Система психологического сопровождения детей группы риска
Дата публикации: 25.02.2013
Раздел: Психолого-педагогическое сопровождение
Автор: Крылова Т.А.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №3, 2013 г.
Номер журнала: №3 (март)
Автор: Т.А. Крылова, канд. психол. наук, доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования"
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
-
выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
-
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
-
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
-
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
-
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
-
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
-
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Закон РФ "Об образовании";
-
Семейный кодекс РФ;
-
Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
-
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
-
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:
-
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
-
Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
-
Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу в случаях:
-
наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
-
появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
-
употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
-
кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
-
проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
-
сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
-
негативный образ "Я", неадекватная самооценка;
-
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
-
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
-
переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
-
трудности в обучении;
-
отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;
-
отсутствие чувства безопасности.
Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других представителей ближайшего окружения подростка.
Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:
-
с детьми младшего школьного возраста - не более 30-40 минут;
-
с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый.
Основной диагностический инструментарий психолога
в работе с детьми группы риска
№
|
Наименование методики
|
Назначение
|
Примечание
|
Учебная деятельность
|
1
|
Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой
|
Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (начальная школа)
|
Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров. Анализ результатов осуществляется психологом и учителем
|
2
|
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой)
|
Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа)
|
Проводится с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков
|
3
|
Методика определения школьной дезадаптации
Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко
|
Определение уровня дезадаптации младших школьников
|
Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом
|
Эмоционально-личностная сфера
|
4
|
Детский вариант личностного опросника Айзенка
|
Выявление индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и интраверсии и нейротизма
|
Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики
|
5
|
Тест школьной тревожности Филлипса
|
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста (8–14 лет). Анализируются факторы тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений, стрессоустойчивости
|
Используется индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с текстом методики или в форме устной инструкции
|
6
|
Личностный опросник Р. Кеттелла (12F)
|
Выявление личностных характеристик детей 8–10 и 10–12 лет
|
Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося
|
7
|
Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант)
|
Оценка личностных особенностей подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности
|
Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек
|
Коммуникативная сфера личности и социальное развитие
|
8
|
Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда
|
Выявление уровня социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)
|
Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации
|
9
|
Методика Р. Жиля
|
Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст)
|
На основе вербально-визуального восприятия картинок выявляются особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми
|
|
|
|
|
|
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном, личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная психологическая диагностика с использованием дополнительных методик ("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел).
Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.
Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.
В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.
Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:
-
запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
-
установление контакта с подростком;
-
диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;
-
интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
-
совместная выработка конструктивных способов решения.
Особенности психологического консультирования подростков
Назначение
|
Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций
|
Предмет
|
Внутренний психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и т. д.
|
Условия
использования
|
Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами
|
Характер
|
Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации
|
Цель
|
Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений
|
Профессиональные
(психологические)
задачи
|
Шаги, планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером проблемы
|
Результат
|
Результатом конкретной консультации могут быть:
• повышение информированности;
• понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;
• выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;
• освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения
|
По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:
-
развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;
-
повышение учебной мотивации;
-
формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
-
формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
-
развитие стремления к самопознанию подростков в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них;
-
профилактика употребления психоактивных веществ.
При подготовке программы необходимо соблюдать следующие условия:
1. Четкое формулирование целей коррекционной работы. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
2. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
3. Определение продолжительности коррекционной программы.
4. Разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия отдельно.
5. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и т. д.), при взаимодействии с семьей - подключение родственников, значимых взрослых.
6. Определение формы контроля реализации программы.
7. Проведение программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
8. Оценка эффективности реализованной программы.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.
Противопоказания для групповой коррекционной работы:
-
наличие тяжелых психических
-
расстройств;
-
выраженная двигательная
-
расторможенность;
-
проблемы интимно-личностного
-
характера (сексуальные нарушения,
-
пережитые психотравмы и т. д.);
-
выраженная шизоидная психопатия;
-
активное нежелание подростка работать в группе.
Проведение групповой психокоррек-ционной работы затруднительно при негативном отношении ребенка или его родителей к данному виду взаимодействия, а также в случаях явного асоциального поведения подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жестокости.
Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в тяжелых психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. В этих случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекции, а затем принимается решение о переходе в группу.
Групповая коррекционно-развивающая работа показана при характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в социальном взаимодействии.
На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных, стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлек- сии, у них развивается позитивное самоотношение.
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Один из значимых компонентов сопровождения - работа с педагогами по развитию психологической компетентности в решении задач обучения и воспитания детей группы риска (приложение).
Приложение
Семинар-практикум для педагогов "Эффективное взаимодействие в решении проблем учащихся группы риска"
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход семинара-практикума
I. Вводный этап
Анализ педагогами актуальных проблем взаимодействия с учащимися группы риска.
1. Упражнение "Мой ученик"
Инструкция. Ведущий предлагает участникам нарисовать образ любимого ученика, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности. Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
2. Упражнение "Подростковые проблемы"
Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап - индивидуальный. Ведущий предлагает вспомнить 1-2 проблемные ситуации, которые возникали у участников, их детей или учеников в подростковом возрасте, ответить на вопрос "Как Вы или они решали их?" и заполнить таблицу: проблемы и способы их решения
Второй этап - участники делятся на группы. Каждая группа составляет перечень выделенных проблем, определяет, какие способы их разрешения эффективны, а какие - нет.
Третий этап - групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Информация от ведущего. Стратегии решения проблем
Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения.
Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия защиты - способ решения представляет собой отрицание или искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как непреодолимые. Агрессивные техники - поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других в бегство и проч. Вопросы участникам:
-
Какие из этих стратегий были использованы вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
-
К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми? (Обсуждение выбора стратегий поведения.)
II. Основной этап
1. Упражнение "Зебра"
Цель: анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и взаимодействии с детьми, коллегами и родителями.
Инструкция. Ведущий предлагает обсудить, какие качества важны при межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг с другом. Список качеств можно приготовить заранее. Затем каждый участник на чистом листе своего дневника пишет свою фамилию, имя и вертикальной линией делит лист на 2 части. Одну озаглавливает "достоинства", вторую - "недостатки". Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое. Рефлексия опыта.
2. Упражнение "Проблема"
Цель: освоение педагогами умения понимать проблему.
Инструкция. Участники делятся на группы по три человека. Двое в группе - собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй - внимательно слушает, проявляет участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие во взаимодействии с родителями, коллегами, учениками или же юмористические. Общение происходит в течение двух минут, затем участники меняются ролями, и так - до тех пор, пока все не побывают в позиции наблюдателя.
Вопросы для обсуждения:
-
Что помогало или мешало понять проблему?
-
В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
-
Что помогало продлить контакт?
-
Что больше всего раздражало рассказчика?
-
Какие личные возможности в общении отметили все участники?
1. Ролевая игра "Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы" Цель: отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения. Инструкция. Игра проводится в паре или группе. Участникам задается несколько ситуаций. В каждой из них необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.
Ситуации:
-
Коллега забыла вернуть книгу, которая вам нужна.
-
Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
-
Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.
-
Люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором. Обсуждение, рефлексия опыта.
2. Упражнение "Сильные стороны ребенка"
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.
Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия. На втором этапе участникам предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним. Обсуждение, рефлексия опыта.
III. Заключительный этап
Информация от ведущего. Знакомство с основными правилами взаимодействия с детьми.
Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска.
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
-
Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
-
Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
-
Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
-
Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
-
Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
-
Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
-
Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
-
Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
-
Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
-
Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
-
11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.
Поделитесь с Вашими друзьями: |