Социальная психология



страница1/36
Дата10.02.2016
Размер1.69 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Московский гуманитарный университет

Институт психологии РАН

В.П. Позняков



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
информационно-исследовательская база данных

Москва


2014

ББК 85.5


П


Работа выполнена при финансовой поддержке

РГНФ (Грант № 12-06-12042-в

Социальная психология российского предпринимательства информационно-исследовательская база данных / Отв. ред. В. П. Позняков. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — 585 с.

ISBN 978-5-

ББК 85.5


ISBN 978-5-

© Позняков В. П. 2014



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Введение
Глава 1. Российские предприниматели как объект социально-психологического исследования.
Глава 2. Социальная психология предпринимательства: актуальное направление современной экономической психологии.
Глава 3. Психологические отношения и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности. Концептуальный подход и замысел исследования.
Заключение
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Введение
Глава 4. Программа исследования социально-психологических особенностей экономического сознания российских предпринимателей
Глава 5. Программа исследования гендерных различий в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству
Глава 6. Программа исследования взаимосвязи ценностных ориентаций личности предпринимателей и их отношения к деловому партнерству
Заключение
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТЕ
Введение
Глава 7. Социально-психологический анализ становления нового российского предпринимательства
Глава 8. Ценностно-мотивационные характеристики российских предпринимателей.
Глава 9. Отношение к риску и неудачам в предпринимательской деятельности.
Заключение
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Глава 10. Оценка предпринимателями внешних и внутренних факторов развития бизнеса
Глава 11. Динамика доверия предпринимателей к различного вида организациям
Глава 12. Динамика удовлетворенности предпринимателей предпринимательской деятельностью
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Введение
Глава 13. Социально-психологические характеристики деловой активности предпринимателей
Глава 14. Образ российского делового партнера: региональные и социально-психологические особенности
Глава 15. Социально-психологические характеристики успешности предпринимательской деятельности
Заключение
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Введение
Глава 16. Гендерные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности
Глава 17. Особенности локуса контроля и мотивации достижения у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин
Глава 18. Гендерные различия отношения предпринимателей к партнерству и конкуренции
Заключение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во всем мире идет процесс интенсивного создания электронных баз данных, библиотек и соответствующих справочно-информационных систем. В иноязычном Интернете широко представлены справочные и образовательные ресурсы на английском и многих других языках по различным проблемам экономической психологии, в том числе – психологии предпринимательства. Совместный проект Института психологии РАН и Института гуманитарных исследований и Московского гуманитарного университета предполагает публикацию обширного материала по малоизвестным, труднодоступным данным, полученным в результате многолетних исследований, проведенных группой исследователей по единой программе в ряде регионов России. Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ (Грант № 12-06-12042-в «Информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»).

В мировой науке накоплен определенный опыт психологических исследований предпринимателей и предпринимательской денятельности (D. Bowman, 2006, R. Brockhaus, 1982, M.F.R. Kets de Vries, 1985, L.M. Kirsner, 1995, J. R. Baum, M.Frese, & R. A. Baron, 2007, Psychology of Entrepreneurs. Research and Education, 2007, S. Shane, 2003, F.Welter, 2006, E. Kepler, S. Shane, S. Heights, 2007, John B. Miner, 1997, M. Fritsch, J. Schmude, 2006, Mueller, StephenL, Dato-On, Mary Conway, 2008 и др. Есть и попытки описания психологического портрета типичного предпринимателя (К. Грей, 1997, Р.Хизрич и М. Питерс 1992, John B. Miner, 1997, K.Gundry, M.Ben-Yoseph, 2004, Alvaro Cuervo, Domingo Ribeiro, Salvador Roig, 2007, и др.). Однако в этих исследованиях основное внимание уделялось изучению социальных характеристик предпринимательства (социальное происхождение, особенности воспитания и образования, прежний опыт работы, предпочтительные сферы бизнеса и т.д.). Кроме того, полученные данные характеризуют социально-психологические особенности зарубежных, прежде всего – американских предпринимателей и не могут рассматриваться как релевантные для задачи исследования психологии российских предпринимателей.

В российской науке исследованием психологических особенностей российского предпринимательства занимались В.А. Бодров (1995, ред.), Е.П. Ермолаева (1996), А.Л. Журавлев и В.П. Позняков (1993, 1995, 2002), А. Б. Купрейченко (2003), В.В. Новиков и В.В. Марченко (1998), С.К. Рощин (1993), О.И. Титова (2007), Е.Б. Филинкова (2007), А.Н. Чиликин (1999), А.Е. Чирикова (1998) и др. Однако конкретных эмпирических исследований, посвященных социально-психологическому анализу личности предпринимателей, до сих пор крайне мало, а их результаты известны лишь узкому кругу специалистов и недостаточно систематизированы. Это связано, прежде всего, с тем, что предприниматели являются чрезвычайно сложным и труднодоступным объектом для психологического исследования. Результаты ранее проведенных исследований говорят о том, что предпринимательство в Росси имеет отличительные особенности, в том числе социально-психологические. Эти особенности связаны со спецификой исторического развития России, национальными традициями и особенностями современного состояния экономики, политики и культуры российского общества. Поэтому мы предполагаем возможным проявление региональных и гендерных особенностей в исследуемых феноменах социальной психологии российских предпринимателей.

Разработка информационно-исследовательской базы данных и последующее создание и внедрение информационной системы в сети Интернет с учетом системных и функциональных свойств объекта исследования и современных информационных технологий обеспечивается участием в проекте высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, что, в свою очередь, создаст принципиально новые возможности для изучения процесса формирования и развития предпринимательства в России. Предлагаемый исследовательский проект является продолжением серии эмпирических исследований, выполненных сотрудниками лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН начиная с 1991г. (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1993, 1994, 1995). В рамках этих исследований изучались мотивы выбора предпринимательской деятельности, цели и ценностные ориентации российских предпринимателей, их отношения с партнерами по бизнесу и т.д. Эти исследования способствовали выявлению социально-психологических особенностей российских предпринимателей и тех трудностей, с которыми они сталкиваются. В частности, в 1997г. было выполнено первое исследование региональных особенностей социальной психологии российских предпринимателей (В.П. Позняков,1999). При этом выявились значительные различия по целому ряду исследуемых параметров между предпринимателями, представляющими различные регионы России. Начиная с 2001г. особое внимание уделяется исследованию гендерных особенностей российских предпринимателей (В.П.Позняков, О.И.Титова, 2002). Результаты этих исследований частично опубликованы в академических научных изданиях и доложены на ряде российских и международных научных конференций. Под научным руководством В.П. Познякова защищены три кандидатские диссертации по социальной психологии российских предпринимателей (Е.Б. Филинкова, 2002г. О.И. Титова, 2007г. и Т.С. Вавакина, 2011г.).

Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований, выполненных по единой программе с временным интервалом, позволит проследить тенденции и выявить закономерности становления социально-психологических особенностей новых российских предпринимателей с учетом влияния регионального и гендерного факторов. Электронная версия монографии В.П. Познякова «Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей» (2001г.) по данным экспертов являлась одной из наиболее востребованных публикаций отделения философии, социологии и психологии РАН в сети Интернет, а полученные в ходе выполненных за последние 20 лет исследований эмпирические данные представляют большой интерес как для исследователей, так и для студентов вузов и практических специалистов.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью получения системных знаний о социально-психологических закономерностях и механизмах формирования относительно новой социальной группы российского общества - российских предпринимателей. Экономическая и политическая активность представителей этой группы оказывает значительное влияние на динамику социально-экономических изменений. Однако сами российские предприниматели до сих пор не стали объектом полномасштабных, регулярных социально-психологических исследований. Высокая динамичность межрегиональных и международных контактов в современной экономике ставит перед обществом важную задачу – оптимизации делового и межличностного взаимодействия в сфере бизнеса. Включение в бизнес все большего числа предпринимателей – женщин актуализирует необходимость изучения гендерных аспектов делового и межличностного взаимодействия в предпринимательской среде. В связи с этим встает важная научная проблема – изучения социально-психологических особенностей российских предпринимателей, в том числе обусловленных региональной спецификой социально-экономических условий экономической деятельности и их гендерной принадлежностью. Важной социальной проблемой современного российского общества является оптимизация взаимоотношений между представителями различных социально-экономических групп: предпринимателей, наемных работников, государственных чиновников и т.д. Для решения этой проблемы чрезвычайно актуальной научной задачей является изучение взаимных образов, групповых стереотипов, складывающихся в процессе взаимодействия между представителями этих социальных групп с целью последующей их коррекции и оптимизации.

Целью предлагаемого проекта является изучение особенностей социальной психологии российских предпринимателей с учетом региональной специфики и различий, обусловленных гендерной принадлежностью. Фундаментальное значение проекта заключается в том, что при его реализации предполагается впервые показать возможность системного изучения социально-психологических характеристик российских предпринимателей как большой социальной группы.

Предлагаемый проект направлен на решение как сугубо научных, так и прикладных проблем. В результате реализации проекта будет создан информационный ресурс, имеющий задачей систематизированное представление данных социально-психологических исследований российского предпринимательства, в том числе, исследований, проводимых группой научных сотрудников Института психологии РАН и Московского гуманитарного университета на протяжении последних 20 лет, то есть фактически с самого момента появления представителей этой социальной группы в российском обществе. За это время группой исследователей под руководством члена-корреспондента Академии Наук А.Л. Журавлева и профессора В.П. Познякова проведено 11 полномасштабных «срезов», в ходе которых было опрошено свыше 2000 российских предпринимателей, представляющих разные регионы России и различные сферы бизнеса. Поэтому вторая, отчасти техническая проблема, решаемая в рамках данного проекта, связана со сбором, хранением, систематизацией и распространением в электронной форме больших объемов эмпирических данных, полученных в ходе обследования представителей такой трудно доступной для исследования социальной группы как предприниматели.

Проект предполагает разработку, создание, внедрение и поддержку Интернет-ресурса. Реализация проекта позволит представить результаты исследований российских предпринимателей, выполняемых группой высококвалифицированных специалистов из разных регионов страны по единой программе на протяжении 20 лет, а также предоставить доступ к информации об этих результатах всем заинтересованным пользователям сети Интернет. В основе предлагаемого проекта исследования лежит авторская научная концепция о психологических отношениях предпринимателей как субъектов деловой активности, согласно которой эти отношения имеют иерархическую структуру, включающую отношения предпринимателей к своей экономической деятельности, к различным ее условиям и сторонам, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми предприниматели связаны партнерскими и иными формами взаимодействия (Позняков В.П., 2000, 2001, 2009, 2010). Для решения поставленных исследовательских задач используется оригинальная авторская программа социально-психологического исследования российских предпринимателей (Журавлев, Позняков, 2002, Позняков, 2010). Основным методом сбора исходной эмпирической информации является стандартизированное интервью по специально разработанному вопроснику, а также психологические шкалы и тесты для оценки индивидуальных особенностей личности.

В качестве исследуемых социально-психологических показателей в программу включены следующие: мотивы выбора предпринимательской деятельности, ценностные ориентации и социальные установки в сфере предпринимательской деятельности, оценки внешних экономических условий и собственных возможностей в обеспечении успеха своего бизнеса, отношение к риску и конкуренции, характер взаимоотношений с партнерами по предпринимательской деятельности, включая представителей как государственных, так и предпринимательских структур, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности, оценки уровня деловой активности, успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее результатами. Выделение этих показателей в качестве исследуемых переменных связано с тем, что, как показали результаты ранее проведенных исследований, именно они характеризуют социально-психологические особенности предпринимателей как новой социальной группы.

Статистическая обработка результатов исследования производится на персональных компьютерах с использованием стандартных пакетов программ обработки данных. При теоретическом анализе и интерпретации полученных данных предполагается использовать не только количественные, но качественные методы: историко-теоретический, герменевтический, тезаурусный, что позволяет придать результатам анализа фундаментальный характер.

С ростом объемов данных становится очевидной потребность в коллективном ресурсе, где бы аккумулировались собранные эмпирические данные и проводилась работа по их хранению, систематизации, проверке, описанию, переводу в единый формат, удобный для обработки и предоставления для вторичного анализа. Собранные данные представляют научную ценность и свободный доступ к полученной информации повысит научный потенциал и социальную значимость исследовательских проектов. Создание информационно-исследовательской базы данных социально-психологического мониторинга осуществляется поэтапно.

На предыдущем этапе работы в рамках проекта РГНФ «Российские предприниматели в изменяющемся обществе: Возобновляемая электронная база данных социально-психологического мониторинга» грант №.09-06-12148в. проведена работа по разработке и созданию следующих модулей информационной системы «Российские предприниматели в изменяющемся обществе». В настоящее время в рамках проекта подготовлены четыре информационных модуля. «Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития психологии предпринимательства». В данном модуле представлены результаты теоретического анализа современного состояния исследований по психологии предпринимательства. «Избранная библиография». В данном модуле представлена избранная библиография по психологии предпринимательства на русском языке. «Программа исследования социально-психологических особенностей российских предпринимателей». В данном модуле представлен базовый вариант методики стандартизированного опроса российских предпринимателей и изменения, вносившиеся в него на разных этапах исследования. «Гендерные особенности социально-психологических характеристик российских предпринимателей». В модуле представлен теоретический анализ, программа и результаты эмпирических исследований социально-психологических характеристик особенностей предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин, проводившихся в 1997-2008 гг. в разных регионах России. «Социально-психологические характеристики деловой активности российских предпринимателей: структура, динамика, региональные особенности». В модуле представлены результаты анализа социально-психологических факторов – регуляторов деловой активности российских предпринимателей в условиях социально-экономических изменений в российском обществе. Информация об информационных ресурсах по информационно-исследовательской базе данных социально-психологического мониторинга размещена на официальном сайте Московского гуманитарного университета в разделе Научная деятельность и на сайте Института психологии РАН «Российские предприниматели в изменяющемся обществе: Возобновляемая электронная база данных социально-психологического мониторинга». Выполненная работа сделала результаты проведенных исследований доступными для широкого круга научных и практических работников, а также студентов, аспирантов и преподавателей вузов и создала возможность для дальнейшего углубленного анализа полученных данных, который предполагается выполнить в рамках настоящего проекта.

На первом реализации проекта проведена большая работа по сбору, группировке и систематизации полученных данных, а также по приведению данных к сопоставимому виду. После анализа собранных данных разработан единый классификатор данных для разных этапов социально-психологических исследований российских предпринимателей, разработана структура базы данных (БД). Следующей задачей является разработка программ загрузки данных в БД и выборки данных из БД для статистической обработки. С помощью этих программ обеспечена возможность загрузки данных в БД, формирование дерева показателей, необходимых для описания результатов выполненных исследований, их редактирования и выявления ошибок в структуре данных, интеграции с программами статистической обработки данных.

На втором этапе предполагается предоставить доступ к информации о результатах исследований всем заинтересованным пользователям сети Интернет. На этом этапе выполнены следующие работы: постановка задачи на создание сайта (информационной системы); разработка информационной структуры сайта; разработка эскизов дизайна главной и второстепенной страниц сайта; разработка и настройка программных модулей, верстка страниц, настройка системы управления содержимым сайта; тестирование функциональной работы сайта; наполнение сайта информацией; ввод сайта в эксплуатацию; проведение мероприятий по регистрации и продвижению сайта. Публикация электронной информационно-исследовательской базы данных позволяет предоставить доступ к собранной и систематизированной научной информации широкому кругу читателей: исследователей, преподавателей, политиков, экономистов, менеджеров, издателей, студентов и др. Таким образом, коллективными пользователями проекта выступают научно-исследовательские организации и их подразделения, высшие учебные заведения, а также федеральные и региональные организации, занимающиеся поддержкой и развитием малого и среднего бизнеса в России.

Целью предлагаемой монографии является изложение программ, методик и результатов исследования особенностей социальной психологии российских предпринимателей с учетом региональной специфики и различий, обусловленных гендерной принадлежностью. Фундаментальное значение выполненного научного проекта* заключается в том, что при его реализации мы попытались впервые показать возможность системного изучения социально-психологических характеристик большой социальной группы. Были исследованы ценностные ориентации, мотивы, отношения российских предпринимателей к различным сторонам предпринимательской деятельности, отношение предпринимателей к представителям различных социальных групп (партнерам по бизнесу, конкурентам, представителям различных государственных структур и т.д.). Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований, выполненных по единой программе с временным интервалом, позволил проследить тенденции и выявить закономерности становления новой социальной группы с учетом влияния региональных и гендерных особенностей предпринимателей. Кроме того, актуальность реализованного проекта заключается в том, что эмпирический материал позволил валидизировать теоретическую концепцию психологических отношений субъектов экономической деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях и основанную на ней методику анализа и прогноза деловой активности предпринимателей. Прикладное значение проекта заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы центральными и региональными органами власти в работе по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России. Российские предприниматели представляют собой чрезвычайно интересный, можно даже сказать – уникальный объект исследования для экономической социальной психологии.

*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Грант № 12-06-12042-в «Информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»).

Это люди, совершившие реальный поведенческий выбор между двумя основными видами экономической деятельности: наемным трудом и предпринимательством, люди, психологический склад которых имеет очевидные на уровне житейских наблюдений, но еще сравнительно слабо исследованные наукой особенности.

Целью наших исследований не являлось открытие психологических секретов успешного ведения бизнеса или построение эмпирических оснований для оценочных суждений в адрес российских предпринимателей: критических или апологетических. Мы стремились по возможности объективно подойти к исследованию личностных, психологических особенностей представителей этой социальной группы. При этом нас интересовали, с одной стороны, такие психологические особенности, которые являются устойчивыми характеристиками данной социальной группы, т.е. образуют некий обобщенный социально-психологический тип. С другой стороны, мы стремились выявить тенденции и направления изменения социально-психологических характеристик исследуемой группы, которые отражают социально-экономические изменения в современном российском обществе и характеризуют динамику становления и развития предпринимательской общности.

По мере возможностей мы старались ответить на следующие вопросы. Что побуждает человека стать предпринимателем? Каковы особенности отношения предпринимателей к таким неотъемлемым признакам предпринимательства как риск, конкуренция и неудачи в экономической деятельности? Как складываются взаимоотношения внутри предпринимательской среды и между предпринимателями и представителями других социальных групп? Как оценивают предприниматели самих себя, свою деятельность и ее результаты?

Первые ответы на эти вопросы были получены в исследованиях, выполненных нами под руководством А.Л. Журавлева в 1991-1996 гг. Полученные результаты позволили дать социально-психологическую характеристику становления нового российского предпринимательства и сформулировать некоторые социально-психологические проблемы дальнейших исследований. Теоретическим итогом первого этапа исследований было уточнение его предмета, в качестве которого выступают психологические отношения предпринимателей, то есть эмоционально окрашенные мнения, оценки и представления о различных сторонах предпринимательской деятельности. В качестве объектов психологических отношений предпринимателей в нашем исследовании выступали основные элементы предпринимательской деятельности: мотивы, цели, условия, результаты и субъекты. А сами психологические отношения представлены на разных уровнях анализа их субъектов: как психологические отношения личности, межличностные и межгрупповые отношения.

Выбор именно данных объекта и предмета наших исследований был обусловлен в первую очередь постановкой центральной научной проблемы – взаимосвязи и взаимодействия социально-экономических и социально-психологических явлений. Основной теоретической задачей исследования была разработка концепции психологических отношений субъектов экономической деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Основное теоретическое предположение данной концепции состоит в том, что психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, в первую очередь отношения собственности, являются результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения и, прежде всего, деловой активности субъекта, они сами выступают факторами изменения этих условий. В исследовании делается попытка преодолеть ограниченность представлений как об однозначной детерминации социально-психологических феноменов (в данном случае - психологических отношений) внешними экономическими условиями, так и о жесткой однозначной связи экономического поведения (в данном случае - деловой активности) субъекта и его психологических отношений. Проверка предложенной гипотезы предполагала решение двух основных задач: изучить влияние 1) условий экономической деятельности, представленных на макро - и микросоциальном уровнях, на психологические отношения субъектов, 2) психологических отношений субъектов на социально-психологические характеристики их деловой активности. В соответствии с данным предположением были сформулированы гипотезы и задачи эмпирического исследования.

Научная новизна исследования состоит в конкретизации и развитии представлений о взаимосвязи и взаимодействии экономических и социально-психологических явлений. Психологические отношения рассматриваются нами, прежде всего, как субъективное психологическое отражение в индивидуальном и групповом сознании изменяющихся экономических условий жизнедеятельности субъектов, условий и содержания их экономической деятельности. Это отражение носит субъективно-оценочный, избирательный характер, что проявляется в своеобразии предпочтений и выборов субъектами условий и конкретных видов экономической деятельности. Вместе с тем, психологические отношения субъектов экономической деятельности рассматриваются нами и как социально-психологические результаты изменения экономических условий жизнедеятельности субъектов, и как социально-психологические факторы экономической деятельности и экономического взаимодействия субъектов, косвенным следствием которых являются изменения экономических условий. В рамках предлагаемого концептуального подхода психологические отношения предпринимателей рассматриваются с точки зрения их обусловленности, как внешними условиями предпринимательской деятельности, так и внутренними характеристиками самого субъекта. В свою очередь, сами психологические отношения рассматриваются во взаимосвязи с характеристиками предпринимательской деятельности, деловой активности предпринимателей.

Теоретическая значимость и научная новизна результатов выполненных исследований состоит в следующем. На основе авторской концепции психологических отношений субъектов экономической деятельности разработана (совместно с А.Л.Журавлевым) авторская программа социально-психологического исследования экономического сознания российских предпринимателей и проведено комплексное масштабное исследование, позволившее выявить и проанализировать особенности структуры, динамики, региональных и гендерных различий социально-психологических характеристик российских предпринимателей. В результате проведенных исследований эмпирически выделены социально-психологические характеристики субъектов, наиболее тесно связанные с выбором предпринимательства, с деловой активностью, успешностью и удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Выявлено содержание наиболее значимых мотивов выбора предпринимательской деятельности: достижение высокого материального благополучия, независимости в работе и возможности реализовать свои способности. Показано, что основным мотивом выбора предпринимательства выступает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематическим извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемного труда. Эмпирически выявлены характерные социально-психологические особенности российских предпринимателей: высокая степень ориентации на собственные возможности, склонность к конкуренции и умеренному риску в экономической деятельности, низкая степень доверия к государственным органам и предпринимательским структурам.

Впервые проведено масштабное эмпирическое исследование региональных особенностей социально-психологических характеристик российских предпринимателей. Выделены и проанализированы как сходные психологические черты, характеризующие российских предпринимателей как специфическую социальную общность, так и различия, связанные с региональными условиями ведения бизнеса и региональными особенностями социальной психологии экономических субъектов. Впервые в истории психологии предпринимательства социально-психологические особенности российских предпринимателей исследованы в их динамике на протяжении длительного (15 лет) периода радикальных социально-экономических изменений в российском обществе. Сравнительный анализ результатов, полученных методом «срезов» на сопоставимых представительных выборках позволил выделить как стабильные, устойчивые социально-психологические особенности российских предпринимателей, так и основные тенденции их изменения в условиях трансформации российского общества. Эмпирически выявленные различия в оценках московских и региональных предпринимателей и анализ их динамики на протяжении 1990-х – 2000-х гг. показывают, что социально-экономические условия в значительной степени определяют их психологические отношения к предпринимательской деятельности.

Эмпирически выделены социально-психологические факторы деловой активности предпринимателей: оценка своей конкурентоспособности и собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, отношение к риску и конкуренции в экономической деятельности, степень надежности большинства партнеров, оценка и прогноз изменения уровня жизни семьи, оценка успешности своей предпринимательской деятельности. В исследовании использован принципиально новый методический подход к изучению социально-психологических характеристик деловой активности. Выявленные в исследовании социально-психологические показатели и методы их оценки могут быть использованы для анализа и прогноза деловой активности представителей различных социальных групп. Такой прогноз может быть основан на оценках различных сторон экономической деятельности субъектов, сделанных во временном континууме (оценках прошлого, настоящего и будущего).

Впервые проведен сравнительный анализ гендерных особенностей социально-психологических характеристик российских предпринимателей и их динамики на всем протяжении периода становления нового российского предпринимательства. Выявлены как сходные черты, так и различия в психологических отношениях предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к основным сторонам предпринимательской деятельности: более позитивное отношение предпринимателей-мужчин к риску и конкуренции, более высокие оценки собственной конкурентоспособности и собственных возможностей в повышении успеха своего бизнеса, большая склонность к соперничеству в конфликтных ситуациях. Выявлена общая тенденция динамики социально-психологических характеристик предпринимателей-женщин, связанная с постепенным уменьшением их различий от характеристик предпринимателей-мужчин.

Впервые проведен комплексный сравнительный анализ социально-психологических отношений в предпринимательской среде. Теоретически проанализирован и эмпирически исследован феномен доверия предпринимателей к различного вида организациям (государственным и негосударственным). На всех этапах исследования оценки степени доверия внутри предпринимательской среды и надежности партнеров оказались значительно выше, чем оценки доверия к представителям государственных организаций. Результаты исследования свидетельствуют о формировании предпринимателей в качестве особой социальной группы, которая характеризуется определенной степенью внутренней психологической общности, большим уровнем взаимного доверия по сравнению с их взаимоотношениями с представителями государственных структур.

В рамках реализации проекта подготовлена коллективная монография, в которой с представлено содержание основных модулей информационной системы «Российские предприниматели в изменяющемся обществе».

Представленный в монографии материал структурирован таким образом, что содержание каждой главы посвящено относительно самостоятельной проблеме. Так, раздел 1. «Состояние и перспективы развития социально-психологических исследований российского предпринимательства» в основном посвящен анализу теоретических проблем социальной психологии российского предпринимательства. В нем рассматривается содержание феномена предпринимательства как экономического и социально-психологического явления, результаты ранее выполненных исследований в области психологии предпринимательства. Отдельная глава посвящена изложению авторской концепции психологических отношений субъектов экономической деятельности, которая легла в основу эмпирических исследований социальной психологии российских предпринимателей.

Раздел 2. «Программы и методики социально-психологических исследований российских предпринимателей». В данном разделе представлено описание программ социально-психологических исследований российских предпринимателей, выполненных участниками проекта.

В четвёртой главе представлена Программа исследования социально-психологических особенностей экономического сознания российских предпринимателей А.Л. Журавлева и В.П. Познякова. В ней излагаются результаты эмпирических исследований, выполненных нами совместно с А.Л. Журавлевым под его руководством. В ходе этих исследований основной акцент делался на анализе психологических отношений предпринимателей как содержательных характеристик их экономического сознания. В ходе этих исследований проводился анализ структуры и динамики мотивов и ценностных ориентаций российских предпринимателей и отношения предпринимателей к риску, конкуренции и неудачам. Эти исследования носят вполне завершенный характер и их основные результаты уже были представлены в наших совместных публикациях.

Пятая глава посвящена изложению программы исследования гендерных различий в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству, выполненного нами совместно с О.И. Титовой. Результаты этого исследования представлены в восемнадцатой главе. В шестой главе рассматриваются программа и предварительные результаты исследования влияния ценностных ориентаций личности на отношение к деловому партнерству. В этом исследовании мы использовали авторскую методику изучения отношений к партнерству в деловом взаимодействии Т.С. Вавакиной и методику исследования мотивационных ценностей Ш. Шварца. Представленная программа содержит оригинальные и новые для современной гуманитарной науки представления о формах делового взаимодействия как проявлениях деловой активности субъекта. Авторский подход к анализу делового взаимодействия основывается на концепции психологических отношений субъектов экономической деятельности как факторах их деловой активности. Новизна представленного подхода состоит в том, что деловое партнерство рассматривается не только как традиционно выделяемый вид взаимодействия – сотрудничество, но как одна из форм деловой активности субъекта, более сложный феномен, сочетающий в себе различные виды взаимодействия.

В главе приводится сравнение делового партнерства и деловой конкуренции как различных проявлений деловой активности субъектов экономической деятельности. Дается классификация делового партнерства по разным основаниям и описание стадий делового партнерства. Рассматриваются следующие компоненты делового партнерства: экономически-обусловленное, социально-обусловленное и личностно-обусловленное. Ставится проблема опосредования прагматичности, рационально-эгоистических тенденций, господствующих в деловой сфере, этическими принципами, внимания к нравственной стороне взаимодействия. Актуальной научной проблемой является рассмотрение ценностных ориентаций личности как факторов, определяющих особенности психологических отношений субъектов деловой (экономической) активности.

Раздел 3. «Социально-психологические характеристики российских предпринимателей в изменяющемся обществе». В данном разделе в развернутом виде представлены результаты эмпирических исследований социальной психологии российских предпринимателей, в том числе дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных под руководством отдельных участников проекта. В седьмой главе представлены результаты социально-психологического анализа становления нового российского предпринимательства, выполненного в первой половине 1990-х годов. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между предпринимателями и представителями государственных структур, которые рассматриваются в качестве существенного фактора развития малого и среднего бизнеса в России. Восьмая глава посвящена анализу ценностно-мотивационных характеристик российских предпринимателей. В главе анализируются мотивы выбора предпринимательской деятельности и их динамика в процессе становления нового российского предпринимательства. Даётся анализ структуры и динамики ценностных ориентаций российских предпринимателей и их взаимосвязи с удовлетворённостью предпринимательской деятельностью. Девятая глава посвящена изложению результатов эмпирических исследований отношения к риску и неудачам в предпринимательской деятельности.

Раздел 4. «Динамика социально-психологических характеристик российских предпринимателей». В данном разделе представлены результаты отдельных «срезов», выполненных начиная с 1992г. В десятой главе анализируется динамика оценок предпринимателями внешних и внутренних факторов развития бизнеса. В одиннадцатой главе рассматриваются особенности доверия предпринимателей к различного вида организациям и их динамика на различных этапах исследования. В двенадцатой главе представлены результаты исследования динамики удовлетворенности предпринимателей предпринимательской деятельностью. Удовлетворенность предпринимательской деятельностью представляет собой одну из основных социально-психологических характеристик деловой активности предпринимателей. Она является интегральной характеристикой личностного отношения к предпринимательской деятельности, которая демонстрирует, как соотносится реальный поведенческий выбор предпринимательства как вида экономической деятельности ее субъектом и его психологическое отношение к выполняемой деятельности. И здесь со всей очевидностью выявились два основных психологические типа субъектов предпринимательской деятельности: активно реализующиеся и вынужденные предприниматели. Полученные результаты подтвердили наше теоретическое предположение о том, что расхождение реальной экономической деятельности и психологического отношения к ней, наблюдаемое в случае вынужденного предпринимательства и низкого уровня удовлетворенности, в значительной степени является следствием отсутствия у субъекта психологических свойств, необходимых для успешного осуществления предпринимательской деятельности: позитивного отношения к конкуренции, высокой оценки собственных возможностей, социально-психологической компетентности, умения организовать бизнес. Результаты исследования показывают, что, хотя основным мотивом и целью предпринимательства является извлечение прибыли, хотя достижение высоких экономических результатов и высокого материального благосостояния является ведущим критерием успешности, их недостаточно для формирования высокой удовлетворенности предпринимателя своей деятельностью. Ее основой и необходимым условием является самореализация в бизнесе, которая возможна только в том случае, если человек действительно нашел себя и свое место в предпринимательской деятельности.

Раздел 5. «Региональные особенности социально-психологических характеристик российских предпринимателей». В данном разделе представлены результаты опросов, проведенных по единой программе в различных регионах России (Москва, Центральный регион, Восточная Сибирь и Северный Кавказ). В этом разделе основное внимание уделяется социально-психологическим характеристикам деловой активности предпринимателей и успешности успешности предпринимательской деятельности, то есть характеристикам, в большей степени связанным с их экономической деятельностью. При рассмотрении социально-психологических характеристик деловой активности предпринимателей я опирался в основном на результаты корреляционного и факторного анализа данных, которые позволили выделить в качестве основных три таких характеристики, различающихся представленностью разных аспектов временного континуума деятельности: оценку достигнутых результатов (прошлое), оценку успешности своей деятельности (настоящее) и оценку собственных возможностей в повышении успешности бизнеса (будущее). При исследовании факторов деловой активности проводится сравнительный анализ внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов и их значимости для различных категорий предпринимателей. Здесь в наибольшей степени проявились региональные особенности социальной психологии российских предпринимателей, отражающие как различия внешних социально-экономических условий их деятельности, так и различия в социально-психологических характеристиках московских и региональных предпринимателей. Отдельная глава посвящена изложению результатов исследования региональных, гендерных и социально-психологических особенностей образа российского делового партнера.

Раздел 6. «Гендерные особенности социально-психологических характеристик российских предпринимателей». В данном разделе представлены результаты, полученные в разные годы и в разных регионах на выборках предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин.

В шестнадцатой главе представлены результаты сравнительного анализа гендерных особенностей социально-психологических характеристик российских предпринимателей и их динамики на всем протяжении периода становления нового российского предпринимательства. Выявлены как сходные черты, так и различия в психологических отношениях предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к основным сторонам предпринимательской деятельности: более позитивное отношение предпринимателей-мужчин к риску и конкуренции, более высокие оценки собственной конкурентоспособности и собственных возможностей в повышении успеха своего бизнеса, большая склонность к соперничеству в конфликтных ситуациях. Выявлена общая тенденция динамики социально-психологических характеристик предпринимателей-женщин, связанная с постепенным уменьшением их различий от характеристик предпринимателей-мужчин. Отдельный параграф посвящён анализу результатов исследования взаимосвязи гендерных особенностей и стиля межличностных отношений предпринимателей. В рамках этого исследования, использовались личностные методики С. Бэм, К. Томаса и Т. Лири. В исследовании обнаружены общие, характерные для группы предпринимателей в целом социально-психологические личностные характеристики, которые проявляются в сравнительно высоком уровне оценок выраженности властного – лидирующего, прямолинейного – агрессивного и независимого – доминирующего стилей межличностных отношений и сравнительно низкими оценками по таким показателям как: покорный – застенчивый и зависимый – послушный стиль. Различия между выборками проявляются лишь в том, что, взаимодействуя с окружающими, мужчины - предприниматели проявляют большее стремление к самореализации, уверенность в себе, склонность к соперничеству (что подтвердилось и результатами методики К. Томаса), упорство в отстаивании собственной точки зрения, т.е. у них преобладают показатели по независимому – доминирующему и прямолинейно – агрессивному типам межличностных отношений. Для женщин – предпринимателей, несколько более, чем для мужчин, характерна потребность в помощи, доверии и дружелюбном отношении со стороны окружающих, развитое чувство ответственности.

В семнадцатой главе представлена программа и результаты эмпирического исследования таких существенных психологических особенностей личности предпринимателей как мотивация достижения успеха и локус контроля. В рамках этого исследования, использовались личностные методики М. Мехрабяна и Д. Роттера. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что мотивация достижения успеха у предпринимателей, как мужчин, так и женщин, преобладает над мотивацией избегания неудачи. У предпринимателей, как мужчин, так и женщин, мотив стремления к успеху имеет более высокие значения, чем у наемных работников. У предпринимателей женщин мотив стремления к успеху выше по сравнению с этим же показателем у наемных работников, как мужчин, так и женщин. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что интернальный локус контроля у предпринимателей, как мужчин, так и женщин, преобладает над экстернальным. У предпринимателей мужчин показатели интернальности по всем шкалам оказались выше, чем у предпринимателей женщин. Вместе с тем, по данным нашего исследования оказалось, что уровень общей интернальности у российских предпринимателей не значимо отличается от средних (нормативных) значений от показателей контрольной группы (наемных работников).

Восемнадцатая глава включает изложение программы и результатов исследования гендерных различий в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству, выполненного совместно с О.И. Титовой под нашим научным руководством. Результаты исследования показали, что в зависимости от преобладающей ориентации – на ресурсы или на отношения – конкурентные и партнерские отношения предпринимателей включают в себя конкуренцию за ресурсы, конкуренцию-соревнование с другими предпринимателями, технико-экономическое партнерство и социально-психологическое партнерство. Выявлены гендерные особенности психологических отношений российских предпринимателей к конкуренции и партнерству. Для предпринимателей-мужчин более свойственны представления о конкуренции как конкуренции-соревновании, а для предпринимателей-женщин – как о конкуренции за ресурсы. Представления о деловом партнерстве, свойственные мужчинам, характеризуют его как технико-экономическое партнерство, а свойственные предпринимателям-женщинам – как социально-психологическое партнерство.

Предприниматели-мужчины, по сравнению с предпринимателями-женщинами, характеризуются более высокими оценками надежности деловых партнеров и значимости партнерских отношений в развитии бизнеса, более позитивным отношением к конкуренции и более высокими оценками своей конкурентоспособности. Социально-психологическая динамика изучаемых отношений характеризуется повышением оценок надежности партнеров по бизнесу как у мужчин, так и у женщин, ростом оценок собственной конкурентоспособности в целом, с сохранением более высоких оценок конкурентоспособности среди предпринимателей-мужчин и более интенсивной их динамики у женщин. Кроме того, снижение негативного отношения к конкуренции у предпринимателей-женщин сделало их отношение к конкуренции подобным отношению предпринимателей-мужчин.

Каждая глава монографии начинается с введения, в котором дается краткая характеристика исследуемой научной проблемы и состояния ее разработки, основную часть, содержащую развернутое описание программы эмпирического исследования и завершается заключением, в котором кратко излагаются основные результаты, полученные в ходе исследований, проведенных по данной программе. В конце каждой главы представлен список литературы. Кроме того, в приложениях представлены авторские методики (программы опроса), использованные в исследованиях и таблицы с эмпирическими данными.

Монография завершается общими выводами по результатам всего теоретико-эмпирического исследования и заключением, где излагаются перспективы дальнейших исследований социальной психологии российских предпринимателей. В приложении дается выдержка из библиографии по психологии предпринимательства. Реализация ряда научных программ, представленных в монографии, уже получила высокую оценку в профессиональном сообществе. По их результатам подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации (Е.Б. Филинкова, 2001, О.И. Титова, 2007, Т.С. Вавакина, 2012, Е.А. Никуло (Груздева), 2013). Исследования по другим программам продолжаются.

Впервые в научной литературе представлены эмпирические данные, полученные с использованием большого числа личностных методик при изучении предпринимателей. Эти данные получены, в основном, в рамках дипломных работ, выполненных под руководством В.П. Познякова в Московском гуманитарном университете и в ряде других вузов. Анализ результатов этих исследований позволяет уточнить представления о характерных социально-психологических и личностных особенностях российских предпринимателей.

В приложениях представлены избранная библиография по психологии предпринимательства на русском и английском языках и сводная база данных эмпирических исследований, выполненных участниками проекта.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Локус контроля.
Глава 5. программа исследования гендерных различий в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству
Ценностные ориентации предпринимателей (руководителей компаний) и их взаимосвязь с отношением к деловому партнерству
Приложение 2. методика «опросник ценностей ш. шварца» (уровень индивидуальных приоритетов)
Отношение предпринимателей к конкурентам и конкурентной борьбе.
Глава 8. ценностно-мотивационные характеристики российских предпринимателей
Глава 9. отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности
Оценка предпринимателями собственных возможностей в повышении успешности бизнеса.
Глава 11. динамика доверия российских предпринимателей к различным организациям
Глава 14. образ российского делового партнера: региональные, гендерные и социально-психологические особенности
Глава 15. социально-психологические характеристики успешности предпринимательской деятельности.
Оценки предпринимателей степени их собственной конкурентоспособности (в процентах к числу ответивших)
Оценки предпринимателями собственных возможностей в повышении успешности бизнеса (в процентах к числу ответивших)
Оценка роли партнерских отношений в развитии бизнеса (в %)
Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Каталог: engine -> documents
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи
documents -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница