«Синдром «психологического выгорания»



Скачать 63,99 Kb.
Дата27.04.2016
Размер63,99 Kb.
d:\a череповская лв\рмо\2014-2015\заседание рмо авг 2014\выступления рмо 26.08.2014\архипова ев\img_4469.jpg

Выступление педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Михневский районный ДЮЦ»

Архиповой Елены Валентиновны

по теме «Синдром «психологического выгорания» педагогов»

на РМО педагогов дополнительного образования

Ступинского муниципального района


26.08.2014г.

Синдром «психологического выгорания» педагогов

«Светя другим, сгораю сам…» (латинская поговорка)
У тех, кто в усердии рьяном
По жизни летит оголтело,
Душа зарастает бурьяном
Гораздо скорее, чем тело.
Весь день суетой загубя,
Плетусь я к усталому ужину,
И вечером в куче себя
Уже не ищу я жемчужину…
И. Губерман

Знаете ли вы, что в 2003 году была разработана шкалу «благоприятных» и «вредных» профессий (-10 +10 баллов).

Негативные «лидеры» :

- представители МЧС;

- практикующие хирурги;

- пилоты сверхзвуковых самолетов (-10-9 баллов);

за ними – медики, психологи (-8 баллов);

- воспитатели ДОУ и учителя начальной школы (-7-8);

- педагоги среднего и старшего звена (-7 баллов).

Что такое «запах горящей психологической проводки»? Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

«Профессиональное выгорание – плата за сочувствие» (К. Маслач).

Ключевую роль в синдроме выгорания играют эмоционально напряженные или затруднённые отношения в системе «человек-человек». Наиболее ярко проявляется тогда, когда отношения осложнены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Увеличивается по мере возрастания контактов разрушительной или раздражительной природы.

Термин «burnout» - барноут (выгорание, сгорание) введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами либо пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Позже выгорание стали рассматривать как длительную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов межличностных отношений.

Общепринятая сегодня точка зрения на сущность и структуру психического выгорания разработана американским специалистом Кристиной Маслач и её сотрудниками. Согласно ей под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Причинами выгорания, по мнению К. Маслач, являются следующие:

- Существует индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать сгоранию, самосохраняясь.

- У людей разный внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания.

- Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Давайте рассмотрим 3 основные стадии синдрома профессионального выгорания:

- Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

- Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, негуманное отношение к детям).

- Редукция профессиональных и личностных достижений – возникновение у человека чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, а иногда и в жизни, осознание неуспеха в ней, наконец, утрата смысла жизни.

Аспекты профессионального выгорания:

- Снижение самооценки.

- Возникает чувство беспомощности и апатии, со временем оно может перейти в агрессию и отчаяние.

- Одиночество.

- Затруднение в установлении нормальных контактов.

- Эмоциональное истощение.

- Усталость, апатия приводят к физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости…

Перечень симптомов эмоционального выгорания:

- Усталость, утомление, истощение

- Психосоматические недомогания

- Негативное отношение к детям

- Негативное отношение к самой работе

- Скудость репертуара рабочих действий

- Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем, наркотиками

- Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание

- Негативная Я-концепция

- Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждённости, гнев)

- Упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности (утрата смысла жизни)

- Переживание чувства вины

Симптомы:

Психофизические: постоянная усталость, частые беспричинные головные боли, бессонница, отсутствие любопытства на фактор новизны, страха на опасную ситуацию.

Социально-психологические: скука, пассивность, преобладание негативных эмоций, чувство гиперответственности, раздражительность.

Поведенческие: чувство бесполезности, снижение энтузиазма, неверие в улучшение, «работа все тяжелее, а выполнять ее все труднее».

Основные направления профилактики:

Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни, общение, положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».

Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.

Повышение уровня профессионального мастерства.

Профилактика «профвыгорания»:

Полноценный сон

Здоровое питание

Оптимальные физические нагрузки

Группа поддержки

Личностное и профессиональное саморазвитие.

Осваиваем саморегуляцию:

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Чтобы достичь эти эффекты, рассмотрим приемы саморегуляции:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса:

- Противострессовое дыхание

- Минутная релаксация

- «Инвентаризация пространства кабинета»

- «Улицу по косточкам»

- Займитесь какой-нибудь деятельностью

- Включите успокаивающую музыку

- Переключите внимание на другую рациональную деятельность

- Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом.

- Ослабить педагогический стресс можно, если:

- Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

- Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

- Обязательно планировать своё время так, чтобы работа не поглощала всё ваше время, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

- Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Помните: Чтобы защитить себя от негативных последствий выгорания, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки синдрома эмоционального выгорания и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение как физических, так и психических заболеваний.




Берегите себя, дорогие коллеги!
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница