Система работы по формированию профессиональных компетенций у обучающихся в условиях предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе



Дата22.02.2016
Размер49 Kb.
В.И.Далекина педагог-психолог,

МБОУ Выездновская СОШ Арзамасского района.



Система работы по формированию профессиональных компетенций у обучающихся в условиях предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе

Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника. При этом определился очень важный аспект – за школьником закрепился статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией.

Формирование профессиональных компетенций обучающихся одна из важнейших задач образовательного учреждения стоит в создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Эффективность профессионального самоопределения личности зависит от характера психолого-педагогического сопровождения данного процесса, управления данным процессом, то есть создания оптимальных условий для самостоятельного, осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности.

Проблема формирования профессиональных компетенций обучающихся сложна и многоаспектна. Она структурирована на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях.

И в данном контексте психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении обучающихся является важнейшим. Содержание понятия профессиональной компетентности состоит из следующих блоков:

1. Профессионально – личностный, который связан с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы.

2. Профессионально – деятельностный, который связан с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития.

3. Профессионально-творческий, связанный с готовностью учащегося к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением владеть новой техникой и технологией.

Формирование и развитие профессиональной компетентности обучающегося происходит через создание индивидуальной образовательной траектории личности; включение активных психолого-педагогических технологий в образовательный процесс.

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии, поэтому в целях правильного выбора профессии так необходимо управление данным процессом, которое осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения. В нашей школе задачу развития профессиональных компетенций выполняет предпрофильная подготовка.

Предпрофильная подготовка это создание условий самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения.

Как показывает многолетний опыт, готовность сделать этот выбор осознанно оказывается недостаточной даже у учащихся 11-х классов. Поэтому мы считаем главными составляющими предпрофильной подготовки:

- создание ситуации выбора, которая позволит ученику попробовать свои силы в практической деятельности, необходимой в дальнейшем для того или иного профиля;

- обеспечение при этом системы знаний и необходимый уровень качества этих знаний;

- повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся;

- в развитии способности составить свой ПЛП (профессиональный личностный план), в случае не сдачи ЕГЭ, не поступления в тот ВУЗ, который был выбран с учетом личностных возможностей.

Для того чтобы система сработала, были созданы следующие условия: организационные (назначение ответственных за создание системы, определение состава рабочей группы), информационные (информирование членов рабочей группы о предстоящей работе, подготовка программ, дидактического материала, информирование родителей и учащихся 8-9 классов о создаваемой системе предпрофильного обучения, выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению предпрофильных курсов, ознакомление пед.коллектива о системе предпрофильного обучения, о нормативно-правовых документах), кадровые (обучение учителей методам разработки программ элективных курсов, оценки их качества, обучение учителей эффективным технологиям преподавания элективных курсов), мотивационные (разработка системы показателей оценки труда учителя, разработка системы контроля), научно-методические (разработка плана-графика мероприятий по информированию учащихся, родителей, разработка проекта школьного учебного плана предпрофильного обучения, разработка программ элективных курсов), нормативно-правовые (утверждение программ элективных курсов, утверждение учебного плана), материально-технические (определение помещений), финансовые (изыскание дополнительных источников финансирования системы предпрофильного обучения).

Система нашей работы по профессиональному самоопределению складывается из следующих этапов.

1 этап. Сбор информации об интересах, увлечениях учащихся, информирование и первичное анкетирование родителей. Раннее выявление интересов уч-ся. Диагностика склонностей, мотивов выбора учащихся. Наши способности видны еще в детстве, в детстве их легче раскрыть и развить. Вот почему важно, чтобы ребенок пробовал себя в разных видах творчества, ходил в разные кружки и секции, а не зацикливался на чем-то одном (тогда нет возможности определить, в какой области он может еще раскрыться, а, может, даже стать успешнее). Поэтому просветительская работа с родителями начинается с первого класса, информирование родителей и учащихся 8-9 классов о создаваемой системе предпрофильного обучения, выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению предпрофильных курсов.

2 этап это составление банка данных на каждого уч-ся, его интересов, возможностей, запросов.

3 этап. Проведение программы «Твоя профессиональная карьера», которая способствует успешной адаптации учащихся к обучению в профильных классах, проявляется в снижении уровня тревожности, фрустрированности в ситуации выбора, повышению уровня мотивации и роста качества успеваемости, повышение уровня психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, Программа включает занятия с элементами тренинга, деловые игры, составление портфолио, ознакомительные экскурсии в профессиональные учебные заведения, а также выход на трудовые предприятия.

4 этап. Составление и проведение элективных курсов, позволяющих в полном объёме удовлетворить интересы и склонности учащихся. При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников мы исходим из следующих позиций: набор предлагаемых курсов носит вариативный характер, их количество “избыточно” (то есть у ученика есть возможность реального выбора).

Созданы такие условия в организации учебного процесса, которые позволяют ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

Содержание курсов предпрофильной подготовки включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомит учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю педагоги включают оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например – история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.) раскрывающий специфику той или иной профессии. Большинство программ разработаны учителями, программы утверждаются методсоветом школы, с грифом НИРО. Реализация программ курсов рассчитана на 8-10 часов.

Для выявления и подкрепления своих способностей, склонностей учащиеся, начиная с 8 класса, в летнее время работают в школьном и трудовом лагере, пробуя свои силы в роле вожатого и развивая навыки рабочих профессий. В рамках самоуправления учащиеся под руководством педагога проводят предметные уроки. Знакомим учащихся с местными образовательными учреждениями, использую экскурсии, дни открытых дверей, выезд к спонсорам для получения действенной информации о возможности дальнейшего трудоустройства, специфике работы в той или иной сфере.

Отслеживание результативности деятельности производится по следующим показателям.

- на сколько у учащихся выражена готовность к выбору дальнейшего обучения в профильном классе старшей школы или в профессиональном учебном заведении;

- на сколько учащиеся информированы о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

- на сколько сформированы у учащихся навыки самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении;

- успешная сдача экзаменов по выбору учащихся девятых классов так же служит показателем результативности;

- скомплектованностью десятых классов в соответствии с выбором учащихся и их родителей.

- сформированность профессиональных планов обучающихся 9-11 классов.

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки осуществляется по трем направлениям: работа с учащимися, работа с педагогами, работа с родителями. Формы работы: лекции, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, анкетирование, психологическая диагностика, семинары-диспуты, работа в секциях по проблеме. Для активизации мыслительной деятельности педагоги активно используют современные технологии (дискуссии, ролевые игры, деловые игры, занятия с элементами тренинга, защиту проектов, интерактивные лекции, семинары, лабораторные практикумы, учебно-исследовательскую деятельность и презентация результатов. Применяем информационные технологии, которые всегда вызывают большой интерес у школьников. Каждый школьник сейчас понимает, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь и владение им значительно помогает в дальнейшем обучении, в профессиональной деятельности и развивает личность человека. Организация мониторинга, позволяет определить, насколько эффективно работает модель предпрофильной подготовки, как развивается личность ученика, что нужно изменить, чтобы помочь нашим ученикам в предварительном профессиональном самоопределении.

При разработке программ учителя столкнулись со следующей проблемой: цель курсов должна состоять не в углублении предметных знаний, а в знакомстве с основными способами деятельности в той или иной сфере; учителям же пока сложно уйти от традиционных форм обучения, и курсы, в основном, принимают предметно-ориентированный характер.

Таким образом, работа по формированию профессиональных компетенций у обучающихся будет эффективной если:

- профессиональное самоопределение рассматривается в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса школы;

- актуализированы ресурсные возможности педагогического процесса образовательного учреждения для развития профессионального самоопределения старшеклассников;

- разработана и внедрена в педагогический процесс школы программа профессионального самоопределения старшеклассников.

- определены психолого-педагогические условия, реализуемые на основе закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса.


Литература

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. №1. – С.170.

  2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006, с.240.

  3. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2009, - С.125.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница