Словарь терминов



Скачать 161.2 Kb.
Дата09.06.2016
Размер161.2 Kb.
Кафедра

Физического воспитания



Специальность 071501.65 Художественное проектирование костюма

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении.

Адаптация – приспособление человека к изменившимся условиям жизни, в результате чего возможно приобретение новых для него свойств.

Активность человека — способность производить действия в соответствии с поставленной целью.

Анатомия - наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека.

Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Баскетбол. Игра получила свое название от английских слов «баскет» - корзина и «бол» - мяч. Две команды по 5 человек при условии соблюдения правил стремятся с помощью передач и маневрирования по площадке, дриблинга и финтов забросить мяч в корзину соперника, защищая его от бросков в свою корзину.

Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Вегетативные нервы - регулируют работу внутренних органов (сокращение сердца, перистальтика кишечника и др.).

Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам.

Возраст – ограниченная во времени ступень психического и физиологического развития индивида отличающаяся определенными закономерностями.

Волейбол. Спортивная игра с мячом двух команд по шесть человек в каждой. Игроки одной команды направляют мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он коснулся площадки в ее границах или был отбит соперником с нарушением правил игры.

Восстановление процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом

Выносливость - это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или как способность организма противостоять утомлению.

Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Гиподинамия совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии.

Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

Двигательное умение - такая степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой происходит автоматизированное управление движениями, и действия отличаются высокой надежностью.

Девиантная личность Abnormal personality – индивид с ярко выраженными особенностями, отклоняющимися от типичных для данной социально-культурной системы характеристик, структур и уровней развития личности.

Деятельность – проявления активности человека, направленные на удовлетворение потребностей и достижения целей, в результате чего становится возможным преобразование условий жизни и самого себя.

Дыхательная система. Дыханием называется комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа живым организмом.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха (измеряется методом спирометрии).

Здоровый образ жизни - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Здоровье – 1) гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных взаимодействием генотипа и среды, т.е. здоровье человека — это всегда индивидуальный способ жизни, соответствующий психофизической конституции человека и его образу жизни (поведению), его воспитанию, культуре; 2) степень свободы индивида или группы, во-первых, реализовать свои стремления и удовлетворить свои потребности; во-вторых, изменяться или кооперироваться со средой 3) нормальное состояние полного физического и духовного благополучия, а также социальной саморегуляции, означающей не только способность личности предвидеть результаты своей деятельности по формированию здорового образа жизни, но и отвечать за неё.

Здоровье является состоянием полного физического, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы. Одна зачетная единица равна 36 академических часов.

Зоны интенсивности физических нагрузок - условно характеризуются величинами частоты сердечных сокращений и делятся на малую, среднюю, большую и предельную интенсивность физической нагрузки.

Индивид – человек с его природными физиологическими, психологическими и социальными свойствами.

Индивидуальность особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от другой; человек с такими индивидуальными свойствами, сочетание которых отличает одного от другого.

Интеллект – относительно устойчивая система взаимосвязей познавательных психических функций обнаруживаемая как умственная способность, проявляемая в учебной и трудовой деятельности.

Интроверсия – направленность человека на самого себя, свое внутреннее состояние.

Интроспекция – самонаблюдение, как метод познания человеком самого себя, своих возможностей, переживаний.

Йога – философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека.

Кредит – единица измерения трудоемкости учебной нагрузки студента, выражение номинального времени, необходимого студенту для достижения конечных результатов обучения.

Калланетика (или каланетика) - фитнес гимнастика, названная по имени автора Каллан Пинкни, - это комплексная система статических упражнений, направленных на растяжение и сокращение мышц.

Конституция человека - совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма человека, обусловленных в своем развитии действием наследственных и приобретенных свойств.

Кровь - это разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом (плазмой) - 55% и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов) - 45%.

Культура - (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

Легкая атлетика – один из древнейших видов спорта, объединяющий бег на различные дистанции, прыжки, метания, спортивную ходьбу, а так же легкоатлетические многоборья

Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за минуту.

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Основная функция лейкоцитов - защита организма от возбудителей болезней.

Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание и другие моменты повседневного быта.

Личность Personality — 1) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека; 2) продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций; 3) человеческое предназначение, средство (механизм) человеческого существования на основе субъективной духовности.

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.

Максимальным потреблением кислорода (МПК) называется наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе.

Массовый спорт - составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь сравнительно невысок. Перед занимающимися здесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Метод (греч. methods — буквально «путь к ч.-л.») — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Средство познания.

Методические принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.

Мировоззрение – система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический.

Мотив – внутреннее побуждение к действиям и поступкам под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага..

Обменом веществ (метаболизмом) принято называть сложный постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптацию к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Образ жизни следует трактовать как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств.

Обучаемость – способность человека к научению, восприимчивость к средствам воздействия в процессе обучения и самообразования.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.

Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Ожирение — это болезнь, связанная с перееданием и нарушением жирового обмена.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека в течение его жизни.

Опорно-двигательный аппарат. Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако сами по себе они не могут осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самовоспроизведению. Человек развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на 1 кг веса человека.

Педагогическая задача — это конкретная установка в педагогической деятельности целых коллективов и отдельных педагогов, актуальность, которой обусловлена воспитательными закономерностями и потребностями практики, в ходе решения которой происходит целесообразное изменение педагогической реальности.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Потребление кислорода - количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

Профессиограмма - описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Профессионально- прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека, а в нашем случае студента - будущего специалиста к определенной профессиональной деятельности.

Психодиагностика – выявление психологических свойств, состояний процессов человека с помощью различных методов, и определение уровня развития.

Психокоррекция – изменение поведения человека с помощью специальных методов воздействия позволяющих снять негативные проявления.

Психологическая подготовка спортсмена - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая совместимость – взаимопонимание людей, положительно влияющее на деловые связи и отношения в совместной деятельности.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Рефлексия – сосредоточение человека на самом себе, сознательно перенос на себя полученных в опыте знаний о других.

Ритмическая гимнастика (аэробика) – это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку.

Самоактуализация (самореализация) – личностное самосовершенствование, стремление человека к выявлению и развитию своих возможностей.

Самовоспитание – направленность человека на самосовершенствование, приобретение положительных качеств личности и преодоления негативных; формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями.



Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самокритика (Self-criticism) – выявление собственных недостатков с целью их преодоления.

Самомотивация чувство долга, ответственности, внутренняя установка на качественный, производительный труд; осознанное желание быстрее достичь результата.

Самонаблюдение (Introspection) – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта; наблюдение человека за собственными переживаниями и мыслями.


Самообладание – волевое качество личности, регулирующее деятельность и поведение.

Самоопределение личности - проявление самостоятельности в выборе жизненного пути, профессиональной направленности, ценностных ориентаций; выявление и утверждение собственной позиции в жизненных ситуациях и в профессии.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих возможностей, поведения, успешности и неуспешности в деятельности.

Саморазвитие (Self-development) – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

Самореализация (Self-realization) – выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

Саморегуляция – управление человеком собственными психологическими состояниями, процессами поведения.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего "Я", отличия себя от других.



Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений.

Системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма, например, корригирующего характера.

Социализация (от лат. socialis –общественный) — «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств».

Социализация личности – овладение социальным опытом, процесс становления личности в течение всей жизни.

Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течении строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

Специальная физическая подготовка - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретный видов спорта или конкретных профессий.

Спорт - составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Спорт высших достижений – составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни. Перед спортсменами здесь ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Спортивное движение – процесс приобщения к спорту, его распространение и развитие в обществе.

Способности индивидуально-психологические особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления. Считается, что процесс формирования способностей происходит на основе задатков. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты.

Стретчинг – это система развития гибкости, включает в себя комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах.

Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы.

Техническая подготовка - процесс обучения технике выполнения физических упражнений и технических приемов.

Технология — целенаправленная совокупность алгоритмизированных действий, последовательное выполнение которых гарантирует определенный результат деятельности.

Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление.

Тромбоциты - кровяные пластинки, основная функция которых, обеспечение свертываемости крови.

Туризм (фр. tourisme от tour — прогулка)- вид спорта — путешествия, в которых развлечение и отдых соединяются с образовательными целями. Туризм — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности.

Умение – система приобретенных действий, успешно проявляемых в деятельности человека; способ выполнения действия, основанный на знаниях.

Умственный труд это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории.

Утомление это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Физиология - наука о закономерностях функционирования целостного живого организма. Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа, обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.

Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура личности понимается сегодня, как социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Физические качества - отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Основными физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Физический труд это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.

Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная, нервная.

Футбол (англ. football, от foot — нога и ball — мяч). Командная спортивная игра (в команде 11 чел., в т. ч. вратарь), в которой спортсмены, используя ведение и передачи мяча партнерам ногами или любой другой частью тела, кроме рук, стремятся забить его в ворота соперника.

Хapактep (От греч. Charakter – отличительная черта) – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.


Цель — «конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление, о котором и желание его достигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению».

Цель образования — «это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения» //Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Спб., 2000. С.71.

Частота дыхания - количество дыхательных циклов в минуту

Эритроциты - красные кровяные клетки, они являются носителем красного пигмента - гемоглобина.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница