Система взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Установление контактов с родителями учащихся считаю началом всех начал. Хотелось, чтобы



Скачать 93.11 Kb.
Дата04.06.2016
Размер93.11 Kb.
Система взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Установление контактов с родителями учащихся считаю началом всех начал. Хотелось, чтобы «вхождение» в семью позволило родителям увидеть в наставнике своего ребенка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.

Понимая важность совместной работы с родителями учащихся в деле воспитания и образования, хочется отметить некоторые изменения, произошедшие за последние годы в этом вопросе. Многие родители на селе самоустранились от воспитания детей. Напряжение возрастает из-за того, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов. Традиционная структура семьи разрушается, меняются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Большинство родителей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность в общении с детьми, необходимость в профессиональной помощи.

У семьи формируется комплекс родительской неполноценности, что особенно проявляется в неполных семьях.

Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко и других, я выделила несколько направлений работы с родителями:


  1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  5. Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.

Чтобы проводить воспитательную работу, я должна хорошо знать учеников, следить за развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучать самого ребенка, его семью, окружение я начинаю задолго до того, как он переступит порог школы и продолжаю это делать на протяжении всех учебных лет. Наиболее приемлемы для практического использования методы наблюдения, беседы и анкетирования.

Как показал анализ карты семьи, наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребенком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Не умеют родители учитывать возрастные изменения в психике детей, стараются подчинить их своей воле.

Чтобы наше взаимодействие было результативным, я внимательно изучаю семьи и на этой основе планирую свою деятельность.

В первую очередь я обращаюсь к внимательному изучению условий жизни в семье каждого воспитанника. Для этого провожу исследование, посещаю семьи учащихся, индивидуальные беседы с родителями и другие формы. Не буду описывать это подробно, но исследования «Социально - психологический портрет современной семьи» дали объяснение многому. Например, возьмём 2 группу вопросов, которая называется «Ваша семья».



Ваша семья…

Вопрос

Кол-во ответов

очень крепкая: полная гармония между супругами в целом

0

- крепкая, хотя между супругами встречаются размолвки


3

в целом устойчивая, хотя скандалы между супругами бывают часто

2

семья проблемная, взаимоотношения между супругами плохие

1

неполная семья -

2

Цифры говорят сами за себя. Нет ни одной семьи, где детям были бы созданы идеальные условия семейного воспитания.

3 группа вопросов отражает мнение родителей, на ком, как правило, лежат заботы о воспитании ребёнка (детей)?

- жена -- 5

- муж -- 1

- учитель, школа -- 6

4 группа вопросов «Кто (что) оказывает на вашего ребёнка основное воспитательное влияние?

2003 г 2005г 2006 г

- жена 5 5 5



- муж 1 1 1

- учитель, школ 6 6 6

- улица 2 1 -

- телевизор 1 - -

- друзья детей 2 4 5

- книги 2 5 6

Интересно проанализировать ответы на вопрос «Какие проблемы воспитания являются для Вас наиболее важными»?

Есть проблемы в отношении воспитания трудолюбия. Её отметили около 40% родителей. Отметили, что существует несогласованность между супругами в выборе методов воспитания – более 50%. Обеспокоены здоровьем и физическим развитием около 50% родителей.

Моя задача - помочь в воспитании детей. Я не даю родителям конкретные рецепты воспитания, так как ситуация в каждой семье уникальна, но всегда помогаю проанализировать сложившуюся ситуацию и предложу возможное решение проблемы. Стараюсь помочь родителям осознать некоторые исходные принципы эффективного воспитания. Прежде всего – это характер взаимоотношений в семье, здоровая нравственная атмосфера.

Очень важным считаю – распространение среди родителей педагогических и психологических знаний. Этот вывод сделала из проведенного исследования.

Родители пытаются найти объективные причины, влияющие, по их мнению, на воспитание:



-мало времени для занятий с детьми; 6

-плохие жилищные условия; -

- недостаточно психолого- педагогических знании; 6

-ситуация в семье неблагоприятна для воспитания; 1

-плохо влияет улица; 1

- не хватает денег; 1

- неполная семья. 2

«Что чаще всего является причиной конфликтов с ребёнком?»:

- неумение вести беседу в атмосфере взаимопонимания; 2

- не налажены доверительные отношения с ребенком; 2

- незнание возрастных изменений в психике детей; 3

- желание подчинить их своей воле . 5

«Как вы чаще всего решаете конфликты с ребёнком?»:

- настаиваю на принятии моей позиции,

опираясь на собственный опыт; 5

- пренебрегаю собственным мнением и уступаю ребёнку; 0

- стараюсь с ребёнком обсудить возникшую проблему и совместно найти правильное решение; 3

«ухожу в сторону» и позволяю ребёнку поступать так, как он считает нужным, т.к. жизненный опыт можно обрести только на своих ошибках- 0. Таким образом выявляю трудности в воспитании детей, возникающих перед родителями.


  1. Снижение социальной ответственности за воспитание.

  2. Дефицит времени.

  3. Низкий уровень психолого-педагогической культуры.

  4. Неумение применять имеющиеся знания на практике.

  5. Недопонимание или отсутствие взаимопонимания в семье.

  6. Неуверенность в себе.

  7. Инфантильность.

  8. Неорганизованность.

Для оказания помощи родителям в усвоении психологической и педагогической грамотности использую классные и школьные родительские собрания. Я запланировала родительские собрания, темы которых определяются возрастными особенностями младшего школьника и трудностями родителей в воспитании детей. Вот некоторые из них:

1класс. Трудности адаптации первоклассников к школе.

Собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Особенности мыслительной деятельности младших школьников.

2 класс. Наказание и поощрение в семье. (форма проведения – дискуссия).

Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка.

3 класс. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

4 класс. Устный журнал «Перелистывая страницы».

Готовясь к собранию, заранее предлагаю анкету по проблеме. Например, к собранию «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».

Анкета.


  1. Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день? Да. 3 Нет. 3

  2. Считаете ли вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с ребенком?

Да, я часто так делаю. -

Нет. Не вижу в этом необходимости. 5

Нет. Но хотелось бы знать мнение других. 1


  1. Какой вопрос вы задаете ребенку, когда он возвращается из школы?

«Какие оценки ты получил?» 4

«Что было интересного в школе?» 1

«Что ты натворил?» 1


  1. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?

Много об этом читал, знаю многое. -

Мало что знаю об этом. 4

Не знаю ничего. 2


  1. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

Да, знаю. -

Знаю, но хотелось бы знать больше. 4

Не знаю ничего. 2


  1. Нужен ли Вам совет, как контролировать работу ребенка дома и как оказать ему разумную помощь?

Да, он необходим. 6

Нет. -


  1. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлимой частью воспитательного процесса в семье?

Да, это единственный способ воздействия

Да, но и не только они. 2

Нет, это неверно. 4

Мой монолог на собраниях звучит реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Кроме родительских собраний провожу практикумы, индивидуальные и групповые консультации. Причем консультации провожу не только для родителей, чьи дети испытывают те или иные проблемы, но и для родителей, чьих детей относим к группе «продвинутых». Родители имеют возможность в малой группе не только услышать мое мнение по проблеме, но и поделиться своим опытом в общении с детьми. Регулярно провожу открытые уроки для родителей. Стараюсь вынести на них и показать методики работы по всем предметам, чтобы у учителя и родителей были единые подходы и требования к детям.

Использую и другие формы связи: встречи и беседы, контакты по телефону, совместное проведение мероприятий, встречи со специалистами (врачом, психологом), обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию, посещение семьи школьника.

Многое узнаю о жизни ребенка в семье. Я называю это приглашением в гости. Обычно в гости ходят только тогда, когда вас приглашают, а приглашают тогда, когда вы приглашаете в гости к себе. Мой дом всегда открыт для учеников и родителей. Мне кажется, что на селе такие контакты более возможны и оправданы. Обсуждение какой-то проблемы воспитания проходит в контексте общего доверительного разговора. Беседы эти приносят положительные плоды. Конечно, я планирую беседы, но некоторые из них идут без плана. Приходят сами родители: кто за советом, кто за помощью, а кому-то просто хочется рассказать о своем ребенке. Некоторые предлагают свою помощь, приносят литературу на педагогические темы, проводят беседы по профилактике заболеваний (медицинские работники), разрабатывают сценарии утренников. Стараюсь соблюдать профессиональный такт в работе с родителями. Приходя в семью, сначала спрошу, как идет жизнь, все ли здоровы. Сначала отмечаю положительные стороны в характере и поведении ребенка, пусть это даже самый «трудный» ученик. Поток исключительно негативной информации вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу. Терпеливо выслушаю родителей, ведь это плохо, когда отец и мать не видят в своем ребенке ничего хорошего и теряют надежду на будущее. И только потом, корректно, спокойно, без лишних эмоций говорю о недостатках школьника. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий высказываю свои соображения и педагогические рекомендации по развитию ребенка, преодолению негативных сторон его личности. Мой визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей.

Считаю, что добиться успеха можно только в том случае, когда с моей стороны не будет жалоб родителям на детей, навязывания им своего мнения и перекладывания на них своей работы.

Привлекаю родителей к управлению работой школы и к организации деятельности класса. Это предполагает:


  • обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;

  • участие их в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи;

  • помощь в оформлении;

  • ремонт кабинета;

  • ведение кружков;

  • создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы).

Активность родителей в воспитательном процессе школы к 2011-2012 учебному году возросла до 100%. Это можно проследить по диаграмме

Диаграмма: Активность родителей в воспитательном процессе школы.

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Моя задача – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью провожу «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, выставку семейных творческих работ. Также организую совместные встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, родословной.

Создаю ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому способствуют:


  • поздравления с праздниками (подарки, сюрпризы);

  • сочинения с рассказом о своих близких;

  • рассказы о профессиях своих родителей;

  • творческие встречи с родителями, посвященные их увлечениям;

  • организация выставок результатов труда родителей.

Обязательно знакомлю родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: Конституция страны, законодательные документы о семье, правах ребенка и защите детства.

Системная работа с родителями дает определенные результаты в воспитании детей. Возрос уровень воспитанности детей, улучшилась психологическая обстановка в классе, появилось ответственное отношение к учебе, труду, обязанностям, своему здоровью. Это можно наблюдать при ответе на вопрос «Чем занимается Ваш ребёнок в свободное время?», который я задавала родителям по окончанию каждого класса.

В 1 класс родители почти единогласно ответили, что их дети любят смотреть телевизор, слушать музыку, играть, общаться с друзьями.

Во 2 классе, что любят читать, общаться с друзьями, учиться, участвовать в концертах.



В 3 классе – любят учиться, посещать библиотеку, читать энциклопедические статьи и книги, работать над учебными проектами, ходить с классом в походы, на экскурсии, помогать по дому, заниматься тимуровской работой, участвовать в концертах, организовывать коллективные дела класса.
Каталог: sharya r -> Shanga
Shanga -> Способы формирования универсальных учебных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе выпускная квалификационная работа
sharya r -> «Взаимодействие семьи и Одоевской средней школы в современных условиях»
sharya r -> Моу шекшемская школа дошкольное отделение
sharya r -> Моральная, волевая, психологическая и тактическая подготовки стендовика стрелка
sharya r -> Закон от 29. 12. 2012 №273-фз глава Общее образование Статья 63. Общее образование Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница