Система психологического сопровождения детей группы риска



Скачать 199.12 Kb.
Дата10.02.2016
Размер199.12 Kb.
Система психологического сопровождения детей группы риска


Дата публикации: 25.02.2013

Раздел:  Психолого-педагогическое сопровождение

Автор:  Крылова Т.А.

Источник:  Справочник педагога-психолога. Школа , №3, 2013 г.

Номер журнала:  №3 (март)


Автор: Т.А. Крылова,  канд. психол. наук, доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования" 
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:



  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; 

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; 

  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 

  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); 

  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; 

  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 

  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи. 

Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:



  • Конвенция о правах ребенка; 

  • Закон РФ "Об образовании"; 

  • Семейный кодекс РФ; 

  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16  "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе"; 

  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120  от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011  № 378-ФЗ); 

  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред.  от 03.12.2011). 

Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:



  1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования. 

  2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей. 

  3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу в случаях: 



  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

  • появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

  • употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; 

  • кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка. 


К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:

  • проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми; 

  • сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками; 

  • негативный образ "Я", неадекватная самооценка; 

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия; 

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей; 

  • переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию; 

  • трудности в обучении; 

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях

  • отсутствие чувства безопасности. 

Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска

Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.

Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:


  • с детьми младшего школьного возраста - не более 30-40 минут; 

  • с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый. 


Основной диагностический инструментарий психолога

в работе с детьми группы риска





Наименование методики

Назначение

Примечание

Учебная деятельность

1

Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (начальная школа)

Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов осуществляется психологом и учителем

2

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой)

 


Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа)

Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков

3

Методика определения школьной дезадаптации

Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко



Определение уровня дезадаптации младших школьников

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом

Эмоционально-личностная сфера

4

Детский вариант личностного опросника Айзенка

Выявление индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и интраверсии и нейротизма

Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики

5

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста (8–14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости

Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в форме устной инструкции

6

Личностный опросник Р. Кеттелла (12F)

Выявление личностных характеристик детей 8–10 и 10–12 лет

Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося

7

Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант)

Оценка личностных особенностей подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности

Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек

Коммуникативная сфера личности и социальное развитие

8

Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда

Выявление уровня социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)

Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации

9

Методика Р. Жиля

Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст)

На основе вербально-визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми
















По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел). 


Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.

Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.

В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.


Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:


  • запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; 

  • установление контакта с подростком; 

  • диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы; 

  • интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы; 

  • совместная выработка конструктивных способов решения. 


Особенности психологического консультирования подростков


Назначение

Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций

Предмет

Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.

Условия

использования

Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами

Характер

Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации

Цель

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений

Профессиональные

(психологические)

задачи

Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы

Результат

Результатом конкретной консультации могут быть:

         • повышение информированности;

         • понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;

         • выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;

         • освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения

По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками. 


Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:

  • развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы; 

  • повышение учебной мотивации; 

  • формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях; 

  • формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей; 

  • развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них; 

  • профилактика употребления психоактивных веществ. 


При подготовке программы необходимо соблюдать следующие условия:

1. Четкое формулирование целей коррекционной работы. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.

2. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

3. Определение продолжительности коррекционной программы.

4. Разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия отдельно.

5. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и т. д.), при взаимодействии с семьей - подключение родственников, значимых взрослых.

6. Определение формы контроля реализации программы.

7. Проведение программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.

8. Оценка эффективности реализованной программы.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.


Противопоказания для групповой коррекционной работы:


  • наличие тяжелых психических 

  • расстройств; 

  • выраженная двигательная 

  • расторможенность; 

  • проблемы интимно-личностного 

  • характера (сексуальные нарушения, 

  • пережитые психотравмы и т. д.); 

  • выраженная шизоидная психопатия; 

  • активное нежелание подростка работать в группе. 

Проведение групповой психокоррек-ционной работы затруднительно при негативном отношении ребенка или его родителей к данному виду взаимодействия,  а также в случаях явного асоциального  поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости.

Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. В этих случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекции, а затем принимается решение о переходе в группу.

Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии.
На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из  трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлек- сии, у них развивается позитивное самоотношение.

Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Один из значимых компонентов сопровождения - работа с педагогами по развитию психологической компетентности в решении задач обучения и воспитания детей группы риска (приложение).

Приложение
Семинар-практикум для педагогов "Эффективное взаимодействие в решении проблем учащихся группы риска" 

Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.


Ведущий: педагог-психолог.

Ход семинара-практикума

I. Вводный этап

Анализ педагогами актуальных проблем взаимодействия с учащимися группы риска.

1. Упражнение "Мой ученик" 

Инструкция. Ведущий предлагает участникам нарисовать образ любимого ученика, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности. Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
2. Упражнение  "Подростковые проблемы" 

Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.

Инструкция. Первый этап - индивидуальный. Ведущий предлагает вспомнить 1-2 проблемные ситуации, которые возникали у участников, их детей или учеников в подростковом возрасте, ответить на вопрос "Как Вы или они решали их?" и заполнить таблицу: проблемы и способы их решения 

Второй этап - участники делятся на группы. Каждая группа составляет перечень выделенных проблем, определяет, какие способы их разрешения эффективны, а какие - нет.

Третий этап - групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.

Информация от ведущего. Стратегии решения проблем

Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения.

Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблемы.

Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.

Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Стратегия защиты - способ решения представляет собой отрицание или искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как непреодолимые. Агрессивные техники - поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других в бегство и проч. Вопросы участникам:



  • Какие из этих стратегий были использованы вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»? 

  • К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми? (Обсуждение выбора стратегий поведения.) 

II. Основной этап

1. Упражнение "Зебра" 

Цель: анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и взаимодействии с детьми, коллегами и родителями.


Инструкция. Ведущий предлагает обсудить, какие качества важны при межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг с другом. Список качеств можно приготовить заранее. Затем каждый участник на чистом листе своего дневника пишет свою фамилию, имя и вертикальной линией делит лист на 2 части. Одну озаглавливает "достоинства", вторую - "недостатки". Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое. Рефлексия опыта.
2. Упражнение "Проблема" 

Цель: освоение педагогами умения понимать проблему.

Инструкция. Участники делятся на группы по три человека. Двое в группе - собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй - внимательно слушает, проявляет участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие во взаимодействии с родителями, коллегами, учениками или же юмористические. Общение происходит в течение двух минут, затем участники меняются ролями, и так - до тех пор, пока все не побывают в позиции наблюдателя.
Вопросы для обсуждения:


  • Что помогало или мешало понять проблему? 

  • В каких формах чаще проявлялись участие и помощь? 

  • Что помогало продлить контакт? 

  • Что больше всего раздражало рассказчика? 

  • Какие личные возможности в общении отметили все участники? 

1. Ролевая игра "Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы" Цель: отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения. Инструкция. Игра проводится в паре или группе. Участникам задается несколько ситуаций. В каждой из них необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.

Ситуации:


  • Коллега забыла вернуть книгу, которая вам нужна. 

  • Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти. 

  • Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном. 

  • Люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором. Обсуждение, рефлексия опыта. 

2. Упражнение "Сильные стороны ребенка" 

Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.

Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия. На втором этапе участникам предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним. Обсуждение, рефлексия опыта.

III. Заключительный этап

Информация от ведущего. Знакомство с основными правилами взаимодействия с детьми.

Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска.

Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:



  1. Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший". 

  2. Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности. 

  3. Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности). 

  4. Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов. 

  5. Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка. 

  6. Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться. 

  7. Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание"). 

  8. Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению). 

  9. Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт. 

  10.  Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"». 

  11. 11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта. 


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница