«сибирская государственная геодезическая академия»



Скачать 91.67 Kb.
Дата28.04.2016
Размер91.67 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «СГГА»)

Кафедра гуманитарных наук

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

______________В.А. Ащеулов

«____» _____________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
Для специальности 120101 –Прикладная геодезия

Код квалификации – 65 (инженер)


Новосибирск.

2012г.


1. Цели и задачи дисциплины.

Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту нравственных исканий многих поколений человечества.

Задачи дисциплины:

- Ознакомить студентов с кругом проблем, которые исследуют этика и эстетика;

- ознакомить студентов с этическими и эстетическими учениями;

- показать связь нравственных, художественно-эстетических проблем с их практическим применением;

- познакомить с нравственным опытом человечества;

- познакомить с историей становления эстетики и ее основными проблемами;

- актуализировать значимость этической и эстетической рефлексии.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

• иметь представление о сущности этики и эстетики, предмете их изучения, целях и задачах, об основных этических и эстетических категориях;

• знать этапы становления этики и эстетики; фундаментальные понятия и принципы, составляющие основу этических и эстетических концепций; проблемы современного этапа развития этики и эстетики;

• должен уметь применять полученные знания при решении личностных, профессиональных и социальных проблем; приобрести опыт морально-нравственного и эстетического осмысления действительности и навыки достойного поведения.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр







6

Общая трудоемкость дисциплины

80

6

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

17

17

Практические занятия

-

-

Семинары

17

17

Лабораторные занятия







Другие виды аудиторных работ







Самостоятельная работа

46

46

Курсовой проект







Расчетно-графические работы







Реферат (число рефератов)

1

1

Или другие виды аудиторных работ







Виды итогового контроля

(зачет, экзамен)






зачет



4. Содержание дисциплины.

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.



№ п/п

Раздел дисциплины

лекции

семинары

1.

Предмет и задачи этики.

*




2.

Мораль как предмет этики.

*




3.

История этических учений.

*

*

4.

Основные категории этики.

*

*

5.

Этикет как внешнее оформление человеческих отношений

*

*

6.

Эстетика как наука. Предметная область эстетики.

*




7.

История эстетики.

*

*

8.

Основные эстетически категории.

*

*

4.2 Содержание разделов дисциплины.



№ п/п

Раздел дисциплины

лекции

(часов)


1.

Предмет и задачи этики.

Этика – нормативная наука и практическая философия. «Этика» и «мораль» – происхождение терминов. Обоснование предмета и задач этики Аристотелем. Структура этического знания: общая теория морали, история этических учений, прикладная этика. Разновидности этической теории. Этический рационализм. Эвдемонистическая этика. Этический ригоризм. Моральный абсолютизм. Гуманистическая этика.




2

2.

Мораль как предмет этики.

Мораль как форма общественного сознания и регулятор отношений в обществе. Происхождение морали, ее назначение и основные свойства: нормативность, оценочность, императивность. Система моральной регуляции: нравственные ценности и идеалы, нормы и принципы морали, смысл жизни. Функции морали в обществе. Моральное измерение личности. Моральное сознание, его структура, и формирование в процессе воспитания и самовоспитания. Моральное и природа нравственного поступка. Нравственная автономия личности.




2

3.

История этических учений.

Важнейшие моральные и этические учения. Генезис и оформление философско-этического мировоззрения. Древнейшие этические системы в истории человечества. Античная этика: моральный абсолютизм Сократа, гедонизм, этические воззрения киников; этика Аристотеля и Эпикура. Религиозная этика средневековья: христианство, ислам. Этические взгляды Возрождения. Трудовая этика протестантизма и формирование основ буржуазной морали.

Этические учения Древнего Востока.


3

4.

Основные категории этики.

Ценности. Идеал. Высшее благо. Добро и зло. Добродетель и порок. Моральная свобода и ответственность. Долг и совесть. Стыд и вина. Справедливость. Польза. Милосердие.




2

5.

Этикет как внешнее оформление человеческих отношений.

Понятие этикета. История развития этикета. Разнообразие видов и норм этикета. Нормы повседневного этикета. Этикет деловых и служебных отношений. Этикет студента.




2

6.

Эстетика как наука. Предметная область эстетики.

2

7.

История эстетики.

Зарождение и формирование основных направлений в эстетике. Античные философы о прекрасном. Ранняя древнегреческая эстетическая мысль. Пифагорейская школа. Эстетические взгляды Сократа и Платона. Теория воспитания Платона. Эстетика Аристотеля и Цицерона. Эстетическая мысль Плотина. Искусство Древней Греции. Раннехристианские эстетические идеи.

Крупнейшие представители западноевропейской эстетической мысли: Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель.


2

8.

Основные эстетически категории.

Прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, эстетический идеал и эстетический вкус. Принцип систематизации эстетических категорий. Типология систематизации эстетических категорий в истории эстетики.




2


5. Семинарские занятия.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Семинары (часов)

1.

3

История этических учений.

Этическая система И.Канта: абсолютизм морали, категорический императив. Постклассическая этика: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Русская этическая мысль. Л.Н.Толстой. Этика в ХХ веке. А.Швейцер.




4

2.

4

Основные категории этики.

Ценности. Идеал. Высшее благо. Добро и зло. Добродетель и порок. Моральная свобода и ответственность. Долг и совесть. Стыд и вина. Справедливость. Польза. Милосердие.




2

3.

5

Этикет как внешнее оформление человеческих отношений.

Разнообразие видов и норм этикета. Нормы повседневного этикета. Этикет деловых и служебных отношений.



4

4.

7

История эстетики.

Русская эстетика: Н.Чернышевский, В.Соловьев, П. Флоренский, А.Лосев. Современные эстетические теории. Становление и развитие технической эстетики.




4

5.

8

Основные эстетически категории.

Принцип систематизации эстетических категорий. Типология систематизации эстетических категорий в истории эстетики.




3


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

а) основная:



  1. Брылина И.В. Философия русского эроса как социокультурный феномен [Текст] / Брылина И. В. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 14. Философия, социология, политология, культурология. - С. 57-64. - С. Удэ, 2011.

  2.   Александров Л.Г. О принципах социальной эстетики в философской психологии Дж. М. Болдуина (к 150-летию со дня рождения мыслителя) [Текст] / Александров Л. Г. // Социум и власть. - 2011. - N 4 (32). - С. 97-100. - Челябинск, 2011

  3. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 304 с. [электронный ресурс].- режим доступа: www.znanium.com, свободный.- Заглавие с экрана.

б) дополнительная:

1.Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. –М.1998.

2.Демина Л.М. По законам красоты.- М.,1990.

3.История этической мысли. В 6 – ти томах. – М.,1985-1986.

4.Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л., 1980.

5Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. - М.,1988.

6 Этика. Словарь. - М.,1980.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Видеодвойка

  2. Принтер Epson Stylus 440

  3. ПЭВМ Intel Celeron

  4. ПЭВМ IBM PC/AT 386

  5. ПЭВМ Intel Pentium 4.

  6. ПЭВМ Intel Pentium 4.

Рабочую программу с изменениями и дополнениями составил профессор, д-р культурологи Конев В.П.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гуманитарных наук.

Протокол № 6 от 20. 01. 2012 г.


Заведующий кафедрой М.Н. Колоткин
Рабочая программа согласована с кафедрой инженерной геодезии и информационных систем
Заведующий кафедрой В.А. Скрипников










Программа одобрена Ученым советом ИГиМ от ______________________, Протокол № ______
Директор ИГиМ С.В. Середович


Каталог: fulltext -> UMK -> 120101 -> 6%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80
UMK -> Наименование семинарских занятий Тема Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания
UMK -> Семинарское занятие №1 Тема: Психология как наука (2 часа)
UMK -> Лекция 5 Психология личности. Межличностные отношения
UMK -> Основные психические процессы
UMK -> План: Эмоции и чувства
UMK -> Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности 200203 оптические и оптико-электронные приборыи системы
UMK -> «сибирская государственная геодезическая академия»
UMK -> Лекция 7 Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
UMK -> Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при
6%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80 -> Рабочая программа учебной дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница