Сказкотерапия Сказки



Скачать 74.03 Kb.
Дата27.04.2016
Размер74.03 Kb.
c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0284916.jpg

Сказкотерапия

Сказки – это образное изображение жизненных реалий. С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Окружающих он делит на отрицательных и положительных людей. Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях.

Сказки выполняют множество функций: они помогают человеку побороть страхи, сомнения, стать более уверенным в себе и в своих близких, расти над собой и своими проблемами, справляться с возникающими трудностями, а самое главное – смотреть на жизнь другими глазами, понимать. Что нет непреодолимых трудностей.



Структура сказок

Каждая «волшебная» сказка неоднородна и состоит из нескольких взаимосвязанных частей.

Первая часть, самое начало сказки, открывает сюжет, основную тему, подготавливает к дальнейшим событиям. Это — вводная часть, теоретическая.

Основными ее задачами являются: раскрытие главной проблемы, освещенной в сказке; подготовка читателя к ответу, что мы можем узнать из этой сказки и чему она нас может научить.

Следующая часть — основное развитие сюжета - играет практическую роль. Она отображает позицию главного героя. В ней до конца раскрываются:


  1. проблемы, с которыми герою приходится справляться;

  2. средство (в большинстве случаев это сказочный помощник), которое помогает герою сказки справляться с возникающими трудностями и достигать поставленных перед ним целей;

  3. отношение главного героя к себе, его самооценка; отношение к окружающему миру и тем сказочным героям, которые его окружают.

Очень важно из данной части сказок извлечь для себя урок, понять и в дальнейшем осознать основные проблемы и трудности героя, допущенные им ошибки, чтобы, столкнувшись в реальной жизни с подобными ситуациями, по возможности, не совершать таких же. У детей, которые только начинают изучать жизнь, понимание данных проблем происходит больше на подсознательном уровне, у взрослых же более осознанно, хотя компонент бессознательного, несомненно, присутствует.

Заключительной составляющей каждой сказки является разрешение проблемы, конфликта, возникшего во второй части. В ней герой справляется со всеми трудностями и вознаграждается судьбой за сотворенное им добро, а зло, непременно присутствующее в каждой сказке, оказывается побежденным и наказанным.

Конец сказки является самым важным для ребенка, так как именно в концe высказывается ее мораль и делаются необходимые выводы, которые должен был узнать ребенок из всей сказки.

Таким образом, каждая сказка представляет собой совокупность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок и достичь поставленных целей. Постепенно, проходя с главным героем все этапы, ребенок усваивает необходимые жизненные ценности, учится справляться со своими трудностями и проблемами.

Мир сказок многолик и многообразен. Каждая сказка, прочитанная ребенку, должна иметь назначение. Заметив робость в его поведении, читайте сказки, подавляющие чувство страха. На развитие эгоистических черт характера старайтесь воздействовать сказками, способствующими устранению агрессии. А еще сказки могут помочь малышу, находящемуся в состоянии стресса или печали.

Сказки, избавляющие от зависти, жадности:

«Каша из топора», «Цветик – семицветик».



Сказки, способствующие развитию ответственности :

«О стойком оловянном солдатике», «Гуси лебеди».



Сказки, избавляющие от зависти, жадности:

«Айболит», «Храбрый утенок», «Морозко».



Сказки, избавляющие от неуверенности:

«Гадкий утенок», «Буратино».



Сказки, избавляющие от эгоизма:

«Буратино», «О рыбаке и рыбки».



Сказки, повышающие самооценку ребенка, развивающие уверенность в себе:

«Гадкий утенок», «Волк и семеро козлят», «Волшебник изумрудного города», «Снежная королева».



Сказки, развивающие фантазию и творческие способности ребенка:

«Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Дюймовочка».


Не следует забывать, что сказкотерапия – это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Невозможно сразу решить какую-либо проблему, с ней необходимо справляться постепенно, именно для этого нужны сказки.

Рекомендации
Никто обычно не задумывается о том, правильно ли мы читаем детям сказки, приносят ли они пользу детям. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, как правильно или неправильно читать сказки, все это индивидуально и зависит от многих особенностей как детей, так и их родителей.

Все же существуют определенные негласные правила прочтения сказок детям.



Как правильно читать ребенку сказку

Все сказки должны читаться в спокойной обстановке. Ребенок и взрослый должны удобно расположиться рядом друг с другом, создав уютную атмосферу.

Читать сказку необходимо вдумчиво, объясняя ребенку те слова, которых он, возможно, еще не знает, останавливаться на значимых моментах и обсуждать их с ребенком. Важно, чтобы малыш высказывал свое мнение о тех событиях, которые происходят со сказочными героями. Оно должно быть выслушано взрослым и принято таким, какое оно есть. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его мнение неправильно, или осуждать его позицию. Неправильных представлений и заключений не бывает, каждая точка зрения имеет право на существование. Вы можете только выразить ваше отношение к ситуации, а ребенок уже сделает для себя вывод, будет ли он придерживаться своих воззрений или прислушается к авторитетному мнению старшего.

Нежелательно прочтение нескольких сказок друг за другом, так как мораль каждой сказки должна быть осмыслена ребенком. Иначе ребенок будет путаться в происходивших событиях и не усвоит необходимого для себя урока.

Таким образом, сказки должны читаться детям в спокойной обстановке, в умеренном темпе, вдумчиво и обстоятельно,обязателен разбор ситуаций и проблем, раскрывающихся в сказках, существование собственного мнения у ребенка и выяснение значений незнакомых для него слов.

Как правильно самим сочинять сказки

Сочинять сказку самим только на первый взгляд кажется сложным, на самом же деле любой человек может это сделать. Надо только знать несколько основных принципов ее сочинения и представлять себе примерный план и цели, которым она должна послужить.

В каждой сказке обязательно должен быть главный герой, это может быть как человек или живое существо, так и любой неодушевленный предмет. Главное — чтобы этот герой был похож на вашего ребенка («Этот мальчик (или любой другой сказочный герой) очень похож на тебя...»).

Если сказка нужна, чтобы помочь ребенку справиться с конкретной проблемой, главному герою также необходимо оказаться в подобной ситуации.

Следующим неизменным компонентом любой сказки является сказочный помощник, это опять-таки может быть что угодно, от любого неодушевленного предмета, который мы повседневно используем или, наоборот, обращаемся к нему только по необходимости, до человека, родственника, знакомого или просто доброго прохожего. Не стоит забывать, что, упоминая в сказке помощника, мы должны объяснить ребенку его значимость для героя, пользу, приносимую им. Это делается для того, чтобы сам ребенок, сталкиваясь с подобными проблемами, понимал, что или кто ему может помочь.

Далее следует описание самой проблемной ситуации. Характеризовать ее нужно образно, используя описания сказочных мест и необычных героев.

Например, можно сочинить ребенку следующую сказку:

«В одном небольшом (большом) городе, таком же, как наш, жила девочка, очень похожая на тебя. Она очень боялась говорить то, что думает, потому что считала, что ее не поймут друзья, будут над ней смеяться. Но как-то раз, переборов себя, она рассказала им свои мысли и была очень удивлена, что все к ней прислушались и многие даже думали так же, как и она».

Вот короткий план любой сказки. Но это не значит, что вы строго должны его соблюдать, вы можете использовать и какие-то свои находки, проявлять фантазию, вашему ребенку это даже больше понравится. Помните, чем красочнее будут ваши описания, тем лучше ребенок сможет усвоить урок и получить необходимую информацию.

Самое главное - это начало сказки, стоит только придумать героев, и сказка разворачивается прямо на глазах, сюжеты становятся все ярче и ярче, герои оживают.

Существует несколько простых способов придумать героев сказки.

Первый способ. Сядьте поудобнее за стол, возьмите листок бумаги и ручку. Попытайтесь отвлечься от повседневных проблем и забот и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы вспоминаете сказки.

Затем запишите несколько слов, которые приходят вам на ум. Они могут быть любыми: человек, стол, стул, ручка, медведь и т. д. Вот и герои вашей сказки! Далее просто попытайтесь этих героев связать одним сюжетом.



Второй способ. Вам необходимо расслабиться и задуматься, о чем бы вы хотели поговорить с вашим ребенком, какая тема волнует вас. Она может быть абсолютно любой. Не думайте, что существуют темы только для взрослых, что ребенок не сможет многого понять. Даже сложную информацию можно донести до него так, чтобы ему было не только понятно ее содержание, но и интересно прослушивание.

Рано или поздно ваш ребенок столкнется со всеми проблемами, которые подстерегают его в жизни, поэтому чем раньше вы начнете с ним говорить об этом, пусть даже на «сказочном» языке, тем проще ему будет жить.



Как видите, не так трудно сочинить сказку, нужно всего лишь немного терпения и столько же фантазии — и ваш ребенок будет вам благодарен.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница