«Сказкотерапия как средство развития связной речи у детей»



Скачать 52.96 Kb.
Дата25.01.2018
Размер52.96 Kb.

Тема: «Сказкотерапия как средство развития связной речи у детей»

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Овладение современными технологиями становится приоритетным направлением в образовании

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:


  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний

  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи

  • развитие просодической стороны речи

  • развитие диалогической и монологической речи

  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы существует методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

Задачи:


  • развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.

  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;

  • выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

Задачи:


  • подводить детей к пониманию содержания сказки;

  • расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;

  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;

  • развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

  • развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Читая сказку, использовать эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения использовать вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап. Путешествие по сказке.

Задачи:


  • побуждать детей к видоизменению содержания сказки;

  • использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;

  • развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);

  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагать детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставить в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом использовать различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекать детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задачи:


  • развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;

  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;

  • развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);

  • побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.

Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.

Задачи:


  • получить информацию об уровне сформированности связной речи

  • определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Заключение

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.



Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница