«Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность»



Скачать 12,27 Kb.
Дата25.01.2021
Размер12,27 Kb.

«Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность».
Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность.
Сегодня, в российском обществе – обществе XXI века, остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как психологу строить свои взаимоотношения со своими клиентами, с коллегами по работе, другими субъектами профессионального процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Размышляя над необходимостью соблюдения профессиональной этики, следует отметить, что появление любой профессии предполагает ее регламентацию, а именно, создание социально приемлемых норм ее осуществления.
Естественно, что этические нормы появляются как бюрократическая основа определения меры социальной и личной ответственности профессионала за его действия.
Мы считаем, что профессиональная этика конгруэнтна профессиональной ответственности. Ведь профессии, связанные с воздействием на человека, имплицитно несут в себе обобщенную модель человеческой жизни, где отношения с другим человеком (профессионалом в том числе) предполагают использование особой информации - информации об индивидуальной судьбе человека.
Использование этой информации делает границы человеческого «Я» очень уязвимыми, это явление многократно описывалось в философской и психологической литературе как явление отчуждения человека от собственной жизни.
Также, существует опасность превращения профессионала, берущего на себя ответственность за изменение индивидуальной судьбы, в человека, которому будут передаваться все виды ответственности за качества индивидуальной жизни по типу: «Психолог (или кто - то другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), но ничего (что - то) не получилось... (или получилось плохо) ».
Эти соображения возникли в результате анализа тех проблем, с которыми сталкиваются психологи в своей ежедневной профессиональной деятельности.
Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я - концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, однако, в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой. На уровне Я - концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования - преодоление «не умею».
В итоге, следует отметить, что, по существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни - с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы...

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница