Скелет человека. Осевой скелет



Скачать 53.75 Kb.
Дата20.04.2016
Размер53.75 Kb.
ТипУрок
Урок по биологии

Урок №12 Тема: СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА. ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ

Подготовила и провела в 8 классах

учитель биологии МОУ СОШ №29

г. Гергиевска Игнатьева Е.С.

Задачи: сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих; показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Оборудование: модели скелетов человека и млекопитающих, таблицы с изображением скелетов человека и млекопитающих, презентация.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Задание для всего класса (письменное) (Высвечивается на экране)

1. Минеральные вещества 6. Кость без полости

2.Органические вещества 7. Трубчатое строение

3. Вода 8. Гипофиз

4. Губчатое строение 9. Красный костный мозг

5.Надкостница 10. Соединительная ткань

А. Придают кости упругость Ж. Особенности строения плоских костей

Б. Придают кости твердость З. Растворяются в кислоте

В. Придает кости легкость И. Сгорают в огне

Г. Придают кости прочность и упругость К. Пространство в губчатом веществе заполнено..

Д. Растущий слой кости Л. Образуется гормон роста в ..

Е. Особенности строения длинных костей М. Типы костей по строению

Из перечня веществ (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (А-М). Ответ зашифруйте: Буква – Цифра.

Ключ ответов: А-2, Б-1, В-4, Г-1,2, Д-5, Е-7, Ж-4, З-1, И-2, К-9, Л-8, М-4,7.



2. Индивидуальный опрос.

  1. Докажите, что кость - это соединительная ткань.

  1. Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей? 3.Что обеспечивает прочность и легкость костей? 4.Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это Кто из них прав и почему? 5.У молодого петуха удалили часть бедренной ноги, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

II. Изучение нового материала.

  1. Скелет –совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок







Скелет




кости

хрящи

связки



2.Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека


  • Двигательная

(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  • Защитная

(создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  • Формообразующая

(определяет форму и размеры тела).

  • Опорная

(опорный остов организма).

  • Кроветворная

(красный костный мозг – источник клеток крови).

  • Обменная

(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

3.Скелет: осевой и добавочный


Скелет

Осевой

Добавочный

Скелет головы

Скелет туловища



Кости поясов конечностей

Скелет свободных конечностей





4.Осевой скелет Рассказ учителя. Заполнение таблицы


Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа





Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)


Неподвижный, кроме нижней челюсти


Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых



Короткие

Полуподвижные

S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка




Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

III. Закрепление знаний. Фронтальная беседа.

- Каково строение скелета человека?



- Каковы особенности осевого скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью? Задание па дом: § 11, ответить на вопросы в конце параграфа.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница