Слово на притчу о блудном сыне применительно к духовной поврежденной природе человека, о недоверии себе и даже ближнему по причине такой поврежденности



Скачать 74.55 Kb.
Дата21.04.2016
Размер74.55 Kb.
Слово на притчу о блудном сыне применительно к духовной поврежденной природе человека, о недоверии себе и даже ближнему по причине такой поврежденности
Вначале маленькое предисловие словами апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все назидает. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной." Кто-то сказал, что человек первую половину своей жизни испортит, а вторую половину тратит на раскаяние или же пожинание плодов этой испорченности.

И сегодня предлагается притча об одном человеке у которого было два сына. И что случается?

Младший сын обращается к отцу: "Я уже совершеннолетний и ты должен мне отдать часть моего наследства, которое мне принадлежит по закону. Я уже не нуждаюсь в твоих наставлениях, я хочу жить по своему уму и по своему желанию". То есть этот второй сын поступает по своеволию. Имея все необходимое, все ему было доступно и этот сын не замечает как постепенно впадает в состояние самовлюбленности, самоуверенности. Это состояние приводит к плотской настроенности и он приходит со словами которые уже были приведены и требует что бы отец отдал принадлежащую как бы по праву часть.

И что дальше мы видим? Отец соглашается, уступает своему сыну и сын уходит в далекую страну. Он живет там распутно, то есть предается там греховной жизни. В итоге все, что он вынес из отцовского дома он потерял. В этой стране настал великий голод, он вынужден наниматься работать.И выполняет очень унизительную работу - он устраивается пастухом свиней. И его жизнь становится настолько жалкой, что он даже не может себе принять в пищу то, что принимают свиньи. И вдруг в этот момент, когда он приходит в чувство он вспоминает, что у него есть отец и у отца избыточествуют хлебом даже наемники, люди которые наняты на работу. И он решается все таки вернуться к своему отцу. И в его сознании прозвучали такие слова: "Я пойду и скажу отцу: "Отче я согрешил перед небом и перед тобою и больше я не достоин называться твоим сыном, но я прошу только одного - что бы ты принял меня хотя бы в число твоих слуг". И вот с этим сознанием, с таким сокрушением он возвращается в дом своего отца.

Отец видя сына, который "был мертв и ожил, пропадал и наконец нашелся" выбежал на встречу, распростер свои объятья и с радостью его принял. И даже не стал требовать какого-то покаяния или извинения, он принимает своего сына в свои объятья и по этому поводу устраивает радость, устраивает пир.

Старший сын, глядя на это все возмущается в своей душе: "Почему столько внимания младшему сыну, который так жестоко поступил по отношению к своему отцу, предательски поступил?" И на такой вопрос отец отвечает: "Все мое - это все твое, но ты посмотри - вот твой брат, который умер, но он ожил, долгое время пропадал, но наконец нашелся. Разве это не достойно радости? Ты же всегда со мной".

Опять возвращаясь к младшему сыну, мы видим как грех постепенно развивается в человеке. Это подобно маленькой картине первородного греха, когда совершилось первое падение человека. От самовлюбленности, самоуверенности в человеке появляется гордыня и человек руководсвуется не высшими стремлениями духа, а поддается чувственной настроенности, плотской настроенности, самонадеянности. И именно она привела к отцу с такими дерзкими словами: "Отдай что мне принадлежит". Дальше мы видим, что как правило когда человек стремиться к этой мнимой свободе, можно сказать на современном языке "демократии", это все приводит к унизительному рабству, это логический результат своеволия. При том приводит к такому рабству, которое наполнено страшным томлением души и унижением, и это как раз произошло с младшим сыном.

Божественное откровение свидетельствует, что Бог сотворил человека для любви, а по причине гордости человек отпал от Бога, вследствии чего природа человека глубоко исказилась. И вместо того, что бы любить Бога и людей, человек стал любить только себя. Гордость является самым омерзительным, самым страшным грехом. Если взять любой грех, к примеру, воровство, раздражительность, обидчивость, блуд, осуждение других людей, зависть, непокорство и если мы проследим источник этих грехов, то мы увидим, что он берет свое начало в гордости. Отсюда начало падения человека.

Поразительно почему в наш уже 21 век, спустя совсем немного веков появились люди, которые утверждают, что Бога нет. Опять же по причине гордости появился этот страшный феномен в человечестве последних веков. Человек возомнил о себе, что он нечто особое, он сверхособое. Хотя если присмотреться более пристально, более правдиво взглянуть на жизнь, на человека, то мы увидим, что человек очень жалкое, очень немощное существо. Достаточно маленько микроба, что бы человек свалился в постель, достаточно какой-то мелкой жизненной неурядицы, как сразу же возникает в человеческом сердце обида, гнев, слезы - слеп и мал человек. Почему человек этого не видит за собой? Потому, что в человеке присутствует гордость. И в каждой мере своего повреждения гордостью человек мнит о себе. гордость ослепляет человека - это ее первое свойство, а затем оглупляет человека и он перестает различать самые примитивные вещи.

Господь в Евангелии пытается предостеречь нас от этого такими словами: "Если ты хочешь быть моим учеником, то отвергнись себя и следуй за мной". Почему он это предлагает - отвергнуться себя? Потому что в нас мало чего-то доброго, а может вообще ничего нет, кроме одного самолюбия. И это самолюбие часто толкает человека на грех.

И в этой притче какой мы видим блуд духовный прежде всего? Он самый страшный, духовный разврат в своем смысле - это жизнь вне Бога, когда человек уходит в далекую сторону, на чужбину, то есть живет вне себя, вне жизни с Богом, вне своего настоящего дома, вне своей настоящей жизни. Потому что жизнь настоящая только с Богом и в Боге. "Мир и радость в Духе Святом" как об этом говорит Священное Откровение. Что происходит? Происходит как бы разворот. Слово "разврат" означает "разворот". Человек как бы разворачивает себя не в сторону созидания Света, Бога, а напротив в сторону разрушения своей души.

И потому очень важно не доверять себе. Недоверие себе - это мудрость христианская. Дело в том, что нужно не всегда доверять себе и в этом таится очень глубокий и спасительный смысл. Потому что моя мысль, мой ум, мое сердце, моя настроенность - они шатки, они неопределенны, они бедны. И когда человек видит, понимает, что "нет во мне предмета абсолютного доверия к себе, я поврежден, моя природа повреждена, она находится в неисправленном состоянии", то это грубо говоря, это подобно тому как какой то технический предмет неисправен - он может все планы разрушить - подобна этому и человеческая душа. И когда мы действительно рождаем недоверие себе, потому что мы знаем, что мы способны ошибиться, вот тогда из этого проистекает всесовершенное и безграничное доверие к Всесовершенному и Триединому Богу. Это очень ценно. Потому, что Бог есть сама Истина, Он есть истинная Жизнь, и истинный Опыт.

И также мы должны не доверять своему ближнему или даже другу, не доверять так же как и себе. Доверять себе можно только тогда, когда мы в определенной мере согласовываем свои действия с Откровением Божиим, тогда когда смотрим в Евангелие, читаем и находим нашим намерениям подтверждение, согласовываем с волей Божией открытой в этом мире и открывающейся в нашей душе. Можно еще доверять духовным отцам, но только истинным и испытанным во Христе можно целиком доверять. Еще раз повторю - испытанным во Христе, опять же - не всем.

Нельзя доверять как и себе, так ближнему и даже другу. Потому что ближний или друг является как бы частицей меня, тоже испытывает на себе следствие грехопадения. В нем как и во мне живут страсти - эти последствия падения человека. И поэтому мы не должны доверять свой двойственной природе, своей не преображенной воле. Потому что в любую минуту она может нас подвести. И мы всегда в этой жизни, к сожалению действуем по страсти. В основном по страсти и редко действуем бесстрастно, свободно, по Христу. Потому мы всегда должны проверять себя, проверять не только свое зло, а даже и свое добро. Потому, что зло бывает открытым и очевидным, а часто наше добро, которое кажется в начале добром может быть для нас и злом. Это очень важно - проверять себя. Потому что - я не постоянен, моя природа изменчивая, я колеблюсь постоянно от "приражений" лукавого. И глубину чистоты моей души в любую минуту может замутнить поднявшийся со дна глубины моей души ил греха, моих страстей. В любую грех может мне "сделать подножку". Вот почему святые говорили "не верь себе", а больше доверяй Богу.

Часто мы знаем, что грех представляется человеку чем-то сладким. Человек должен не доверять этой сладости, потому что за стеной этой сладости стоит горчайшая горечь и страдания. Часто благие страдания для достижения чистоты тела и души, для чистоты своей сущности - эти страдания сначала по наущению дьявола кажутся нам невыносимыми и отвратительными. Но дело в том, что за этим благим стремлением человеку даруется мир превосходящий всякую радость на земле, как и об этом говорит Господь Иисус Христос.

И сегодняшний евангельский рассказ о многом говорит. Говорит, что мы не всегда должны доверять себе, а даже стараться не доверять себе, также и своему ближнему, потому что он как и мы поврежден, может ошибиться. Как рассказывают: " Почему я попала в секту ? Потому что я больше доверяла своей подруге, она всегда для меня была авторитетом и для меня она казалась всегда умным, очень взвешенным человеком". Вот доверие к чему привело - человек попал в секту. Или бывает в другие более страшные переделки попадает человек. Нужно доверять только Христу, Его Правде, Его Опыту который начертан в Евангелии и который произносится голосом Церкви Христовой, которая является Телом самого Бога.

Сегодняшнее Евангелие говорит о нас самих - все мы относимся к разряду людей подобных этому блудному младшему сыну. Потому что мы все живем по своим страстям, не весть чем занимаемся. Но когда мы приходим в чувство, приходим в себя, начинаем чувствовать последствия этих ошибок, тогда Господь принимает нас. Он готов простить любой наш грех, Он как бы выбегает как отец в притче, потому что Он есть сама Любовь, Он готов простить, готов принять в свои объятия каждого. Готов дать силы что бы восстановить поврежденность человеческой природы и в тоже время вернуть утраченное нами сыновство Богу. Он готов это сделать, потому что у Бога нет более другого занятия, как говорил один из древних святых, и это занятие он определил так: "Бог только одним занят - как бы спасти человека, каким бы путем спасти его".

Когда греша человек приходит в чувство, приходит в себя, возвращает себя из опыта отчуждения от Бога, возвращает в общение радостное с Богом, тогда он начинает понимать что такое грех, что он теряет, как он в себе разрушает красоту, что то бесценное. Начинает понимать, что глубокое он рушит в себе, что он лишает себя настоящей жизни, только приводит себя к обличению, разочарованию, к смерти - и вот тогда он приходит в чувство. Он возвращается в себя, потому что грех отнимает от нас нашу сущность и уводит нас куда-то далеко, в далекую сторону, как он увел молодого юношу. Вот так же и с нами бывает, лишь стоит вернуться в себя, в свой мир, в свою душу - это очень важно. И это происходит когда мы живем внутренней жизнью. Вот тогда мы понимаем, что грехами насытиться невозможно, что грехи, напротив, только приносят нам разочарование, что еще больше и больше мы внутренне опустошаемся из-за них, и еще больше приносим себе вреда. Вот тогда мы начинаем по настоящему обращаться к Богу. Тогда у нас действительно настоящее раскаяние и покаяние,а не просто перечисление или признание в грехах - формальное.

Это очень важное, это произошло сегодня с Евангельским персонажем, с блудным сыном который все понял и возвратился к Богу, который есть Любовь. То есть под старцем родителем подразумевается сам Творец вселенной, Бог Отец, который всех зовет в свой дивный свет, что бы всем даровать жизнь вечную. Аминь.
От администрации сайта: приносим извинения за возможные опечатки и ошибки связанные с техническими причинами по набору текста проповеди сказанной в храме.
Каталог: perechen slov n -> soderjimoe
soderjimoe -> Слово настоятеля на воскресный евангельский фрагмент
soderjimoe -> В храме 25 января о трех основных искушениях, которым подвергается любой человек похоти плоти, похоти очей и гордости житейской
soderjimoe -> Слово настоятеля о основном душевном пороке самолюбии, не позволяющем человеку откликаться на призывы Бога, в объяснение воскресного Евангелия от Луки, глава 14, 16-24
soderjimoe -> Слово настоятеля сказанное в храме в праздник Рождества Христова о радости неподдельной и новой жизни в мире, которая началась с момента Рождения Христа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница