Слово настоятеля на воскресный евангельский фрагмент



Скачать 97.84 Kb.
Дата17.04.2016
Размер97.84 Kb.
21.12.08 Слово настоятеля на воскресный евангельский

фрагмент (от Луки, глава 17, 12 -19 ) о благодарности Богу.
Сегодняшнее Евангельское чтение раскрывает очень важную для нас тему, тему о благодарении.

Евангельский эпизод состоит их такой картины: Христос видит людей, людей которые были подвержены тяжелой болезни, неизлечимой болезни, эта болезнь называлась проказа. Страшно даже описывать эту болезнь, она настолько изувечивала человека - сами источники крови разлагались, человек превращался в живой труп. И человек если шел по какой то улице или местности, если вдруг видел навстречу идущего – то прокаженный оглашал окрестность глухим, слабым голосом: «Нечист ! Нечист ! Обходи меня стороной! » Даже этих людей отправляли в специальные резервации, то есть отдельные места, где они были ограждены, можно сказать, как в концлагере – проволокой колючей, в какие-то глубокие рвы из ссылали, опускали на веревках, подавали временами еду, и так вот эти люди существовали. Жизнью это действительно не назовешь. Это люди были обреченные.

И вот Христос, видя их страдания, слыша вопли их , Он внял этой просьбе, мольбе этих людей, и сказал им следующие слова: «Идите в церковь, и покажитесь священникам».. Когда они это сделали, только повернулись, что бы идти в храм – в этот момент они почувствовали в себе силу.

Дело в том, что исцеление – это следсвие прощения грехов, потому что причиной болезней является прежде всего человеческий грех, он производит разлад, расстройство в человеческой природе. Слово «исцелить» - само за себя отвечает, потому что корень «целый», «цел» - сделать целым человека, восстановить его потерянную целостность, целосность. И вот грех как бы на части расколол, разорвал на куски человеческую природу, и по сегодняшний день он продолжает это делать с человеком. Дух, душа и тело – они находятся в разделении. Как бы кождая часть имеет свою отдельную область, свою автономию. И самое страшное, что порой они находятся в состоянии вражды. Ум, сердце наше и тело, они враждуют между собой. Нет единства, нет целостности, нет гармонии. Потому нет в душе ни мира, ни покоя, ни радости. Наконец, нет здоровья, потому что когда мы теряем мир душевный, когда приходим в расстройство – это конечно, не сразу происходит с нами, со временем, - нарушается обмен веществ. То есть мы видим, что из области души это состояние переходим в область тела. И вот потому, что бы лечить тело требовалось лечить душу. Потому что в душе заключался первоисточник болезней человеческих. Даже Парацельс, великий ученый, основатель химическо терапии, и тот указывал многим своим коллегам, что прежде чем заниматься восстановлением дома, как он называл наше тело, нужно обратить внимание на самого хозяина – в каком состоянии хозяин, то есть душа человеческая. Надо ее сначала исцелить, восстановить в ней требуется целостность.
И вот Господь исцеляет этих людей. Но что мы дальше наблюдаем? Когда они почувствовали, что исцеленные – они ушли в мир, то есть вернулись в прежнюю жизнь, вернулись, возможно даже наверняка, без сомнения, вернулись в жизнь греха и порока. И вот опять же, по прежнему воцарилась в их душах темнота и пустота, которая была до этого, которая возможно и послужила причиной их тяжкой болезни. И только один человек из числа этих десяти, понял что он исцелился, что нужно поблагодарить Бога. Только он один возвратился, пал на колени и произнес слова благодарности.

Только этот человек по настоящему исцелился, ичцелился не только физически, от этой болезни – проказы, но освободился еще от внутренней проказы, проказы души – греха.

Этот человек получил не просто исцеление, получил дар вечной жизни, спасение получил.

И вот его благодарность была живым свидетельством того, что этот человек обрел веру, обрел Бога, обрел себя. Что вера стала живым свидетельством его жизни, стала самой жизнью и стала силой его души.

И Господь как бы в возмущении, как бы в негодовании спрашивает этого человека: «Ведь исцелились все десять, а где же девять человек? Почему они не вернулись что бы воздать хвалу Богу?» Только этот иноплеменник, который был абсолютно чужим человеком? Он пришел что бы воздать эту благодарность. То есть мы видим в лице вот этих остальных, в этом большинстве ...

Кстати, понимаете, всегда как бы проводится параллель с миром человеческим, мы видим что 10% только, 10% людей способны к духовной жизни, жизни, скажем так – творческой, внутренней жизни. Потому что духовный человек, это творческий человек, который хочет преобразить свою душу – сделать ее красивой. Сделать эту душу действительно образом Творца, сделать ее иконой самого Бога. Но вот не случайно даже Господь, Творец – даже когда молитвы читаются в день Великого Богоявления, когда освящаются воды, в день Крещения Господня то его именуют, как бы «стихотворцем, художником». Там употребляются такие слова: «Как художник, как стихотворец». Действительно Господь является высотой творчества - потому что Он создал такой прекрасный мир, и мы видим в этом мире везде гармонию, видим везде поразительную точность. Как говорит пророк Соломон: «Все положил числом, мерой и весом», «все положил в своей власти числом, мерой и весом».

И человек который старается жить духовной жизнью он старается творчески подойти к свеоей душе, к своему внутреннему миру. Он видит, что это состояние ему режет, ему не нравится порок, который мешает ему обрести полноценную жизнь – жить радостно, с миром в душе. И он борется с этим пороком, пытается его искоренить при помощи действия Божией благодати. И он этого добивается, пускай не сразу, но со временем он этого добъется, потому что он ищет помощи и опоры в самом Боге. Как говорил пророк Давид: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.» Он скорый помошник в бедах.

И вот дальше мы возвращаемся к моменту, когда видим какая страшная неблагодарность была со стороны этих девяти людей, остальных, этого остального большинства, котоые не поблагодарили Бога, вернули свою прежнюю греховную жизнь.

Так и бывает с нами. Этот сюжет, вот эта древняя история, которая была замечена еванглистом, она продолжается по сегодняшний день. Люди к Богу подбегают, Бог нужен как средство, как способ достичь чего то. Чего-то добиться, чего то получить. И люди подбегают и требуют от Бога – успеха какого-то материального, требуют довольства, требуют здоровья и еще чего то требуют. То есть всего требуют от Бога. Получил просимое – часто эти люди уходят к прежней греховной жизни. И как только видишь знакомое лицо спустя год, даже такие ситуации бывали очень часть в моей практике – я уже знаю, что что-то случилось – вот он пришел в Церковь. Он пришел не просто, что бы здесь встретит Бога, чтоб приобщиться к божественной жизни – он пришел, что то попросить и немедленно получить.

То есть мы видим такой расчетливый эгоизм в человеческой природе. И вот сейчас мы обратимся к важной, интересной теме. Тема эта касается болезни.

«Тяжкое зло грех» - пишет Иоанн Златоуст. Грех – зло и пагуба для бессмертной человеческой души, погибель для души. И вот дальше он развивает очень интересную мысль: « Мы часто бываем бесчувственными когда, страждент наша душа». То есть страдает от недугов духовных, страстей и пороков, вот что он имеет в ввиду. В этой ситуации мы бываем бесчувственными, то есть нет дела до нашей души. А душа болит, мира нет. Ничего не радует. Тяжело, так тяжело, что не знаешь куда себя деть. Даже жить не хочеться, вот такой часто происходит с человеком. Особенно с современными людьми – как и в Евангелии говорится об этой страшной скорби, которая определяется словами: « ... а на земле уныние и недоумение народов». Вот вся характеристика состояния, которое преобладает в большинстве масс человеческих, это страшное состояние духовной болезни.

Дальше продолжаетс мысль Иоанн Златоуст «когда наше тело подвергается болезни, то мы немедленно спешим употребить все усилия, что бы излечить его от этой болезни. Потому что испытываем боль.» То есть физическую боль мы испытали и сразу стремимся от нее както освободится, ищем какое то обезбаливающее средсво. Духовную боль мы тоже чувствуем, но мы не спешим от нее освободится. Мы часто больше ценим в себе оболочку, материальное начало чем бессмертную душу. Дальше продолжает святитель Иоанн Златоуст говорит: «И тогда Богу приходится наказывать за грехи души тело человеческое, чтобы по причине страдания низшей части» - меньшей части, даже можно сказать менее достойной внимания, тело имеется ввиду - «высшая часть получила врачевание». Высшая часть – то есть бессмертная душа. Вот как он говорит в одном из своих трудов, творений, толкований на евангилие от Иоанна. Вот как рассуждает святой человек.
Дело в том, что даже тяжелые бедствия, испытания, несчастья часто бывает легче переносить, чем тяжкую болезнь. Интересный пример наблюдается в Священном Писании с Иовом, который перенес столько испытаний.

Самый несомненный знаток и психолог в деле терзания и мучения людей, сам сатана, засвидетельствовал перед лицом Божиим, что «тяжкие болезни переносить несомненно непереносимее, чем какие либо другие беды случающиеся в жизни человека».

Часто говорят: «я бы лучше заболел, переболел, чем такое несчатье». Вы знаете, нельзя так говорить. Мы не знаем, как мы будем вести себя в болезни. Это пока я здоров, я так рассуждаю. А бывает самое элементарное бывает – проглотил какой нибудь микроб, какую то инфекцию – слег, и уже : «Что ж такое? Целый день прошел и мне не легче» Уже второй день. И начинает мало помалу роптать, ему тяжело, и за что там ему, уже и Бога гневить позволяет. Вот эти моменты. Нельзя никогда говорить: «Вот лучше бы ты меня Господи так наказал бы. Это было бы для меня легче» Нет, мы не знаем сил своей души. Нельзя быть таким самоуверенным как баптисты, или какие то другие сектанты, нельзя. Которые самоуверены в своем спасение, которые уверены, что уже все – спасены, нельз. Это очень важный момент – сам сатана знает, как искушать человека, чего человек больше боится и что может сильнее на человека подействовать. Потому что многие люди испытания переносили безропотно и мужественно. Но когда надвигались тяжкие болезни, то эти люди которые были мужественны в испытаниях, при болезни эти люди ослабевали в терпении, и поколебались даже в верности Богу, преданности Богу, и доходили даже до отчаяния, страшного ропота.

И вот когда Господь указывает сатане в этом диалоге, который ведется в книге Иова – что, посмотри какое мужество, терпение и безропотность проявил Иов, при таких лишениях, он потерял большое имушество, он потерял прекрасных своих детей – и вот тогда сатана предлагает последнее испытание. И говорит: «Простри руку свою и коснись его костей и тела, и посмотришь тогда, останется ли он тогда благодарен тебе, будет ли он тебя благословлять?» И вот действительно по попущению Божию сатана наносит эту болезнь, проказу на этого человека. При изумительном терпении можно было это все вынести, и таким человеком был как раз многострадальный Иов. Но в тоже время, будучи таким мужественным человеком и терпеливым, можно сказать беспредельно терпеливым, все равно болезнь его мучила и терзала очень сильно. Ка к говорит Священное Писание. Он держался, он был на грани ропота, святой праведный человек.

И вот дальше святые мужи интересно объясняют. Они говорят, что физическая болезнь как бы приостанавливает обычное течение греховной жизни.И если человек был подвержен порокам честолюбия, корыстолюбия, сластолюбия или другим, то болезнь телесная со временем вытесняла из души эти пороки и все внимание приковывала к себе, на боль. Преадобный Серафим Саровский говорит: «Когда изнемогает или изнуряется болезнями тело, тогда страсти в нас ослабевают и человек мало помалу приходит в себя, в чувство приходит». Действительно, в больнице видишь, тогда начинают думать уже о жизни, о смерти, о ответсвенности за жизнь, думают уже про то, что нужно встретиться с Богом. И даже бывали случаи, когда вообще бывали безбожники, и во время болезни, в час болезни они обращались к Богу, приносили покаяние.

Взять того же поэта Пушкина когда он лежал уже тяжело раненым, он чувствуя приближение своей кончины, призвал священника. Очень сокрушенно исповедывался он перед Богом при свидетельстве этого священника. Даже попросил своих друзей что бы они не мстили за него Дантесу, который был виной его смерти, просил не мситить: «Дайте мне по христински отойти в другой мир.» И действительно покаяние было настолько глубокое, что сам этот священник он был настолько тронут, поражен глубиной покаяния, говорил: «Я редко встречал такое покаяние, редко встречал такую исповедь у людей, как у этого человека.»

В обычной обстановке такого никогда бы не произошло бы, так бы человек не подумал о себе, о своей бессмертной сути, своей душе, как это произошло в болезни, в приближении смерти. Вот почему, как Иаонн Златоуст говорит, - «Что бы высшая часть была спасена, душа бессмертная», - вот насколько важно. И далее говорит кто-то из оптинских святых: «Как огонь очищает железо от ржавчины, точно так же и болезнь тела очищает душу от грехов».

Да, для тела болезни – горький напиток, но для души – очень полезное врачевство. И вот апостол Петр в послании говорит, что «страдающий телом перестает грешить». И представте себе, что святитель Григорий Богослов, величайший святитель пишет про себя: «Я не сетую по причине своей болезни потому что она приносит мне некоторое очищение, а в очищении нуждаются все, как бы ни был высок человек, а все равно он в этом нуждается». Святитель Григорий Богослов – есть только три богослова: Иоанн Богослов, Григорий и Симеон Новый Богослов. Святитель Церкви, вселенский учитель болел. Иоанн Златоуст всю жизнь проболел. Он тоже интересные вещи говорил, что «для праведных болезнь», - видите, болезнь не только для грешных, то есть нельзя спешить, говорить, если ты заболел – значит тяжкий грешник, дальше, что он говорит, Иоанн Златоуст: « болезнь для праведных является блестящим венцом, который сият светлее солнца, а для грешных величайшая очистительная жертва для их души.» «Слава Богу за все», - вот он всегда повторял эти слова, всегда благодарил Бога. В ссылку отправляют и он говорит эти слова: «Слава Богу за все», ведут на смерть – он говорит эти слова: «Слава Богу за все», вот какое было благодарение.

Григорий Богослов, я к нему возвращаюсь, говорит: «Кто всегда благодарит Бога, тот очень дорог Богу», потому что благодарность очень важный признак христианско жизни, христианской настроенности души. И не случайно Василий Великий говорит, что «вера – это удел душ благодарных, людей способных на благодарность». То есть способных ответить на что то благодарностью, помнить доброе, всегда помнить, не худое, а доброе запомнить, запомнить на всю жизнь. На это обращать внимание, а не на плохое. Нужно искать что то доброе, и за него держаться, и так можно действительно удержать человека.

Так вот для нас назидание посылается, такие мы получаем советы.

Святитель Феофан Затворник говорит в своем письме, что даже болезнями Господь спасает человека от наближающихся каких то тяжких обстоятельств участником которых он может быть и эти обстоятельства могут быть не по силе его. И если они, эти обстоятельства, с ним произойдут, то он не выдержит их. Поэтому Господь, что бы человек миновал эти обстоятельства, попускает слечь ему в постель, и тогда обстоятельства как бы проходят мимо, он не является их участником и остается вне тяжкого испытания или какой то беды или неразрешимой проблемы. «Потому, что если бы он был здроров», - продолжает святитель Феофан Затворник - «то обязательно не миновал бы этой великой скорби и может быть даже и погиб бы.» То есть вот какие бывают моменты, мы даже не знаем, собирался ехать куда-то - заболел, а может быть его ждала какая то опасность, смерть, автокатастрофа какая то или еще что то.

И потому самое верное средство быть благодарным Богу, потому что Господь желает нам только блага, истинного блага, он желает что бы все люди спаслись и пришли в познание истины, аминь.
Каталог: perechen slov n -> soderjimoe
soderjimoe -> В храме 25 января о трех основных искушениях, которым подвергается любой человек похоти плоти, похоти очей и гордости житейской
soderjimoe -> Слово на притчу о блудном сыне применительно к духовной поврежденной природе человека, о недоверии себе и даже ближнему по причине такой поврежденности
soderjimoe -> Слово настоятеля о основном душевном пороке самолюбии, не позволяющем человеку откликаться на призывы Бога, в объяснение воскресного Евангелия от Луки, глава 14, 16-24
soderjimoe -> Слово настоятеля сказанное в храме в праздник Рождества Христова о радости неподдельной и новой жизни в мире, которая началась с момента Рождения Христа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница