Система самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов



Скачать 142.24 Kb.
Дата11.02.2016
Размер142.24 Kb.
Педагогические науки УДК 378.147
Система самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов
Цыварева Марина Анатольевна

старший преподаватель
кафедра методик начального обучения


Институт педагогики, психологии и социальной работы
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова


163009 г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 40.

Тел. (8182)204855, +79115512664,
e-mail: cyvareva@gmail.com
Аннотации. Представлен краткий анализ проблем профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проанализированы возможности их решения на основе самостоятельной работы студентов. Дана характеристика системы самостоятельной работы студентов, основных ее компонентов, обоснована их взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленная характером познавательной деятельности студентов. Описано функционирование разработанной системы на примере изучения курса «Методика преподавания математики». Представлена оценка эффективности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на основе системы самостоятельной работы студентов, учитывающей характер их познавательной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, самостоятельная работа студентов, система, характер познавательной деятельности.
Социальные и экономические преобразования, достижения научно-технического прогресса, процессы реформирования отечественной системы высшего образования, вступление России в Болонский процесс, модернизация системы российского образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют переосмысления роли учителя в обществе, а также подходов к профессиональной подготовке педагога.

Выполнение профессиональных задач учителем начальных классов в настоящее время связано с его готовностью самостоятельно сознательно и обоснованно из существующего многообразия выбрать подход к обучению младших школьников, учебную программу, соответствующие учебники, учебные и методические пособия, средства обучения и пр. Наряду с осуществлением сложной педагогической деятельности современный педагог должен включаться в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по изменению процесса обучения, быть готовым к постоянному самостоятельному пополнению и обновлению собственных знаний, осуществлению самостоятельной творческой, исследовательской, инновационной деятельности. Таким образом, самостоятельность становится одним из основных профессиональных качеств современного педагога. В то же время анализ практики свидетельствует о недостаточной готовности недавних выпускников педагогического вуза к работе в новых условиях.

В современных условиях стремительно нарастающего потока информации, постоянно изменяющихся социальных условий, повышающихся требований к профессиональной подготовке самостоятельная работа становится основой профессионального образования, обеспечивая формирование у будущих выпускников высших учебных заведений общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. Таким образом, совершенствование процесса подготовки будущих учителей начальных классов возможно лишь при условии рациональной организации учебного труда студентов в процессе их самостоятельной работы.

Анализ практики профессиональной подготовки студентов, ее результатов свидетельствует о том, что, несмотря на достаточно глубокую теоретическую разработку проблемы, организация самостоятельной работы студентов вызывает большие трудности. Так, в отношении содержания самостоятельной работы студентов остаются неопределенными критерии его отбора, который поэтому осуществляется большинством преподавателей интуитивно, на основе имеющегося практического опыта, а иногда случайным образом.

Также остается неясным, какова последовательность предъявления студентам для самостоятельной работы заданий различных видов. Анализ практики показывает, что при организации самостоятельной работы студентов преобладают задания репродуктивного характера, а в процессе обучения студентов не учитывается изменение самого студента, его развитие.

Контроль самостоятельной работы студентов, как правило, рассматривается вне связи с ее содержанием и нацелен в основном на проверку результатов. В то же время для эффективного управления процессом обучения, реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля важна текущая проверка, которой уделяется значительно меньше внимания. Как показывает практика, в большинстве случаев контроль самостоятельной работы студентов требует значительных временных затрат. Снизить же их без потери в качестве или частоте проверки чаще всего не удается. Кроме того, используемые в практике организации самостоятельной работы студентов формы контроля не учитывают, каков характер деятельности студентов – воспроизводящий или творческий – в процессе самостоятельной работы.

В связи с вышеизложенным была определена цель исследования: совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов посредством организации системы самостоятельной работы студентов, построенной с учетом изменения характера их познавательной деятельности.

При построении системы самостоятельной работы студентов учитывались следующие положения: 1) в соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания студентами происходит в процессе их собственной активности, направленной на предмет освоения [4]; 2) самостоятельная познавательная деятельность студентов может быть воспроизводящей (репродуктивной) и преобразующей (творческой) [1; 5]; 3) процесс овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью учителя начальных классов осуществляется в контекстном обучении [2; 3].

Разработанная система самостоятельной работы студентов обладает следующими особенностями:


  • системообразующим признаком является характер познавательной деятельности студентов, изменяющийся от воспроизводящего к преобразующему;

  • основными элементами системы самостоятельной работы студентов являются цель, содержание, средства организации и управления, контроль;

  • содержание конкретизируется через последовательность сменяющих и дополняющих друг друга самостоятельных работ различных видов, взаимопроникающих и изменяющихся от репродуктивных к реконструктивно-вариативным, а затем к творческим в соответствии с изменением характера познавательной деятельности студентов при их выполнении от воспроизводящего к преобразующему;

  • контроль выполненных заданий осуществляется с помощью форм, отобранных с учетом вида самостоятельной работы студентов и в зависимости от характера их познавательной деятельности.

Общеизвестно, что появление деятельности обусловлено целью, поэтому элементом системы самостоятельной работы студентов должна быть ее цель, которая определяется, с одной стороны, требованиями к результатам обучения, а с другой стороны, характером деятельности, осуществляемой студентами в процессе выполнения предложенного задания.

Другим компонентом рассматриваемой системы является содержание самостоятельной работы студентов, при отборе которого возможны следующие два варианта: в процессе самостоятельной работы изучается часть учебного материала от начала и до конца; в процессе аудиторной самостоятельной работы достигается понимание (предварительное или полное) учебного материала, овладение им происходит в процессе самостоятельной работы студентов вне аудитории. Поэтому в первом случае, отбирая содержание самостоятельной работы студентов, необходимо учесть следующие требования: достаточная освещенность вопроса в научно-методической литературе; доступность изучаемого материала; относительная локальность, логическая обособленность, завершенность материала. При этом обучающиеся должны осознавать его роль и место в изучаемом курсе, а также логическую структуру всего учебного курса. Кроме того, необходимо учитывать и такой фактор, как обеспеченность студентов соответствующей литературой и другими средствами организации самостоятельной работы. Во втором случае требования к отбору содержания заключаются в следующем: уяснение студентами ориентировочной основы действия, посильность и постепенное нарастание сложности самостоятельной работы.

Средством конкретизации содержания самостоятельной работы студентов являются задания, определяемые основными видами профессиональной деятельности учителя начальных классов: анализ психолого-педагогической и методико-математической информации, отбор необходимого материала, планирование изучения различных дидактических единиц математического материала, конструирование урока (фрагмента), организация и управление различными видами взаимодействия учителя и учащихся в процессе урока и других видов занятий, проектирование рассуждений младших школьников при выполнении различных упражнений, анализ и оценка педагогической деятельности (в том числе собственной).

В системе самостоятельно выполняемых студентами работ должны быть представлены задания, предусматривающие постепенное изменение характера познавательной деятельности студентов от воспроизводящего к преобразующему – репродуктивные, реконструктивно-вариативные и творческие, – которые целесообразно предлагать студентам последовательно в соответствии с усложнением характера познавательной деятельности и дидактической цели. Так, начальным этапом в формировании знаний и умений студентов являются репродуктивные самостоятельные работы. Предлагаемые для дальнейшего выполнения реконструктивно-вариативные работы служат совершенствованию приобретенных знаний и соответствующих умений, а также являются своеобразным переходом к педагогическому творчеству. На заключительном этапе студенты выполняют творческие самостоятельные работы, которые способствуют формированию у обучающихся творческого подхода к решению методических проблем в области начального обучения. Таким образом, содержание самостоятельной работы студентов конкретизируется в последовательности сменяющих и дополняющих друг друга самостоятельных работ различных видов, взаимопроникающих и изменяющихся от репродуктивных к реконструктивно-вариативным, а затем к творческим.

В качестве средств организации и управления самостоятельной работой студентов выступают задания, алгоритмы, инструкции и рекомендации к их выполнению, средства промежуточного контроля и самоконтроля, компьютерные программы и пр.

С организацией самостоятельной работы студентов неразрывно связан ее контроль. В системе самостоятельной работы студентов преимущественно представлен текущий и итоговый контроль, который выстраивается в соответствии с изменением характера познавательной деятельности (от воспроизводящей к преобразующей), которую осуществляют студенты в процессе выполнения предложенных заданий.

Система самостоятельной работы студентов реализуется через аудиторные и внеаудиторные занятия: лекции, семинарско-практические, лабораторные занятия, внеаудиторная подготовка к занятиям, обобщающая работа после аудиторных занятий, педагогическая практика.

Изучение любой темы, как правило, начинается с лекционных занятий. Самостоятельная работа студентов на лекции направляется специальными вопросами и небольшими заданиями, требующими воспроизводящей и преобразующей деятельности. При этом при обсуждении часто высказывания и предположения студентов не оцениваются преподавателем как «правильные» или «неправильные», а предлагается найти ответ на поставленный вопрос в процессе изучения методико-математической литературы. Описанная работа способствует постановке проблемы и мотивирует самостоятельную деятельность студентов после лекции. Для управления работой студентов над лекционным материалом вне аудитории используется специальный прием «пропуски» или «окна», когда слушателям предлагается записать вопрос или задание, оставить место, а ответ сформулировать дома при работе над текстом лекции.

На этапе подготовки к семинарско-практическим занятиям представлены репродуктивные задания (например, конспектирование методико-математической литературы, ответы на специальные вопросы и пр.), реконструктивно-вариативные (например, заполнение таблицы по результатам логико-дидактического анализа темы) и творческие (например, сравнительный анализ содержания темы по программам и учебникам математики для начальной школы разных авторов). На семинарско-практическом занятии средством организации самостоятельной работы студентов являются методические задачи, специальные проблемные вопросы, обсуждение реальных ситуаций (так называемых кейсов) и пр. Таким образом, студенты выполняют самостоятельную работу преимущественно реконструктивно-вариативного вида. В то же время опыт показывает, что некоторые обучающиеся выходят на творческий уровень выполнения задания, что, скорее всего, обусловлено их индивидуальными особенностями (уровнем подготовленности, стремлением к творчеству, другими личностными качествами и пр.). Фронтальное обсуждение позволяет в данном случае обратить внимание остальных студентов на возможные направления творческого решения поставленной методической задачи, обогатить их опыт творческой деятельности, поощрить стремление к неординарности, стимулируя тем самым педагогическое и методическое творчество будущих учителей начальных классов. Задания для самостоятельного выполнения после семинарско-практического занятия предлагаются студентам как реконструктивно-вариативные, так и творческие, что позволяет обобщить изученный теоретический материал.

В процессе лабораторных занятий студенты выполняют преимущественно самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида, основная цель которых – формирование у будущих учителей начальных классов методических умений. Задания для самостоятельной работы после лабораторных занятий носят исследовательский, поисковый характер и являются творческими. Для их выполнения студенты изучают методическую литературу, наблюдают за деятельностью младших школьников в период педагогической практики, опрашивают учащихся и учителей, анализируют продукты деятельности детей, осуществляют проверку своих предположений и т.д. Таким образом, самостоятельная работа студентов в период теоретического обучения имеет логическое продолжение в процессе педагогической практики в школе.

Наиболее адекватной формой контроля самостоятельной работы репродуктивного вида на лекции, семинарско-практических и лабораторных занятиях является тестовый контроль. Его использование не требует специального оборудования и дает большую экономию времени как при проведении, так и при проверке выполненных работ. Как показал опыт, при регулярном использовании такой формы контроля студенты начинают более добросовестно готовиться к семинарско-практическим и лабораторным занятиям, систематически прорабатывать содержание лекционного материала. Успешное прохождение контроля вызывает положительные эмоции и тем самым служит мотивом к дальнейшему изучению курса.

При проверке самостоятельных работ репродуктивного вида эффективным оказался взаимоконтроль. Данная форма контроля нетрудна для студентов и не требует много времени для осуществления. В то же время, для того чтобы проконтролировать товарища, сам проверяющий должен хорошо знать соответствующий материал. Кроме того, в процессе описанного взаимодействия у студентов формируются профессионально значимые умения, а контроль приобретает ярко выраженную обучающую функцию.

Такие формы контроля, как письменный и устный опрос на практическом занятии, кратковременные проверочные работы на всех видах аудиторных занятий (лекции, семинарско-практические, лабораторные), самоконтроль, просмотр выполненного задания, фиксация его наличия, промежуточный самоконтроль (с помощью карточек, листов самоконтроля или компьютерных программ) целесообразно использовать при проверке работ как репродуктивного, так и реконструктивно-вариативного вида. При этом наиболее эффективно сочетание промежуточного самоконтроля с итоговым контролем преподавателем, так как в этом случае контроль приобретает ярко выраженный обучающий характер; сокращается время контроля самостоятельной работы студентов преподавателем без снижения качества; у студентов появляется уверенность в правильности своих действий уже в процессе выполнения задания, формируется действие самоконтроля, умение самостоятельно работать; удается осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к студентам; самостоятельная работа студентов становится управляемой.

По окончании теоретического изучения крупной темы после выполнения студентами цикла самостоятельных работ репродуктивного и реконструктивно-вариативного вида целесообразной формой контроля оказывается коллоквиум, которых, как показал опыт, оказывается достаточно 1 – 2 в течение семестра. В результате подготовки к коллоквиуму и активного участия в обсуждении на занятии теоретических вопросов происходит обобщение и систематизация знаний студентов по соответствующей теме. Практика показывает, что подготовка студентами различных таблиц, схем, диаграмм повышает эффективность данной формы контроля.

Такие формы, как обсуждение на аудиторном занятии, взаимное рецензирование выполненных работ, индивидуальная беседа с преподавателем, составление письменного отчета, создание мультимедийной презентации, выполнение и презентация индивидуальных и коллективных проектов целесообразны для контроля реконструктивно-вариативных и творческих работ.

С целью контроля выполнения таких творческих самостоятельных работ, как написание реферата, подготовка сообщения или доклада, написание курсовой или выпускной квалификационной работы, выполнение сравнительного анализа различных учебников, программ, других пособий, разработка оригинальных упражнений, методических приемов, наглядных пособий, конспектов уроков наиболее эффективными оказались защита, публичное выступление, оформление выставки, стенда, витрины, подготовка публикации. При этом, по мнению студентов, эти приемы контроля наряду с высоким обучающим эффектом в силу сравнительно длительной индивидуальной работы с преподавателем имеют и стимулирующее значение, так как справедливо воспринимаются обучающимися в качестве высокой оценки их самостоятельной работы.

Оценка эффективности разработанной системы самостоятельной работы студентов в процессе изучения методики преподавания математики проводилась на материале темы «Методика обучения решению задач». В качестве экспериментальных выступали группы студентов 3 курса очного отделения, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». Контрольные группы были представлены студентами 3 курса заочного отделения, обучающимися по той же специальности в условиях сокращенного срока (4 года), имеющими образование по соответствующей специальности в объеме педагогического колледжа (училища) и работающими учителями начальных классов со стажем педагогической деятельности не менее 5-и лет.

В процессе обучения студентами экспериментальных и контрольных групп изучалось одно и то же содержание учебного предмета, представленное в системе учебных заданий. При этом в экспериментальных группах содержание самостоятельной работы студентов конкретизировалось в последовательности заданий в соответствии с постепенным усложнением характера познавательной деятельности. В контрольных группах задания, требующие для их выполнения деятельности разного характера, предлагались студентам без учета указанного условия. Контроль самостоятельной работы студентов экспериментальных групп осуществлялся в соответствии с разработанной системой: формы контроля подбирались с учетом изменения характера познавательной деятельности студентов в процессе выполнения заданий. Контроль самостоятельной работы студентов контрольных групп производился без учета изменения характера познавательной деятельности студентов и осуществлялся в соответствии с учебным планом в процессе практических, семинарских и индивидуальных занятий, проверки предусмотренных учебным планом контрольных работ, а также в процессе зачетов, экзаменов и пр. Следует отметить, что в силу специфики заочного обучения контроль самостоятельной работы студентов-заочников проводился эпизодически (в период сессии).

Для оценки эффективности представленной системы самостоятельной работы студентам экспериментальных и контрольных групп были предложены 4 задания, выявляющие сформированность таких методических умений, как планирование деятельности младших школьников на отдельных этапах работы над задачей, решение задачи разными способами, комплексного умения организовывать деятельность младших школьников при решении задачи на уроке.

Проверка предложенных заданий выявила более успешное их выполнение студентами экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Сравнительный качественный и количественный анализ результатов, их статистическая обработка с помощью χ2-критерия Пирсона и φ* – углового преобразования Фишера, свидетельствуют о более высоком уровне сформированности методических умений у студентов экспериментальных групп, а следовательно, и об эффективности построения процесса обучения будущих учителей начальных классов на основе системы самостоятельной работы студентов, построенной с учетом характера их познавательной деятельности.


Литература

  1. Белкин Е.Л., Коренев Л.П., Теребулина Н.А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе. – Орел, 1989. – 65 с.

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : Метод. пособие. – Высш. шк., 1991. – 207 с.

  3. Вербицкий А. А., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования : монография. – М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. – 80 с.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 304 с.

  5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница