***
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие.
Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов.
Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия, изучения, понимания и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. В отечественной науке первым начал разрабатывать проблему социальной перцепции Алексей Александрович Бодалев.
Им было положено начало большому кругу исследований, а также научному направлению, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей. Среди работ А. А. Бодалева стоит отмстить: «Восприятие человека человеком» (1965), «Формирование первого впечатления» (1966), «О восприятии и понимании человеком самого себя» (1968), «Формирование понятия о человеке как о личности» (1970), «Личность и общение» (1979, 1983).
Согласно определению, сам термин «перцепция» обозначает «восприятие», а «социальная перцепция» – восприятие социальных объектов в социальном контексте, восприятие людьми друг друга. Таким образом, пишет В. II. Куницына и ее коллеги, социальная перцепция – процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.
Исследователи отмечают, что восприятие другого человека обязательно включает в себя:
1) восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик;
2) формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках человека;
3) формирование представлений об отношениях, связывающих субъекта и объекта восприятия;
4) интерпретацию на этой основе поступков другого человека.
Перцептивные навыки проявляются в умениях:
– определять контекст встречи;
– понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению;
– учитывать «психологические аффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:
1) возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;
2) условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
3) закономерности формирования первого впечатления;
4) влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных качеств взаимодействующих людей