Сложная природа удовлетворенности трудом. Как получить картину «массового сознания»



Скачать 57.89 Kb.
Дата17.04.2016
Размер57.89 Kb.
Сложная природа удовлетворенности трудом.

Как получить картину «массового сознания» коллектива
В «зеркале» учительских оценок: методика измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом

Г.Загородникова, директор школы №1415 г.Москвы, А.Рябов, школьный психолог
Вот уже ряд лет мы используем в своей работе модифицированную методику измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом. Методика прошла проверку на психометрическую надежность (статистический коэффициент надежности-согласованности ответов респондентов, так называемый «Альфа Кронбаха», составляет около 90%). Это означает, что вопросы корректны, они хорошо понимаются педагогами и ответы на них не вызывают среди учителей больших оценочных разногласий.
Трудовое поведение школьных учителей в значительной степени определяется их отношением к своей деятельности. Внешне оно может выглядеть одинаковым, но, как правило, имеет разную мотивационную основу. Психологи называют мотивом истинную побудительную причину какого-либо действия. В некотором смысле мотив - это потребность, удовлетворяемая той или иной деятельностью. Разнообразие мотивов очень велико. Мотив может быть внутренним и внешним, осознаваемым и неосознаваемым, личным и социальным. Чаще всего деятельность побуждается не одним, а множеством мотивов одновременно, и для каждого человека они не бывают субъективно одинаково значимыми, а имеют иерархическую структуру, разделяясь на главные, ведущие и второстепенные. Так, для одних педагогов сам труд в школе является важнейшей жизненной потребностью, для других работа школьным учителем - всего лишь средство удовлетворения других потребностей, никак не связанных с их профессиональной деятельностью.
Оценка удовлетворенности работой

Индивидуальная удовлетворенность учителя трудом имеет сложную природу и является соотнесением притязаний и ожиданий с теми возможностями, которые предоставляются ему в школе. Но именно она, удовлетворенность трудом, и является необходимым фактором эффективности работы как отдельного педагога, так и школьного коллектива в целом. Так что вопрос об этом для руководителя учебного заведения совсем не праздный.

На протяжении последних пяти лет психологическая служба нашей школы проводит групповое исследование состояния удовлетворенности трудом и отдельными аспектами социально-деловой ситуации. Используя модифицированную А.Е. Рябовым для школьных нужд «Карточку оценки удовлетворенности работой»*, мы ежегодно во время осенних каникул проводим анонимные опросы педагогов. Наша модификация методики выглядит следующим образом (см. табл. на стр. 28).

Карточка удовлетворенности работой

Дата заполнения _______. Возраст ____________.

Стаж работы _____________. Пол____________.

Слева перечислены основные аспекты деятельности школьного учителя и его социально-деловой ситуации, которые заполняющий карточку оценивает в баллах от 1 до 5. Для более детальной оценки отдельно выделяются отношения с коллегами-учителями, администраторами среднего уровня - завучами, с директором школы и с родителями учащихся. Далее предлагается выделить особо важные для каждого аспекты труда, поскольку люди проявляют высокий уровень притязаний именно в отношении значимых для себя сторон деятельности. Следовательно, они должны являться объектом особого внимания со стороны директора школы.

Следующие две графы позволяют определить те аспекты деятельности, которые улучшились за год или, наоборот, ухудшились, и это позволяет уточнить наметившиеся в коллективе тенденции развития. Понятно, что одна и та же оценка «4», поставленная по пунктам «отношения с коллегами-учителями» и «отношения с завучами», будет расценена по-разному, если в первом случае учитель отмечает тенденцию к улучшению, а во втором - к ухудшению.
Как использовать результаты?

Предлагаемая нами методика показала высокую надежность и достоверность получаемых оценок. Как использовать полученные результаты?

Получив средние общие данные, можно сравнить положение дел в разные годы, оценить удовлетворенность работников различными аспектами социально-деловой ситуации, выявить тенденции к улучшению или ухудшению их оценок, определить наиболее значимые для работников аспекты.

Так, например, наши многолетние опросы показали, что для субъективной удовлетворенности работой большинству школьных учителей особенно важны такие аспекты, как внимательное отношение администрации к их нуждам, хорошие отношения с директором школы, объективность оценки их работы как им лично, так и завучами. Меньшее значение (в порядке уменьшения значимости) придается личной возможности влиять на дела в коллективе, условиям труда, отношениям с коллегами-учителями, содержанию работы, которую приходится выполнять, помощи родителей в работе школы и размеру заработной платы. Иначе говоря, вопреки расхожим представлениям о том, что хорошо трудятся лишь за большие деньги, заработная плата в представлении сотрудников школы слабо связана с эффективностью и качеством их труда. В то же время удовлетворенность размером оплаты труда, помощью родителей в работе школы, распределением премий и возможностью личного влияния на дела в коллективе стабильно получают низкие оценки учителей. А вот оценки качества взаимоотношений с коллегами-учителями и завучами, объективности оценки учительского труда директором и его заместителями, а также субъективная удовлетворенность содержанием труда, его условиями и организацией традиционно высоки.

Более внимательный анализ показывает, что самое серьезное недовольство учителей вызывает размер заработной платы (свыше 85%). Примерно половина сотрудников не удовлетворена помощью родителей. Кроме того, следует помнить, что порядка 15-25 процентов членов коллектива, как правило, не удовлетворены абсолютно всем. Их отличает склонность весьма придирчиво оценивать любые аспекты трудовой деятельности.

Если вы задумаете проведение подобного опроса в своей школе, можете ориентироваться на полученные нами численные ориентиры. Необходимо подсчитать количество выставленных баллов (их может оказаться от 17 до 85). Нормальным - ни высоким, ни низким - является индивидуальный результат от 47 до 66 баллов включительно. Низкий результат - 46 баллов и ниже. Высоким является результат от 67 баллов и выше.

Директору школы полезно лично для себя провести еще два эксперимента. Во-первых, обязательно заполнить такую же карточку самому, чтобы затем сравнить свои ответы со средними по коллективу. Во-вторых, предварительно заполнить карточку еще раз, проставив в ней те данные, которые, как вам представляется, в среднем будут характерны для коллектива. А затем сравните, насколько ваши собственные ответы совпали с мнениями сотрудников. В какой мере вам удалось предугадать их отношение?

И еще. В нашей школе мы договорились на педсовете открыто публиковать общие результаты для того, чтобы все работники знали положение дел в коллективе. Как правило, каждому из них хочется узнать, насколько его личные оценки совпадают (или расходятся) с «общим мнением». После опросов мы вывешиваем в учительской подробнейшую информацию о том, как в процентном отношении распределились ответы учителей на тот или иной вопрос. Это общедоступный уровень рассмотрения. Кроме того, есть более тонкий уровень разбора. Отдельные ответы легко подвергаются факторному и кластерному статистическому анализу. Последний дает нам как бы внутреннюю картину «массового сознания» педагогического коллектива. Например, можно увидеть, с чем связаны «удовлетворенность-неудовлетворенность» взаимодействием с завучами и директором и т.п. А факторный анализ выявляет устойчивость учительских оценок. Эти нюансы мы обсуждаем в администрации уже, так сказать, «без прикрас» глядя в «зеркало» учительских оценок. Вот тут-то происходит выработка обоснованной линии поведения школьной администрации с учетом мнений рядовых сотрудников, и, таким образом, в систему выработки управленческих решений вовлекаются мотивационно-смысловые сферы отдельных членов коллектива.
_________________________

*Гришина И.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе., Л., «Лениздат», 1990, с. 27.

_________________________

*5 - вполне удовлетворены, 4 - в целом удовлетворены, 3 - в среднем удовлетворены, 2 - пожалуй, не удовлетворены, 1 - совсем не удовлетворены.

ãЖурнал «Директор школы», № 9, 2001 г.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница