Система психологических закономерностей обучения, развития и воспитания детей шести лет



Скачать 34.88 Kb.
Дата17.04.2016
Размер34.88 Kb.
Система психологических закономерностей обучения,

развития и воспитания детей шести лет
Система психологических закономерностей обучения, развития и воспитания детей шести лет означает, что эти процессы работают как взаимозависимые и взаимопроникающие звенья в едином процессе, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Развитие не только обусловливает воспитание и обучение, но и само обусловлено ими. Обучение не только надстраивается над развитием, по мере того как созревание создает готовность для него, но и само обусловливает воспитательного процесса. В ходе обучения развития и воспитания детей шести лет их способности не только проявляются, но и формируются; точно так же как и черты их характера не только формируются, но и проявляются в поведении дошкольников, изменяющемся и складывающемся в ходе воспитания. Следовательно, индивидуальность детей не только предпосылка, но и результат всего хода его развития, совершающегося в процессе воспитания и обучения.

Л. C. Выготский сделал попытку разрешения проблемы психологических закономерностей обучения, развития и воспитания детей. Он говорил о системности обучения и развития и отмечал ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие и воспитание вперед. Это правильное и фундаментальное положение он раскрыл, развив теорию, что обучение должно «забегать вперед» детского развития, чтобы таким образом извне «пускать его в ход». В силу такого понимания ведущей роли обучения развития и воспитания детей Л.C. Выготский пришел к тому основному для всей его концепции положению, что на счет обучения и воспитания относится только внешняя «физическая» сторона тех приобретений, которые делают дети, внутренняя же, смысловая относится на счет развития: знания сообщаются в обучении, понятия созревают. Между тем в действительности усвоение внутреннего, смыслового содержания обучения обусловлено не только развитием, но воспитанием и обучением, так же как усвоение внешней, физической стороны обусловлено не только воспитанием и обучением, но и развитием.

Психологические закономерности обучения, развития и воспитания детей шести лет - это адекватное отражение объективной действительности педагогического процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить следующие психологические закономерности обучения, развития и воспитания детей шести лет:          

1. Обучение, развитие и воспитание дошкольников как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самих детей. Мера их усилий при этом должна соответствовать мере их возможностей.            

2. Содержание обучения, развития и воспитания детей шести лет определяется на данный момент развития актуальными потребностями детей.

3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий детей и усилий педагога в совместной деятельности обучения, развития и воспитания дошкольника: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность детей, затем активность детей возрастает, и на заключительном этапе дети все делает сами под контролем педагога.            

4. Обучение, развитие и воспитание детей шести лет включают в свое содержание демонстрацию любви в их адрес, умение понять, помочь детям, простить их оплошности, защитить их.

5. Организуемое обучение, развитие и воспитание дошкольников должно сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый из детей.

В исследованиях, в качестве важнейших психологических закономерностей обучения, развития и воспитания детей шести лет выступает социокультурная норма, которая характеризует отношения детей в микро-группе, их самовосприятие, самопонимание, самооценку. Авторы относят к системе психологических закономерностей обучения, развития и воспитания детей шести лет такие свойства как:

- коммуникативная дистанция (степень сформированности «мы» форма объединения);

- личностная позиция (роль, степень, характер заинтересованности детей в общении, в общей и индивидуальной деятельности, уровень самооценки);

- образовательный ресурс (способность к анализу, организации успешной деятельности и целеполаганию);



- педагогический потенциал (накопленный детьми социальный опыт и особенности их социального поведения).

Таким образом, система психологических закономерностей обучения, развития и воспитания детей шести лет - это взаимозависимые и взаимопроникающие звенья в едином процессе. Содержание обучения, развития и воспитания дошкольников определяется на данный момент развития актуальными потребностями детей. В качестве важнейших психологических закономерностей выступает социокультурная норма, которая характеризует отношения детей в микро-группе, их самовосприятие, самопонимание, самооценку.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница