Смертных грехов и страстей



Скачать 164.04 Kb.
страница1/7
Дата17.04.2016
Размер164.04 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7
Аскетика для мирян

ПЕРЕЧЕНЬ

СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ И СТРАСТЕЙ

Аскетика для мирян



ПЕРЕЧЕНЬ

СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ И СТРАСТЕЙ

(Дневник кающегося)




Москва

2014








Печатается по книге "Страсти - болезни души.

Избранные места из творений святых отцов"

рекомендованной к публикации

Издательским Советом

Русской Православной Церкви

ИС 12-203-0196













Страсти и смертные грехи. Дневник кающегося. Екатеринбург, 2014. - …..с.






Учение о страстях, которое в древности было известно многим опытным христианам, сегодня, к горькому сожалению, практически забыто. Даже названия страстей для большинства – неизвестны. Тем более, мало кто знает противоположные им добродетели. Страсти, как сорняки, надо пропалывать на грядке своего сердца, а добродетели, как добрые плоды, терпеливо выращивать.

Данное пособие для подготовки к Исповеди является и практической инструкцией для христианина, желающего начать борьбу со страстями. С его помощью можно легко диагностировать свои болезни души (страсти), определить те из них, которые наиболее развиты, а значит, и более опасны; увидеть, в каких специфических видах грехов проявляются именно наши страсти. Составленное на основе творений святых отцов с современными примерами грехов, оно поможет решить проблему их невидения и незнания, когда человек не знает в чём ему каяться и с чем бороться. Список грехов (в том числе смертных, о которых знают далеко не все) по каждой страсти настолько обширен, что с его помощью можно увидеть даже самые тонкие и замаскированные.









С. М. Масленников, составление.



Предисловие

Данное пособия для подготовки к Исповеди уже неоднократно издавалось в составе книги «Страсти – болезни души. Избранные места из творений святых отцов», рекомендованной к печати Издательским советом Русской Православной Церкви1. Эта книга, вышедшая впервые в 2011 году в издательстве «Сибирская благозвонница» (г. Москва), всего за 3 года выдержала 7 изданий общим тиражом около 100 тысяч экземпляров. Объясняется это только тем, что в современных христианах еще не утрачено желание узнавать себя, исправлять свою жизнь, вести борьбу со страстями. Именно этим, на наш взгляд, обусловлена востребованность такого пособия, как «Дневник кающегося», который уже более десяти лет успешно используется в приходской практике. Ведь он является и практической инструкцией для христианина, желающего начать борьбу со страстями, и помогает узнать и осознать свои грехи при подготовке к таинству Исповеди.



Существует мнение, что огромные списки грехов, подобные этому, совсем ни к чему, и что такое переписывание грехов приводит к формальному отношению к Исповеди, ведь главное – иметь раскаяние. Тогда встает вопрос: как родится в человеке раскаяние, если он не видит своих грехов? Приходит на Исповедь, а грехи назвать не может, только самые грубые и явные, а порой и их не считает грехами. Но когда при помощи того же «Дневника» человек внимательно рассмотрит себя, то он сможет осознать, что в его жизни было греховного. Не поняв, какие из наших поступков греховны, невозможно и признать их грехами, не признав невозможно в них раскаяться. Грех нужно признать за грех! А чтобы это сделать, человеку нужна помощь, нужен какой-то перечень.

Главное и существенное отличие данного пособия в том, что грехи в нём разделены на восемь больших групп – страстей. Такое деление грехов мы встречаем у большинства святых отцов, в том числе и у святителя Игнатия (Брянчанинова). В каждой группе грехов отмечены свои специфические проявления. И любой с помощью «Дневника» может увидеть, какие грехи характерны именно для него. В каждой группе (страсти) грехи разделены еще на три группы. Это нужно, чтобы понять, какие в каждой страсти бывают грехи по степени тяжести: смертные, грубые и простительные2. Для чего необходимо такое деление? Во-первых, чтобы понять, какая страсть в нас более всего развита, во-вторых, чтоб вести со страстями качественную борьбу. Ведь может быть и так, что какие-то грубые проявления страстей мы уже признали, в них покаялись и стараемся больше не повторять, а другие (менее тяжкие) за грехи не считаем, хуже того, можем их любить, и этим страсть питается, от чего и повторяются грубые грехи, которые мы бы уже и не хотели повторять. Но поскольку с менее грубыми проявлениями страстей мы борьбы не ведем (или потому, что не знаем, или не признаем их за грехи, или их любим) и в них не каемся, страсть продолжает развиваться и приносить свои плоды – грубые, а иногда и смертные грехи. В этом-то и кроется причина повторения грехов, когда мы из раза в раз чуть ли не под копирку приносим на Исповедь один и тот же список грехов. Продолжая сохранять страсть в своей душе (позволяя себе «мелкие» грешки), мы похожи на людей, которые опасаясь воров, заперли дверь (перестали совершать грубые грехи), но оставили открытыми форточки (грехи простительные), через которые они и проникли в дом. Через эти «форточки» из-за нашего нерадения входят в дом нашей души духовные воры, наши враги – бесы и похищают все доброе, что бы мы хотели иметь. В итоге даже наши усилия против одного проявления страсти, уже признанного за грех, не приносят должного результата из-за того, что с другими её проявлениями мы не боремся (может быть, из-за незнания), а иногда и не желаем бороться, потому что не представляем себе жизни без этого. Поэтому очень важно знать и замечать не только грехи смертные и грубые, но и условно простительные, чтобы вести качественную борьбу. Условно простительными грехи названы потому, что если их копить и в них не каяться, то их может накопиться столько, что они будут равны по тяжести смертному греху. Как и тяжелый камень (смертный грех), так и мешок с песком (грехи простительные, когда их много), привязанные к шее, одинаково могут утянуть на дно и привести к погибели. Но это не значит, что мы должны отчаиваться, ведь всякий грех может проститься человеку, если он принесет должное покаяние. Также и не должно впадать в другую крайность – ждать от себя безгрешия, ведь от простительных грехов не были свободны даже святые. Наша задача – не стать безгрешными, а по мере сил трудиться над собой с надеждой на Бога, быть к себе внимательными, замечать свои грехи (пусть даже простительные), и каяться.

В «Дневнике кающегося» содержится довольно обширный перечень грехов смертных. Незнание этих грехов на сегодняшний день является серьезной проблемой. Практика показывает, что многие из этих грехов не признаются, как смертные, а о некоторых даже стыдятся говорить, настолько они неприличны. Так или иначе, но это приводит к тому, что сегодня можно нередко встретить людей, считающих себя православными христианами и при этом живущих в смертных грехах. Но, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), один нераскаянный смертный грех, всего один, может утянуть душу в ад. Оттого он и назван смертным, что наносит душе смертельную рану, т.е. убивает душу и она становится неспособной ни к чему духовному. Такой человек, с духовной точки зрения, мертв, хотя по телу еще остается жить. Если это так, то знать эти грехи крайне необходимо, чтобы не только принести в них раскаяние, но и понести должную епитимию, чтобы их впредь не повторять. Ведь смертный грех, а тем более повторяющийся, говорит о сильно развитой страсти, которая и породила этот смертоносный плод. Чтобы ослабить страсть, нужна борьба, в этом и состоит суть налагаемой священником епитимии, включающей в себя соответствующие ограничения (временное отлучение от таинств) и духовные упражнения (пост, молитвы, поклоны и пр.) для согрешившего.

Таким образом, с помощью «Дневника кающегося» можно не только подготовиться к генеральной Исповеди за всю прошедшую жизнь, но и научиться борьбе со своими болезнями души – страстями. Это пособие помогает разглядеть каждую страсть во всех её проявлениях от самых тяжких, называемых смертными грехами, до простительных.

К сведению читателя добавим, что «Дневник кающегося» выдержал несколько редакций. Первоначально в нём содержался только перечень грехов, который приведён у святителя Игнатия (Брянчанинова). Но для современных христиан он оказался слишком короток и не всегда удобопонимаем. Поэтому при второй редакции перечень грехов в каждой страсти был расширен: включены дополнительные примеры, взятые из «Опыта построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Несмотря на внесенные дополнения, через некоторое время появилась необходимость вновь дополнить списки примерами грехов, накопившимися за несколько лет работы с прихожанами. Таким образом, читателю предлагается последний вариант «Дневника кающегося» с дополнениями нескольких священнослужителей, применяющих его при подготовке людей к Исповеди.




Каталог: files -> all
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
all -> Педагогов-психологов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №18
all -> I. Модель психологического сопровождения профессионального развития педагога дополнительного образования
all -> План профориентационной работы мбоу гимназии №18 с учащимися на 2014-2015 учебный год


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница