«Снижение агрессивности младших школьников»



Скачать 252.24 Kb.
Дата22.02.2016
Размер252.24 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Токтайбелякская основная общеобразовательная школа»




Исследовательский проект

«Снижение агрессивности младших школьников»
Автор: Яндыганова Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов


с. Токтайбеляк

2011- 2015г

Проект


«Снижение агрессивности младших школьников»

Автор: Яндыганова Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов муниципального

бюджетного образовательного учреждения

«Токтайбелякская основная

общеобразовательная школа»


Обоснование проблемы:

В 2011 году, выпустив четвертый класс, начала работать с первым классом. Класс небольшой – 10 учащихся: 4 мальчика и 6 девочек. С первых дней стала замечать, что поведение многих детей противостоит нормам и правилам, принятым в обществе: у них наблюдались избыточная активность, вспышки раздражительности, непослушание, драчливость, жестокость. Они легко вступали в конфликт, оскорбляли, жаловались друг на друга. Передо мной возник вопрос, откуда столько агрессии в наших детях и как снизить агрессивность, ведь агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.Я считаю, что агрессивное поведение детей - это своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много отрицательных эмоций, с которыми ребенок не в силах справиться самостоятельно.

Передо мной встала проблема - выявить причины агрессивного поведения и научить учащихся проявлению настойчивости без насилия и агрессии. Решение данной задачи стало для меня важной, ведь конфликтное поведение в классе может влиятьи на состояние здоровья и на успеваемость учащихся.
Цель исследования:

Определение форм и методов деятельности классного руководителя, способствующих преодолению агрессивных тенденций в поведении детей.


Задачи:

1). Изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2). Выявить причины возникновения и особенности проявления агрессивности у детей.

3). Разработать и внедрить в практику мероприятия по снижению детской агрессивности.

4).Выявить положительный и отрицательный опыт отношений в семье.

5). Разработать рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения.


Гипотеза исследования: 

Эмоциональная, педагогическая поддержкаи совместная деятельность педагога, учащихся и родителей в процессе внеклассной воспитательной работы способствует снижению тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста.


Ожидаемые результаты:

1.Сокращение в поведении детей агрессивных тенденций, появление доброжелательности.

2.Преобладание у учащихся положительных эмоций.

3.Появление способности сдерживать нежелательные эмоции или приемлемых способов их проявления.

4.Информированность родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка.

5.Повышение мотивации родителей к использованию полученных знаний и умений в решении проблемы агрессивного поведения детей.


Срок реализации проекта: 2011 – 2015 гг.
Этапы:

I–подготовительный этап (2011-2012 учебный год).

Цель: изучение литературы и выявление агрессивных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.
II - практическийэтап(2012 – 2014 учебный год).

Цель: реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.


III - обобщающий этап (2014 – 2015 учебный год).

Цель: определение эффективности проведённых мероприятий.


Содержание проекта
Первый этап.Изучение теоретических основ с целью обобщения данных научно-методической литературы, знакомство с опытом коллег. Наблюдение, беседы с детьми, проведение диагностики детей с целью выявления детской агрессивности.Проведение собеседования и анкетирование родителей с целью выяснения причин агрессивного поведения детей.

Выяснила, что дети черпают знания о моделях поведения из следующих источников:

первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление (ссоры родителей);

во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр;

в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и копируют персонажей фильмов, придуманных героев.

Причиной агрессии являются и внутренние психологические проблемы детей

(неуверенность;неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя; ощущение отверженности;неадекватная самооценка (чаще заниженная); стремление привлечь внимание взрослых).
Второй этап. На этом этапе проводятся мероприятия, которые способствуют

формированию  у  ребенка  навыков  конструктивного  общения, с помощью которых дети смогут адекватно выражать свои желания и потребности, вступать в контакт с окружающими, не причиняя им вред; формированию осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитию позитивной самооценки. Так же проводится консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Самым первым и наиболее главным мероприятием для меня стало изучение и разработка правил поведения самого педагога при работе с учащимся с агрессивным поведением. Педагогу необходимо очень тщательно контролировать свои эмоции, устанавливать доброжелательные отношения и правильно реагировать в ситуациях проявления агрессивных тенденций в поведении детей.

Решение проблемы агрессивного поведения считаю возможным как педагогическими средствами на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности.

Работая по новым ФГОС, главной целью которой является развитие личности, на уроках формирую универсальные учебные действия. Работа над формированием личностных и коммуникативных УУД позволяет эффективно решать проблему агрессивных проявлений в межличностных отношениях. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. С этой целью применяю следующие приемы и методы: сопереживание героям и выражение своих чувств к ним, помощь героям, использование пословиц, поговорок, разрешение проблемных ситуаций, работа в парах и группах и т.д.
При проведении внеклассных мероприятий использую следующие методы и приёмы: анализ жизненных ситуаций и ситуаций в классе, чтение или слушание и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, игровые задания, дискуссии, беседы, обыгрывание проблемных ситуаций и моделирование выхода из них.

При разработке программы воспитательной работы «Все вместе» в раздел «Нравственность» включила и провожу мероприятия, способствующие коррекции поведения детей. Темы занятий:

1 класс


  1. Ты – ученик. Правила поведения в школе.

  2. Каждой вещи – свое место.

  3. Доброе слово – что ясный день.

  4. Можно и не ссориться.

  5. Что такое хорошо, а что такое плохо.

2 класс

  1. Лучшее слово о дружбе

  2. Полезные и вредные привычки.

  3. О лени и лентяях.

  4. Отчего прибавляется счастье.

  5. Помоги нашим меньшим друзьям.

  6. Правила бесконфликтного общения.

3 класс

  1. Мир добра и зла.

  2. Первое впечатление. Какое оно?

  3. Вежливость и невежество.

  4. Закон для нас. Закон внутри нас.

  5. В дружбе – сила.

  6. Все дороги ведут к дому. Моя семья.

4 класс

  1. Я и общество.

  2. Учимся говорить так, чтобы тебя поняли.

  3. Режим – это скучно или необходимо.

  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  5. Волшебники добра.

  6. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

В 2011 году разработала программу внеурочной деятельности «Я и мой мир», которая была нацелена на оптимизацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников. Главной задачей программы было развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. Были запланированы и проведены 33 занятия по 4 темам:

Тема 1. Я – ученик. Мы – ученики.

Тема 2. Я и моя семья.

Тема 3. Я и мое здоровье.

Тема 4. Как жить в мире с другими?


Во втором классе (2012-13 учебный год) проводился цикл коротких бесед по книге «Новые правила для воспитанных детей».
В третьем классе (2013-14 учебный год) применяю один из самых древних детских методов психологии – сказкотерапию. Для этого использую сказки из сборника «Лабиринт души. Терапевтические сказки» под редакцией О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлаева. Сказкотерапияпозволяет ребёнку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Снижению агрессивности, сплочению коллектива и установлению межличностных отношений способствуют праздники, игры и конкурсы, соревнования, экскурсии и походы, трудовые «десанты» и другие общие дела. В процессе совместной деятельности появляется умение договариваться, согласовывать свои действия, справедливо разрешать спор. С мая 2013 года дети являются членами ДПО «Наследники Онара». В классе все учащиеся имеют общественные поручения. Они интересуются общественными делами и с удовольствием принимают участие как в школьных мероприятиях, так и в районных конкурсах.
Игра - это социально-педагогическое явление, роль которого в жизни и развитии личности трудно переоценить. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества личности, приобретаются многие умения и знания. Для того, чтобы снять у детей усталость, раздражение, снизить напряжение, уровень тревоги, выбросить негативные эмоции провожу разнообразные специальные игры. Их можно проводить и на уроке, и в перемену, и во время внеклассных мероприятий(«Кляксы», «Зеркало», «Повтори за мной», «Тух-тиби-дух», «Пилот и диспетчер» и др.)

Активным,склонным к агрессивному поведениюмладшим школьникам необходимосоздать условия, позволяющие имудовлетворять потребность в движении, дать им больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Это они делают в спортивных секциях по лыжам и «Каратэ-до»,в танцевальном кружке «Танцуй, пока молодой», играют в футбол, баскетбол.


Для коррекции агрессивного поведения младших школьников организовано активное взаимодействие с родителями. Родители совместно со своими детьми принимали участие во внеурочных мероприятиях: «День рождения класса»(сентябрь, 2011), «Прощай, Азбука!»(март, 2012) «Праздник первой оценки» (сентябрь, 2012), «Мамин праздник»(март, 2013), «День матери»(ноябрь, 2013)Также используются следующие формы работы с родителями: изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье, проведение родительских собраний (темы «Детская агрессия и ее причины», «Приемы общения с агрессивным ребенком»),анкетирование, беседы и индивидуальные консультации, разработка рекомендаций и памяток для родителей («Создание благоприятной семейной атмосферы», «Золотые правила воспитания», «Как предупредить детскую агрессивность», «Шесть рецептов избавления от гнева»)

Методы исследования особенностей проявления агрессивности у младших школьников.

Диагностическое исследование проводилось на подготовительном этапе (2011-2012уч. год) и в 2013-14 учебном году проводилось промежуточное исследование .

Методы исследования: анкетирование педагога и родителей, тестирование детей с помощью проективных методик, методы количественного и качественного анализа данных

Методика1: тест «Несуществующее животное»(А.Л. Венгер).

Цель – диагностика наличия агрессии по специфическим графическим деталям изображения и животного



Уровни и критерии наличия агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное»

Название уровня

Критерии

Высокий уровень

1.Наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки.

2. Большое количество острых углов при рисовании животного.

3. Образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей)


Средний уровень

1. Наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного.

2. Образ жизни животного не носит агрессивного характера.



Низкий уровень

1. Отсутствие агрессивных деталей в изображении животного.

2. Мирный образ жизни животного.



Результаты теста«Несуществующее животное»

Таблица 1



п/п


Ф.И.

Элементы рисунка, свидетельствующие об агрессивности (2011г.)

Уро

вень


Элементы рисунка, свидетельствующие об агрессивности (2013г.)

Уро

вень


1

Кристина В.

Большое количество острых углов

Ср.

Агрессивные детали отсутствуют

Н.

2

Гоша Е.

Наличие зубов, игл, угрожающее выражение

В.

Наличие копыт, острых углов.

Ср.

3

Дима Г.

Наличие большого количества острых углов, шипов, угрожающая поза

В.



Наличие острых углов, рогов.

Ср.

4

Валерия Л.

Наличие острых углов, рогов

Ср.

Наличие острых углов, угрожающее выражение

Ср.

5

Милена П.

Большое количество острых углов, шипы

Ср.


Агрессивные детали отсутствуют

Н.

6

Илья С.

Наличие рогов, копыт, острые углы, угрожающее выражение

В.


Наличие рогов, хвост поднят вверх

Ср.

7

Арина Т.

Наличие острого угла

Н.


Агрессивные детали отсутствуют

Н.

8

Вика Ч.

Наличие рогов, шипов, острые углы

Ср.

Наличие рогов


Ср.

9

Максим Я.

Наличие зубов, рогов, угрожающая поза.

В.


Агрессивные детали отсутствуют

Н.

Динамика изменения уровня проявления агрессии учащихся по тесту «Несуществующее животное»

Прослеживается положительная динамика. К третьему году обучения на рисунках детей существенно меньше животных имеющих прямые символы агрессии. По рассказам детей, их животные добрые, веселые дружелюбные, питаются растениями или специальным кормом. По рисунку видно, что соотношения высокого и низкого уровней существенно изменились:

высокий уровень агрессии – было у 44% детей, стало 0%;

низкий уровень агрессии - было у 11% детей, стало 44 %


Методика 2: «Кактус» вмодификации М.А. Панфиловой

Цель - диагностика наличия агрессивности по специфическим графическим деталям изображения.



Уровни и критерии агрессивности по методике «Кактус»

Название уровня

Критерии

Высокий уровень

Длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок.

Средний уровень

Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка.

Низкий уровень

Отсутствие колючек у кактуса.


Результаты теста«Кактус»

Таблица 2.



п/п


Ф.И.

Элементы рисунка, свидетельствующие об агрессивности (2011г.)

Уро

вень


2011

Элементы рисунка, свидетельствующие об агрессивности (2013г.)

Уро

Вень


2013

1

Кристина В.

Иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы

Ср.

Иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы

Ср.

2

Гоша Е.

Умеренное количество иголок, большее место занимает ствол растения

Ср.

Отсутствие колючек у кактуса.

Н.

3

Дима Г.

Умеренное количество иголок, большее место занимает ствол

В.



Умеренное количество иголок, не прорисованы

Ср.

4

Валерия Л.

Умеренное количество иголок

Ср.

Умеренное количество иголок

Ср.

5

Милена П.

Умеренное количество иголок, но тщательно прорисованы

В.



Умеренное количество иголок

Ср.

6

Илья С.

Большое количество длинных иголок

В.


Большое количество длинных иголок

В.

7

Арина Т.

Умеренное количество иголок, большее место занимает ствол растения

Ср.


Умеренное количество иголок

Ср.

8

Вика Ч.

Большое количество иголок, большее место занимает ствол

В.

Иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы

Ср.

9

Максим Я.

Большое количество иголок, большее место занимает ствол растения

В.


Большое количество иголок, ноне прорисованы

Ср..


Динамика изменения уровня проявления агрессии учащихся по методике «Кактус»

На рисунке мы видим также положительную динамику. Если первоначально большинство кактусов были с большим количеством иголок, с длинными и черными иголками с огромным стволом, то второй рисунок у многих детей имел небольшое количество иголок, у одного учащегося их вообще нет.


Методика 3: Анкета для учителя «Признаки агрессивности»(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)




Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»







2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен







3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же







4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться







5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги







6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение







7

Он не прочь подразнить животных







8

Переспорить его трудно







9

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним







10

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих







11

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот







12

Часто бывает ворчлив







13

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека







14

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других







15

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых







16

Легко ссорится, часто вступает в драки







17

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми







18

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности







19

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится







20

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других






Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитать, сколько утверждений, по мнению учителя, может быть отнесено к ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

По своим наблюдениям за учащимися класса я ответила на вопросы анкеты и получила следующие результаты:

Таблица 3.



№ п/п

Имя, фамилия

Количество баллов (2011г)

Уровень агрессивности

(2011г)


Количество баллов (2013г)

Уровень агрессивности

(2013г)


1

Кристина В.

10

Ср.

6

Н.

2

Гоша Е.

11

Ср.

4

Н.

3

Дима Г.

15

В.

10

Ср.

4

Валерия Л.

2

Н.

2

Н.

5

Милена П.

3

Н.

3

Н.

6

Илья С.

16

В.

15

В.

7

Арина Т.

2

Н.

2

Н.

8

Вика Ч.

9

Ср.

7

Ср.

9

Максим Я.

16

В.

15

В.


Динамика изменения уровня проявления агрессии учащихся по «Анкете для учителя»


Диаграмма показывает, что высокий уровень агрессии снизился с 33% до 22 %, а низкий уровень увеличился с 33% до 56%. Наблюдая за детьми класса можно заметить, что большинство ребят успокоились, атмосфера в классе стала более доброжелательной, меньше стало конфликтных ситуаций.
Методика 4: Критерии выявления агрессивного поведения

(оценка производится родителями)


Ребенок

Часто

Редко

  1. Спорит, ругается со взрослыми







  1. Теряет контроль над собой







  1. Винит других в своих ошибках







  1. Завистлив, мстителен







  1. Сердится и отказывается что-либо сделать







  1. Специально раздражает людей







  1. Отказывается подчиняться







  1. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их








Родителям предлагается следующая инструкция:

Пронаблюдайте за ребенком. Если 4 из 8 предложенных критериев часто проявляются у ребенка в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

По ответам родителей получились следующие результаты:

Таблица 4.



№ п/п

Имя, фамилия

Проявляются часто

(2012г)


Уровень агрессивности

Проявляются часто

(2014г)


Уровень агрессивности

1

Кристина В.

4

В.

3

Ср.

2

Гоша Е.

3

Ср.

1

Н.

3

Дима Г.

6

В.

4

В.

4

Валерия Л.

-

Н.

-

Н.

5

Милена П.

-

Н.

-

Н.

6

Илья С.

4

В.

4

В.

7

Арина Т.

2

Н.

2

Н.

8

Вика Ч.

5

В.

4

В.

9

Максим Я.

8

В.

8

В.


Динамика изменения уровня проявления агрессии учащихся по оценке родителей:

Есть небольшая положительная динамика. Но эта анкета выявила проблемы взаимоотношений в семье и проблемы семейного воспитания. Дети с родителями более капризны, не сдержанны и неконтролируемы. У некоторых детей нет никакой положительной динамики. Следовательно в дальнейшем надо уделить больше внимания на работу с родителями и совместную работу родителей с детьми.

Количественные данные результатов всех 4 методик исследования уровня агрессивного поведения детей в классе на констатирующем и формирующем этапах представлены в таблице 5.

Сводная таблица диагностики агрессивного поведения учащихся

Таблица 5.



Методики

Количество детей 9

Высокий

Уровень


Средний

Уровень


Низкий

Уровень


Начальный этап

2011г.


Промежуточный этап

2014г.


Начальный этап

2011г.


Промежуточный этап

2014г.


Начальный этап

2011г.


Промежуточный этап

2014г.


  1. Методика «Несуществующее животное»

4 (44%)

-

(0%)


4

(44%)


5

(55%)


1 (11%)

4

(44%)


  1. Методика «Кактус»

5

(55%)


4

(44%)


4

(44%)


7

(77%)


-

(0%)


1

(11%)


  1. Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

3 (33%)

2

(22%)


3

(33%)


2

(22%)


3 (33%)

5

(55%)


  1. Анкета для родителей

«Выявление агрессивного поведения детей»

5

(55%)


4

(44%)


1

(11%)


1

(11%)


3 (33%)

4

(44%)


Средний показатель

4

(45%)


2 (22%)

3

(33%)


4 (45%)

2

(22%)


3 (33%)











































Динамика изменения уровня агрессивного поведения детей в классе

Исходя из данных, представленных в таблице 5 и диаграмме, следует отметить следующее: на момент повторной диагностики произошло уменьшение количества детей с высоким уровнем агрессивного поведения на 23%, со средним уровнем повысилось на 12% и количество детей с низким уровнем агрессивного поведения повысилось на 11%. Могу отметить, что дети в классе стали более внимательными друг к другу, значительно уменьшилось количество ссор и драк между ними, дети чаще стали договариваться о различных действиях, уменьшилось количество немотивированной агрессии.



Выводы промежуточного этапа исследования:

Исследование позволило продиагностировать особенности проявления агрессивных тенденций у детей, причины их возникновения, осознать задачи в работе над этой проблемой, основная из которых снижение агрессивных тенденций в поведении детей через организацию совместной деятельности и общение в процессе учебной и внеурочной работы. Также огромное значение имеет умение каждого ребенка строить межличностные отношения между сверстниками. Педагог, воспитатель, родитель должны быть первыми помощниками в развитии навыков правильного поведения и конструктивного общения между детьми.

Осознать стоящие передо мной задачи помогло: изучение педагогической и психологической литературы; разработка и внедрение в практику мероприятий по воспитанию культуры поведения, выявление положительного и отрицательного опыта отношений в семье.

Разработка и проведение мероприятий в рамках программы «Все вместе»,программа внеурочной деятельности «Я и мой мир», цикл бесед по правилам поведения, сказкотерапия, игры, общие дела, занятия в кружках и спортивных секциях, совместная работа с родителями, применение различных приемов и методов на уроке – все это позволяет идти по пути достижения поставленных целей по снижению агрессивных тенденций в поведении детей.Об этом говорят результаты диагностического исследования, проведенных на начальном и промежуточном этапах. На таблицах и диаграммах видно, что произошло снижение агрессивных тенденций в поведении детей. Также на промежуточном этапе выяснилось, что, несмотря на положительную динамику, в классе есть дети с высоким и средним уровнем агрессивности. Среди них еще можно увидеть неумение контролировать себя и выражать свои эмоции в общении со сверстниками. Но проводимая совместная работа дает возможность перейти на более высокий уровень межличностных отношений. У большинства детей стал меняться характер взаимоотношений, они стали лучше понимать друг друга и самих себя, они лучше владеют собой, контролируют свои негативные эмоции и действия, уменьшилось количество конфликтных ситуаций в классе.

Таким образом, проводимое исследование и промежуточные результаты мониторинга свидетельствуют о том, что целенаправленная организация работы по снижению агрессивных тенденций в поведении детей в процессе учебной и внеурочной воспитательной работы в тесном сотрудничестве с родителями имеет положительную динамику. Следовательно, задачи, поставленные в начале работы, решаются, цели исследования достигаются, гипотеза подтверждается.

Перспектива:

Дальнейшая работа над снижением детской агрессии, более тесное сотрудничество с родителями.



Полный анализ результата исследования; подведение итогов работы; создание методической копилки, обобщение опыта работы на уровне школы и района, представление материалов опыта на сайте школы предстоит сделать на обобщающем этапе реализации проекта в 2015 году в 4 классе.
Каталог: mouo-kugener -> sh12 -> DocLib31
mouo-kugener -> «Театрализованные игры основное средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
mouo-kugener -> Программа для учащихся 1 класса «Речевой этикет»
mouo-kugener -> Инструкция : "Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос "
mouo-kugener -> Публичный отчет заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тумьюмучашский детский сад №11
mouo-kugener -> «Нравственное воспитание детей посредством сюжетно-ролевой игры»
mouo-kugener -> План самообразования учителя трудового обучения Якимова Александра Николаевича Срок реализации 2014-2017 г
DocLib31 -> Формирование ууд на уроках в начальной школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница