости в школе приходится на учителей без высшего педагогичен кого образования. Интенсивность этих проявлений по отношению к детям среди этой категории в четыре раза выше.

Школа скрывает жестокость. Последствием жестокого обращения с детьми в половине случаев является стойкое изменение характера, включая развитие лживости, трусливости и ряда других черт, которые потом мешают социальной адаптации растущих.

Выделим еще один факт. В каждом четвертом случае прямая социальная дезадаптация детей и подростков происходит в результате бегства из дома. По примерным оценкам различных ведомств, ежегодно у нас бегают 130-160 тысяч детей.

Наконец, в 10% случаев в результате жестокого обращения наносится стойкий ущерб физическому и психическому здоровью детей. Школа знает в двух случаях из пяти о таком развитии ситуации, но скрывает, не сообщая об этом органам социальной защиты детей. Достаточно сказать, что школа знает о семьях, в которых жестоко обращаются с детьми, в 8-10 раз больше, чем инспекция по делам несовершеннолетних. Знают, но не сообщают.

Инспекция по делам несовершеннолетних взяла на учет 124 тысячи таких семей, а практически речь должна идти о 8-10% всех семей, воспитывающих детей.

Выдвину еще несколько тезисов. Прошу обратить внимание на соседствующее с жестоким обращением с детьми такое явление, как детоубийство.

У нас в год в среднем производится 300-400 убийств новорожденных детей по стране. С правовой точки зрения, такое явление может квалифицироваться в Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах.

Вместе с тем, несмотря на видимое варварство этих преступлений, речь идет, как правило, о действиях женщины, находящейся в стрессовом состоянии, не полностью вменяемой, а иногда и не видящей выхода из создавшейся ситуации. Приведу один факт, в который участникам семинара, наверно, будет трудно поверить: 10-15% женщин - строительных рабочих не знают, что у нас разрешены аборты.

Теперь о структуре жестокого обращения. Она имеет специфику, которая не всегда принимается во внимание. Мы зачастую отождествляем жестокость лишь с побоями. Но оказалось, что субъекты жестокого обращения более изобретательны. До 20% случаев жестокого обращения характеризуются пыткой голодом, лишением пищи, а иногда и воды. Еще 10% случаев - это незаконное лишение свободы, если говорить правовым языком. Иными словами, это запирание в чулан, в подвал и тому подобное.

Наконец, не считаясь с угрозой закона, в 20% случаев осуществляется прямое изгнание из дома: “Убирайся!”

Структура жестокого обращения значительно многообразнее, чем кажется на первый взгляд.

Теперь - состояние и перспективы борьбы с жестоким обращением по отношению к детям.

По примерным оценкам, реагирование в соответствии с законом сейчас имеет место лишь в 7% случаев жестокого обращения, фактически девять десятью этих случаев латентны, они не попадают в сферу воздействия, влияния правоохранительных органов. Это тем более опасно, что законодательное регулирование этих проблем у нас развито хорошо и даже наши коллеги за рубежом находят кое-что для себя интересное в нашем законодательстве.

К примеру, у нас предусмотрено ограничение дееспособности пьянствующих лиц, а именно они являются основным контингентом жестокого обращения в семье. Предусмотрено, хотя и почти не применяется выселение этих лиц из жилища в том случае, если они не дают возможности жить другим членам семьи.

Предусматривается лишение и временное отчуждение родительских прав, административная ответственность лиц, плохо обращающихся с детьми, в том числе - штрафы. Предусматривается уголовная ответственность лиц за доведение до самоубийства, за посягательство на личность, включая истязания. Но дело в том, что эти нормы закона почти не применяются из-за отсутствия достаточных сил, средств и информационного обеспечения правоохранительных органов. В частности, лишение родительских прав осуществляется примерно в 10% случаев, когда это необходимо, и через пять-шесть лет после того, как необходимость в этом очевидна.

Замечу, что публицисты, призывающие женщину во имя сохранения семьи терпеть издевательства пьяницы, берут на себя очень тяжкую ответственность. Криминальный риск детей, воспитывающихся в таких семьях, в десять раз превышает риск обычной семьи; 80% этих детей воспроизводят судьбу отца - пьяницы. Здесь надо выводить этих детей из такой семьи, по-видимому, вместе с матерью. Абстрактные призывы сохранять семью, может быть, и гуманны, но они ужасающе воздействуют на следующую генерацию нашего населения.

В чем я вижу свет в конце туннеля, связанный с ограничением масштабов этой проблемы в нашем обществе? Правовое регулирование должно быть приведено в соответствие с международными конвенциями. Должна быть последовательно проведена идея о ребенке как субъекте особой защиты, имеющем честь, достоинство, право на тайну и так далее. Возможно, нужен Кодекс детства, как это сделано в Польше, Венгрии и в ряде других стран.

Очень интересна одна норма из польского кодекса. В соответствии с ней ребенок имеет право на сохранение тайны, если последствием не является смерть или тяжкое телесное повреждение для другого лица.

Вторая группа факторов - это правовое воспитание. Необходимо резко поднимать педагогическую культуру семьи с помощью всеобуча. В прошлом в многодетной семье дети воспитывали сами себя, родители в основном их содержали. Сейчас речь должна идти о целенаправленном воспитании. Для этого родителю должны знать все о своих правах, обязанностях и ответственности. Правовое воспитание должно распространяться и на детей. В проекте альтернативного кодекса есть удивительно разумная норма, которая предлагается: это о праве детей с десятилетнего возраста самим обращаться в суд с жалобой на родителей.

Третья группа факторов, - это многолетняя кампания в средствах массовой информации. Перед нами пример Соединенных Штатов Америки. В шестидесятых годах там проблемы жестокого обращения в семье была чрезвычайно острой. И последовательная кампания в средствах массовой информации, деятельность добровольных обществ привели к реальному ограничению масштабов проблемы в стране, хотя она по-прежнему остается достаточно острой. По подсчетам американских авторов, уровень жестокого обращения удалось снизить на 7-14%, это очень много.

Четвертый блок - это социальная служба. Здесь упоминалось о новой системе комитетов по семье и демографии. Такие же комитеты созданы и в других странах - субъектах нашего Союза. В настоящее время подготовлены хорошие проекты закона о социальной службе. Сейчас центр тяжести этой работы переместился в Россию. Будем надеяться, что закон о социальной службе с нормами о материальной помощи семье, с нормами об участковых инспекторах, социальных работниках, которые должны будут взять под контроль неблагополучные семьи до того, как они привлекают внимание милиции, это законодательство в обозримом будущем войдет в силу.
1.4.Формы социальной работы с женщинами и детьми
Сущность социальной работы с женщинами. Можно кратко сформулировать, что в социальной работе с женщинами выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа.

Так, в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры. убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.

Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных страт женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.

Легко заметить, что все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Формы социальной работы. Оказание экстренной социальной помощи заключается в разовом, единичном содействии индивиду или семье, оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, попавшим в чужой город и обворованным там.

Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит также в выдаче денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходимости в защите собственных прав, в трудоустройстве.

Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетним беременным, для которых их состояние нередко оборачивается необходимостью бегства из дома и школы. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но оказывают помощь в последующем жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, устройстве при необходимости в семью новорожденного ребенка, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.

Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи о правах жертвы и социальных ресурсах для их защиты.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста но социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем, сильнее воздействующих на личность своих членов. Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.

Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие клиентом. Так, группа “жены алкоголиков” лишь косвенно может повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но клиентки ставят своей целью учиться быть счастливыми и в условиях пьянства мужа.

Оказание женщинам содействия в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие. Кроме того, проводится идеология планирования семьи, пропагандируются разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии предохранения.

Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.

Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработицы или угрозы безработицы заключается в оказании социально-психологической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса экономики все труднее оказывается изыскивать эти профессии. Разумеется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин выражается в создании в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а средства используются на улучшение жизни клиентов. Наконец, нередко они становятся самостоятельными производствами, которые помимо первоначальных задач предоставляют рабочие места для социально ущемленных категорий населения.

Невозможность решения социальных проблем женщин в отрыве от социальных проблем всего общества. В нашем рассмотрении все время подчеркивалось, что те или иные социальные проблемы женщин неотделимы от проблем их семьи, детей, мужчин, с которыми они связаны различными отношениями. Социальные проблемы женщин тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом. Отдельно от них они не могут быть решены.


1.5.Учреждения социального обслуживания оказывающие помощь женщинам

Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам. В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. Эти центры действуют преимущественно в системе учреждении Министерства труда и социального развития (в прошлом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации), Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту.

Наиболее распространенными типами их являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.

Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, организованный научно-исследовательским институтом), в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями.

Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна клиентам.
1.5.1.Шведский опыт

Шведское современное общество пользуется сегодня повышенным вниманием не только в нашей стране, но и практически во всех регионах мира. Не в последнюю очередь данное обстоятельство определяется шведским опытом организации социальной защиты населения, создания эффективно развивающейся социальной системы, создающей хорошие возможности для разностороннего развития человека в условиях смешанной экономике, где доминирует частное предпринимательство.

Одной из наиболее примечательных черт всей системы организации социальной защиты населения в Швеции, пожалуй является именно повышенное внимание к кризисным конфликтным ситуациям в его жизни. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности людей - от производственно-трудовой активности для интимных отношений, все этапы их жизни, от младенчества до глубокой старости. Эта особенность защищенности личности обеспечивается, с одной стороны специальными учреждениями, с другой - повышенным вниманием к этой проблеме в обычных, “нормальных” учреждениях социальной защиты.

А базируется такой подход к обеспечению социальной защищенности, помимо особой налоговой системы и развитого самоуправления на местах (о чем речь впереди) на развитом социальном мышлении управленческого актива и массовости, пожалуй всеобщие признание самоценности суверенности прав каждого человека их приоритетности независимо от его возраста, положения, способностей, национальности, здоровья. Судя по всему, ценность человеческой жизни, забота о ее защищенности, при всех проблемах, стало в Швеции не просто идеологической декларацией, но и имеет глубокие социальные формы, прочную духовную основу, солидный социально-экономический фундамент.

В прочем, всмотримся попристальнее в те учреждения социальной поддержки населения, в людей, что здесь работают и многое станет очевидным само собой. Прежде всего показательны в этом плане, конечно, учреждения, которые специально, профессионально помогают людям в кризисных ситуациях.

Рассмотрим Женский кризисный центр в городе Гетеборге.

Он представляет собой жилой комплекс из нескольких квартир и подсобных помещений, обслуживаемый персоналом в 13 человек. Здесь круглосуточно действует телефон доверия.

Первое, что обращает на себя внимание в этом центре, его относительная отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения. Это подчеркивает Аннет Олефссон, руководитель женского кризисного центра, непременное условие нашей работы, ибо женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности.

Контакт с супругом, партнером - обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.

Посетители-пациенты Центры могут жить здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, экономка, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

В Гетеборге существует три Женских кризисных центра, находящихся на бюджете городских коммун (районов) и один частный. В среднем, годичный бюджет таких центров составляет примерно три млн. крон. Основная часть расходов (до 90 % ) связано с оплатой аренды помещений и выплатой зарплаты сотрудникам (зарплата здесь колеблется от 12 до 16 тысяч крон в месяц, что близко к уровню средней заработной платы, существующей сегодня в стране).

Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем существуют и консультативная формы деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.

Что может дать сил для борьбы за жизнь больше тем, кто болен, слаб, переживает кризис? Что может быть гуманнее, моральнее, духовно здоровее, чем ощущение реальности, что ты живешь в обществе, где жизнь человека - высшая ценность и общество готово сделать все для ее сохранения? Что может быть разумнее готовить на государственной основе подвижников, социальных работников, защищающих профессионально-социальные, в целом жизненные интересы людей?!



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница