Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста фио специальность -440201



Скачать 167,38 Kb.
страница1/8
Дата14.04.2019
Размер167,38 Kb.
ТипСказка
  1   2   3   4   5   6   7   8
КУРСОВАЯ РАБОТА

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

ФИО

Специальность -440201

Дошкольное образование

Курс 3 , группа « »

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Содержание

Введение


3

Глава 1. Теоретико-методическое обоснование проблемы сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

6


    1. 1.1. Педагоги и психологи о нравственном воспитании детей дошкольного возраста

6


    1. 1.2. Особенности использования сказки в нравственном воспитании детей

13

Глава 2. Моделирование системы работы по использованию сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

18

2.1. Планирование педагогической работы по использованию сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

18

2.2. Конспекты занятий (частичная апробация)

21

Заключение

24

Список литературы

25

Приложение

28

Введение


Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО [19], который закрепляет приоритет духовно‐нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно‐нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [19].

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: составить комплекс непосредственной образовательной деятельности (НОД) по нравственному воспитанию с использованием сказки в старшей группе.

Задачи исследования:



  1. Изучить литературу по проблеме исследования;

  2. Определить содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и использование сказки в нравственном воспитании детей;

  3. Апробировать отдельные элементы комплекса НОД по нравственному воспитанию с использованием сказки для детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- наблюдение занятий по нравственному воспитанию в старшей группе.

- наблюдение общения детей старшей группы в процессе разных видов деятельности.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 18.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (30 источников) и приложения.

Глава 1. Теоретико-методическое обоснование проблемы сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста




    1. Педагоги и психологи о нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания.

Воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания [21].

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Л.А. Григорович [9] дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко [14] обозначил «нравственность» – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский [16], разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [11].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко [13].

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:



  • жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения;

  • выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.



    1. Роль сказки в нравственном воспитании детей

Глава 2. Моделирование системы работы по использованию сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

2.1. Система педагогической работы по использованию сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Как решаются задачи по нравственному воспитанию у детей старшей группы показано на примере следующих НОД (см. Приложение 1).

№ 1 Конспект НОД по воспитанию нравственных качеств с использованием сказки Ш.Перро «Золушка»

Обучающие задачи: Повторить основные моменты сказки «Золушка». Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.

Развивающие задачи: Учить детей отвечать на вопросы, обдумав и обосновав свой ответ. Развивать воображение, память, связную речь.

Воспитательные задачи: Через сказку воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к человеку, близким, уважение к людям, товарищам, желание помочь им в трудную минуту..Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка».

Материалы: кукла Золушка 2 рисунка( Золушка и девочка – неряха), фонограмма «Встаньте дети, встаньте в круг».

Ход (см. Приложение 1).

№ 2 Конспект НОД в старшей группе с использованием сказки

К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Обучающие задачи:


  1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.

  2. Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.

  3. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Развивающие задачи:

  1. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.

  2. Учить интонационно-выразительному подражанию.

  3. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.

  4. Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к сказкам.

  2. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.

Материал: фоновая музыка для путешествия, сказка К.И. Чуковского «Муха--Цокотуха»», пиктограммы.

Ход НОД (см. Приложение 1).

№ 3 Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Волшебная страна чувств».

Обучающие задачи: Продолжить знакомство детей с чувствами, для этого подключить анализаторы:

- слуховой (звуки, сопровождающие чувства) ;

- обонятельный (чем пахнет, приятный запах или нет) ;

- вкусовой (какой вкус приносит с собой (горечь, сладость, кислоту) ;

- тактильно-кинестетический анализатор (какие совершает движения, какие танцы танцует) .

Развивающие задачи:

- Развить у детей творческое мышление и воображение, т. е. обучить находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с радостью. Учить понимать первопричину и последствия ситуаций.

- Раскрепостить детей, создать благоприятный эмоциональный фон занятия.

- Развить память, внимание, умение слушать другого.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение находить телесное выражение эмоций, учить владеть своим телом.

- воспитывать умение устанавливать положительные эмоциональные связи между детьми в группе.

Материалы:

«Волшебный цветок»- изображение плоскостное; шапочки - маски зайчика, лисы, волка; «волшебная палочка»; листы бумаги с изображением домиков: «Радость, Веселье, Страх, Обида» на количество детей; карандаши; проектор; музыка.

Ход занятия (см. Приложение 1).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница