Смирнова Алена Леонидовна – воспитатель мдоу детский сад



Скачать 45,21 Kb.
Дата22.02.2016
Размер45,21 Kb.
#11117
Смирнова Алена Леонидовна –

воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»,

первая квалификационная категория
Эмоциональное благополучие ребенка
Секция 5. Преемственность ДОУ и ОУ в условиях реализации ФГТ и ФГОС.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение образовательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа "Я", нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком - принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Актуальность проблемы состоит в том, что современный ребенок увлекается просмотром телевизора или компьютерными играми. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Они стали менее отзывчивыми к чувствам других, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Это приводит к импульсивности поведения. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их общения.

Цель моей работы по развитию эмоционального мира дошкольников - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен "засушенное сердце" (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с "воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение". К сожалению, этот феномен актуален и в наше время. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет это сделать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность ребенка.

C целью педагогической оценки эмоционального состояния ребенка в группе в качестве основного метода я использую - наблюдение. Оно осуществляется регулярно, для того чтобы можно было оценить результаты своих воспитательных воздействий. Для определения степени эмоционального реагирование использую следующие ситуации: страх, гнев, радость, печаль, интерес, удивление. Поскольку основным методом педагогической оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение его индивидуальных внешних проявлений, я использую схему, включающую наблюдение за ребенком в режимные моменты, в процессе организованной деятельности и свободной. По такой схеме можно ежедневно фиксировать проявления эмоциональных состояний, характерных для поведения ребенка в различные моменты его жизни в детском саду.

По такому же типу составляется и схема наблюдений за эмоциональным состоянием группы детей детского сада. Выявив тип реагирования каждого ребенка на травмирующую ситуацию, в групповую схему заносятся обобщенные оценки положительных и отрицательных эмоций. Это оценки проявления радости, гнева, страха, печали. Выявив эмоциональные переживания того или иного ребенка в разных условиях, проанализировав причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие, определяются способы преодоления негативных эмоциональных состояний через использование различных видов деятельности, учитывая интересы и склонности, желания и предпочтения детей.

Мною разработан тематический план работы по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста. В своей деятельности я использую следующие технологии:

-психогимнастика;

- релаксация;

- мимические этюды;

- минутки вхождения в день;

- экран настроения.

В нашей группе, в рамках тематического плана, организуется непосредственная образовательная деятельность из цикла «Эмоции и здоровье».  Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Основные задачи: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме этого, на занятиях дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легко переносить аналогичные, но более сильные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Мы  изучили с детьми чувство робости, радости, несколько занятий было посвящено чувству страха.

Для родителей вывешиваем мини-отчеты о  занятии: что изучали, что делали, в какие игры играли, чему важному научились.

На занятиях используем игровые персонажи, картинки,  пиктограммы человеческих эмоций, рисование своих страхов и т.д.

В  группе есть стенд «Экран настроения». После знакомства с основными  понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.

Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на  стенде свое настроение. Цель:  диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал красный цвет, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно. Такой анализ помогает  разобраться в причинах переживания ребенка и по-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.  Оценивая настроение и состояние коллектива, можно проследить за развитием настроения каждого ребенка. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.



В дальнейшем я планирую разработать по данному направлению план совместной деятельности с родителями

"Эмоциональное благополучие для ребенка, всеравно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва и т.д. чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости, ценности для нас, взрослых." (Бардиер Г. - кандидат психологических наук)
Каталог: attachments -> article -> 192
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции
192 -> Философия и культура древнего востока
192 -> Базовые темы научных исследований студентов
192 -> Использование компьютерного тестирования для контроля результатов обучения химии
192 -> Занятие Онтология как учение о бытии (2 часа)

Скачать 45,21 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница