Слайд 1развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности



Скачать 23,24 Kb.
Дата31.12.2020
Размер23,24 Kb.

Слайд 1РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сырокваш Оксана Александровна

Воспитатель МБДОУ № 27

Высшая квалификационная категория
Слайд 2 В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Слайд 3 На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей



  • проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

  • выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • проявлять способность к волевым условиям;

  • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;

  • проявлять способность к принятию собственных решений.

Слайд 4 В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников.

Слайд 5 Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направлять их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

К таким дидактическим играм относятся такие упражнения, как «Подбери одежду кукле», «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы» и т.д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.Роль воспитателя в данных упражнениях – это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для куклы не учитывая погодные условия или, например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.



Самостоятельность я прививаю также в течении всего дня: слайд 6

  1. Во время выполнения оздоровительных процедур.

Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, оздоровительных ковриков, спортивных игр. Также я предлагаю детям самим добавлять какие - то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом, пробуждаем не только инициативность, но и интерес, развиваем фантазию и мышление.

  1. В процессе трудовой деятельности. слайд 7

Самая обширная область привития самостоятельности - это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя без его помощи.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:

  • стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

  • поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;

  • предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера. Например, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать и готовим все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать.

В нашей группе самая любимая работа – это перестановка кукольного уголка (у девочек) и перепланировка автомобильной парковки (у мальчиков). Девочки с усердием каждый раз обсуждают, куда поставить диванчик и с какой стороны поставить кукольный домик. А мальчики со всей серьезностью думают, как можно построить гараж, чтобы в него вместились еще несколько машин. В процессе обсуждений, естественно, возникают споры. Каждый хочет, притворить свою идею. Одновременно учась улаживать конфликтные ситуации и спорные моменты, дети приобретают бесценный опыт в самостоятельном  выборе  компромисса.

  1. В процессе совместной деятельности детей с воспитателем. Слайд 8

Во время совместной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми работаем  в это время. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми изготавливаю атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под моим руководством, изготавливают отдельные части тел или же одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

  1. В процессе развития коммуникативных качеств. Слайд 9

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

  1. развиваем умение сотрудничать;

  2. развиваем умение активно слушать;

  3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

  4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать

информацию.

Кроме этого, создана игротека на эту тему, содержащая речевые игры и упражнения, которые преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.

5. В процессе занятий. Слайд 10

В ежедневных разработках занятий  я ставлю следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.

6.Самоорганизация. слайд 11

В нашей группе создана  особая  РППС, позволяющая  свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.

РППС организована мной  таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, например: «Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, танграммы, развивающие и логико-математическиеигры, шашки, шахматы и др.

В центре книги литература по разнообразным темам расставлена в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –колобок, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик и т. д.)

В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.

По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности омпонентами.

7. Работа с семьей по поддержке детской инициативы слайд 12

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Слайд 13В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараюсь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

1. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».



2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.
Каталог: sites -> default -> files -> 2019
2019 -> Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе и факторы ее определяющие
2019 -> Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе
2019 -> Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
2019 -> Дипломная работа Игры-головоломки как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2019 -> «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
2019 -> Лекция №1 Предмет, цели, задачи психологии общения
2019 -> Конспект лекций Санкт-Петербург, 000 г. Содержание Тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии Понятие «возрастная психология» 5


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница