Социальная работа как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4
Глава 1. Социальная работа как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности


1.1. Социальная работа как наука

Как наука социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и социальной работе как таковой. Последнюю можно определить как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Напомним, что наука ка сфера человеческой деятельности подразделяется на естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические науки. Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (в частности, медициной), с одной стороны, и связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками с другой.

Социальная работа в нашей стране еще находится в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует всероссийский научно-исследовательский Институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлены и изданы учебные пособия и учебники по теории и методике социальной работы.

Как известно, каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, включает в себя разработки специальных методов и методик (техник), применяемых на практике. В этой связи следует подчеркнуть, что особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений — это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Необходимо также иметь в виду, что в социальной работе, органически соединяющей в себе теоретическую и прикладную (эмпирическую) систему знаний, последняя в ней преобладает, что отличает данную научную дисциплину от многих других. Отсюда следует вывод, подтверждаемый отечественным и зарубежным опытом, что подготовка социальных работников имеет свою специфику, весомую роль должна играть практика в разнообразных формах.

Каждой науке присущи свои закономерности, принципы и методы. В связи с тем, что процесс становления социальной работы еще продолжается и по поводу многих понятий высказываются разные точки зрения, о трактовке указанных компонентов можно говорить лишь в предварительном, дискуссионном ключе.

В специальной литературе1 закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы:

1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

2) существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

JI. Г. Гуслякова, полемизируя с Е. И. Холостовой, считает, что второй подход к выявлению закономерностей социальной работы является более обоснованным1. Вероятно, с этим можно согласиться, учитывая, что закон (общественная закономерность) представляет собой наиболее существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, в самом общем виде выражая целостность жизнедеятельности людей во всех формах их проявления.

В материалах методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы2 указываются следующие основные закономерности социальной работы:

- взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

- обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

- решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

- зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Здесь же дается общее определение закономерностей социальной работы как существенных, устойчивых и повторяющихся связей, проявляющихся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы, обусловливающих характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений.

В других работах конкретизируются закономерности. Правда, в ряде случаев имеет место их отождествление с принципами.

Одним словом, идет поиск закономерных явлений, присущих новой научной дисциплине, какой является социальная работа.

Прежде чем говорить о принципах социальной работы, следует заметить, что обычно под принципами понимаются основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т. д.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука связана органично с комплексом других наук, можно выделить следующие группы основных принципов теории социальной работы. Это общефилософские принципы: детерминизма, отражения, развития; общие принципы социальных (общественных) наук: историзма, социальной обусловленности, социальной значимости; наконец, специфические принципы социальной работы. Последние можно классифицировать следующим образом.

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность составляют группу методических принципов.

Организационными принципами являются: всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

В нормативных правовых актах сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них присутствуют такие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания; адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностный подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы и как вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. В то же время, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области или сфере жизни, структурой социальных и других служб.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.




1.2. Социальная работа как учебная дисциплина. Специфика образовательного процесса по специальности «Социальная работа»

С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалист по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методике) и организации, научить их методам этой работы.

В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы (на уровне бакалавра, специалиста и магистра) учебный курс видоизменился и по содержанию, и по структуре. Включенный в цикл общепрофессиональных дисциплин, он представлен в нем несколькими предметами: введением в профессию; историей социальной работы в России; теорией социальной работы; технологией социальной работы; управлением социальной работы; экономикой социальной работы; этикой социальной работы; социальной работой за рубежом. Это результат общемирового процесса дифференциации и интеграции, который проходила в своем развитии каждая наука.

Кроме того, в программу подготовки социальных работников входит цикл специальных дисциплин, который включает разделы как о собственно социальной работе, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.

Так, в число специальных дисциплин (на уровне бакалавра и специалиста) включены: организация и методика исследований в социальной работе; социальное прогнозирование и проектирование; социальная статистика; социальная работа с различными группами населения; социальная работа в различных сферах жизнедеятельности; опыт деятельности организаций, учреждений и служб социальной защиты и обслуживания населения; организация и методика педагогической деятельности.

В связи с этим необходимо отметить, что социальная работа является многопрофильной деятельностью. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль принадлежит изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом следует подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т. е. социальную работу), углубляя и дополняя ее.

Подготовка социальных работников включает несколько компонентов: федеральный (обязательный для всех вузов), региональный (вузовский) и дисциплины по выбору студентов.

Социальные работники всех уровней начинают свое знакомство с будущей профессией с курса «Введение в специальность». В нем рассматриваются наиболее важные теоретико-методологические вопросы социальной работы.

Цель данного курса — дать общее представление о направлении «Социальная работа», сориентировать должным образом студентов и слушателей на соответствующее восприятие (с учетом будущей своей специальности, профессии) всех изучаемых ими учебных предметов.


1.3. Социальная работа как вид практической деятельности

Деятельность есть способ существования и развития социальной действительности, проявления социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ее основные черты: сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер.

Деятельность подразделяется на практическую и духовную, причем они дополняют друг друга.

По другим основаниям деятельность будучи сложной системой классифицируется на экономическую, социальную, политическую и т. д.; классовую борьбу, национально-освободительное движение и др.; прогрессивную и реакционную; положительную и отрицательную; законную и незаконную; моральную и аморальную; творческую и нетворческую и т. д.

В специальных (частных) социологических теориях категория деятельности конкретизируется, операционализируется с учетом сфер деятельности, ее социальных форм и т. д.

Одной из форм человеческой деятельности является социальная работа как особая деятельность, выступающая в трех видах: научной, учебной и практической.

Из многочисленных видов практической деятельности социальная работа является одним из особых ее видов, так как это обусловливается спецификой объекта, на который эта деятельность направлена. В этом узком смысле социальная работа может быть определена как деятельность, которая помогает людям, организациям определить личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на их жизнедеятельность, а также преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. В более широком плане она может быть определена как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

В целом социальная работа может быть определена как интегрированный, универсальный вид деятельности, направленный на удовлетворение социально-гарантированных групповых и личностных интересов и потребностей различных и, прежде всего, социально уязвимых слоев населения1. К особый вид практической деятельности социальная работа включает целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели.

В качестве объекта социальной работы выступают все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи, обездоленные и другие слабозащищенные группы: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); лица, находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из нее; безработные, обездоленные, беженцы и другие социально уязвимые элементы.

Субъектами социальной работы выступает государство со своими структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как люди, занимающиеся социальной деятельностью, работая в соответствующих службах или на общественных началах.

Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание, определяемое функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, оказания практической помощи, управленческой.

Социальная работа осуществляется с помощью средств — предметов, орудий, действий, которые помогают достичь цели этой деятельности. Многообразие средств предопределяется указанным многообразием функций социальной работы: это и деловые связи, и личные контакты, и слова, приемы психотерапии, личное обаяние, а также такие средства, как телефон, специальные учетные бланки и т. д.

Управление как компонент практической социальной работы включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников.

Указанные компоненты в практической социальной работе объединяются в целостную систему с учетом ее целей. В общем плане целью практической социальной работы является удовлетворение потребностей и интересов клиентов — отдельных личностей и групп, оказание им соответствующей помощи и поддержки.

Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что в России социальная работа начала вестись лишь в начале 90-х г. XX в.

Социальная работа может выступать и выступала в форме как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности, с преобладанием, конечно, в XX в. профессиональной формы. Ясно также, что на более ранних стадиях развития человечества она не была профессиональной, т. е. носила характер благотворительности, милосердия и т. д.

Сферой будущей профессиональной деятельности выпускников ссузов и вузов выступают: государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Сложившаяся система профессиональной деятельности имеет следующие характеристики.



Объекты деятельности: организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сферы, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы; различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, ориентированные на социальную работу.

Предметная область деятельности: гуманизация социокультурной среды обитания человека, социальная защита, социальное воспитание, социальное взаимодействие и партнерство в обществе.

Цели деятельности:

- увеличение степени самостоятельности объектов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых объекты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптация или реадаптация людей в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у объекта отпадает.



Основные виды и задачи деятельности:

- исследовательско-прикладная;

- организационно-административная;

- практическая работа в социальных организациях и службах;

- педагогическая деятельность (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Обобщенные задачи профессиональной деятельности:

а) в исследовательско-прикладной деятельности:

- экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы;

- подготовка проектов нормативной базы деятельности социальных служб;

- организация внедрения социальных проектов и программ;

б) в организационно-административной работе:

- информационно-ресурсное обеспечение социальной работы;

- административная работа в подразделениях социальных учреждений и служб;

- участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий;

- кадровая работа в социальных органах и учреждениях;

в) в практической работе в социальных службах:

- участие в социально-профилактической работе;

- посредничество и консультирование;

г) в педагогической деятельности:

- организация воспитательной работы в социальных организациях и службах;

- учебно-воспитательная работа в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях (при условии получения дополнительного педагогического образования).


1.4. Социальная работа как система

Системный подход является таким направлением методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.

При характеристике социальной работы как системы важен учет различных систем. Вместе с тем следует учитывать особую важность понятия «социальная система» (прежде всего важность этого понятия как особого класса систем, элементный состав которых представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями). Наряду с обществами, организациями, общностями, социальными и другими группами, в том числе малыми, к этому классу систем относится, и социальная работа как имеющая дело с людьми (в частности, клиентами и социальными работниками) и возникающими отношениями между ними. Иными словами, социальную работу можно определить, как социальную систему.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку она включает подсистемы меньшего уровня. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе:

а) социальную работу как науку;

б) социальную работу как учебный процесс;

в) социальную работу как вид практической деятельности.

В свою очередь, каждый из этих компонентов может характеризоваться как определенная система. Так, социальная работа как наука выступает системой по ряду оснований.



Во-первых, она, имея междисциплинарный характер, включает знание общественных, естественных и технических наук, связанных с главным ее объектом — человеком как биопсихосоциальным существом.

Во-вторых, такой системой эта наука стала (или становится в некоторых странах), поскольку обладает, как отмечалось выше, необходимыми признаками научных дисциплин.

В-третьих, социальная работа в качестве науки может быть рассмотрена как система с учетом того, что ей присущи неотъемлемые элементы науки (закономерности, принципы, методы).

В-четвертых, ей присущ системный характер в связи с тем, что она включает две органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную (эмпирическую).

Социальная работа как учебная деятельность также может быть рассмотрена как система в известной мере по тем же основаниям, что изложены выше. При этом различие между этими двумя подсистемами состоит в том, что социальная работа как наука призвана разрабатывать и теоретически систематизировать знания об этом виде деятельности, а в качестве учебной дисциплины давать целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методиках), организации, научить слушателей (студентов) методам этой работы.

В качестве системы может быть рассмотрена, и социальная работа как специфический вид деятельности, включающий такие взаимосвязанные элементы, как субъект и объект, содержание и средства, управление, функции и цели.

В свою очередь, каждый из указанных элементов может быть интерпретирован как система. Так, социальная работа в масштабе всей страны, республики, области (края), района, города, т. е. той или иной территории, должна быть системой с точки зрения охвата всех слоев и групп населения, нуждающихся в защите, поддержке, помощи; с точки зрения необходимости создания и функционирования всех видов социальных учреждений, объединения усилий всех организаций, учреждений, предприятий, государственных и негосударственных, отдельных лиц, занимающихся этой деятельностью; с точки зрения использования всех известных в теории и практике средств, функций, управленческих форм и методов, всех направлений социальной работы, которые могли бы привести к ожидаемым эффективным результатам социальной защищенности людей.

Социальная работа — это система и с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности, таких ее элементов, которые занимали разное место и играли разную роль в ее функционировании. В современном обществе профессиональная деятельность занимает доминирующие место в социальной работе, хотя и непрофессиональный компонент ее достаточно значим. Речь идет о деятельности различного рода общественных, благотворительных и прочих организаций, учреждений и предприятий, в которых преобладают непрофессиональные действия по оказанию помощи людям; о работе в социальных службах людей, не имеющих специального образования, оказывающих элементарную помощь клиентам; о таких направлениях в социальной работе, которые не требуют большой подготовки (организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; сопровождение в медицинские заведения; поддержание соответствующих гигиенических условий проживания престарелых, беспомощных клиентов; организация всевозможных социально-бытовых услуг и т. д. и т. п.).

Социальная работа (во всех своих трех аспектах) представляет собой и вид информационной системы, ибо в ней имеет место информация, без наличия которой невозможна реализация ее целей и задач.

Социальная работа представляет собой, с одной стороны, статичную систему (характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени), с другой — динамичную, ибо претерпевает подчас быстрые и качественные изменения, о чем свидетельствует ее состояние, скажем, в 80—90-е гг. XX в. в России.

Как открытая система социальная работа «впитывает» в себя свойства других систем (экономической, политической, экологической и т. д.), определяется ими (с точки зрения сущности, содержания, характера и т. п.) и воздействует на них (под ее влиянием меняться может, в частности, социальная, экономическая политика, в интересах людей могут изменяться подходы к экономическим проблемам и т. д.).

Вопросы для самопроверки


  1. Что представляет собой социальная работа как наука?

  2. Назовите основные компоненты социальной работы как практического вида деятельности.

  3. В чем заключаются особенности профессиональной сферы социальной работы?

  4. Что собой представляет социальная работа как система? Дайте ее характеристику.

  5. Выявите особенности социальной работы как науки, учебного процесса и вида практической деятельности.

  6. Определите основные признаки социальной работы как науки.

  7. Определите содержание основных компонентов социальной работы как практической деятельности.

  8. Определите специфику образовательного процесса по специальности «Социальная работа» в вузе и ссузе.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница