Система форм и методов контроля знаний и умений, используемые при изучении биологии



Скачать 371.3 Kb.
Дата08.06.2016
Размер371.3 Kb.




Система форм и методов контроля знаний и умений, используемые при изучении биологии.
В дидактической и методической литературе отражены различные подходы к применению методов обучения биологии в целях проверки усвоения учебного материала учащимися.

Е.И. Перовский дает трактовку значения проверки знаний в учебном процессе: выявление состояния, знаний учащихся в каждый данный момент и определение возможности дальнейшего продвижения учащихся. Он относит к методам устную и письменную проверку, правильно рассматривает возможности двух форм устной проверки, индивидуальной и фронтальной, и выделяет проверочную беседу как основной метод проверки.

В дидактике проверка успешности обучения рассматривается как ступень познавательной деятельности, когда учитель имеет все основания требовать от учащихся отчёта в усвоении изученного материала.

Как правило, почти все методы обучения можно использовать для целей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Например, рассказ, письменные работы, наблюдения, беседу, практические работы и др.

В числе проблем, стоящих сегодня перед современной школой, важное место занимает перестройка системы проверки, оценки и учета успеваемости школьников. Процентомания, имевшая место в школе на протяжении десятилетий, привела к снижению уровня ответственности многих учителей за объективность оценок знаний учащихся.

По мнению С.Ф. Сухорского, сложившаяся система учёта успеваемости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики, средством обеспечения обратной связи в процессе обучения, управления познавательной деятельностью школьников, а направлена лишь на накопление оценок и определение по ним качества работы учителя и учащихся.

Проанализировав и обобщив имеющиеся работы о формах и методах контроля знаний и умений, отраженных в педагогической и методической литературе, а также изучив современные формы и методы контроля пришла к выводу, что в общеобразовательных школах в настоящее время в недостаточной мере реализуется система контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Это является отрицательным фактором в обучении.

Мною разработана и апробирована система контроля, которая органически включает нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений в сочетании с традиционными. Я считаю, что только комплексная система контроля позволит объективно определить уровень биологической подготовки учащихся и правильно оценить их результаты. Предложенная система включает формы, типы, методы и виды методов контроля. (таб.1)

Таким образом, в обучении биологии применяются традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе её проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи.

Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить связь с учеником и определить результаты усвоения.

Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно.

В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

В современной общеобразовательной школе отсутствует полная система контроля знаний и умений, которая позволила бы объективно определить уровень подготовки учащихся по биологии.

Мною предлагается система контроля знаний, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы и методы с учётом модульного построения. Её использование поможет учителям преодолеть трудности в определении технологии проверки знаний.

Методы проверки знаний варьируют в зависимости от дидактических целей. Различают предварительный, текущий, периодический (тематический) и итоговый учет.



Предварительный контроль.

Предполагает получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Проверка проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы по биологии или в начале года, четверти. Цель предварительной проверки – выяснение уровня знаний и навыков, необходимых для восприятия нового материала. В ходе такой проверки проверяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета биологии (или отдельной темы, раздела), устанавливается объем и уровень знаний учащихся. Данные предварительной проверки дают учителю представление о знаниях и помогают своевременно организовать консультации и дополнительные занятия. Все вопросы для проверки знаний учащихся должны соответствовать школьной программе и не быть труднее тех, которые давал учитель в конце года или при изучении раннее пройденной темы.


Текущий контроль.

В.Е. Пешкова считает, что текущий контроль непосредственно связан с управлением процесса усвоения знаний и выполняет в нем функцию обратной связи. Для этого контроля учителю важно вести непрерывный учет своей работы и знаний учеников. Цель текущей проверки – индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по биологии, проводимая учителем в процессе повседневной работы. На основании текущего контроля учитель корректирует процесс обучения, оценивает степень восприятия учебного материала. Данные текущей проверки позволяют систематически наблюдать за работой учащихся, что дает возможность своевременно сигнализировать об отставании каждого из учеников по тем или иным разделам программы. Это, с одной стороны, повысит успеваемость учащихся, с другой стороны, поможет и самому учителю выявить и на ходу быстро исправить свои ошибки.

Учащиеся, зная, что их систематически проверяют, серьезнее и с большей ответственностью относятся к учебной работе в классе и к выполнению домашних заданий. Наиболее подходящими для текущего контроля являются способы, обеспечивающие охват значительной части учащихся, возможность повторения и закрепления информации при активизации всех учащихся.

Итак, можно сказать, что текущий контроль решает задачи руководства учебным процессом.



Периодический (тематический) контроль.

Проводится для оценки хода изучения определенной темы или раздела учебной программы. Периодический контроль выявляет и оценивает знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Проводится, как правило, после изучения логически завершённой части учебного материала – темы, подтемы, нескольких тем (раздела).

Тематический контроль проверяет материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением. Не следует понимать тематический учет знаний как надстройку или приложение к текущему учету успеваемости.

Тематический учёт предполагает не только итоговую проверку знаний учащихся по той или иной теме, но и общую подчиненность текущей проверки контролю усвоения учащимися знаний по темам (разделам) программы.

Каждая оценка выставляется за знание конкретного учебного материала, который проверяет и оценивает учитель в определенное время обучения. Выявление, проверка и оценивание знаний должны проводится не эпизодически (время от времени), а тематически, в соответствии с поэтапным осуществлением процесса обучения. И учитель, и ученик, и его родители должны четко знать, за что выставлена каждая оценка и что следует доработать.

Таким образом, тематичность в проверке и учете знаний учащихся – это не просто накопляемость оценок по темам, а одно из основных требований к организации процесса обучения.

Подготовка к осуществлению тематического учёта успеваемости должна начинаться с определения наиболее существенных узловых моментов в программном материале каждой темы. Эта работа частично выполнена и отражена в школьных государственных программах в разделе : «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». Однако, если придерживаться этих рекомендаций и требовать от школьников усвоения знаний в полном объеме, то учитель заведомо потерпит неудачу, так как максимальные требования приведут к заметной перегрузке относительно более слабых учащихся. Это не повысит, а понизит желание многих ребят учиться.

Сегодня педагогическая наука работает над определением базового уровня биологической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. В данный момент работа над выполнением базового уровня знаний ещё не закончена, учитель вынужден сам провести логико-структурный анализ материала всех разделов учебной программы, каждой темы, урока, определить какие элементы знаний должны обязательно усвоить ученики; используя весь арсенал традиционных и новых форм и методов обучения, продумать методику изучения материала по темам.

Введение тематического учета знаний требует более серьезного, внимательного творческого отношения к проверке и оцениванию знаний и умений школьников: использование устного индивидуального и фронтального опросов, программированной проверки, системы письменных заданий и вопросов разного уровня сложности; проведения практических и лабораторных работ и т.д. .С.Ф. Сухорский сформулировал наиболее важные условия, необходимые для введения тематического контроля знаний:


  1. Определение объема знаний, умений и навыков, обязательных для овладения по каждой теме (разделу).

  2. Акцентирование внимания в процессе обучения на формирование знаний базового уровня, но в то же время создание условий для творческой работы учащихся, интересующихся биологией.

  3. Использование активных форм и методов изучения материала и создание системы выявления знаний, подлежащих обязательной проверке.

  4. Создание контролирующих заданий, упражнений, задач с целью выявления уровня усвоения основного материала темы в определенной системе и логической целостности, заданными учебной программой.

  5. Обеспечение раздельного контроля за теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками.

  6. Использование результатов тематической проверки знаний для дальнейшего усовершенствования процесса обучения.

Опыт ряда школ, в которых тематический учёт уже получил широкое распространение, дает основание сделать вывод о том, что такой подход к процессу обучения способствует преодолению формализма в оценивании знаний, умений и навыков, создает условия для индивидуального подхода и дифференцированной учебной работы с учащимися; содействует лучшей систематизации и обобщению учебного материала; повышает чувство ответственности учащихся за учебу. Тематический учет знаний будет эффективным тогда, когда с его принципами будут заранее ознакомлены учащиеся и их родители.

Итоговый контроль представляет собой проверку усвоения всего предмета или значительной его части. Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличии от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год.

Цель его установить – систему и структуру знаний учащихся. Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля.

Теорией и практикой накоплено много разнообразных форм, методов и приемов учета знаний. Ход современного урока должен быть подчинен принципу экономии времени с тем, чтобы ни одна минута не пропала даром. А ведь первое место по объему потерь учебного времени занимает традиционный опрос у доски слабых учеников. При таком опросе сильные, способные учащиеся остаются без внимания, теряют интерес к уроку, а затем и к предмету. Во время опроса учитель должен создать такую обстановку, которая мобилизовала бы всех учеников работать с интересом в течении всего отведенного для этого времени. Наиболее эффективны формы и методы опроса, позволяющие с первых минут урока привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия и усвоения нового материала. При этом используют устную, письменную и практическую формы опроса. Они могут быть применены при индивидуальном, групповом и фронтальном учете знаний, когда над заданием работают отдельные ученики, группа учащихся или все одновременно.

В процессе опроса можно применять различные методы контроля: устного (беседу, «игру – цепочку», рассказ, специально подготовленное сообщение ученика, разбор таблицы, схемы, выделения новых терминов и понятий в материале параграфа и их объяснение и др.); письменного (составление учеником плана ответа, анализ таблиц, схем, диаграмм, иллюстрирующих изучаемый материал, выделение в материале параграфа новых терминов и их объяснение и др.); практического – (направленные на выявление умений и навыков для выполнения опытов, лабораторных работ);



программированный контроль ( машинный и безмашинный); тестовый контроль; система итогового контроля (заключительного): контрольная работа, отчёт, зачёт, экзамен, реферат, ГИА, ЕГЭ.

В обучении важно сочетать требования к коллективу с требованиями к отдельным учащимся.

Особенно большое значение имеет коллективная организация познавательной деятельности учащихся, способствующая формированию их творческих способностей, развитию интереса, сплочению коллектива и самоутверждения личности. Коллективные виды деятельности учащихся – фронтальная и групповая работа.

Наиболее широко в обучении биологии используется фронтальная работа, которая характеризуется совместной деятельностью учащихся всего класса по общему заданию под наблюдением и руководством учителя.

Фронтальная работа используется с различными дидактическими целями при изучении нового материала и в ходе проверки знаний. Однако фронтальная организация учебной деятельности школьников имеет слабые стороны. Прежде всего, работа такого рода строится в расчёте на среднего ученика, при этом в должной мере не учитываются возможности сильных и недочеты слабых школьников.

В итоге одни учащиеся оказываются недогруженными, решают вопросы пониженной трудности, а другие испытывают затруднения и не могут полноценно участвовать в работе. Фронтальная проверка знаний не позволяет полностью выяснить знания каждого учащегося об изучаемом объекте.

В большей мере коллективный характер носит групповая познавательная деятельность учащихся. В группе организуются совместные усилия для выполнения задания, определяется роль каждого члена группы в решении задачи, последовательность этапов работы, формируется заинтересованность в правильном и успешном выполнении задания.

Групповые работы на уроке позволяют более гибко использовать дифференцированный подход – распределять задания различной сложности между учащимися с разной подготовкой, учитывая их интерес к изучаемой проблеме.

В ходе групповой работы легче выявить индивидуальные особенности и уровень подготовленности школьников, степень владения ими мыслительными операциями.

Большое значение имеет комплектование состава групп. Ряд ученых обосновывает большую эффективность гетерогенных групп (Н.М. Верзилин, Л.И. Новикова), которые объединяют сильных, средних и слабых учащихся. Все группы оказываются равноценными по успеваемости, что исключает возможность отставания.

В то же время в методике биологии существует мнение о целесообразности объединения учащихся в группы по уровням знаний, по типологическим особенностям учащихся.

Группировка учащихся по уровням знаний позволяет усилить контроль за слабыми учащимися, оказывать им помощь, а сильным и средним давать дополнительные задания.

Рассмотрим особенности индивидуальной работы учащихся, которая строится с расчетом на самостоятельное изучение материала и выполнения заданий. Эти задания даются с учетом развития, запаса знаний и интересов учащихся. Однако индивидуальная работа в условиях урока ограничена, т.к. трудно разрабатывать задания с учетом подготовленности, умственных возможностей каждого ученика.

В методике остается нерешенным вопрос об оптимальном соотношении и сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся, условиях наибольшей эффективности каждого вида деятельности. Необходимы исследования, направленные на разработки видов коллективной познавательной деятельности учащихся, способствующих оптимальному решению учебно-воспитательных задач. [36]

Последовательное закрепление знаний в процессе обучения не исключает необходимости систематической проверки усвоения их учащимися. Учет выясняет, все ли учащиеся приобрели необходимые знания, выявляет недочеты в знаниях, а также и положительные стороны. Учет необходим как для учителя, так и для учащихся, стимулируя обе стороны, участвующие в обучении для дальнейшего улучшения его.

Учет знаний проводится в устной и письменной форме.

Основная форма проверки знаний – устный опрос. Его надо проводить систематически с различным объемом содержания: материал определенного урока, нескольких уроков или всей темы.

Опрос можно проводить фронтально (с включением в него всего класса и индивидуального с вызовом отдельных учащихся для ответа). Обычно используют два вида, так как каждый из них имеет свои преимущества.

При устном индивидуальном опросе учитель следит за правильностью и точностью изложения материала, исправляет фактические и стилистические ошибки, что способствует развитию речи и мышления ученика.

Во время индивидуального опроса необходимо формулировать вопрос всему классу, дать ученикам время для составления плана ответа, добиваться от учащихся чтобы они следили за ответом товарища, фиксировали неточности, выносили поправки и дополнения. При неверном ответе необходимо вежливо прервать ученика и дать возможность классу поправить ошибку. Индивидуальный опрос дает возможность полнее выявить знания учащихся и приучает их излагать свои знания последовательно, по определенному плану.

Ответы могут быть либо письменными на доске (изображение схемы, рисунка и т.п.), либо устными, после чего вызываются другие учащиеся с целью проверки выполненного задания, и затем им даются дополнительные вопросы.

Опыт показывает, что за 15 минут может быть опрошено до 9 учеников при активном участии в обсуждении всего класса. Наряду с преимуществами устный индивидуальный опрос имеет недостатки: занимает много времени и имеет большие интервалы в системе контроля знаний учащихся. Поэтому заслуживает внимание сочетание устного индивидуального опроса с письменным индивидуальным опросом по карточкам (один отвечает, второй чертит схему на доске и трое или четверо отвечают по карточкам письменно). Такой способ дает возможность за 10-12 минут опросить 6-7 человек. Его можно использовать на обобщающих, заключительных уроках.

Фронтальный опрос обеспечивает активное состояние класса и позволяет выявить знания многих учащихся. Использовать его целесообразно при повторении основных понятий курса биологии: вопросов систематики, эволюции. Однако с помощью этого метода не удается выяснить целостность знаний учащихся, построить учебную информацию в виде логического рассказа, дать доказательное объяснение.

Фронтальный опрос эффективен в том случае, когда изучение нового материала можно связывать с пройденным ранее. Необходимо иметь ввиду и отрицательные стороны фронтального опроса: в процессе его учащиеся дают односложные ответы, не приучаются излагать мысли в виде связанного рассказа, невозможно выяснить полностью знания каждого ученика. Если весь урок необоснованно проводится методом фронтальной беседы, приходится наблюдать, что отвечают одни и те же учащиеся. Использование этого метода рационально тогда, когда ученики имеют необходимые знания и учитель активизирует деятельность всех учащихся.

Иногда применяют так называемый «уплотненный опрос» (учитель вызывает одновременно для ответа нескольких учащихся). Пока один ученик рассказывает, другой готовит рисунок на доске или чертит и заполняет схему, таблицу, третий и четвертый надписывают рисунки, схемы, пятый ставит опыт и т.д. Например, при повторении материала о системах внутренних органов рыбы можно вызвать сразу трех учащихся, поручив одному рассказывать об органах пищеварения, а двум другим подготовить на доске рисунки к ответам на вопросы об органах кровообращения и дыхания.

Проверка знаний максимального числа учеников с минимальной затратой времени очень важна.

Как известно, даже традиционный контроль знаний учащихся – один из наиболее действенных элементов обучения. Учащегося он побуждает более внимательно слушать объяснения учащихся (или вчитываться в текст учебника), более тщательно готовить домашнее задание. Для учителя же контроль знаний – средство, позволяющее отслеживать степень усвоения обучаемым нового материала, оценивать знания и .т.д.

Контроль, проводимый на уроке непосредственно в процессе или после изложения нового материала, будь то контроль фронтальный или выборочный, позволяет сразу выяснить степень взаимопонимания и провести при необходимости какие-либо уточнения и разъяснения.

Проведение письменного контроля позволяет активизировать всех обучаемых, однако подготовка индивидуальных карточек – заданий и, главное, проверка правильности их выполнения – дело весьма трудоёмкое.

Фактически результатом проведения письменного контроля является не усвоение новых знаний, а лишь их оценка, что является вторичным в обучении.

Применение ИКТ для контроля знаний открывает новые широкие возможности. Обладая достоинствами устного и письменного методов контроля, машинный контроль позволяет решить попутно еще многие задачи, которые просто и не ставились ранее по причине невозможности их реализации.

В порядке значимости компьютерный контроль позволяет: абсолютно активизировать всех учащихся; проводить корректировку знаний в режиме текущего времени; учитывать допущенные ошибки и автоматически выставлять оценку.

При этом по заданию учителя может автоматически устанавливаться вариант задания, гарантируется объективность оценки. Иными словами, компьютерный контроль предоставляет такие возможности, о которых ранее и не помышляли. Например, организовать лимитирование времени, вести протокол работы и т.п. Немаловажно и то, что при автоматизированном контроле учащийся сразу видит результат своего труда. Психологический настрой учащихся при выполнении контрольной работы на компьютере достаточно высок.

Большим достоинством компьютерного контроля является простота реализации. Важно и то, что учащиеся получают дополнительные навыки работы на компьютере и ознакомляются еще с одной стороной применения ИКТ.

Таким образом, в результате применения компьютерного контроля сокращается время на изучение каждой темы на 30%, урок становится более мобильным, учащиеся заинтересованнее относятся к своему обучению, вопросы дисциплины на уроках не становятся. А это, естественно, приводит к тому, что по сравнению с традиционными методами обучения успеваемость повышается примерно на один балл.

Оптимизация процесса обучения может осуществляться многими путями, один из которых – программированный подход к усвоению знаний и развитию приемов мышления.

Важная особенность учебной работы с программированным текстом – выработка самостоятельности. В процессе использования программированного подхода в обучении биологии у учащихся вырабатывается навык самоконтроля, знания усваиваются более сознательно, более прочно и в необходимом объеме. Положительно и то, что уроки с использованием программированного подхода активизируют мыслительные способности учащихся.

И.М. Сеченов писал, что усваивать это «сливать продукты чужого опыта с показателями собственного», и далее: «Через голову человека в течение всей жизни не проходит единой мысли, которая не создавалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют из этого правила».

Использование в процессе обучения программирования способствует развитию умения оперировать элементами знаний, зарегистрированных в памяти, сравнивать, сопоставлять их, вычленять причинно-следственные связи между вопросом и предлагаемыми ответами и приходить к заключению о правильности только одного ответа.

Проверка знаний – один из важнейших этапов урока. Использование разнообразных методов и приемов проверки помогает учителю активизировать весь класс, уделить больше времени и внимания изучению нового материала, закрепляя его на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашними заданиями.

Программированный опрос может быть массовым, групповым и индивидуальным. Использование машинного программирования позволяет за минимально короткое время проверить знания всех учащихся, даже по самым трудным вопросам программы. Программированный подход является эффективным методом проверки знаний учащихся.

Сущность программированных контрольных заданий заключается в замене устных ответов учащихся письменными выражениями в виде условных обозначений, цифр, букв или отрезков линий, записываемых в сторонку.

Преимущество программированного контроля состоит в возможности за минимальное время получить полную информацию о степени усвоения изучаемого материала каждым учеником. Для проверки работ учащихся учитель составляет дешифратор, т.е. правильный цифровой ответ для каждого варианта. С помощью дешифратора он быстро проверяет работу или зачитывает правильный ответ, а учащиеся сами исправляют допущенные ошибки. Создается реальная возможность установления обратной связи между учителем и классом.

Работы с дешифратором можно рекомендовать при проверке материала с большим числом отдельных элементов изученного объекта (например, структурные компоненты животной клетки).



Тестовый контроль.

В последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки, в основном с помощью тестов.

Тестирование – это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по биологии.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает испытание, проверку.

Тестовый контроль имеет ряд преимуществ. Он позволяет экономить время на уроке, быстро устанавливать обратную связь с отвечающими и обсуждать результаты работы, сосредотачивать внимание на пробелах в знаниях и вносить в них коррективы, определять перспективы дальнейшего продвижения в учении. Тестовая проверка дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся не уроке и формировать у них установку на неизбежность проверки, что дисциплинирует школьников и приучает их постоянно готовится к урокам.

Тесты должны быть: относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; относительно краткие, требующими кратких ответов; информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалами измерений; удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых. Школьные тесты – это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности.



Классификация тестов:

  1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

  2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.

  3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

  4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) личности.

  5. Тесты для определения уровня воспитанности.

Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.

За 10 минут тестирования от учащихся можно получить и 5, и8, и 10 ответов при использовании различных методик составления тестовых заданий.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих правил:


    1. Нельзя включать ответы, направленность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

    2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

    3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

    4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

    5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

    6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Тестовый контроль используется для текущей, тематической и итоговой проверки знаний. Это накладывает существенный отпечаток на характер тестовых заданий. Они могут быть разнообразными: с выбором правильного ответа; с дополнением ответа; на составление ответа из предложенных элементов; на установление последовательности процессов и явлений, происходящих в живой природе; на выбор правильной гипотезы, методов, применяемых для изучения биологических объектов и процессов; на определение уровня овладения практическими умениями; на установление связей в схемах, на работу с таблицами, рисунками, учебной и справочной литературой и др.

Разработка и применение тестовых заданий требуют специальной подготовки. К сожалению, учителей этому, как правило, не учат. Большинство из них до сих пор затрудняются в составлении и использовании разных форм тестовых заданий, некорректно применяют термины «тест» и «тестовое задание», считая их синонимами. Распространено и ошибочное мнение о том, что в тестовых заданиях учащийся может только выбрать один или несколько ответов из предложенных, и не может сам конструировать ответ.

Учитывая это, рассмотрим основные формы тестовых заданий. Прежде всего отметим, что любые тестовые задания лучше формулировать не в виде вопросов и задач, а как утверждения, которые в зависимости от ответов учащихся превращаются в истинные или ложные высказывания. С этой точки зрения традиционные вопросы являются «нетехнологичными», и их не рекомендуется включать в тест.

Различают четыре основные формы тестовых заданий:



    1. Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.

    2. Задания на соответствия.

    3. Задания на установление правильной последовательности.

    4. Открытые задания, в которых ответ конструирует сам ученик.

Закрытые задания составляются следующим образом: кратко формируется задание и предлагается 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высокая вероятность случайного угадывания.

Текст задания должен быть написан разборчиво. Перед серией таких заданий дается инструкция к их выполнению: обведите кружочком номер правильного ответа.



Пример задания.

Клетка выполняет функции живого организма у:

    1. Медузы

    2. Белой планарии

    3. Инфузории – туфельки

    4. Пресноводной гидры

Ответ: 3

Задания на соответствие.

Суть заданий заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого. При этом слева в столбец записывают 2-5 понятий, формул, определений, пронумерованных цифрами; справа – желательно в два раза большее число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце. Оба столбца должны иметь названия. В этом случае правильный ответ состоит из двух пунктов, например, 1Б. Это означает, что заданию 1 соответствует ответ Б. Приведем пример.



Виды РНК Функции РНК

1. и-РНК А. Является главным носителем генетической

информации.

2. р-РНК Б. Связывают аминокислоты и переносят их

на рибосомы

3. т-РНК В. Являются основой структуры рибосом.

Г. Обеспечивают окончание синтеза белка

Д. Переносят информацию о структуре белка с ДНК на рибосому

Е. Являются основой структуры хромосомы.

Ответ: 1Д; 2В; 3Б.
Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания используются для проверки знаний о последовательности действий, процессов, суждений. Перед таким заданием дается инструкция: установите правильную последовательность. Затем приводятся название задания и основные его элементы в произвольной последовательности. Перед каждым элементом ставят прямоугольник, в который ученик вставляет цифру, указывающую на порядок действия. Пример:



Цикл развития насекомого с полным превращением:

куколка

личинка

яйцо

взрослое насекомое

Ответ: 3,2,1,4.
Открытые задания.

Перед формулировкой задания дается инструкция: дополните. В этой форме заданий не дается готового ответа, он конструируется учащимися. Нужно формулировать такие задания, чтобы в ответе содержалось 1-2 слова, числа, формулы. Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким, поэтому нужно очень внимательно составлять текст задания.



Пример:

При дыхании растений в темноте и на свету поглощается ….. и выделяется ….. .

Ответ: кислород, углекислый газ.

Число таких заданий в тексте бывает, как правило, небольшим. Они считаются более трудными для выполнения учащимися, чем закрытые задания. [52]

Учитель должен знакомить учеников с каждым новым видом тестов, обучать работе с ними, взаимоконтролю. Например, при обучении школьников работе с тестовыми заданиями, требующими выбора одного правильного ответа из нескольких, ученик должен прочитать задание и ответить на него, затем среди нескольких ответов найти свой вариант и выписать соответствующее ему условное обозначение.

Вначале такая работа проводится фронтально. Например, учащимся предлагается прочитать следующее задание:

«Определите, какой буквой обозначены на рисунке клюв и ноги птицы, добывающей пищу из под коры». В тетрадь или на листок записывают цифру, стоящую рядом с рисунком, но не дают описания клюва и ног.

Наиболее эффективны тестовые задания, которые ориентируют на выбор правильного ответа из предлагаемых четырех – пяти. Проблема подбора нужного числа ответов на поставленный вопрос в тестовом задании остается актуальной. В практике используются задания, к которым дается от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В то же время включение в задание шести – восьми ответов также оказывается неэффективным - тратится много времени на выполнение заданий и утрачивается одно из ведущих преимуществ этой формы проверки - экономия времени. В.З. Резникова, Г.С. Калинова считают целесообразным включать в тестовые задание этого типа четыре – пять ответов, из которых всего один правильный.



Например:

Каких беспозвоночных животных называют шестиногими друзьями и врагами человека?

А. Паукообразных

Б. Моллюсков

В. Ракообразных

Г. Насекомых

Ответ: Г

Тестовый контроль не может иметь решающего значения в учёте успеваемости учеников, так как он не позволяет выяснить всей глубины и полноты знаний. Однако эта форма проверки имеет ряд несомненных достоинств и широко используется наряду с другими методами проверки.


В школах развитых стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул.

Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случает в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связанности изложения мыслей.

Нужно признать, что контроль и учет успеваемости в зарубежных школах носят характер объективной констатации результатов. Он не предполагает заботу о всеобуче.

Некоторые высказывания из отзывов учителей, работающих по «тестовым заданиям»:

«Заработал даже слабый ученик»,

«Используем тесты не только на уроке, но и даем в качестве домашнего задания, такая форма очень удобна, так как ученик сам себя может проверить»

«Очень удобно использовать тесты, использую как при групповом так и при индивидуальном опросе».

«Стало меньше проблем с оценками»

«Обязательно провожу тестовый контроль перед контрольной работой, это позволяет выявить проблемы в знаниях, проработать необходимый материал».

В последнее время все большее внимание учителей привлекает использование дидактических карточек.

Дидактическая карточка – это рациональное учебное пособие с частью информации, заданий и вопросов, а также с организационными указаниями. Она содержит основные сведения, задания и вспомогательные решения в описательной форме, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке выполняют задания с целью контроля учителем знаний и умений учащихся.

Используя дидактические карточки разной трудности, учитель дифференцированно подходит к учащимся, помогая им овладеть знаниями, умениями, навыками.

Карточки для слабых учащихся должны содержать легкий вопрос и один – два более трудных, чтобы был стимул для развития ученика. Группа слабых учащихся получает к заданию карточку – консультацию, рисунок или схему. Ясное представление о степени усвоения знаний дает работа с определителем. При контроле необходимо проверить и знания учащихся, полученные во время лабораторных работ. Поэтому в карточки включают вопросы, ответить на которые ученик может, лишь используя знания, умения и навыки, приобретенные в процессе выполнения лабораторных работ.

Использование дидактических карточек способствует оптимальному проведению фронтального, группового и индивидуального опроса, приучает учащихся к точным ответам и содействует развитию у них зрительных и ассоциативной памяти.

Основными показателями качества самостоятельной работы с дидактическими карточками являются правильность, полнота, глубина, осознанность и прочность знаний, умений и навыков учащихся. Дидактические карточки помогают выявить знания за короткое время, что очень важно для систематического контроля, качеством знаний. Регулярно проводимая работа учащихся с карточками заставляет их более углубленно изучать учебный материал, запоминать наиболее важное и существенное.

Работа с дидактическими карточками требует от учащихся не только фактических знаний по биологии, но и литературного, грамотного изложения материала.
Содержание и функции дидактических карточек – заданий.

Применение карточек заданий, как и других форм контроля, следует рассматривать не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а так же приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений.



Содержание карточек:

  1. вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала (элементов строения изучаемого объекта, определения понятий и т.д.);

  2. задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т.е. задания, с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;

  3. задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать; выбирать наиболее правильное решение вопроса, делать выводы и обобщения.

Важна роль карточек – заданий и для контроля знаний. Решающим здесь являются содержание вопросов, поэтому проверка должны касаться не только знания фактического материала, но прежде всего понимания сущности процессов и явлений природы, возможности их познания. Нужно формировать у учащихся умения использовать полученные знания для доказательства и обобщения. Для этого необходимы средства, помогающие целенаправленному обучающему контролю. К ним относятся и дидактические карточки – задания, которые можно использовать с различными целями, в том числе с целью обучающего контроля.

Форма подачи вопросов и заданий учителем может быть различна. Это могут быть карточки, включающие текстовые таблицы, рисунки и схемы с определенными текстовыми заданиями к ним.

Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале. Содержание данного вида карточек – заданий может нести различную смысловую и дидактическую нагрузку. Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно-следственные связи, представлены схемами и рисунками различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению.

Карточки – задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретенными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств. Карточки – задания в зависимости от целей обучения учитель может использовать на уроке; во внеклассной работе.

Они применяются:



  1. при самостоятельном изучении нового материала по учебнику.

  2. при опросе индивидуальном и фронтальном.

  3. для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Степень сложности дидактических карточек различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию. Их можно применять к работе с отстающими учащимися. Сложные карточки, целесообразно использовать для коллективной работы в классе. Одни и те же карточки можно неоднократно применять для усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий.

Творческий подход к использованию дидактических карточек, совершенствование вопросов и заданий в каждом конкретном случае будет активизировать мыслительную деятельность учащихся и способствовать улучшению обучения учащихся биологии.

Практика показывает, что школьники лучше овладевают основными знаниями по биологии если наряду с традиционными формами проверки знаний (фронтальный и индивидуальный устный опрос, письменная проверка с применением дидактических карточек и др.) использовать биологический диктант. Применяются диктанты на разных этапах урока (при закреплении нового материала, изученного на уроке, при проверке выполнения домашнего задания и др.). это позволяет своевременно обнаружить затруднения, возникающие у учащихся, а также формировать у них умения различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним. Тексты диктантов составляются следующим образом:

Сначала анализируется учебный материал, основное внимание уделяется определениям понятий, сравнительной характеристике морфологических особенностей объектов, овладение которыми предусмотрено программой.

Затем, ориентируясь на перечень знаний и умений, приведенных в программе, отбирают из учебников сведения для текста диктанта. Применяются в основном три типа диктантов.

Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, ученики вставляют слова.

Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать учащиеся.

Диктанты третьего типа содержат перечень характерных признаков и условий обитания двух биологических объектов.

Целесообразно включать в текст диктанта 5-10 предложений, чтобы время их выполнения и проверки не превышали 10-15 минут.

В сочетании с другими формами оценки знаний и умений учащихся биологические диктанты способствуют более глубокому усвоению программного материала, приучают учащихся правильно использовать биологические термины, грамотно писать их.

Биологический диктант.

Требуются знания биологических особенностей изученных объектов и умение сравнивать.

«Жгутиковые. Зеленая эвглена. Вольвокс».


  1. Форма тела непостоянная.

  2. Обязательно присутствуют хлоропласты.

  3. Передвигаются с помощью ложноножек.

  4. Форма тела постоянная.

  5. Питается бактериями, водорослями, другими простейшими.

  6. Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза.

  7. Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.

  8. Дышит растворенным в воде кислородом.

  9. Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль.

  10. Есть чувствительный к свету глазок.

  11. Образует цисту.

Текст диктанта – перечень признаков двух или более биологических объектов, зачитывают вслух. Ученики в тетрадях отмечают, для какого животного характерен тот или иной признак. Диктант проводится после изучения биологических особенностей зеленой эвглены.

Предварительно объясняют ученикам, что с целью экономии времени урока следует записывать только порядковый номер признака, называемого вслух, и рядом с ним ставить первую букву названия простейшего – обладателя того или иного признака (а – амеба, э – эвглена). Запись ответов в тетрадях учеников будет иметь следующий вид.



Ответы: 1-а; 2-э; 3-а; 4-э; 5-а; 6-э; 7-э; 8-а,э; 9-а,э; 10-э; 11-а,э.

Зачитывая работу с диктантом, учитель читает текст вслух, чтобы учащиеся могли проверить свои записи.

С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися биологической терминологии, определений, названий видов животных проводятся терминологические, графические и цифровые диктанты. Главная особенность этих диктантов состоит в том, что на их проведение не требуется много времени. Учитель заранее готовит текст диктанта и ключи для его проверки. На уроке он диктует текст, а учащиеся заполняют схемы, вписывают пропущенные термины, определения, отвечают на вопросы. Иногда учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свой вариант работы. Чаще всего используются два – три варианта диктанта.

Для проверки диктанта используется дешифратор, который представляет собой зеркальное отражение правильного ответа. Дешифратор в виде полоски бумаги с правильным ответом прикладывается к ответу ученика, что позволяет учителю сразу обнаружить ошибку и оценить работу. Если ответ правильный, то схема приобретает следующий вид:

В неправильном ответе знаки верхней и нижней частей схемы не совпадут. Например,

Если подсчитать «несовпадения», то можно сделать вывод о качестве ответа и оценить его.

Для проверки знаний о плоских, круглых и кольчатых червях можно предложить следующий текст диктанта:

1. Тело плоское, лентовидное или листовидное. 2. Тело нечленистое, удлиненное, округлое в поперечном сечении. 3. Тело удлиненное, разделено на членики. 4. Наряду со свободноживущими есть паразиты. 5. Имеют кровеносную систему. 6. Не имеют кровеносной системы. 7. Промежутки между органами заполнены однородными клетками. 8. Есть третий слой клеток – мезодерма. 9. Полость тела с перегородками, имеет собственные стенки. 10. Не имеют анального отверстия. 11. Есть кожно-мускульный мешок. 12. Пищеварительная система начинается ртом и заканчивается анальным отверстием.


Типы червей

Номера элементов ответа


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Тип

Плоские черви



+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

+

-

Тип

Круглые черви



-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

+

Тип

Кольчатые черви



-

-

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

Зачетная система знаний.

Подготовка к зачету.

Для сдачи зачета приглашают в основном тех учащихся, которые не имеют достаточно оценок по разным видам текущей проверки знаний, не систематически посещают занятия, в знаниях которых преподаватель, естественно, не уверен и оценить их не может. Поскольку зачет - специфическая форма учета знаний, к нему необходимо соответствующе подготовиться. Преподаватель должен систематически развивать готовность учащихся к самостоятельной работе, поскольку умение самостоятельно работать с учебником, а также контролировать свои знания улучшат подготовку учащихся к зачету. Значительную помощь в овладении научным языком доказывает ведение учащимися словаря по всем темам, наиболее насыщенным новыми, трудными для запоминания терминами. Для этой цели полезно предложить таблицу:



Термины

Определение

термина


Пример, раскрывающий сущность термина

Пример применения термина

Таблицу заполняют постепенно, по мере изучения нового материала. Такая работа со словарем позволит учащимся не только запомнить термин, но и концентрирует их внимание на понятии, стоящем за термином. Кроме того, учащиеся учатся пользоваться термином.

Учащиеся заранее должны быть поставлены в известность о методике зачета.

Общие требования:



  1. Зачет должен быть сдан в определенный срок.

  2. Учащимся необходимо подготовить к зачету весь зачетный раздел.

  3. Чтобы убедиться в своих знаниях, следует попытаться ответить на вопросы учебника по темам.

  4. Перед зачетом целесообразно посетить консультации учителя для

выяснения трудных вопросов и поработать с наглядными пособиями,

которые будут фигурировать на зачете.



  1. На зачет необходимо принести тетрадь, с тем, чтобы учитель мог просмотреть её и сделать выводы о правильности выполнения заданий.

  2. Отвечать на зачете на поставленные вопросы следует четко, ясно, говоря о самом главном без лишних слов и рассуждений.

«Как готовиться к зачету?»

  1. Текст параграфов читайте внимательно, вдумываясь в смысл прочитанного и выделяя существенное.

  2. В процессе чтения рассматривайте рисунки, схемы, таблицы.

  3. Особое внимание обращайте на выделенные курсивом слова. Запомните их и разберитесь в том, что они означают.

  4. Прочитав текст, выполните задания по нему.

  5. Ведение тетради по биологии обязательно.

  6. Письменно сделайте таблицы.

  7. Выполнив задания по теме, ответьте на вопросы, помещенные в учебнике.

  8. Проработав материал всего зачетного раздела, ознакомьтесь с требованиями по нему и вопросами, которые могут быть предложены вам на зачете.


Методика зачета.

Поскольку зачетный раздел представляет собой группу тем, раскрывающих определенные общебиологические понятия, зачеты позволяют преподавателю проследить процесс познания учащимся биологических закономерностей, а также степень овладения ими учебными навыками и приемами мышления.

Преподаватель имеет возможность наблюдать за учебными успехами учащихся на уроках и при необходимости помогать им. Перед зачетом или во время него преподаватель просматривает тетради учащихся, в которых отражена их работа над материалом зачетного раздела, и индивидуальные задания. На зачетах необходимо сочетать различные методы проверки знаний, учитывая число присутствующих учащихся, формы организации работы и специфику предмета. Известны три формы организации зачетных занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная. Индивидуальная форма дает возможность глубоко и всесторонне выяснить знания учащихся, но сопряжена с большой затратой времени. Преимущество групповой формы организации зачетных занятий дает возможность включения в активную работу всех учащихся. Для фронтальной формы организации зачетных заданий наиболее рациональны письменные зачетные работы, которые обязывают учащихся давать обоснованные и доказательные ответы и умение применять полученные знания на практике.

Зачет, включающий устную, практическую и письменную проверку знаний и умений учащихся, называют комплексным. Опытные преподаватели широко используют его в своей практике. Комплексный зачет требует тщательной подготовки, более продуманного отбора вопросов для устного ответа и письменной зачетной работы.

Совершенствование системы учета знаний и умений учащихся невозможно без творческого подхода преподавателя к содержанию вопросов, а также к способам и приемам определения качества ответов учащихся. При учете и оценке знаний и умений учащихся не рекомендуется требовать усвоения всего содержания курса. Необходимо ориентировать учащихся на понимание теорий, закономерностей живой природы и овладение ведущих понятий и фактов, способствующих формированию мировоззрения, а также имеющих практическое значение в деятельности человека. Большое внимание следует уделять приобретению учащимися практических умений и постоянному контролю теоретических знаний. Не рекомендуется осуществлять проверку знаний дополнительных сведений и фактов, необходимых для усвоения основных понятий или закономерностей, т.к. они выполняют второстепенную функцию. Главное внимание в системе учета и оценки знаний и умений учащихся должно быть уделено усвоению основных понятий, теорий, закономерностей, важнейших практических умений. Очень важно учитывать не только дидактические цели изучения проверяемого учебного материала, характер его содержания (усвоение общебиологических понятий, теорий, законов, научных фактов, интеллектуальных или практических умений), но и воспитательные задачи: формирование элементов диалектико-материалистического мировоззрения на основе усвоения важнейших биологических понятий.

Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.



Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учеёбе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Каталог: uchitelya
uchitelya -> -
uchitelya -> Доклад учителя моу «Гимназия №10»
uchitelya -> I. Духовное воспитание личности на уроках литератур
uchitelya -> Родительское собрание в 6-м классе в форме интерактивного занятия " Читать или не читать?"
uchitelya -> О. И. Мотков, Т. А. Огнева
uchitelya -> Компьютерная и интернет-зависимость ребенка
uchitelya -> Профориентационная работа с детьми-инвалидами. Обзор Интернет-ресурсов, используемых в профессиональном самоопределении детей инвалидов
uchitelya -> Мир современных профессий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница