Система форм и методов воспитания Под формой воспитания



Скачать 68.39 Kb.
Дата20.04.2016
Размер68.39 Kb.

http://sv-sidorov.ucoz.com

Система форм и методов воспитания

Под формой воспитания обычно подразумевается  способ организации деятельности и взаимодействий участников воспитательного процесса.

Опираясь на массовый педагогический опыт, формы воспитания работы можно дифференцировать по различным признакам, например:

1) по количеству воспитанников, охваченных данной формой работы:

- индивидуальные (воспитатель – воспитанник): индивидуальная беседа, консультации, оказание индивидуальной помощи и т.д.;

- групповые (воспитатель – группа детей, часть коллектива класса): инициативная группа, совет дела, органы самоуправления в классе и т.д.;

- коллективные (воспитатель – весь коллектив класса): классное собрание, экскурсия, поход с классом и т. д.;

- массовые (воспитатель – несколько групп, классов): линейка, а также любое воспитательное дело, мероприятие, система дел, охватывающая несколько классов, будь то одна параллель или вся школа;

2) по количеству организаторов: организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;

3) по результату; результатом могут быть:

- информационный обмен;

- выработка общего решения, коллективного мнения;

- общественно значимый продукт (например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т.д.);

4) по наличию предварительной подготовки:

- экспромт (отрезок воспитательной работы осуществляется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися),

- планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие),

- планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти);

5) по характеру включения воспитанников в деятельность:

- предусматривающие обязательное (но не принудительное!) участие всех воспитанников,

- предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для остальных – добровольным),

- основанные на добровольном участии.

Этот перечень далеко не полон.

Разнообразие форм воспитания позволяет выбирать организационную форму в зависимости от возраста детей и условий осуществления воспитательного процесса. Например:

- чем старше и самостоятельней дети, тем более эффективны и интересны для них будут формы, организуемые самими воспитанниками;

- в условиях школы гораздо сложней организовать экскурсии в природу, чем в условиях детского оздоровительного лагеря.

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие.

Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы, с помощью которых организуется использование этого средства в целях воспитания.

К средствам воспитания относятся речь педагога, а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение), поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.).

Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

Пример взаимосвязи приёмов и средств в методе. В методе беседы могут использоваться приёмы объявления темы, постановки вопроса, переадресации вопроса и т.п. При этом основным средством является, конечно, речь. Однако наряду с речью педагог может использовать следующие средства: записи на доске (например, записать тему и основные вопросы), иллюстрации (например, плакаты о правилах поведения в обсуждаемой ситуации), видеоролики (например, фрагмент фильма с обсуждаемой ситуацией).
Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:



  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • методы стимулирования поведения и деятельности.

Взаимосвязь цели, содержания и процесса в этой классификации показана в табл. 2.

Любой метод не является сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять воспитательный процесс.


Классификация методов воспитания по их направленности


Содержание

Формирование сознания личности

Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения

Стимулирование деятельности и поведения

Цель

Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения

Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе

Создать мотивацию правильного поведения

Процесс

(методы)


Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение

Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация

Поощрение, наказание

соревнование, субъективно-прагматический метод




(Далее надо кратко охарактеризовать по 2-3 любых метода из каждой группы)
Сведения о некоторых методах формирования сознания личности

Рассказ – http://www.pedpro.ru/education/17/334.htm

Беседа – http://www.pedpro.ru/education/17/335.htm

Диспут – http://www.pedpro.ru/education/17/338.htm

Пример – http://www.pedpro.ru/education/17/339.htm
Сведения о некоторых методах организации деятельности и формировании опыта поведения

Упражнение – http://www.pedpro.ru/education/17/343.htm

Приучение – http://www.pedpro.ru/education/17/342.htm

Педагогическое требование – http://www.pedpro.ru/education/17/344.htm


Сведения о некоторых методах стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Поощрение – http://www.pedpro.ru/education/17/347.htm

Наказание – http://www.pedpro.ru/education/17/348.htm

Соревнование – http://www.pedpro.ru/education/17/346.htm


Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:

  • цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);

  • содержание воспитания (см табл. 2);

  • возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);

  • индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);

  • уровень сформированности ученического коллектива (например, общественное мнение наиболее действенно в сплочённом коллективе);

  • взаимоотношения между педагогом и воспитанниками (например, поручение требует определённого доверия к ребёнку со стороны педагога);

  • используемые средства воспитания (например, прекрасное владение релью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);

  • уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);

  • время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» методом воздействия на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).



Каталог: Studentam -> GOS-FIiP
GOS-FIiP -> Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
GOS-FIiP -> Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания
Studentam -> Собеседование
Studentam -> Дневник по преддипломной
Studentam -> Документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Studentam -> Тема Аспекты исследования творчества
Studentam -> Закономерности и принципы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница