«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.»



Скачать 186.5 Kb.
Дата21.04.2016
Размер186.5 Kb.


Из опыта работы

учителя начальных классов

МОУ СОШ №2 Костюк М.А.

по теме:

«Словарная работа на уроках русского языка

в начальной школе.»


Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

А.В. Текучев

«Методика русского языка в средней школе»

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова " представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи ".

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Здесь я использую следующие способы:



а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признaков предмета или предъявление слова-синонима.

Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.


1. Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово.
До того, как учащиеся записали слово, они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама показываю написание нового слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо предъявляю карточку или прошу посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив орфографически, то есть так, как оно написано. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями научились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
2. Работа над зрительным образом слова.

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Проиллюстрирую все сказанное примером из практики. Приведу фрагмент урока во 2-м классе. Проводится работа над словом берёза.

УчительОтгадайте загадку.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

Дети находят отгадку, сообщают признаки, по которым они определили предмет.


Учащиеся проговаривают слово «береза» орфоэпически, называют ударный и безударные слоги.
Учитель: Прежде чем мы вставим нужную букву, послушайте, что написано о березе в книге Успенского «Почему не иначе?»:

«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но название его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь и ее кора – береста – носит название, связанное с тем же корнем». Итак, слово береза образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?



Учитель: Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в нужную букву.

Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается.

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Учитель: Прочитайте пословицы, объясните их значение.

На доске:



И у берёзки слёзы текут, когда с неё кору дерут.

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

Где дубняк, там и березняк.

Учитель: Когда так говорят: «Дать березовой каши»?

ДетиКогда хотят наказать розгами, выпороть, высечь.

У чительЗамените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.

На доске:



Сделанный из берёзы - ...

Берёзовый лес - ...

Гриб, который растёт под берёзой - ...

Учитель: Составьте словосочетания со словами, предложенными вам.

На доске:



За берёзу –( спрятаться)

За берёзой – (ухаживать)

На берёзу – влезть

На берёзе – сидеть

под берёзу – сесть, лечь

с берёзы – слезть, упасть

Учитель: Опишите березу: какая она?

ДетиОгромная, тонкая, маленькая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая...

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, опирающимся на образы, например:




Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

• установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

• заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

• яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

• образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

В работе над словарными словами часто используются загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, например:





Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали " Петя " –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.



3. Описание технологии опыта.

Для более прочного усвоения правописания слов возникла необходимость разбить слова на блоки по смысловому или какому-либо ещё признаку. Количество блоков даёт возможность целую неделю работать над каждым блоком слов. Работа по освоению «словарных» слов проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Знания не даются в готовом виде, поэтому можно использовать загадку, ребус, анаграмму, толкование слова. Например:


  1. Ребусы:





  1. Анаграммы: Зонтгори, ялела, бильмоавто, водаз, десеба, стенарие, нокежо, краторт, среда. Прочитайте зашифрованные слова. Запишите правильно их в тетрадях и определите их род. (Перевернуть карточки). Проверьте.

При обсуждении написания слов один из учащихся произносит орфографически слово, остальные записывают. Параллельно один из учащихся работает у доски. Он ставит ударение, определяет ошибкоопасные места. Карточки с изучаемыми словами помещаются в кармашки словаря (стенд находится на лицевой стороне класса рядом с доской). На первом уроке можно использовать сведения об этимологии слова, в данном пособии этот этап работы называется «К истокам слова». Когда все слова записаны на доске и в тетрадях, задаю вопрос: «Что интересного вы заметили?» Как правило, ребята сами называют, почему эти слова объединены в один блок, какое слово «лишнее» и по какому признаку, на какие группы можно разделить слова и т.д. Такой интерес к словам способствует более прочному усвоению уже на первом этапе, тем более что эти же слова они пишут и дома. Можно дать творческое задание, например, составить словосочетания, а ещё лучше рассказ или сказку, а может и научную статью (в зависимости от возраста и степени развития речи данного класса).


Пример словарной работы .
1 этап .
1.Предъявление слов воробей, ворона, ласточка с помощью загадок.

2.Запись слов на доске и в тетрадях с предварительным орфографическим проговариванием.

3. Рассказ о происхождении слов (этимология).

4. Что интересного заметили?



  • Все слова объединены темой «Птицы».

  • Все слова обозначают предмет, это – одушевлённые имена существительные.

  • Все слова трёхсложные, в них три гласных буквы.

  • В словах воробей и ворона первые два слога одинаковы, есть сочетания –оро-.

  • В слове ласточка есть орфограмма ЧК, это сочетание пишется без мягкого знака.

  • В первом слове ударение падает на третий слог, во втором – на второй, а в третьем – на первый.

5. Если уч-ся сами не догадались, можно спросить: «А какое слово «лишнее»?

  • Слово ласточка – начинается с буквы К, а остальные слова – с буквы В.

  • В слове ворона нет мягких согласных, а в остальных есть (называют, доказывают).

  • Воробей – это существительное мужского рода, а остальные существительные женского рода.

2 этап .

На втором уроке следующий этап: подбор однокоренных слов, расширение словарного запаса уч-ся. Очень часто убеждаешься в том, что словарный запас уч-ся ограничен, тем более необходимо подобрать как можно больше родственных слов, например: воробей, воробушек, воробышек, воробьиха, воробьятник, воробьиный. Не огорчайтесь, если на этом уроке вы не сможете подобрать однокоренные слова ко всем словам этого блока, вы можете сделать это на следующем уроке. При подборе слов можно помочь детям, например: Как назвать мелкий, короткий шаг? /Воробьиный/ Можно на этом уроке предложить в качестве домашнего задания вспомнить или отыскать пословицы, поговорки, загадки, книги об этих птицах. Уч-ся 3-4 классов могут выпустить так называемую «Страничку слова» и разместить на специально предназначенном стенде. А если вы объявите конкурс между рядами (каждый ряд выбирает своё слово из блока для выпуска странички), то работа будет выполнена с ещё большим воодушевлением.


3 этап .

На следующем уроке необходимо включить данные слова в словосочетания или предложения. Составить могут их сами дети, а если учитель сам хочет предложить виды работ, то опять же не предлагайте в готовом виде, чтобы всем было интересно. Например: Девочка писала рассказ, а словаря рядом не было, поэтому все неизвестные ей словарные слова она просто пропустила. А как бы поступил на ее месте ты? Попробуй с помощью словаря восстановить ее рассказ. Как ты думаешь, у всех детей в классе получится одинаково?

Передо мной на ветке сидел _________ . Да такой нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудь и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие, вверху на крыльях – белая полоска. Повернул ___________ ко мне голову. Гляжу – щёчки у него почти беленькие, а под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук.

Когда слова вставлены, предложения с ними можно выписать и подчеркнуть грамматическую основу или определить части речи. Таким образом, ребята повторяют пройденный материал по русскому языку, а также расширяют знания об окружающем мире (интеграция).

На этом же уроке определяем многозначность слов, если такие слова есть в данном блоке. Например, слова рецепт, салат. Предлагаю детям составить предложения таким образом, чтобы можно было проследить многозначность слова, исходя из контекста: Врач выписал рецепт лекарства. Мама знает рецепт приготовления праздничного пирога. На новогоднем столе было много вкусных салатов. Салатэто травянистое овощное растение, листья которого идут в пищу в сыром виде.
4 этап.

Следующий урок чаще всего посвящаю работе с пословицами, поговорками, приметами, фразеологизмами, крылатыми и образными выражениями. Русский фольклор – замечательный материал для развития мышления, сообразительности, смекалки. В каждой пословице, поговорке таится народная мудрость, возможность для воспитания детей, развития положительных человеческих качеств.

Например, предлагаю задания такого вида:


  1. «Пословица рассыпалась, сложи её из слов, постарайся объяснить, какую мудрость вложил в неё народ и постарался передать нам, потомкам»: Слово, не, поймаешь, воробей, не, вылетит.

  2. Когда так говорят? Стреляный воробей, воробью по колено, воробьиный шаг, короче воробьиного носа, воробьиная ночь. Дядя, достань воробушка.

  3. Знакомимся с приметами, расширяя знания об окружающем мире: Ласточки прилетелискоро гром загремит. Ласточки летают низко над землёйжди дождя.

  4. Проводим конкурс «Кто может чётко и быстро произнести скороговорку?» Например: 1) Проворонила ворона воронёнка. 2) Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Всех цыплят поворовала! Проворонила Варвара.


5 этап .

А последний день недели лучше посвятить контролю или закреплению изученных слов. Можно предложить упражнения по исправлению ошибок, например:



Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки.

Пишет Петя-первоклассник: Проваронила варона варанёнка.

Пете быстро помогай и ошибки исправляй!

Словарные диктанты можно проводить, предлагая толкование слов или загадки, такая форма работы позволяет учителю отследить результаты усвоения слов, а также уровень развития речи. После проведения подробного анализа словарного диктанта по каждому учащемуся, выявляются слова, в которых допустили ошибки несколько учащихся. На следующем уроке необходимо ещё раз обратить внимание на эти слова, сделав работу над ошибками, и обязательно включить их в последующие словарные диктанты. По следующим словарным диктантам будет видно усвоены ли эти слова или над ними нужно продолжать работу.

Можно использовать для контроля карточку, в которой слова изученных блоков напечатаны с пропущенной буквой, тогда времени на контроль тратится ещё меньше.

На этом уроке зачитываю домашние сочинения детей, написанные с использованием слов блока. Определяем вместе с учащимися самые интересные сочинения. Лучшие работы помещаем на стенд класса.


4. Творческие работы учащихся (сочинения).
Берёза, ветер, поляна, природа.
Наш край.

Наш край очень красивый. Однажды летом мы с классом поехали в лес. Выехали на большую поляну. Вокруг поляны росли берёзки, дубы, сосны. Внизу текла бурная горная река. Над рекой склонялись ветви ивы. Дул слабый ветер, и листья берёзы тихонько шумели. Я очень люблю наш край!


Экскурсия.

Весной мы с классом ездили на природу. В лесу было много деревьев, среди которых были и стройные берёзы. Стояла солнечная погода, но дул лёгкий ветерок. Всем было очень весело, и мы пошли играть на поляну в мяч. Время на отдыхе пролетело незаметно. Шофёр быстро домчал нас домой.


Голос, мороз, простуда, ресницы.
Без названия.

На уроке пения я сорвала голос. Когда шла из школы домой, был снег и мороз. Снег залепил мне ресницы. Я сильно замёрзла и простудилась. Три дня не ходила в школу. Но всё равно я рада снегу! Новый год будет весёлый.


Город, Москва, праздник.
Город Москва.

Москва – столица России. Это красивый современный город. Москвичи готовятся к большому празднику – Новому году. Перед праздником город украшают новогодними ёлками, гирляндами, мишурой, огоньками. Ночью Москва ещё красивее: сверкает тысячами огней.



Сказка.
Волшебное слово «спасибо».

Давным-давно, когда никто не знал слово «спасибо», все люди были невежливыми по отношению друг к другу.

Один маг, побывавший в Стране Вежливых Слов, сказал: «В вашей стране нет вежливых слов, но если вы все выучите слово «спасибо», то полюбите друг друга!

Поначалу люди не хотели принимать это слово, а потом согласились. С тех пор все люди стали вежливыми.

На этапе закрепления использую задания, формирующие умение делать умозаключения, развивающие операции мышления, такие как, сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.
5. Упражнения, развивающие интерес к слову.

На уроках русского языка для формирования устойчивого интереса к словам с непроверяемыми написаниями можно использовать и следующие упражнения:



  1. Выпиши те слова, в которых все буквы гласных звуков расположены по алфавиту: колбаса, кефир, килограмм, котлета, апельсин, кастрюля, кипеть, вагон.

  2. Выпиши из ряда слов: лопата, вагон, арбуз, помидор, килограмм, компот, морковь, магазин.

1) слова, в которых есть три орфограммы;
2) слова, в которых есть две одинаковых орфограммы;
3) слова, в которых есть одна проверяемая и одна непроверяемая орфограммы:


  1. Найди и выпиши следующие слова из ряда: полотенце, макароны, жираф, корзина, дорога, жаворонок, котлета.

1) слово, в котором "спряталось" название животного;
2) слово, в котором "спряталось" название цветка;
3) слово, в котором "спряталось" название птицы.


  1. Петя прибежал домой радостный: "Мама! Я смогу теперь все эти слова – сова, мешок, цветок, печенье, коты, трава, помидор – написать безошибочно, потому что в школе меня научили подбирать проверочные слова". Прав ли Петя? Найди слова, для верного написания которых недостаточно уметь подбирать проверочное слово, и выпиши их.

  2. Подумай, по какому признаку эти слова можно разделить на три группы: завтракать, лопата, вагон, деревенский, жужжит, помидор, кастрюля, интересный, апельсиновый, поужинал. Отметь все орфограммы и запиши слова в три столбика.

  3. Мальчик выполнил задание учительницы: записать все известные ему словарные слова на букву к. Он написал: корова, котенок, кефир, касса, колосок, кастрюля, килограмм, крот, кипеть. Не открывая словаря, проверь, правильно ли выполнил задание ученик. Как будешь рассуждать? Спиши только словарные слова.

  4. Выбери из предложенных слов такие, чтобы получилось стихотворение со смыслом и рифмой. Возможно, тебе понадобится изменять слова по команде вопросов.

Ой, как маме тяжело!
Сумка давит на плечо.
Из ________ мама [килаграм]
Несет четыре ________. [груша ]
Сын ее любимый [магазин]
Любит ____________. [апильсин]





  1. Составь рассыпавшиеся слова. Те, в которых есть непроверяемые орфограммы, выпиши.

де са ня жать
га рев ма
зин бе ли


  1. Стихотворение читается учителем.

Слова такие разные:
Котлета и пирог,
Вагон и потолок,
Шоссе и чемодан.
Как написать их нам?
Ребята рассуждали,
И одного не знали
Что способ, как писать, один,
Его ведь ты подскажешь им?

Способ написания обсуждается, после чего словарные слова сначала записываются с "окошками", а затем учащиеся обращаются к словарю.

С...сиски в ужасе кричали,
К...тлеты тоже не молчали.
В к...стрюле распластались м...к...роны,
К...фир прижался к стенке ровной.
Полдня играл в футбол Сережка,
Проголодался он немножко.
Вновь собирался холодильник он открыть
И все, что там осталось, проглотит.

Заполнение "окошек" предполагается либо по памяти (на этапе проверки), либо по словарю (на этапе усвоения). А также возможно организовать прочитайте стихотворения на слух, чтобы избежать готового выделения орфограмм в виде "окошек".

  1. Девочка писала рассказ, а словаря рядом не было, поэтому все неизвестные ей словарные слова она просто пропустила. А как бы поступил на ее месте ты? Попробуй с помощью словаря восстановить ее рассказ. Как ты думаешь, у всех детей в классе получится одинаково? Мама приготовила на _______ вкусный _______ . Все были очень рады. А Саша сказал, что он не любит _______ , а любит _______ .

  2. Проверь работы учеников 2-го класса.

Катя написала: Многие посажиры вышли из вагона на этой станции.
Витя написал: В деревне у бабушки живут бальшой кот Василий и зиленый попугайчик Гоша. Исправь ошибки. Подумай, чего не знал каждый из ребят, из-за чего допустил свои ошибки. Запиши верно Катино предложение, объясняй орфограммы.

  1. Работа в паре. Каждый открывает словарь и выписывает пять любых слов с "окошками". При этом правописание незнакомых слов нужно запомнить. Словари закрываются. Ребята обмениваются листочками. Все известные им буквы они вписывают, неизвестные спрашивают у своего соседа.



6. Построение словарной статьи.

Каждая словарная статья состоит из нескольких разделов:



    1. Толкование слова.

    2. Загадка.

    3. Однокоренные слова.

    4. К истокам слова (этимология).

    5. Когда так говорят? (значение фразеологизмов)

    6. Пословицы и поговорки.

    7. Это интересно.

    8. Тексты и предложения.

Например:

БЕРЁЗА, –ы, ж. р.

Лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями. Белая берёза. Чёрная берёза. Карликовая берёза.



Загадки:

1. В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

2. Она весну встречает – серёжки надевает.

А платьице – в полоску. Ты узнаёшь ...?
К истокам слова. Это дерево мы считаем своим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно уходит в глубокую древность и означает «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы – береста – носит название, связанное с тем же корнем. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.
Пословицы: Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. Где дубняк, там и березняк. И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут. Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Когда так говорят? Дать берёзовой каши? – наказать розгами, выпороть, высечь.
Однокоренные слова: берёза, берёзка, берёзонька, берёзина, березняк, берёзовый, берёзовик, подберёзовик.
Предложения: Берёзы жёлтою резьбою блестят в лазури голубой. /Бунин/ Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. /С. Есенин/ Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. /И. Соколов-Микитов/ Солнце спускается за знакомый березняк. /И. Гончаров/ Я шёл купаться в реке в тени березняка. /Л. Толстой/ Берёза моя, берёзонька, берёза моя белая, берёза моя кудрявая. /Русская нар. песня/
Учитель сам может варьировать, выбирая полюбившиеся виды работ, занимательные задания, используя творческие замыслы своих учеников. Самое главное заинтересовать ребят, поверьте, они с удовольствием будут заниматься словарной работой, и показывать достаточно высокие результаты.

При использовании данной технологии работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница