«Сила. Сила причина изменения скорости»



Скачать 143.73 Kb.
Дата27.05.2016
Размер143.73 Kb.
ТипУрок
Министерство образования и науки Российской Федерации

Районный конкурс творческих работ среди педагогов

Образовательных учреждений

Предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: « Сила. Сила – причина изменения скорости»

Автор: Дроздова Альбина Владимировна

Учитель физики

МКОУ СОШ №2 п. Жигалово

п. Жигалово

2012г

Оглавление:

1. Введение___________________________________ стр

2. Методическая основа урока___________________ стр

3. План – конспект урока________________________ стр

4. Список литературы___________________________ стр

5. Приложения_________________________________ стр

1. Введение.

Физика – наука о наиболее общих законах природы. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание надо уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Физика – составная часть общего образования; ее гуманитарное значение состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Ученики также должны понимать, что процесс познания начинается с наблюдений, в результате которых устанавливаются экспериментальные факты, для их объяснения выдвигаются гипотезы, выполняется эксперимент, который подтверждает или опровергает гипотезы, дается теоретическое пояснение. У учащихся также должны быть сформированы представления о том, что структурными элементами физического знания являются величины, которые вводятся для того, чтобы количественно характеризовать явления и свойства тел, законы, устанавливающие связи между величинами, теории, позволяющие объяснить свойства тел и веществ и связи между физическими величинами.

И тогда результатом обучения физике будет формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.



Методическая основа урока

Физика - интегрированный курс , в содержании которого рассматривается многообразие явлений природного мира, знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Изучение физики создает условия для воспитания уважения к научной истине и направлено на достижение целей:



  • освоение знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений.

Приоритетами для курса физики являются:

  1. Познавательная деятельность;

  2. Информационно - коммуникативная деятельность;

  3. Рефлексивная деятельность.

Через данные виды деятельности с учетом дидактических принципов в соответствии со стандартом достигаются результаты обучения. Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Они делятся на 4 группы:

  1. запоминание;

  2. понимание;

  3. применение в типичных ситуациях;

  4. применение в нестандартных ситуациях.

И применительно к теме "Сила. Сила - причина изменения скорости." к уровню подготовки предъявляются следующие требования:

  • на уровне запоминания:

называть условные обозначения физических величин (длина, время, скорость, масса, плотность, сила), единицы этих величин.

воспроизводить определения понятий, формулы для вычисления; графики зависимости.

  • на уровне понимания:

объяснять физические явления; сложение сил, действующих на тело;

понимать существование различных видов механического движения, векторный характер физических величин, силу как меру взаимодействия тела с другими телами.

  • на уровне применения в типичных ситуациях:

уметь определять неизвестные величины, входящие в формулы; строить графики зависимости; по графикам определять значения соответствующих величин;

применятьзнания к анализу и объяснению явлений природы.

классифицировать виды механического движения;

обобщать знания о законах динамики;

применять методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений;

уметь видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу; отыскивать способы проверки решения проблемы; оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания.

Совокупность целей и задач обучения физике, требований к уровню подготовки учащихся и обязательных результатов обучения через различные формы,обучение и воспитание в процессе изучения курса физики позволяет решить проблему получения учащимися качественных знаний и навыков их применения в практической деятельности.



План - конспект

урока физики в 7 классе ( УМК А.В.Перышкина ) по теме



"Сила. Сила - причина изменения скорости"

Тип урока: комбинированный.

Форма работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные задачи:

  • познакомить учащихся с понятием силы как причиной изменения скорости;

  • учить понимать силу как меру взаимодействия тела с другими телами;

Развивающие задачи:

  • применение знаний к анализу и объяснению явлений природы;

  • понимание векторного характера силы и скорости;

  • оценивание полученных результатов;

  • использование теоретических методов научного познания;

  • формирование мотивов учения, развитие интереса и способностей к физике.

Воспитательные задачи:

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

  • развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, признавать право человека на другую точку зрения;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно - ориентированного подхода

Методическая цель:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними.

Оборудование:

учебники физики 7 кл, сборники задач по физике для 7-9 классов, механические тележки, 2 деревянных бруска равных объемов, деревянная рейка, ракетка, шарик, мяч, резиновый жгут, губка из поролона, металлическая линейка, пружина, магнит, кусок железа на плавающей в воде дощечке, кусочки бумаги, стеклянная палочка, гирька из набора грузов.



Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Мягкая посадка.

2. Актуализация.

1) Проверка домашнего задания (работа в парах по знанию понятий массы, плотности вещества, объема тела и единиц измерения данных величин в СИ)

2) Самостоятельная работа:(на листках, их сдают через 5 минут)

I вариант - №23, № 26;

II вариант - №24, № 28


3. Изучение нового материала

(работа учащихся в тетрадях): число, классная работа, оставьте строчку для записи темы урока.

Опыты:


§ Рукой привести в движение тележку.

§ На пути тележки расположен брусок.

§ Шарик отскакивает в сторону, ударившись о брусок.

§ Действие ракетки на летящий мяч.

Обсуждение результатов опытов:

- Поведение тел по отношению друг к другу;

- Изменение скорости тела при действии на него других тел;

- Зависимость изменения скорости тела от его массы;

- Тела, изменяющие скорость движения других тел.

- Взаимодействие тел без их непосредственного соприкосновения.



Вывод: причина изменения скорости тела – сила, действующая на тело.

Опыты:


§ Деформация резинового жгута, губки из поролона, стальной линейки и пружины.

Обсуждение результатов опытов:

- Изменение скорости отдельных частей тела под действием силы. Это понятие явления, называемого деформация тела.

Опыты:


  • Притяжение на расстоянии магнитом куска железа, лежащего на плавающей дощечке.

  • Притяжение кусочков бумаги к назлектризованной палочке.

Обсуждение результатов опытов:

- Взаимодействие тел может быть без их непосредственного соприкосновения.

Опыты:


  • Прогибание деревянной рейки, лежащей на опорах, под действием грузов разных масс.

  • Передвижение двух брусков различных масс под действием силы.

Обсуждение результатов опытов:

- Середина рейки прогибается на большее расстояние, чем края.

- Под действием силы скорость различных тел за одно и то же время может изменяться одинаково. Для этого необходимо к этим телам приложить разные силы.

- Числовое значение силы может быть различным: большим и меньшим.

Значит, сила - мера взаимодействия тел.

Сила - физическая величина, которую можно измерить. Сила имеет направление, т. е. является векторной величиной. Единица измерения силы - ньютон (названа в честь английского ученого Исаака Ньютона).

Опыты:


  • Закрытую дверь удерживает возле ручки ребенок, а взрослый пытается ее открыть, нажимая возле петель.

  • Пример расположения дверной ручки в х/фильме "Санта - Барбара".

Вывод: Сила - векторная величина, которая определяется численным значением (модулем), направлением и точкой приложения.

Обозначение силы - F, НА ЧЕРТЕЖЕ СИЛУ ИЗОБРАЖАЮТ В ВИДЕ ОТРЕЗКА ПРЯМОЙ СО СТРЕЛКОЙ НА КОНЦЕ. Начало отрезка - точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.



4. Закрепление.

а) Решение задач.

1. Взяв масштаб 1 см – 1Н, какой длины изобразятся вес тела 400 Н, сила удара по мячу 50Н?

2. На тело в горизонтальном направлении действуют 2 силы – 10Н и 20 Н. Как можно изобразить эти силы?

3. Может ли сумма сил (равнодействующая) 2Н и 10Н, действующая на тело, быть равной 5Н, 8Н, 12Н, 20Н? Для правильных ответов сделайте рисунки.

Чаще всего на тело действует не одна, а несколько сил.

? Как ведет себя тело?

--Мальчик везет санки. Какие силы действуют на санки?

-- Как действовали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка в сказке «Репка»?

-- Действия 11 принцев-лебедей в сказке «Дикие лебеди».

-- Почему утки в сказке «Лягушка- путешественница» смогли нести лягушку?

-- Почему воз и ныне там в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука», если силы приложены к одному телу?



Вывод: Действие силы зависит :

  • от численного значения (модуля);

  • от направления действия;

  • от точки приложения.

5. рефлексия.

-- Как должны были мы записать тему урока?

-- Можно ли считать, что мы с открытием темы урока справились?

-- Как зависит изменение скорости тела от его массы?

-- В чем причина изменения скорости тела?

-- Как зависит изменение скорости тела в зависимости от числового значения силы?

-- От чего зависит сила?

-- Как изображается сила на чертеже?

Итоги урока. Оценки за работу на уроке.



6. Домашнее задание.

п. 23, ответить на вопросы после пункта; в чем отличие физического понятия от бытового, житейского понятия силы?



Список литературы:

1.Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.. Физика.7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 7 класс" - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2002.

2. Кирик Л.А. Физика. 7 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - 5-е изд., переработанное. - М.: "Илекса", 2007.

3. Лукашик В.А. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - 16-е изд. - М.: Просвещение,2003.



4.Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 9-е изд. - М.:Дрофа, 2010.

5. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 80 с. - (Стандарты второго поколения).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница