Слайд1 Педагогический совет «Педагогические условия развития и самореализации обучающихся в воспитательном пространстве гбоу сош №1420. г. Москва»



Скачать 57.27 Kb.
Дата25.04.2016
Размер57.27 Kb.
Слайд1

Педагогический совет «Педагогические условия развития и самореализации обучающихся в воспитательном пространстве ГБОУ СОШ №1420. г. Москва»

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих людей возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую.



Слайд 2

В современном обществе востребована личность, осознающая свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и самоактуализации, характеризующаяся направленностью на достижение успеха в различных видах деятельности.

Формирование и развитие такой личности требуют определенных условий.

Как растение цветет и плодоносит только в определенной среде, так и человек будет эффективно развиваться только при определенных условиях. И этим условием является среда обитания.

Принимая во внимание, что современные дети и подростки больше половины времени бодрствования проводят в организованных коллективах: как дошкольники, так и школьники, возникает вопрос: Достаточен ли и оптимален комплекс педагогических условия для развития и самореализации личности имеющийся в нашем образовательном учреждении.

Об этом мы и поговорим сегодня на нашем педагогическом совете.

Основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня: развитие личности, самореализация личности, педагогические условия

Цель моего выступления: обозначить единые подходы к трактовке вышеназванных понятий педагогического процесса.

Первоначальным в этой триаде является понятие «развитие личности».

Слайд3.

Личность - конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик.


В философии развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
В психологии развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.
В педагогике понятие «развитие личности» применяется только с психологическим подтекстом, а в практике используется понятие «формирование личности». Категория «формирование» применительно к личности означает признание объективно существующих внутренне происходящих у человека и внешне проявляющихся изменений, которые не в наших силах запретить или отменить. Формирование содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финальности», конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни человека.

Еще одно понятие, если мы говорим о развитии в воспитательном пространстве.

Слайд4.

В социальном смысле под воспитанием понимается передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим;

направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к взрослой жизни.


В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, т.е. фактически мы говорим о развитии человека, только с внешней его позиции. Это ли не формирование, развитие личности?

Слайд5.

 Для воспитания, социализации и жизнедеятельности наиболее важны высшие психические функции, которые объединяются в сложные системы (общение, деятельность, отношения, мотивы и т. п.) и составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций, т.е. развития человека.

       Развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.
      Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание является главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. В отличие от воспитания, которое основывается на сознании человека и требует его участиянаследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

       Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

      Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней среде, исходящей от воспитателя, определяет конечный результат. Исходя из этого, определяющую роль играют конкретные условия и взаимоотношения людей в воспитательном пространстве.

      Слайд6

Какие условия и взаимоотношения есть, могут быть и должны быть в воспитательном пространстве нашего учреждения, чтобы развитие личности воспитанника было результативным? Это вопрос, который предстоит обсудить на малых педагогических советах.

Следующее понятие – самореализация личности.

Слайд7.

О самореализации так или иначе давно писали многие и философы, и писатели, и психологи.

Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия.


  1. Самореализация - (от русского само- и лат. realis - вещественный, действительный) - выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. 

  2. Самореализация – (духовный смысл) "проявление своего духа".

  3. А в большой энциклопедии по психиатрии, 2012 года издания, Самореализация – осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей безотносительно к тому, просоциальными или антисоциальными являются эти способности.

В педагогической науке понятие Самореализация определяется как стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления. Самореализация – не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий личности с целью полного раскрытия ее сил и способностей.

В педагогике самореализация определяется как «одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности». Самореализация является результатом воспитания личности.

С какой стороны мы бы не пытались сейчас раскрыть этот термин, в первую очередь - это неизвестно откуда появляющаяся внутренняя потребность человека в самоопределении, в обретении своего предназначения, в открытии личностного смысла существования.

Ведь от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и самосовершенствования. Разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенности основных потребностей, а не каких – то врожденных пороков.

Слайд8. Условия самореализации

Для того, чтобы потенциал человека реализовался, нужны условия, которые помогают удовлетворять потребности человека: физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации, или потребности личностного совершенствования


Для того чтобы самоактуализироваться, человек должен знать себя: свой потенциал, свои интересы, стремления, понимать свои переживания, уметь управлять своим состоянием, быть способным к саморегуляции, должен осознать свою автономию и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, кем он способен стать.
Самореализация личности происходит в процессе общения с другими людьми и деятельности, осуществляется на протяжении всего жизненного пути и существенным образом зависит от способности личности проявлять активность. При этом человек должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны окружающих. Только тогда у человека формируется доверие к миру, уверенность в своих силах. Самореализация возможна только в условиях внутренней свободы личности. Внутренняя свобода позволяет человеку проявлять свою инициативу, принимать решение за себя и нести ответственность за свою жизнь.

Самореализация личности затрудняется, если человек живет в условиях страха, ощущает свою беззащитность, не получает позитивного внимания, испытывает постоянные негативные внешние оценки.



Слайд 9.

В условиях образовательного учреждения существуют особенности и проблемы самореализации



  1. Основной деятельностью в условиях образовательного учреждения является учебная деятельность. Потенциальные возможности личности намного шире того, что востребовано oт ученика в рамках школьной программы, поэтому самореализация личности, ограниченная сферой учебы не может быть полной. Необходимо по возможности расширять сферы самореализации, включая воспитанника в различные виды деятельности, обогащая учебную и внеучебную деятельность новыми формами работы в соответствии с интересами и потребностями личности, создавать пространства для социальных практик.

  2. В условиях учебного процесса ученик находится в ситуации заданного извне содержания деятельности, постоянной внешней оценки. Его потенциальные возможности определяют взрослые: «способный», «неспособный», «нарушитель дисциплины», «ответственный», «вечный троечник». Борясь за позитивную внешнюю оценку, ученик теряет способность «слушать и слышать себя», вслед за этим, теряется способность к самоактулизации, самоопределению. Личность в период школьного возраста еще не сформировалась настолько, чтобы определить свои потенциальные возможности, осознать свои цели и смысл жизни, т.е. стать способной к самоактуализации, самоопределению. Поэтому необходимо давать ребенку возможность пробовать свои силы, ставить его в ситуацию свободного выбора, с тем, чтобы уже в стенах учебного заведения он получил опыт самоопределения. Чем шире поле выбора, тем больше возможности для самореализации личности. При этом воспитательное значение будут иметь как ситуации успеха, так и ситуации неуспеха - все зависит от грамотной педагогической поддержки.

  3. Современная школа в целом работает в режиме поощрения и наказания. Этот процесс сопровождается накоплением отрицательных эмоций, главные из которых общая тревожность и страх. В результате теряется вера в себя и, как следствие, способность полноценно функционировать. Каждый, выходя из стен школы, должен сохранить оптимизм в отношении своих жизненных перспектив. Необходим поиск путей гуманизации воспитательных отношений, как на уроке, так и вне урока.

  4. Учитель и ученики, находясь в ситуации преимущественно функциональных отношений, теряют способность к продуктивному общению. В стенах школы ученик не получает необходимый опыт человеческого общения, в результате личность накапливает опыт функциональных штампов, это делает ее эмоционально закрытой. Функционирование такой личности в обществе будет ограничено сложившимися стереотипами, а, следовательно, не вполне эффективно. Необходимо, в стенах учебного заведения выстраивать отношения доверия, взаимопомощи, сотрудничества.

  5. Недостаточное внимание в школе уделяется человекознанию. Невысокая психологическая культура в школе приводит к тому, что школьник не научается понимать и принимать себя и других, не умеет слушать и слышать себя, выстраивать свою жизнь среди других людей и, как следствие, не может в полной мере реализовать свой потенциал. Необходимо серьезно пересмотреть содержание учебной и внеучебной работы в плане повышения общего уровня знаний о человеке и самом себе.

  6. Практика школы дает ограниченный опыт полезной обществу деятельности. В то время как самореализация должна иметь общественно-значимый смысл. Человек должен получить практику общественно-полезной деятельности, пережить положительный опыт того, что он сделал для других и благодаря этому получил признание.

  7. Не всегда достаточное внимание уделяется психологическому состоянию учителя. Учитель, который не ощущает уверенности в себе, неадекватно оценен, не может быть примером самореализации, стать учителем жизни. Тем более имеет место в учительской среде и педагогическая деформация, и нежелание изменить свои профессиональные пристрастия и привычки в соответствии с требованиями времени или социального заказа. Поэтому необходима постоянная работа в сфере мотивации как профессионального, так и личностного роста самого учителя.

Решая выше обозначенные и не озвученные проблемы самореализации необходимо постоянно корректировать формы, методы, приемы педагогического воздействия и взаимодействия, конечно учитывая возрастные особенности школьников и не забывая о ведущих видах деятельности в различных возрастах.



Слайд 10.

Педагогически целесообразны для самореализации личности в младшем школьном возрасте:



  • внедрение развивающих технологий, соответствующих уровню
    подготовки и общего развития ребенка;

  • использование приемов психологической поддержки;

  • активное использование здоровьесберегающих технологий;

  • расширение творческих занятий;

  • включение игры в систему учебных и внеучебных занятий.

Слайд 11.

Педагогически целесообразно в подростковом возрасте:



  • увеличивать долю различных форм познавательной деятельности, направленной на углубление и расширение знания: кружки, секции, студии, факультативы, проектную деятельность;

  • развивать школьное самоуправление, активно поддерживать детские инициативы;

  • внедрять технологии, ориентированные на продуктивное общение;

  • создавать условия для самореализации в интеллектуально-познавательной деятельности: через конкурсы, состязания, олимпиады;

  • организовывать психологическую поддержку через систему профессионального консультирования

Слайд 12 .

В юношеском возрасте для самореализации личности педагогически целесообразны:



  • профилизация обучения;

  • закрепление новых форм ответственности за результаты учебной работы (например, зачетные книжки);

  • общественно-значимые формы самореализации;

  • разнообразный досуг;

  • психологическое консультирование, тренинги.

Слайд 13.

А что в нашем учреждении?

Есть ли выше обозначенные или не прозвучавшие в моем выступлении проблемы самореализации, и если да, то какие условия необходимо корректировать, создавать для решения данных проблем?

Какие еще педагогически целесообразные формы и приемы педагогического воздействия могут и должны применяться в воспитательном пространстве школы? Это вопросы для необходимо обсуждения на малых педагогических советах.


Третье понятие, о котором сегодня будет идти разговор – «педагогические условия».

Слайд 14.

Условия:


1. Требования, обязательства, предложения одной из договаривающихся сторон по отношению к другой, на основе которых заключается какой-либо договор, сделка, соглашение. Взаимные обязательства договаривающихся сторон, обеспечивающие заключение или соблюдение договора, соглашения.

2. обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

3. обстановка, в которой что-нибудь происходит

4. правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

синонимов: Условия – обстоятельства, обстановка, ситуация
Сущность и содержания понятия

«условие», виды условий

Слайд 15.

Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления». Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития

Педагогическая трактовка - условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности.

Слайд 16.

Понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы.

Слайд 17.

Группы условий


  1. По взаимодействию с социальной средой: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьно- гигиенические, морально-психологические, эстетические)

  2. По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы. Это нормативно-правовая база сферы образования, средства информации и пр. Они выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в ней. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр.

  3. По специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические и др. условия; к специфическим - особенности социально- демографического состава обучаемых; местонахождение образовательного учреждения; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды и пр. Важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы играют также такие специфические условия, как: характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры педагогов и др.


Сущность и содержание понятия

«педагогические условия»

Слайд 18.

Педагогические условия - направленные на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса.

Классификация понятия содержание педагогические условия



Первая позиция - педагогические условия есть совокупность каких–либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды: (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания;

совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач;

иначе говоря (объективных возможностей) педагогического процесса.

Вторая позиция - педагогические условия, связанные с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов:

обеспечивая развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса и содействуют реализации образовательного и воспитательного процессов;

содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и воспитания и характер взаимоотношений между учителем и учениками.

Третья позиция, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов.

Слайд 19.

Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.


Классификационные группы педагогических условий

Слайд 20.

Первая группа условий - организационно-педагогические условия - совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач, совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности.

Признаки организационно-педагогических условий:



  1. совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса;

  2. основной функцией организационно- педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы;

  3. совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса.

Слайд 21.

Второй разновидностью педагогических условий - психолого- педагогические условия.

Психолого- педагогические условия - такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса.

Признаки психолого-педагогических условий:

направлены, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;

совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса.

Слайд 22.

Третья группа - дидактические условия, результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения и воспитаниядля достижения дидактических целей.

Основной функцией дидактических условий является выбор и реализация возможностей содержания, форм, методов, средств педагогического воздействия и взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач.

Это была теория. А что же на практике, в каждодневной работе является педагогическим условием развития и самореализации обучающихся?

Слайд 23.

Обеспечение демократического стиля общения со стороны учителя при организации процесса обучения.

Демократический стиль общения педагога с учащимися, один из самых эффективных способ организации их сотрудничества. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Этим учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Социально-психологический климат в классах таких педагогов всегда более благополучен. Межличностные отношения отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

При демократическом стиле общения подразумевается взаимодействие на основе взаимопонимания, уважения и доверия. При этом учитель не отделяет себя от группы, что позволяет каждому ученику выражать свои мысли, мнения по совершенно разным вопросам, не опасаясь одергивания, непонимания, что несомненно влияет на психологическую атмосферу, эмоциональное благополучие в классном коллективе, которые во многом определяют результативность педагогической деятельности.

Слад 24.

Педагогическая помощь и поддержка учащимся на протяжении всего периода обучения. Педагог ориентирует учебный процесс на личность ученика (используя личностно- ориентированный подход): обучение не ученика, а для ученика, ради ученика. Для этого педагогу необходимо осуществлять рефлексию, выражающуюся в регуляции своей деятельности как процесса, состоящего из этапов формирования личности, а не как «комплекта» или «набора» своих уроков или мероприятий по предмету.

Важным в данном случае являлась и внутренняя перестройка учителя – он должен перейти к осознанию необходимости пересмотра своей педагогической позиции с целью видоизменения в позицию наставника. Для этого, зачастую, необходимо изменять весь привычный уклад профессиональной деятельности педагога, а также его методической установки, в том числе коррекции материала и структуры занятий. Меняется роль педагога, способного переходить из позиции наставника в позицию партнера ребенка. Педагог должен применять те способы воздействия и взаимодействия, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям ребенка.

-взаимодействие, основанное на взаимном доверии педагога и ученика;

-позитивное безоценочное внимание;

-ориентация педагога на безусловное принятие ребенка;

-побуждение ребенка к духовному усилию;

-создание ситуаций успеха;

-ощущение безопасности;

-отношения взаимной заботы и ответственности педагога и ребенка.
Слайд 25.

Поддержка интеллектуальной деятельности детей. Учет индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов учащихся. Современному педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к выбору методов обучения и воспитания в зависимости от этапа и качества усвоения знаний, логически структурировать содержание предмета, курса; а также осуществлять подбор, разработку и применение заданий для комплексного и последовательного освоения знаний учащимися, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников, формирование предметных, метапрадметных и личностных компетенций, Процесс обучения, основанный на индивидуальном подходе, должен включать в себя диагностику уровней развития, например, интеллектуальной компетентности школьников, мотивации и т.д.

Следует отметить эффективность сочетания урочной и внеурочной деятельностей, как необходимого условия реализации способностей и потребностей школьника наряду с активизации его познавательной деятельности.



Слайд 26.

Построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся.

Индивидуальная образовательная траектория, предусматривающая наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его познавательных, творческих и иных способностей. Учащийся будет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, а также, если ему будут предоставлены возможности выбора оптимальных форм и темпов обучения, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут должен определяться образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Слайд 27.

Вариативность учебной и внеучебной деятельности создание ситуаций свободного выбора предполагает расширение форм деятельности, ориентированных на свободный выбор, поскольку, только свободный выбор позволяет проявиться личности на уровне индивидуальности, стимулирует внутреннюю активность, способность к самореализации. В условиях учебного заведения вариативность образования обеспечивается через совершенствование форм дифференцированного обучения; создание индивидуальных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям отдельного ученика; организацию предметных кружков и курсов по выбору, расширение спектра услуг дополнительного образования.

Слайд 28.

Развитие самостоятельности, инициативы учащихся, стимулирование позитивных форм активности. Инициатива со стороны учащихся должна всячески поощряться педагогом. Назначение этого педагогического условия заключается в гибкой системе взаимодействия, обеспечивающего самостоятельную работу учащихся, направленную на переход учащихся с низкого уровня на средний и высокий уровень интеллектуальной компетентности. Все это возможно при возможности включения воспитанников в разнообразную творческую деятельность, как на уроке, так и в системе внеурочных занятий, ведь творчество является необходимым условием для самовыражения. В школе учебная деятельность является основной, при этом развивающий потенциал ее повышается в сочетании с другими видами деятельности. Личность должна овладеть социальными способами реализации инициатив, получить опыт взаимодействия с социально-психологическим окружением в процессе реализации своих инициатив, в т.ч. в общественно-значимых формах жизнедеятельности.

Следовательно, одна из важнейших задач школы, включить ребенка в развивающую деятельность, которая соответствует его интересам, потребностям и одновременно стимулирует его потенциальные возможности.



Слайд 29.

Психологизация учебно-воспитательного процесса одно из основных условий самопознания личности. Только тогда, когда человек обретет свое "Я", он сможет максимально реализовать свои жизненные силы. Крайне важно для человека ответить на вопрос: Кто Я? Какой Я? Личность должна сформировать положительную «Я-концепцию». Человек должен научиться жить среди людей, должен уметь прогнозировать отношение других к себе. Поэтому необходимо подумать об усилении компонента
человековедческого знания.

Слайд 30.

Усиление духовно-нравственной ориентированности образования. Любая информация несет в себе не только образовательный, но и воспитательный потенциал. Знание, полученное в процессе изучения учебных предметов должно помогать определять личности цели и смыслы жизни, формировать жизненные взгляды и убеждения. Ребенок должен осознать себя как личность, как член коллектива, как гражданин государства. Крайне важно, чтобы личность сформировала свою нравственную позицию, поскольку именно нравственные ценности являются решающими при выборе способов самореализации.

Слайд 31.

И важнейшее педагогическое условие: мониторинг хода и результатов деятельности детей, позволяющий своевременно корректировать, совершенствовать комплекс педагогический условий, способствующих развитию и самореализации детей.

Слайд 32.

Только сочетание комплекса педагогических условий обеспечит реализацию модели качественного образования, формирования компетентности у школьников в воспитательном пространстве. Школьник, обладающий более высоким уровнем сформированности компетентностей, имеет большую направленность на дальнейшее и творческое саморазвитие и самореализацию.

А что же будет является результатом эффективного сочетания комплекса педагогических условий? Воспитательное пространство нашего учреждения – как особая среда, в которой наши воспитанники проводят больше половины своей жизни в фазе бодрствования.

И мы будем рассматривать нашу среду как систему влияний и педагогических условий формирования личности, а также возможности для ее развития и самореализации. Человек меняется в среде и посредством среды. Среда питает и развивает личность, но не непосредственно, а через особую организацию. Основной механизм, порождающий действительность в такой среде, — взаимодействие участников процесса между собой и их деятельность в рамках школьной организации со специально организованной системой средств и методов, которые сохраняют и отражают культурный опыт человечества в определенной сфере с целью приобретения личного опыта для направленной модификации поведения.



Слайд 33.

Эффективно организованное воспитательное пространство не может не быть развивающим, ведь в каждый в немимеет возможность:



  • обсуждать свои ценности и разрешать ценностные конфликты в атмосфере уважительности, открытости, честности и поддержки;

  • иметь свою точку зрения, имеющую право на существование; свои интересы, собственное мнение;

  • опробовать различные способы поведения с правом на ошибку, без насмешки и без серьезных последствий для будущего;

  • получить поощрение, развивая новые способы поведения в процессе достижения привлекательных и значимых целей;

  • размышлять о себе и обществе, в котором живет, приходить к новому пониманию и восприятию деятельности своей и общества, и менять на этой основе свое поведение;

  • наблюдать ролевые модели (на примере реальных людей или литературных персонажей), которые позволяют обнаружить и опробовать другие способы мышления, восприятия и поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения и проверить это поведение на «пригодность» (общение с людьми, чье поведение адекватно их желаниям и приносит удовлетворение - сильный стимул, чтобы опробовать такое поведение);

  • ставить трудные, но реалистичные цели и наблюдать за ходом достижения этих целей, а также получать помощь и поддержку других людей в случае, когда не удается соответствовать своим собственным требованиям.

  • А кроме того в эффективном воспитательном пространстве

Слайд 34.

  • учение основано на общечеловеческих ценностях;

  • учение есть процесс становления самореализующейся личности;

  • развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувств, духа и тела;

  • учение осуществляется посредством собственной деятельности человека;

  • характер учения для каждого человека индивидуально своеобразен;

  • процесс учения основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими;


Слайд 35.

Весьма современными и своевременными представляются идеи Э. Фромма о «социальных оазисах» как основном средстве духовного оздоровления человечества: «У человека есть возможность достигнуть полного роста и совершенного развития, если внешние условия будут благоприятствовать достижению этой цели. Каждый крестьянин или садовод знает, что для правильного роста растений семя нуждается в определенной температуре, влажности и качестве грунта. Без этих условий… растение будет обречено на смерть. При оптимальных условиях фруктовое дерево достигает максимальных размеров и дает замечательные плоды. При менее благоприятных условиях плоды будут менее удачными, а могут засохнуть».



Слайд 36.

Завершить свое выступление мне бы хотелось вопросами, которые необходимо обсудить на малых педагогических советах.

Какие педагогические условия для развития и самореализации личности созданы сегодня в нашем большом образовательном учреждении?

Достаточны ли и эффективны ли эти условия?



Есть ли необходимость корректировки комплекса педагогических условий развития и самореализации школьников с целью повышения эффективности и результативности функционирования воспитательного пространства нашего учреждения?

Желаю конструктивной работы малым педагогическим советам. Спасибо за внимание.
Каталог: files -> doc -> MetodRabota
doc -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
doc -> Заполярный филиал
doc -> Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
doc -> Учебно-тематический план № п/п Разделы Всего Количество часов в том числе
doc -> Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
doc -> Освоение студентами базовых компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики
doc -> Утверждена решением
MetodRabota -> Понятие деятельности
MetodRabota -> Урок лекция Урок беседа Урок с использованием учебного кинофильма


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница