Скелет опора организма



Дата20.04.2016
Размер50 Kb.
Тема: Скелет – опора организма

Движение – это жизнь.

Цель:изучить скелеты организмов и показать их значение в жизни.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная – расширить представление учащихся об опорных системах животных организмов и ее значении в жизни, а также показать строение опорных образований у растений.

  • Развивающая – продолжить формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, сотрудничать, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.

  • Воспитательная – формировать у учащихся основы научного мировоззрения, работать с различными источниками информации.

Оборудование:  скелеты позвоночных животных, таблица «речной рак», таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет человека», рисунки учебника на странице 92, 93, 94, 95; таблицы «Строение ветки липы»., презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, развивающий.
Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний об обмене веществ и энергии.

1. Фронтальный опрос.

1.Что такое обмен веществ?

2.Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма? /В ходе обмена веществ происходит постоянное превращение одних веществ в другие: из простых образуются сложные, а из сложных простые./ У всех ли организмов происходит одинаково обмен веществ?

3.Какими признаками характеризуются холоднокровные животные? / не постоянной температурой тела, медленным обменом веществ/

4. Назовите холоднокровных животных? /змеи, лягушки, рыбы/

5.Назовите теплокровных животных? /птицы, млекопитающие, человек./ признаки теплокровных: постоянная температура тела, теплоотдача, активный обмен веществ./

6.Что получает растение из окружающей среды?

7.Что получает животное из окружающей среды? В чем главное отличие обмена веществ у растений и животных? /слайд 2/



III. Новый материал.

Ориентировочно – мотивационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили о взаимосвязи всех систем органов. Сегодня будем говорить о системе опоры и движения.

 Тема нашего сегодняшнего урока «Скелет – опора организма».Запишем тему в тетрадь. И ответить нам нужно сегодня на проблемный вопрос: «Какие преимущества дает животным наличие скелета?». /слайд 3/

Актуализация знаний.

Учитель :  Скелет – опора организма. Скелет –это совокупность костей, составляющих твердую основу./Схему записываем в тетрадь и по мере объяснения заполняем ее./слайд4/

СКЕЛЕТ



наружный внутренний

- простейшие рыбы

- моллюски пресмыкающиеся /змеи, ящерицы/

- членистоногие птицы

-/раки, насекомые/ млекопитающие /собаки, кошки, /

Найдите в тексте учебника и в рисунках информацию о том, какие именно простейшие какой тип скелета имеют? стр.98 /

Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества, они прочные, тяжелые./ слайд 5/

Скелет членистоногих легче и прочнее, он состоит из хитина, вещества, выделяемого клетками кожи, пропитывается минеральными солями и становится прочнее, образуя панцирь. Что же такое хитиновый покров? /слайд 6, 7/

Хитиновый покров: стр.99

-устойчив к высыханию;

-непроницаем для микроорганизмов;

- выполняет функцию наружного скелета;

- не способен растягиваться.

Какие функции выполняет наружный скелет?/запишем в тетрадь/

- характерную форму тела, определяют образ жизни, служат каркасом основой/, устойчивым к сжатию.



Членистоногие Моллюски

Состав скелета Состав раковины

Хитин, минеральные соли известь и рогоподобное вещество


прочный, легкий прочная тяжелая




Образ жизни образ жизни

подвижный неподвижный, малоактивный

С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы роста.

Используя текст учебника и собственный запас знаний, ответьте на вопрос: какое значение в жизни рака имеет линька?



Дополнительно: в первые годы жизни рак линяет и быстро растет, а с 5 – летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15-20 лет и достигают 20-25 см. /Яхонтов А.А., 1982 год/

Физкультминутка./»Здравствуй, солнце!. Массаж точек мозга. .Перекрестные движения/

Из беспозвоночных внутренний скелет имеют радиолярии и головоногие моллюски .У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов: скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной или хрящевой ткани. Скелет позвоночных животных состоит из костей, сухожилий и связок.

Найдите в тексте учебника информацию, характеризующую внутренний скелет. Обратите внимание на текст и рисунки на странице 98,99 и 101. Скажите, а почему я написала такой эпиграф: Движение – это жизнь?

Информация к размышлению.

Текст Ствол дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает порывы ветра, корни удерживают растения в почве, плоды унизывают ветви при больших урожаях, ветки гнутся, но не ломаются.

Вопрос : Подумайте, что придает прочность растению.

(Предполагаемый ответ : Есть какие то опорные образования типа скелета.)



Вопрос : Чем могут быть представлены эти опорные образования у растений?

Вспомните, какие ткани придают прочность растению (ответ – механические ткани).



Учитель: Механические ткани в сочетании с другими создают как бы скелет растения, его каркас (см. рис. учебника на с. 100)

Вспомните общие свойства механической ткани.

Ответ: Клетки механической ткани, вытянутые с утолщенными стенками, иногда отмершие без живого содержимого внутри, они образуют волокна. Есть каменистые клетки, стенки которых пропитаны каменистым веществом. Например, это скорлупа ореха, косточки плодов и т. д.

В коре деревьев находятся лубяные волокна, в древесине – древесинные волокна. Найдите эти волокна на таблице. Как вы думаете, каковы их функции? Сопоставьте ответ с текстом учебника на стр.100.(Укрепление стебля на изгиб, в корне – укрепление корня на разрыв)



Послушайте сказку: Построил заяц избушку лубяную, а лиса ледяную. Наступила весна, у лисы избушка и растаяла, попросилась она к зайцу в дом, да его и выгнала.

Вопрос: Что хотел сказать автор сказки «Лиса и заяц», назвав избушку лубяной ?

Ответ: Это говорит о ее прочности.

Закрепление. Дидактическая игра «Путь прокладывает логика».

  (Работа в группах по два человека.)/ слайд 10/



Задание: По словам карточки восстановить текст и дать ему название.

1 карточка


Наружный скелет,
известь,
рогоподобные вещества,
тяжелый --- поэтому.
раковина
крепятся
он служит
Название : («Особенности строения наружных скелетов моллюсков»)

2 карточка


Наружный скелет,
хитин,
минеральные соли,
легкий,
прочный,
панцирь
крепятся
он служит
Название : («Особенности строения наружного скелета членистоногих»)

3 карточка

Внутренний скелет

костная ткань

три отдела

состоит


он служит

имеет


Название :/Особенности внутреннего строения организма/

4 карточка

Растения

опорой


опорные образования

служит


имеют

механическая ткань

Название (Особенности строения растений или опора растений)

Ответ должен звучать не более одной минуты.

А теперь Вам предстоит следующее задание: нужно ответить на утверждения «да» или « нет». У Вас на столе лежат цветные листы бумаги, на них напечатаны эти утверждения, ответы Вы пишите на листочке бумаги, свою фамилию указываем.

1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

2. Раковины моллюсков – это наружный скелет.

3. У позвоночных животных внутренний скелет.

4. Большинство членистоногих имеют внутренний скелет

.5. Скелет выполняет опорную, защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте ответы по ключу. На доске:

1- Нет 2- Да 3- Да 4- Нет 5- Да 5 правильных «5» и т. д.

Откройте тетрадь с печатной основой. Давайте с вами выполним задание №70-71 на стр. 29.

Рефлексия: напишите на цветных листочках термины и понятия , с которыми мы с Вами сегодня познакомились./ скелет, опора, внутренний скелет…../ Что понравилось на уроке, что нет? Какие трудности были?

Домашнее задание.

Творческое задание:

1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов («Веселые картинки» или «Почемучка»)

2. Сделать презентацию к уроку.

3.Нарисовать рисунки к уроку.



4.Стр 97-102.
Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница