Системно-деятельностный подход при обучении школьников на основе тренинговой технолоии



Дата27.02.2016
Размер34.4 Kb.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГОВОЙ ТЕХНОЛОИИ.

Тарасова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9»


Решая любую учебную задачу - в рамках своей глобальной сверхзадачи – учитель пользуется определенными средствами, приемами, методами, представляющими собой известные алгоритмы. Можно рискнуть и высказать предположение, что создание урока и использование в нем профессиональных методик – это результат новой комбинации известных алгоритмов, помноженной на неожиданные результаты изменения в структуре урока какого- то алгоритма. Поэтому современный учитель должен двигаться вперед, должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов, методов, приемов и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от учебной задачи, учебных, психологических возможностей учеников.

Если мы согласимся с тем, что профессиональная деятельность учителя сродни искусству, то получается, что творчество учителя –

это просто его профессиональная обязанность.

С точки зрения современной педагогики и психологии в основе преподавания будет лежать обучение мышлению, т.е. развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий для реализации их творческого потенциала. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности к самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей. Развить в личности заложенные природой задатки, сформулировать способы умственных действий и навыки творческого мышления, причем с детства может только образование.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно – деятельностный.

Проанализировав научно-методическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что наиболее благоприятные условия для осуществления системно-деятельностного подхода в обучении создает тренинговая технология.

Для меня важно, что системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование и отвечает времени, потому что принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И в связи с этим велика роль учителя, и во главу угла я на уроках русского языка и литературы ставлю задачу развития самодеятельности учащихся, его познавательной активности через деятельность, благодаря которой ученик впоследствии станет распорядителем своей судьбы.

Суть системно-деятельного подхода лежит в основе Стандарта, который предполагает:

1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3. ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

6. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

7. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Системно-деятельностный подход с использованием тренинговой технологии помогает мне обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного подхода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

В связи с этим, применяя технику системно – деятельностного подхода, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников специальными приемам и техникам рассуждающего мышления, способствующим повысить познавательную активность, социализацию учеников и способствующим повышению качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе.

В рамках учебного процесса я выделяю следующие пути решения данной проблемы:


  1. Организация предметно – ориентированных задач-тренингов, т.е. система деятельностных задач по формированию способов умственной деятельности, построенной на материале русского языка и литературы. Основной целью деятельности является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщение, сравнивание, квалификация, анализ, установление причинно – следственных связей, поиск закономерностей;

  2. организация коррекционно – развивающей деятельности, проводимой мной в рамках конкретного урока, с включением задач по формированию определенных мыслительных приемов, системное включение обучающихся в самостоятельную учебно – познавательную деятельность;

  3. организация и проведение специальных интеллектуально – тренинговой деятельности, способствующей проблемно – развивающему обучению учащихся;

  4. организация составления рабочей программы и тематического планирования с подбором системы деятельностных задач и методов, обеспечивающих непрерывность саморазвития личности в процессе обучения, способствующего познавательной активности: самостоятельный поиск, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия¸ социализации.

В настоящее время в литературе и в практической работе термини «Тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист А.П.Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) сочетают в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций…».

При этом он понимает такую составляющую деятельности, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» и формирование на их основе учебных способностей.



Тренинг-это один из необычных способов получения личностного опыта. Чтобы приобрести знания, опыт, как правило, недостаточно пассивно получать информацию. Самые важные истины, преподнесенные на блюдечке с голубой каемочкой, не затронут жизненных установок и ценностей, не смогут изменить личностных убеждений и взглядов. Истину, знания-особенно истину о себе самом –нужно добывать. В активной учебной деятельности ученик испытывает переживания и познает нечто субъективно новое.

Тренинг должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности.

Тренинговая технология не сводится только к обучению, потому что системный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать, важен прежде всего эмоциональный опыт. Тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением.

Тренинги, будучи формой системно-деятельностной обучающей работы, всегда отражают своим содержанием определенный подход, которого я придерживаюсь:



  1. тренинг как своеобразная форма установок;

  2. тренинг как тренировка;

  3. тренинг как форма активного проблемно-развивающего обучения;

  4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия учеников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных учебных, психологических задач, целей, проблем.

Используя системно-деятельностное обучение на основе тренинговой технологии, я применяю в своей профессиональной деятельности технологию личностного-ориентированного обучения, проблемно-развивающего обучения и здоровьесберегающую технологию. Так как деятельностный подход на основе тренинговой технологии находятся на стыке психотерапии и психокоррекции. Вследствие этого на уроке я ставлю определенные цели и решаю их:

  1. исследование психологических проблем учеников и оказание помощи в их решении;

  2. улучшение субъективного самочувствия и укрепления психологического здоровья, способствующего повышению мотивации учащихся к предмету;

  3. развитие самосознания и самоисследования учеников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений (рефлексия на уроке).

Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность.

Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия. Поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. В процессе обучения литературе работаю над формированием у обучающихся личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Овладение УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

На каждом уроке ставлю следующие деятельностные цели:

-создание условий для усвоения темы;

-создание ситуации успеха;

- развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

-обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

- развитие навыков самоконтроля;

- развитие схематичного мышления.

Развитие обучающихся осуществляю на всех этапах урока. Вовлекаю детей в такие мыслительные операции как анализ, синтез, классификация.

На уроках использую приём –тренинг нестандартного входа в урок (притча, пословица, цитата, необъявленная тема), создания проблемной ситуации и её исследования, вовлекаю учащихся в групповую постановку цели на уроке.

На каждом уроке использую приёмы и технологии, развивающие у детей

навык сотрудничества со сверстниками, смыслового чтения текстов,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий

уделяю внимание формированию умений координации различных позиций в сотрудничестве, умению аргументировать свою точку зрения. Вызывает затруднение осуществление взаимного контроля и навыки сотрудничества с партнерами, несформированность действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе. Ввожу алгоритмы использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Преодолеть определенные трудности помогают применяемые мной ролевые тренинги - игры: «Ситуация», «Угадай героя», «Учитель и ученик» и т д. особенно это актуально для уроков литературы , где учащиеся приобретают навыки социализации. В сфере развития познавательных универсальных учебных действий затруднения у учащихся вызывает работа с метафорами, понимание и употребление оборотов речи, построенных на скрытом уподоблении, постановка проблемы и аргументация ее актуальности, умения делать умозаключения, обобщение понятий. Прежде всего, я считаю, недостаточный уровень связан с низким уровнем читательской компетенции учащихся.

При осуществлении системно-деятельностного подхода использую современные педагогические технологии такие, как


  • обучение в сотрудничестве,

  • проектная методика.

Технология проектного обучения предполагает высокую степень

самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В проектной деятельности учащихся особое внимание уделяю формированию навыков: умению ставить проблему, аргументировать её актуальность, организовывать исследование, осуществлять расширенный поиск информации с использованием Интернета.

В течение первого полугодия выполнены следующие проекты и творческие работы: по литературе: «Басни» (подготовлены сообщения-презентации о баснописцах Эзопе, Крылове, ; рисунки, создана презентация «Герои басен И.А.Крылова живописи»), созданы проекты по созданию собственных басен; презентации «В.А.Жуковский», «Иллюстрации художников к сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Иллюстрации к прологу поэмы «Руслан и Людмила»; найдены обучающими в Интернете презентации к сказке А.Погорельского «Чёрная курица», творчеству А.С. Пушкина ,М.Ю.Лермонтова и др.

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий использую тренинги, которые помогают в работе над формированием умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Особое внимание уделяю ученикам с низкой самооценкой. Ставлю перед ними решение задач, способствующих оказать содействие по развитию речевой деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Работа в группах. Ролевые игры-тренинги на уроках: «Я ученик и учитель». «Я представляю проект – презентацию.»

Работа в группах построена на следующих основных правилах:


  1. полное внимание к однокласснику;

  2. серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие;

  3. никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все дети принимают активное участие в обсуждении этих правил. При этом системно-деятельностном подходе у учащихся формируются учебные действия в таких сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных, регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали). Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

Тренинг- учебное сотрудничество.

Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД.

Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.

Тренинг- дискуссия

На своих уроках я часто пфрименяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия.

Это дает возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.

Тренинг проблемного диалога создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока. Предлагаю ученикам диалоги -задания, способствующие им открывать новые знания, находить решения.

Развитие основ читательской компетенции

В процессе системно-деятельностного подхода в обучении использую тренинги , при помощи которых школьники учатся выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем ), заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.



Технология продуктивного чтения.

Включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.



I этап. Работа с текстом до чтения

Технология продуктивного чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Фрагмент урока в 5 классе.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)



II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации

Первичное чтение текста.

• Чтение текста «с карандашом»

• Определение основных понятий (без чтения всего текста)

• Составление таблиц (выборочное чтение)

• Составление плана текста (для пересказа)

• Поиск пропущенных слов

Выявление первичного восприятия ( например, с помощью беседы).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов .).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Технология продуктивного чтения.

Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.



Составление кластера

на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:Герасим Отношение к Татьяне, отношение с дворовыми

портрет,описание каморкио,тношение к Му-му , отношение к барыне

Синквейн (пять строк)

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:



Герасим; добрый, трудолюбивый; заботится, любит, работает; не должен страдать из-за жестокости людей; человек

Технология творческого продуктивного чтения

Творческие задания, опирающиеся на сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Данная технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится – наблюдателем и наставником.

Тренинг-алгоритм самооценки и рефлексии.

На этапе рефлексии учебной деятельности в процессе ответов на вопросы фиксируется новое содержание, проводится самооценка и рефлексия деятельности учащихся на уроке.

Предлагаю следующие вопросы:

Над какой темой работали? Какую задачу ставили? Удалось ли выполнить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? В чём испытывали трудности? Где можем применять полученные знания? Оцените работу свою и своего наперника по шкале достижений.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой на уроках литературы , работаю над развитием у пятиклассников потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный,социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок.

Приведенные упражнения помогают при формировании универсальных учебных действий на уроках литературы , а именно: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез: составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества



Итак, использование системно-деятельностного подхода на основе тренинговой технологии позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница