Следует отметить, что потребности, мотивы и ценностные ориентации личности определяют только потенциальную готовность военнослужащего совершить отклонение



Скачать 187.58 Kb.
Дата27.04.2016
Размер187.58 Kb.
Неуставные взаимоотношения среди военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: диагностика и профилактика

С.Л. Евенко, кандидат социологических наук, полковник, старший преподаватель кафедры психологии Военного университета
Участившиеся в последнее время случаи неуставных взаимоотношений среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имевшие общественный резонанс, обострили и без того напряженные отношения между институтом военной службы и другими социальными институтами российского общества. Также неуставные взаимоотношения являются доминирующей причиной совершения самовольного оставления части и суицидов1.

Речь идет именно о военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, так как нарушения правил уставных взаимоотношений, совершенные офицерами и прапорщиками, не могут классифицироваться как неуставные взаимоотношения, которые предполагают отсутствие подчиненности между военнослужащими (ст. 355 УК РФ).

В сложившейся ситуации выявление военнослужащих, склонных к совершению неуставных взаимоотношений и разработка мер профилактики данного явления, для субъектов военного управления является одним из перспективных подходов по его минимизации.

В настоящее время в психологической науке накоплен достаточно мощный арсенал психодиагностических средств диагностики различных психологических свойств, которые оказывают значительное влияние на поведение личности военнослужащего, в том числе и отклоняющееся. К ним относятся потребности, мотивы и ценностные ориентации.

Следует отметить, что потребности, мотивы и ценностные ориентации личности определяют только потенциальную готовность военнослужащего совершить отклонение. Однако, имея достаточно высокую степень готовности совершить неуставные взаимоотношения, военнослужащий может прослужить установленный срок службы, так и не совершив противоправного поступка.

Методический замысел исследования мотивации и ценностных ориентаций военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения

Мотивация, являясь причиной выбора стратегии поведения, выполняет особую функцию внутреннего побуждения военнослужащего к деятельности. Психологический анализ неуставных взаимоотношений предполагает изучение этого сложного психологического явления через призму мотивации личности. Качественное и всестороннее изучение мотивации неуставных взаимоотношений предполагает проведение психологического исследования, сочетающего различные методы, используемые в практической психологии.

Основным методом сбора первичной психологической информации в исследовании являлось психологическое тестирование. Для диагностики мотивационной сферы военнослужащих, совершивших отклонения в поведении, применялись методики оценки мотивации избегания неудач и достижения цели в области профессиональной деятельности, разработанные американским психологом Т. Элерсом2.

Методика «Мотивация достижения» оценивает выраженность стремления личности к достижению цели, к успеху. Мотивация достижения понимается как желание соответствовать стандартам отличия в любой ситуации. Ее составляющими являются личностная эффективность, уверенность в себе, самооценка достижений.

Методика «Мотивация избегания неудач» выявляет силу стремления личности на исключение возможных социальных санкций осуждения в случае неудачи и оценивает полюс, противоположный мотивации достижения.

Для диагностики ценностных ориентаций военнослужащих, совершивших отклонения в поведении, применялась методика, разработанная М. Рокичем, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальныеубеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

2. Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей3.

Валидность и достоверность результатов, получаемых в процессе тестирования, подтверждались и дополнялись результатами других методов, таких как: наблюдение и беседы, анализ результатов практической деятельности и документов.

Сочетание различных методов сбора психологической информации позволило получить достаточно объективную картину состояния мотивации отклоняющегося поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Выборочную совокупность составили 120 человек из них военнослужащих, совершивших различные отклонения, в том числе и неуставные взаимоотношения (НУВ), — 34. Объем выборочной совокупности позволяет применять разнообразные методы математической статистики для расчета значений признаков4.



Результаты военно-психологического исследования мотивации и ценностных ориентаций военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения

В ходе психологического исследования были определены уровни выраженности мотивации «на достижение успеха» и «избегания неудач» у военнослужащих, совершивших отклонения в поведении (см. таблицу 1).

Таблица 1

Распределение военнослужащих, совершивших отклонения в поведении, по выраженности уровня мотивации на «достижение успеха» и «избегания неудач»5




Распределение уровней мотивации

Частота

«на достижение успеха»

«на избегание неудач»

1

1

1

2

2

2

1

9

3

3

1

29

4

1

2

18

5

2

2

20

6

3

2

7

7

1

3

30

8

2

3

5

9

3

3

2

Результаты психологического исследования показали, что из 29 военнослужащих, у которых высокий уровень мотивации «на достижение успеха» и низкий уровень мотивации «на избегание неудач», 26 человек совершили неуставные взаимоотношения, т. е. 90 % военнослужащих, имеющих третий тип выраженности мотивации, склонны к совершению неуставных взаимоотношений.

Интерпретируя данное распределение, следует отметить, что для военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения, характерна высокая мотивация на достижение успеха, какой-либо цели. В своем стремлении при достижении успеха они мало внимания обращают на последствия его достижения. Можно отметить, что данная группа военнослужащих может характеризоваться как решительные люди, однако эта решительность направлена на совершение противоправных поступков.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что для военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения, характерна большая диспропорция в мотивации — гипервыраженность мотива на достижение успеха и значительное «отставание» мотивации на избегание неудач.

Группировка всего многообразия мотивов совершения неуставных взаимоотношений позволила выделить следующие основные мотивы выбора данной стратегии поведения:

а) неуставные взаимоотношения как средство смены социального статуса в военной организации;

б) неуставные взаимоотношения как средство для временного отдыха от тягот и лишений военной службы;

в) неуставные взаимоотношения как средство решения материально-бытовых проблем.

Психологический анализ неуставных взаимоотношений предполагает изучение этого сложного психологического явления через призму ценностных ориентаций личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения, показало, что для всех военнослужащих данной категории характерна определенная схожесть с военнослужащими, совершившими другие отклонения. Терминальные ценности «здоровье», «счастливая семейная жизнь» и «жизненная мудрость» имеют одинаково важное значение для обеих групп военнослужащих (18 % и 10 % 7 % выборов соответственно).

Вместе с тем такая ценность как «материальное положение» в группе военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения, занимает первое место — 25 % выборов, тогда как в группе военнослужащих, совершивших другие отклонения, эта ценность стоит на втором месте — 14 % выборов (см. таблицу 2).


Таблица 2

Соотношение видов терминальных ценностей для военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения и другие виды отклонений в поведении в (%)6



Вид терминальных ценностей

Группы военнослужащих

Военнослужащие, совершившие неуставные взаимоотношения

Военнослужащие, совершившие другие отклонения

1

Материальное положение

25

14

2

Здоровье

17

18

3

Жизненная мудрость

6

8

4

Наличие друзей

6

9

5

Активная деятельность

5

10

6

Продуктивная жизнь

4

8

7

Интересная работа

5

9

8

Семейное счастье

10

10

9

Другие ценности

22

14

Сравнительный анализ инструментальных ценностей позволил выявить существенные различия между предпочитаемыми ценностями в сравниваемых группах. Так, основным «инструментом» для достижения главных целей жизни для военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения, является «твердая воля» — 14 % выборов (ценности волевого и исполнительного характера), а у группы военнослужащих, совершивших другие отклонения, данный показатель на 4 % меньше.

Значительная часть респондентов, совершивших неуставные взаимоотношения, выбирают одной из доминирующих ценностей «высокие запросы» (12 % выборов), однако для ее реализации они не выбирают такие ценности как «образованность», «воспитанность» и «исполнительность» (5 %, 4 % и 7 % выборов соответственно) (см. таблицу 3).


Таблица 3
Соотношение видов инструментальных ценностей для военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения и другие отклонения в поведении в (%)




Вид инструментальных ценностей

Группы военнослужащих

Военнослужащие, совершившие неуставные взаимоотношения

Военнослужащие, совершившие другие отклонения

1

Твердая воля

14

10

2

Непримиримость к недостаткам

10

8

3

Исполнительность

7

8

4

Независимость

4

8

5

Жизнерадостность

7

9

6

Высокие запросы

12

9

7

Образованность

5

15

8

Воспитанность

4

10

9

Другие ценности

37

23

Для данной категории военнослужащих характерно стремление в короткие сроки реализовать свои жизненные цели, а обучение и воспитанность требуют более длительных затрат для их достижения. Такой выбор инструментальных ценностей для достижения терминальных позволяет сделать вывод о том, что данные военнослужащие склонны к совершению неуставных взаимоотношений.

Полученное распределение ценностных ориентаций военнослужащих, совершивших неуставные взаимоотношения, подтверждает предположения о том, что ценностные ориентации личности являются важной детерминантой в формировании такого типа отклоняющегося поведения, как неуставные взаимоотношения.



Формирование мотивации и ценностных ориентаций как способ минимизации неуставных взаимоотношений среди военнослужащих

Проблемы, связанные с минимизацией неуставных взаимоотношений в поведении военнослужащих, диктуют необходимость учета органами военного управления мотивационных критериев, направленных на формирование положительных мотивов военнослужащих в отношении выполнения своих служебно-профессиональных обязанностей.

Исходя из полученных результатов психологического исследования, профилактика таких видов отклонений в поведении военнослужащих, как неуставные взаимоотношения должна строиться на коррекции мотивационной структуры личности военнослужащего. Для военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, целесообразно проводить коррекцию мотивации, направляя ее на достижение целей одобряемыми способами.

Мотивация военнослужащего на нормативный способ достижения успеха достаточно сложный процесс. При чем достижение успеха должно строиться вокруг выполнения требований формальной военной организации, т. е. военнослужащий должен сконцентрироваться на добросовестном выполнении своих военно-служебных обязанностей. В основе достижения успеха заложена необходимость удовлетворения той или иной значимой потребности личности в соответствии с внешними стимулирующими условиями. Сложность этого процесса заключается в том, что изученная категория военнослужащих проходит военную службу по призыву.

Одним из направлений формирования профессионально направленной мотивации военнослужащих, склонных к совершению неуставных взаимоотношений, является совершенствование знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями, предъявляемыми военно-профессиональной деятельностью. Достаточно высокий уровень профессиональной компетентности военнослужащих позволит им добиваться успеха общепринятыми способами, которые определены уставными правилами взаимоотношений, и тем самым избежать совершения неуставных взаимоотношений.

Основными методами повышения уровня профессиональной мотивации, направленной на достижение успеха, являлись следующие.

Во-первых, обеспечение обратной связи об успехах в выполнении военнослужащим своих профессиональных обязанностей. Под влиянием такой обратной связи они в дальнейшем будут склонны прилагать усилия и много работать ради достижения профессиональных успехов. Оценка старшего начальника значительно влияет на самооценку не только офицера, но и солдата и сержанта, под ее влиянием формировалось чувство уверенности, что, в свою очередь, положительно отражалось на работоспособности военнослужащего и повышении его профессиональных притязаний. Кроме того, подобная оценка профессиональных успехов военнослужащего способствовала формированию его авторитета в коллективе, создавая благоприятную социально-психологическую атмосферу для профессиональной деятельности. Оценка была, прежде всего, объективной и соответствовала заслугам, усердию военнослужащего, адекватно отражала результаты его деятельности.

Во-вторых, демонстрация образцов для подражания. Такими образцами являлись более опытные, авторитетные, показывающие высокие успехи в профессиональной деятельности военнослужащие. Причем, чем больше общего у военнослужащего и «модели», чем сильнее идентификация (отождествление) с моделью, тем сильнее действовал этот механизм. Наблюдая за «моделью», военнослужащий видел, что «модель» демонстрирует определенный уровень компетентности, определенные знания, навыки и умения и это обеспечивает успех ее деятельности. Убеждение военнослужащего в том, что и он обладает подобными качествами и не хуже подготовлен, увеличивало его уверенность в своих способностях и являлось мотивирующим фактором.

В-третьих, показ военнослужащим примеров настойчивости и стратегий преодоления трудностей. Этот метод предполагал демонстрацию военнослужащим конкретных путей преодоления профессиональных затруднений, стратегий профессионального совершенствования. В данном случае формировалось убеждение, что благодаря настойчивой работе и поиску новых путей усовершенствования своей профессиональной деятельности можно значительно улучшить свои профессиональные результаты, не прибегая к неуставным формам поведения.

Достаточно действенным способом являлся рассказ офицера — руководителя или более опытного специалиста об имевших место сложностях при решении задач военно-профессиональной деятельности и, что особенно важно, о конкретных путях их преодоления. Такое моделирование оказывало более сильное влияние на мотивацию профессиональной деятельности, чем обычная демонстрация профессиональных знаний, умений и навыков.

Одним из психологических условий совершенствования мотивации профессиональной деятельности военнослужащих является развитие мотивации профессионального самосовершенствования.

В основе побуждения военнослужащих к профессиональному самосовершенствованию лежит осознание противоречия между имеющимися у него профессионально значимыми качествами и требованиями военно-профессиональной деятельности. Поэтому целесообразным представлялось дать возможность военнослужащим убедиться в наличии рассогласования уровня их подготовленности и новых требований профессиональной деятельности, а затем оказать помощь в осознании своих возможностей и выработать индивидуальную стратегию самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности.

В ходе исследования были выявлены наиболее эффективные стратегии самосовершенствования военнослужащих в процессе профессиональной деятельности.

Первая стратегия — выработка четкой системы требований, предъявляемых к военнослужащему как военному профессионалу. Она во-первых, позволила военнослужащим избегать выполнения не свойственных для военно-служебной деятельности обязанностей, что приостанавливает их профессиональный и личностный рост; во-вторых, дала возможность скорректировать военнослужащим профессиональную самооценку; в-третьих, конкретные и четкие требования в виде некоторой эталонной модели, ролевого ожидания способствовали активизации работы по самосовершенствованию.

Вторая стратегия включает в себя создание в воинском коллективе морально-психологического климата, поддерживающего работу по профессиональному самосовершенствованию. Данная стратегия позволяет сформировать чувство принадлежности не только к конкретному периоду службы, но и к подразделению в целом, что, в свою очередь, позволит снизить число неуставных взаимоотношений.

Третья стратегия предполагает формирование необходимых знаний, умений и навыков работы по профессиональному самосовершенствованию. Выбор этой стратегии был обусловлен тем, что значительное количество военнослужащих не знают психологических механизмов рефлексивного мышления, содержания и логики процесса профессионального самосовершенствования, основных его методов и приемов, а также не обладают опытом решения задач личного самосовершенствования.

Четвертая стратегия — постоянное определение военнослужащим перспективных задач, ведущих к дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности. Для реализации на практике четвертой стратегии с военнослужащими был проведен цикл занятий в рамках спецкурса «Основы профессионального самосовершенствования офицеров», разработанного Г.А. Волковицким7. Проведение спецкурса дало возможность вооружить военнослужащих необходимыми теоретическими знаниями по основным аспектам самосовершенствования, выработать практические навыки и умения профессионального самосовершенствования.

Данное направление работы способствовало тому, чтобы военнослужащие не останавливались на достигнутом профессиональном уровне, а постоянно видели перед собой новые, более значимые цели, повышали уровень своих профессиональных притязаний.

Пятая стратегия представляет собой создание условий для развития у военнослужащих самостоятельности и творчества в ходе профессиональной деятельности. Стремление военнослужащих к профессиональному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала зачастую сталкивается с ограниченной степенью свободы в профессиональной деятельности, однотипностью решаемых повседневных задач. В данном ключе представлялось целесообразным создание для военнослужащих ситуаций свободного выбора, возможности почувствовать самостоятельность в профессиональной деятельности, так как ощущение постоянной регламентации и контроля значительно ослабляет интерес военнослужащих к процессу профессионального самосовершенствования и со временем приводит к избеганию ответственности и самостоятельного принятия решений.

Для минимизации негативного воздействия «фактора ценностного диссонанса»8 необходимо культивировать у военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям ценности «долгосрочного развития». В данном случае к ценностям «долгосрочного развития» следует отнести «образованность», «воспитанность», «исполнительность». Идентификация себя с новыми социальными статусами и ролями позволит военнослужащему быстро принять существующие ценности первичной военной организации и в целом социального института военной службы. Основными инструментальными ценностями военной организации являются исполнительность, образованность и воспитанность.



Реализация ценностей «долгосрочного развития» позволит военнослужащему в дальнейшем успешно развиваться в конкретной военно-социальной среде. Процесс реализации ценностей представляет своеобразную их диффузию: с одной стороны, ценностей личности военнослужащего, с другой — военной организации. Механизм «диффузии ценностей» позволяет военнослужащему не только закрепиться в военной организации, но и в дальнейшем содержательно наполнить собственными ценностями и тем самым расширить рамки корпоративной культуры военной организации.


1 См.: Савенков А. Дедовщина закована в броню круговой поруки // Независимое военное обозрение. 2006. № 31.

2 Достаточно подробно описание методики см.: Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Практикум. М., 2002.

3 См.: Столяренко Л.Д. Указ. соч.

4 См.: Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004.

5 Оцифровка уровней мотивации проведена условно: низкий уровень мотивации — 1; средний уровень мотивации — 2; высокий уровень мотивации — 3.

6 Процентные показатели терминальных ценностей военнослужащих, представленных в таблице, выставлены в соответствии с тем, какие ценности респонденты поставили на первое место.

7 См.: Волковицкий Г.А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1994.

8 «Фактор ценностного диссонанса» — условное название и предполагает выбор инструментальных ценностей, в основном ориентированных на эмоционально-волевой способ достижения жизненных целей.

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница