1. История становленияарбитражных судов в РоссииПервое упоминание о
существовании особых судов для торгового сословия в России имело место в 1135 г. Как система коммерческие суды в России появились в начале Х!Х в. Первый коммерческий суд,
разрешавший торговые споры, был основан в
Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Инициативу в
создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции.
После введения в действие судебных уставов в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. В
состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель
(товарищ председателя) и определенное число членов по штату,
назначенных правительством и избранных купечеством. Подсудность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограничительно.
Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу ХХ в. их осталось только четыре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе.
В 1920-х гг., в период новой экономической политики, в
рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и
СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.
Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК,
за некоторыми исключениями, вытекавшими из
особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась сугубо ограничительно, и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах.
В связи с переходом на административные
методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены
наряду с многими другими структурами рыночной экономики. В
1931 г. была образована система органов государственного арбитража,
которая выполняла различные функции. Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Государственный арбитраж, с
одной стороны,
являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в
данной сфере споры между предприятиями.
Одновременно действовала система ведомственных арбитражей,
обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.