Система воспитательной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида г. Волжского



Скачать 63.82 Kb.
Дата15.02.2016
Размер63.82 Kb.
Система воспитательной работы специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы 8 вида г. Волжского.
Аленкина О.А.зам.директора

МОУ СКОШ 8 вида г. Волжского.


Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Компоненты воспитательной системы школы:

  • Цели – совокупность идей, для реализации которых она создаётся;

  • Деятельность – обеспечивающая её реализацию;

  • Субъекты деятельности – организующие и участвующие в ней;

  • Отношения – рождающиеся в совместной деятельности;

  • Управление – обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цель воспитательной системы – создание в школе условий для развития личности ребёнка, поэтапное включение детей от доступного общественного – значимого труда до полной социализации и интеграции в общество. Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить задачи воспитания в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  1. Познание (учёба, знания, информация)

  2. Практическая деятельность (трудовая деятельность, умения, навыки)

  3. Игра (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)

  4. Физическое развитие (развитие физических возможностей)

  5. Взаимоотношение (познание себя, людей в социуме, взаимодействие с ними)

Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс формирования в школе системы отношений, помогающий ребёнку с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Только через системный подход к организации жизнедеятельности образовательного учреждения возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника коррекционного учреждения, успешной интеграции его в обществе. В современных условиях школа должна выступать социально-психологической нишей, обеспечивающей развитие отсталого ребёнка и готовность его к жизни в будущем.

Нашей школе в 2004 году исполнилось 20 лет, и с первых дней работы школы педагогическим коллективом были выработаны нормы поведения для учеников и учителей, ставшие традиционными. Основой в школе стало гуманное общение всех субъектов коллектива.

Успех любого дела зависит от кадрового обеспечения, слаженности в работе коллектива. За годы работы администрацией школы сознан деловой, творческий, работоспособный коллектив, который способен вместе с учащимися преодолеть все трудности школьной жизни. Ядро воспитательной систёмы – единство двух коллективов: педагогического и ученического.

Школа работает по пятидневной системе, отработан режим дня, составлен с учётом санитарно-гигиенических норм. В первую половину проходят учебные занятия, во вторую половину дня дети посещают группы продлённого дня, занимаются в кружках, факультативах, секциях.

В режиме предусмотрено время для воспитательной деятельности, для коррекционных занятий, для производственного и бытового труда.

За эти годы стали традиционными мероприятия: “Здравствуй, школа!”, “День учителя”, “Новый год!”. Традиционными стали декады по русскому языку, математике, трудовому обучению, физкультуре, декаде естественных наук, декада психологического социального здоровья. Эта работа дала возможность объединить детей. Важная роль в процессе общения отводится умению управлять своим поведением, контролировать эмоции, познанию самого себя, умение выдать и передавать эмоциональное состояние другого.

Коррекционно-воспитательная работа в школе построена таким образом, чтобы наиболее полно учитывать все особенности воспитанников и обеспечивать медико-социальную и психолого-педагогическую реабилитацию.

Воспитатель призван решать многогранные задачи, должен создавать условия для саморазвития учащегося. Он должен помогать реализации ребёнком своих психосоциальных потребностей, которые являются основой мотивационной сферы человека.

Работа с каждым учеником ведётся на основе изучения его психофизических особенностей, диагностики, его состояния с использованием компенсаторных возможностей. Для ребёнка составляется единый образовательный маршрут, на котором он наблюдается, корректируется его действия на протяжении всего учебного процесса. Основу всей коррекционной работы составляет создание единого реабилитационного пространства – такой среды, в которой дети чувствуют себя психологически комфортно и спокойно.

Одним из главных направлений деятельности коллектива стало создание коррекционно – развивающейся среды, как фактора эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления ребёнка.

Каждый воспитатель заботится о максимальном благополучии и комфортности своих учащихся. В ГПД есть зоны подвижных игр, спортивные, информационные уголки, зоны отдыха, этнографический уголок (в котором собраны предметы быта русского народа). Разнообразят среду пребывания детей маленькие островки зелени, организованные в группах и холлах. Дети могут там не только реализовать свои творческие способности, но и развивать память, мышление, воображение и просто отдохнуть. Всё это способствует эмоциональному раскрепощению детей.

Учитывая месторасположение школы, дети знакомятся с достопримечательностями, посещают музеи и выставочные зала нашего города и Волгограда, их исторические места и памятники, их исторически места и памятники, промышленные предприятия. Встречаются с интересными людьми: писателями, художниками, ветеранами ВОВ и т. д.

В нашей школе создана такая воспитательная система, которая способствует развитию умственно-отсталых детей. Предлагаемый успешный результат коррекционно-воспитательной работы – это выпускник подготовленный к самостоятельной жизни на доступном для него уровне, обладающий системой социально-бытовых, экономических и трудовых навыков, для благополучной адаптации в социум.



Задачи и организация коррекционно-воспитательной работы:

  1. Создать воспитательную систему, включающей в себя освоенную коллективом школы социальную и природную среду, позволяющую расширить диапазон воспитательного воздействия с основой на духовно-нравственное воспитание учащихся.

  2. Становление личности (я – как саморазвивающая, самоопределяющая личность)

  3. Сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.

  4. Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности детей.

Выполнение стоящих перед коллективом задач возможно лишь при соблюдении следующих принципов жизнедеятельности:

  • Культуросообразность, природосообразность.

  • Гуманизация дифференциация в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

  • Системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход в воспитании.

  • Педагогика сотрудничества.

Воспитательная система строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Природосообразность предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывает необходимость определённой половой и возрастной дифференциации. Культуросообразность заключается в том, что образование должно основываться на культурных общечеловеческих ценностях через постижение ценностей и норм конкретной национальной культуры. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на: каждом учебном и внеклассном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности ребёнка. Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Что такое современное воспитание? Это совместная деятельность воспитателя и классного руководителя, направленная на создание комфортных условий для развития и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Учитель даёт детям знания, умения навыки по общеобразовательным предметам. Воспитатель – систему социально-бытовых, трудовых, коммуникативных навыков.

Дополнительное образование – развивает творческие возможности детей, обеспечивает удовлетворение их интересов и потребностей.

Факультативные занятия, занятия в кружках, участие в художественной самодеятельности позволяют проявить себя социально-приемлемым способом, самоутвердиться. Руководители кружков и факультативов формирую личность учащегося, создают высокий настрой эмоционального благополучия, повышают волевой импульс к самореализации, дают возможность каждой личности испытать радость творчества, перевоплощения и восторг успеха от сделанного.

Участие детей в художественной деятельности (слётах, конкурсах, фестивалях, выставках) предоставляет богатейшие возможности для проведения многообразных сенсорных упражнений, что оказывает коррекционное воздействие на воспринимающие органы чувств.

Дети активно включаются во все виды предлагаемой им деятельности исходя из возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно – развивала ребёнка, его дарование и вместе с тем помогала ему почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности окружающих.

Самое главное для ребёнка – задачи, которые он должен научиться решать: защищать себя, быть признанным и уважаемым среди окружающих, обрести цель и смысл жизни, научиться эффективным и социально-культурным способам самореализации, научиться радоваться жизни.

Для этого необходима помощь воспитателя, который бы помогал, защищал, учил, советовал, наконец, был бы образцом для подражания.

И поэтому воспитательный процесс в нашей школе направлен на:


  1. Организацию школьников на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Знания, Здоровье, Культура, Труд, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

  2. Организацию разносторонней деятельности учащихся (внеклассной и внешкольной деятельности).

  3. На формирование здорового образа жизни.

  4. Создание необходимых отношений к культуре предков, любви родному краю, к народным традициям.

Вся воспитательная работа в школе ведётся по следующим направлениям: духовно-нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, правовое.

Основные задачи данных направлений:



  1. Духовно-нравственное воспитание: формирование у детей общих представлений о культуре и традициях русского народа, её православным прошлым и настоящим, её богатстве и разнообразии, воспитании любви к родному краю, культуре своего народа, воспитании любви к родине, родителям, близким, приобщение к духовным ценностям.

2. Трудовое воспитание: главная задача – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развивать индивидуальные творческие способности, которые способствуют удачному интегрированию в социум.

3. Физическое воспитание: физическое воспитание в специальной школе решает воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи по развитию физических способностей через систему урочной и внеурочной работы; создание условий для сохранения физического, психологического, нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

4. Эстетическое воспитание: выявление и развитие у учащихся творческих способностей; создание условий для творчества, самореализации учащихся; формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

5. Правовое и гражданское воспитание: формирование личностного правосознания ребёнка, воспитание понимания Отечества, связи с предыдущими поколениями.

Всё это позволяет формировать здоровый психологический климат, духовно-нравственную атмосферу, отношения и заботу о младших, уважение к взрослым, сохранение и бережное отношение к исконно-русским народным традициям, любовь к родным истокам.

Подводя итог можно сказать, что воспитательная система имеет положительный результат в воспитании учащихся. За последние 4 года, школу окончили 71 человек. Из них поступили:

ПУ №3 г. Волжского – 18 человек

ПУ №17 г. Волгограда – 12 человек

ПУ №62 г. Волжский – 5 человек

Центр образования г. Волжский – 5 человек

Автошкола – 1 человек

Работа на заводе – 7 человек

Частный предприниматель по изготовлению мебели – 2 человека

Социальное обеспечение – 18 человек



Таким образом, при наличии воспитательной системы все педагоги школы прилагают усилия, чтобы в стенах школы наши дети получали посильную реабилитацию, учились жить с людьми на равных: ведь свободное общение, активная деятельность, сотрудничество детей между собой поднимают общий уровень развития, создают благоприятный климат, условия для самореализации детей, обеспечивают хорошую подготовку к дальнейшей взрослой трудовой деятельности.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница