http://www.bfsgu.ru/katalog/Files/doc_409.doc
Балашовский филиал
Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского
Т.В. Егорова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Учебное пособие
Балашов 2002
УДК 364+368
ББК 65.27я73
Е 30
Пособие выполнено при поддержке РГНФ
Грант № 02-06-00181а
Рецензенты:
Доктор социологических наук, академик АВН и МААН, профессор
Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского
Ю.И. Тарский;
Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского
Л.Н. Седова.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского
Егорова Т.В.
Е30 Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. — 80 с.
ISBN 5—94035—054—2
В пособии рассматриваются социальные проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. Представлены основы социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии, охарактеризованы условия и средства социальной интеграции. Исследуется эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, анализируются правовые основы социальной интеграции, показан зарубежный и отечественный опыт в данной области. Определены основы профессиональной деятельности по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями специалиста по социальной работе.
Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета социальной работы и может быть использовано специалистами по социальной работе, психологами и педагогами, работниками социальных учреждений.
УДК 364+368
ББК 65.27я73
ISBN 5—94035—054—2 © Т.В.Егорова, 2002
О г л а в л е н и е
ВВЕДЕНИЕ 6
Тема 1. Сущностные характеристики социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями 8
1.1. Современное понятие интеграции 8
1.2. Понятие о детях с ограниченными возможностями 10
1.4. Адаптация и реабилитация
как основа социальной интеграции 12
Тема 2. Эволюция отношения общества и государства
к лицам с отклонениями в развитии в России и за рубежом 16
2.1. Первый период: осознание необходимости
заботиться о лицах с отклонениями в развитии 16
2.2. Второй период: признание целесообразности обучения
детей с сенсорными нарушениями 16
2.3. Третий период: осознание необходимости
организации системы специального образования 16
2.4. Четвертый период: осознание необходимости обучения
всех детей с отклонениями в развитии 17
2.5. Пятый период: от "институализации" к интеграции 17
Тема 3. Условия и средства социальной интеграции
лиц с отклонениями в развитии 18
3.1. Общая характеристика условий и средств
социальной интеграции 18
3.2. Отношение общества к лицам
с ограниченными возможностями 19
3.3. Интегрированное обучение 20
3.4. Условия семейного воспитания 22
3.5. Послешкольная реабилитация и адаптация 25
3.6. Социальная защита лиц с отклонениями в развитии 26
Тема 4. Правовые основы социальной интеграции
лиц с отклонениями в развитии 27
4.1. Международные юридические концепции и программы социальной защиты инвалидов 27
4.2. Государственно-правовые основы социальной защиты
лиц с ограниченными возможностями в РФ 28
Тема 5. Опыт решения проблем социальной интеграции
детей с ограниченными возможностями
в России и за рубежом 33
5.1. Организационные и образовательные модели интеграции 33
5.2. Разработка и реализация программ
по социальной интеграции в России 35
Тема 6. Модели интеграции детей
с ограниченными возможностями 39
Тема 7. Профессиональная деятельность
по социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии 42
7.1. Социальная работа с семьей 42
7.2. Поддержка социальной интеграции
в структуре профессиональной деятельности специалиста
по социальной работе 47
Контрольные вопросы 52
Основные понятия курса 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ВВЕДЕНИЕ
Проблема оптимальной интеграции в общество лиц с отклонениями в развитии в контексте современной социокультурной ситуации приобретает особую актуальность и становится важнейшей заботой различных социальных институтов и государства в целом. Однако в настоящее время сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть лиц с отклонениями в развитии может более или менее успешно интегрироваться в общество. Систему коррекционной работы при таком положении следует признать малоэффективной.
Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с особенностями развития, условия семейного воспитания, организацию и качество образования данной категории детей, стабильность государственных гарантий материального обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии.
Анализ факторов, обуславливающих эффективность социальной интеграции детей с отклонениями развития в общество, показывает, что задачи обучения, воспитания, профориентации в настоящее время ставятся и существуют некоторые государственные варианты их решения. Однако другая сторона интеграционного процесса — отношение общества и его готовность к адекватному восприятию данной категории лиц — остается практически нерешенной.
Отношение общества к лицам с особенностями развития определяется рядом факторов. Это и уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, и состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.
В настоящее время в обществе сложился достаточно устойчивый негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии как о людях с максимально ограниченными возможностями, что определяет необходимость целенаправленной работы по формированию адекватного восприятия данной категории лиц [2; 21; 26; 31; 32; 43; 50]. Разработка и реализация программ по социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии заставляет вносить коррективы в профессиональную деятельность многих специалистов и, в частности, специалистов по социальной работе.
Однако на сегодняшний день специалисты по социальной работе в большинстве своем мало готовы к деятельности по социальной интеграции детей с отклонениями в развитии.
Спецкурс "Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями" направлен на систематизацию полученных теоретических знаний по медико-социальным и психолого-педагогическим проблемам лиц с отклонениями в развитии в курсах коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, технологии социальной работы, национальной психологии здоровья и других и имеет общие с ними задачи:
— сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего специалиста по социальной работе, понимающего и принимающего проблемы лиц с отклонениями в развитии и содействующие решению этих проблем;
— сформировать целостное и ценностное отношение к историческому наследию в области социальной поддержки лиц с отклонениями в развитии в контексте мирового цивилизованного процесса;
— раскрыть актуальную проблематику современных моделей социальной интеграции детей с отклонениями в развитии и определить основы профессиональной деятельности.
В соответствии с данными задачами определены основные цели спецкурса:
— интегрировать теоретические знания о лицах с отклонениями в развитии и практические навыки общения с ними на основе признания их полноправными и равноценными членами общества;
— сформировать у студентов-выпускников потребность в сознательном включении поддержки социальной интеграции детей с отклонениями в развитии в структуру собственной профессиональной деятельности;
-
отработать навыки моделирования авторской системы поддержки социальной интеграции детей с ограниченными возможностями как совокупность мер по организации оптимального взаимодействия между нормально развивающимися детьми и их сверстниками с отклонениями в развитии;
-
апробировать собственную систему работы по формированию адекватного восприятия детей с ограниченными возможностями в ходе производственной и стажерской практик.
В пособии систематизируются теоретические знания студентов по медико-социальным и психолого-педагогическим проблемам лиц с отклонениями в развитии, анализируются факторы, препятствующие их социальной интеграции, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы.
Практическая часть спецкурса осуществляется в ходе стажерской практики и направлена на апробацию отдельных компонентов системы поддержки социальной интеграции детей с отклонениями в развитии.
Каталог: bookbook -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 годbook -> -book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательствоbook -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достиженияbook -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордееваbook -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочиненияbook -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1book -> Церебральныйbook -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с
Поделитесь с Вашими друзьями: |