Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями



страница1/15
Дата22.02.2016
Размер0,54 Mb.
#10844
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
http://www.bfsgu.ru/katalog/Files/doc_409.doc

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского


Т.В. Егорова

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ



Учебное пособие

Балашов 2002



УДК 364+368

ББК 65.27я73

Е 30

Пособие выполнено при поддержке РГНФ

Грант № 02-06-00181а

Рецензенты:

Доктор социологических наук, академик АВН и МААН, профессор

Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского

Ю.И. Тарский;

Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

Л.Н. Седова.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского



Егорова Т.В.

Е30 Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. — 80 с.

ISBN 5—94035—054—2

В пособии рассматриваются социальные проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. Представлены основы социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии, охарактеризованы условия и средства социальной интеграции. Исследуется эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, анализируются правовые основы социальной интеграции, показан зарубежный и отечественный опыт в данной области. Определены основы профессиональной деятельности по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями специалиста по социальной работе.

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета социальной работы и может быть использовано специалистами по социальной работе, психологами и педагогами, работниками социальных учреждений.

УДК 364+368

ББК 65.27я73

ISBN 5—94035—054—2 © Т.В.Егорова, 2002

О г л а в л е н и е


ВВЕДЕНИЕ 6

Тема 1. Сущностные характеристики социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями 8

1.1. Современное понятие интеграции 8

1.2. Понятие о детях с ограниченными возможностями 10

1.4. Адаптация и реабилитация
как основа социальной интеграции 12

Тема 2. Эволюция отношения общества и государства


к лицам с отклонениями в развитии в России и за рубежом 16

2.1. Первый период: осознание необходимости


заботиться о лицах с отклонениями в развитии 16

2.2. Второй период: признание целесообразности обучения


детей с сенсорными нарушениями 16

2.3. Третий период: осознание необходимости


организации системы специального образования 16

2.4. Четвертый период: осознание необходимости обучения


всех детей с отклонениями в развитии 17

2.5. Пятый период: от "институализации" к интеграции 17

Тема 3. Условия и средства социальной интеграции
лиц с отклонениями в развитии 18

3.1. Общая характеристика условий и средств


социальной интеграции 18

3.2. Отношение общества к лицам


с ограниченными возможностями 19

3.3. Интегрированное обучение 20

3.4. Условия семейного воспитания 22

3.5. Послешкольная реабилитация и адаптация 25

3.6. Социальная защита лиц с отклонениями в развитии 26

Тема 4. Правовые основы социальной интеграции


лиц с отклонениями в развитии 27

4.1. Международные юридические концепции и программы социальной защиты инвалидов 27

4.2. Государственно-правовые основы социальной защиты
лиц с ограниченными возможностями в РФ 28

Тема 5. Опыт решения проблем социальной интеграции


детей с ограниченными возможностями
в России и за рубежом 33

5.1. Организационные и образовательные модели интеграции 33

5.2. Разработка и реализация программ
по социальной интеграции в России 35

Тема 6. Модели интеграции детей


с ограниченными возможностями 39

Тема 7. Профессиональная деятельность


по социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии 42

7.1. Социальная работа с семьей 42

7.2. Поддержка социальной интеграции
в структуре профессиональной деятельности специалиста
по социальной работе 47

Контрольные вопросы 52

Основные понятия курса 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54




ВВЕДЕНИЕ


Проблема оптимальной интеграции в общество лиц с отклонениями в развитии в контексте современной социокультурной ситуации приобретает особую актуальность и становится важнейшей заботой различных социальных институтов и государства в целом. Однако в настоящее время сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть лиц с отклонениями в развитии может более или менее успешно интегрироваться в общество. Систему коррекционной работы при таком положении следует признать малоэффективной.

Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с особенностями развития, условия семейного воспитания, организацию и качество образования данной категории детей, стабильность государственных гарантий материального обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии.

Анализ факторов, обуславливающих эффективность социальной интеграции детей с отклонениями развития в общество, показывает, что задачи обучения, воспитания, профориентации в настоящее время ставятся и существуют некоторые государственные варианты их решения. Однако другая сторона интеграционного процесса — отношение общества и его готовность к адекватному восприятию данной категории лиц — остается практически нерешенной.

Отношение общества к лицам с особенностями развития определяется рядом факторов. Это и уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, и состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.

В настоящее время в обществе сложился достаточно устойчивый негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии как о людях с максимально ограниченными возможностями, что определяет необходимость целенаправленной работы по формированию адекватного восприятия данной категории лиц [2; 21; 26; 31; 32; 43; 50]. Разработка и реализация программ по социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии заставляет вносить коррективы в профессиональную деятельность многих специалистов и, в частности, специалистов по социальной работе.

Однако на сегодняшний день специалисты по социальной работе в большинстве своем мало готовы к деятельности по социальной интеграции детей с отклонениями в развитии.

Спецкурс "Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями" направлен на систематизацию полученных теоретических знаний по медико-социальным и психолого-педагогическим проблемам лиц с отклонениями в развитии в курсах коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, технологии социальной работы, национальной психологии здоровья и других и имеет общие с ними задачи:

— сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего специалиста по социальной работе, понимающего и принимающего проблемы лиц с отклонениями в развитии и содействующие решению этих проблем;

— сформировать целостное и ценностное отношение к историческому наследию в области социальной поддержки лиц с отклонениями в развитии в контексте мирового цивилизованного процесса;

— раскрыть актуальную проблематику современных моделей социальной интеграции детей с отклонениями в развитии и определить основы профессиональной деятельности.

В соответствии с данными задачами определены основные цели спецкурса:

— интегрировать теоретические знания о лицах с отклонениями в развитии и практические навыки общения с ними на основе признания их полноправными и равноценными членами общества;

— сформировать у студентов-выпускников потребность в сознательном включении поддержки социальной интеграции детей с отклонениями в развитии в структуру собственной профессиональной деятельности;


  • отработать навыки моделирования авторской системы поддержки социальной интеграции детей с ограниченными возможностями как совокупность мер по организации оптимального взаимодействия между нормально развивающимися детьми и их сверстниками с отклонениями в развитии;

  • апробировать собственную систему работы по формированию адекватного восприятия детей с ограниченными возможностями в ходе производственной и стажерской практик.

В пособии систематизируются теоретические знания студентов по медико-социальным и психолого-педагогическим проблемам лиц с отклонениями в развитии, анализируются факторы, препятствующие их социальной интеграции, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы.

Практическая часть спецкурса осуществляется в ходе стажерской практики и направлена на апробацию отдельных компонентов системы поддержки социальной интеграции детей с отклонениями в развитии.



Каталог: book
book -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
book -> -
book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательство
book -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
book -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
book -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
book -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1
book -> Церебральный
book -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница