Шпаргалка для начинающих журналистов «- лёлик, это же не эстетично! Зато дешево, надежно и практично!»



страница1/16
Дата16.02.2016
Размер2.77 Mb.
ТипШпаргалка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Мадина Алимханова



Шпаргалка для начинающих журналистов
«- Лёлик, это же не эстетично! – Зато дешево, надежно и практично!»

(из к/ф «Бриллиантовая рука»)

Алматы. «Нур-пресс», 2013


УДК 070

ББК 76.01

А 50

М.Ж.Алимханова.



Шпаргалка для начинающих журналистов. – Алматы: издательство «Нур-Принт», 2013.- 120 стр.
ISBN 978-601-7390-23-5
Книга содержит практические советы для начинающих журналистов и более 60 упражнений, направленных на развитие профессиональных навыков в самых разных жанрах журналистики. Все советы и рекомендации могут быть использованы в работе сразу после прочтения. Представленная информация подходит как для самостоятельного изучения, так и для работы редактора с молодыми журналистами. Книга может быть использована сотрудниками пресс-служб для повышения эффективности работы со СМИ.
(с) М.Алимханова. Все права на издание этой книги, или ее отдельных фрагментов принадлежат автору. Нарушение авторских прав преследуется по закону РК «Об авторских и смежных правах».

ISBN 978-601-7390-23-5

© Алимханова М.Ж., 2013



Содержание:

Предисловие

В наших рядах прибыло!

Сколько зарабатывают журналисты?

Пишите, Шура, пишите!

Тема

Идея

Структура

Заголовок и врезка

Интервью

Спроси меня как, где, зачем и почему

Конференции, конгрессы, мастер-классы и т.п.

Круглые столы

Репортаж

Аналитическая статья

Рецензия

Язык

Помедленнее, пожалуйста! Я записываю.

Стой! Снимать буду!

В мире мыслей, мудрых и не очень

Позвони мне, позвони

Сколько языков у вас подвешено?

Я застенчивый, но я лечусь

Не этично, но практично…

Маленькие хитрости

Сами мы не местные, помогите, кто чем можете…

Узнать что-нибудь (не)нужное

Муза, ау!

Внимание, только внимание!

Есть ли у вас план?

Дурят нашего брата…

Пиар – не сыр, он бывает и бесплатный

Тебя сейчас послать или по факсу?

Послесловие

Приложение 1

Приложение 2

Предисловие

Эта книга написана для тех, кто действительно хочет стать журналистом, но пока не имеет достаточного опыта и знаний, а то и вовсе понятия не имеет, с чего начинать. Здесь собраны реальные, практические советы, описаны сложности, с которыми сталкиваются новички и даются пути решения возникающих проблем. Незачем наступать не та же грабли, что и все, всегда можно найти себе другие, новые, необычные. На них и наступить не жалко.

Книга пригодится и редакторам, которые хотят вырастить себе будущих квалифицированных сотрудников или повысить мастерство нынешних.

Полезно будет почитать ее и сотрудникам пресс-служб, и не только главу, написанную специально для них. Нельзя грамотно работать с журналистами, не понимая, что они делают, зачем и почему.

Возможно и использование этой «Шпаргалки» на факультетах журналистики, если только получится объяснить студентам, почему шпаргалка на экзамене – это плохо, а «Шпаргалка» на столе – хорошо.

После каждой главы в книге дают упражнения. Почему это не задания, а именно упражнения? Задания выполняются один раз. А упражняться можно постоянно. Большинство упражнений именно такие – многоразовые.

Эта книга поможет новичкам научиться не просто писать статьи, а именно работать журналистами. Но для этого все равно придется приложить усилия. Не все профессиональные приемы запомнятся сразу – придется время от времени подглядывать в «Шпаргалку». И в этом нет ничего плохого. Потому что пользоваться шпаргалкой и списывать – это разные вещи. Списывать плохо. А в нужное время уметь воспользоваться необходимой информацией – хорошо.

Кстати, об информации…


Об авторе.

Мадина Алимханова – это я, журналист с более, чем десятилетним стажем работы в печатных и интернет СМИ, хотя писать статьи и публиковаться я начала еще в школьные годы.

Есть такой анекдот: Работодатель говорит своему новому сотруднику: «Только пожалуйста, никому не говорите, что у вас пять высших образований! А то все решат, что у вас все только с пятого раза получилось». Это почти обо мне, только у меня все получалось с первого раза, но пять раз подряд.

По первому образованию я педагог – учитель английского и французского языков – итог пяти лет учебы в Казахском Государственном Университете Международных отношений и мировых языков. Потом был факультет журналистики в Казахском национальном университете им. аль-Фараби и параллельно магистратура в New York University в США по программе стипендий Эдмунда Маски. Годы учебы на жур.факе были замечательные и очень веселые годы не только учебы, но и общения со своими будущими коллегами и красный диплом на память. Общаться понравилось, и следующим стал факультет психологии в Казахском Национальном педагогическом университете, принесший второй красный диплом и оставивший множество теплых воспоминаний. При всем уважении к другим «моим» вузам , псих.фак навсегда останется моим самым любимым. Я бы, наверное, ушла в психологию, но любовь к журналистике перевесила. Свой последний (правда последний!) красный диплом я получила уже на юридическом факультете в Академии экономики и права. Дипломом юр.фака я пока не пользуюсь, а вот полученные знания очень помогают мне в работе.

В итоге весь этот коктейль из образований вылился в «Шпаргалку для начинающих журналистов».

В наших рядах прибыло!
Итак, вы решили стать журналистом. Поздравляю! Стать журналистом никогда не рано и никогда не поздно. Это вообще скорее образ жизни, чем профессия, и если к журналистике лежит душа и соответствующие способности тоже есть, то скоро одним журналистом станет больше. Как и в любой творческой профессии «аргумент» типа «журналистов и так полно, мне не пробиться» не работает. Хороший журналист нужен всем и всегда. А если новичок с первого дня демонстрирует завидную сообразительность и знает и умеет больше некоторых уже более-менее опытных коллег, то редактор уже довольно потирает руки, предвкушая светлое и радостное будущее и рост тиражей своего издания.

Что такое хороший журналист? Это наблюдательный человек, желательно нестандартно мыслящий, способный находить интересные темы, умеющий быстро, интересно и грамотно писать, сдавать материалы точно в срок, а то и раньше и готовый работать сутками и «с огоньком», не жалуясь, что рабочий день давно закончился или что уже месяц не было полноценных выходных.

Журналистика – это понятие круглосуточное. Это не профессия, а образ жизни. Если произошло что-то интересное или важное, то у журналиста включается азарт, который не совместим с нормированным рабочим днем.

Скорее всего, работать придется много, быстро и качественно. Сложностей тоже будет много. Это только в сериалах, сценарии к которым писали люди, никогда не встречавшие живого журналиста, корреспонденты ухитряются беспрепятственно проникать в кабинет к шефу ЦРУ, чтобы порыться у него в столе или вламываются домой к супер-звезде, чтобы поболтать за чашечкой чая. На самом деле все гораздо прозаичней и скучней.

То, что можно писать, что в голову взбредет, тоже бред. В одном из популярных российских сериалов была такая сцена – журналист пришел к начальнице отдела полиции за комментарием по поводу какого-то громкого дела. И открыто ей, человеку с высшим юридическим образованием (!) заявил «Мне все равно, что Вы скажете, я все равно напишу то, что мне надо и скажу, что это Ваши слова». Страшно представить, чтобы с ним сделали после такого фортеля! Во-первых, на него и на редакцию бы подали иск в суд о защите чести и достоинства и привлекли бы за клевету, во-вторых, суд бы редакция проиграла, поскольку никакого подтверждения того, что именно говорила дама-полицейский, у журналиста не было и быть не могло при его-то методах. И в-третьих, редактор растерзал бы такого сотрудника еще до всяких судов, едва узнав о том, что комментарий полностью вымышленный. Поэтому не верьте всему, что видите в телевизоре или на киноэкране. В конце концов, перед теми, кто это все снимает, не стоит задача с документальной точностью изображать работу представителей всех профессий, которые даже вскользь там упоминаются.

Комментарии приходится добывать. Это рутина – по 20 раз набирать один и тот же номер телефона и уговаривать, убеждать, заставлять высказаться по интересующей теме или предоставить нужные сведения.

Общаться со звездами как с хорошими знакомыми тоже не получится. Ну разве что, если журналист и сам звезда и всякие актеры и музыканты действительно его хорошие знакомые. На самом деле общение с прессой происходит либо в форме пресс-конференции, где для звезды все журналюги – стервятники и все на одно лицо, либо, если повезет и редакция договорится, как эксклюзивное интервью. Но там уже не до дружеской болтовни. Время строго ограничено и нужно собрать достаточное количество интересного материала.

Криминальная хроника тоже не похожа на сериал про бандитов и сыщиков. Для того, чтобы добывать такую информацию, нужно как минимум установить контакт с теми, у кого она есть и кто согласен ее предоставить. Годами расследовать какое-то темное дело, чтобы выдать потом одну или несколько статей и больше ничем не заниматься – этот номер не пройдет ни в одной стране мира. Когда говорят, что западные журналисты три года подбирались к теме, носом землю рыли, сидели в засаде и обошли не только всех лучших следователей, но и самых опытных сотрудников спец.служб, добывая свидетельства, доказательства и пр., это вовсе не означает, что они только одним этим делом и занимались. Они в это время писали и другие статьи, ибо никто не будет годами платить журналисту, который не написал за это время ни строчки.

Из литературных и кинообразов журналистов более-менее близки к истине сериал «Пятый ангел» и книга Эдуарда Володарского, по которой он был снят – «Охотник за черепами».

Еще один стереотип – то, что журналисты – продажные стервятники, падальщики, питающиеся чужим горем. Журналисты – это, прежде всего, люди. И каждый человек по-разному реагирует на те события, которые освещает. Новички чаще принимают все близко к сердцу, искренне переживают за своих героев. Да, они переживают за жертвы преступлений, про которые пишут, за пострадавших от стихийных бедствий и стараются привлечь внимание к их проблемам, помочь решить их. Только вот часто вместо благодарности получают оскорбления.

Насчет продажности – говорят, что журналистика – это вторая древнейшая профессия (первая - проституция). Журналист работает за зарплату и гонорары. И ему далеко не всегда безразлично, что и о чем писать. Только вот темы-то утверждает редактор. И он же раздает редакционные задания. В исключительных случаях и при адекватном редакторе, журналист может отказаться от выполнения задания. Но если это будет происходить постоянно, его, естественно, уволят. А вот про взятки можно смело забыть. Журналист – исполнитель. Он может попытаться «протолкнуть» тему на планерке, но гарантий не будет никаких. Если тему не одобрят – статьи не будет. Да и любой журналист время от времени сталкивается с информационным голодом, когда писать не о чем. В такой ситуации он сам будет рад, если ему интересную историю преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой.

А вот то, что редакционное удостоверение помогает в жизни, открывает многие двери и делает людей сговорчивее – это правда. Страх перед публикацией в газете, сохранившийся еще с советских времен, иногда может сослужить и хорошую службу. Это все еще работает – если сотрудника какого-либо учреждения или частной компании распишут в статье во всех нелицеприятных красках, у него будут неприятности на работе. Ибо нечего было позорить имя компании и рушить ее имидж. Однако, если вы собрались в журналистику только за этим, то вас ждет огромное разочарование. «Корочка» работает далеко не всегда. А если к ней еще и не прилагаются профессиональные навыки, то чаще всего она вообще не работает.

Чтобы понять, что собой представляет работа журналиста на самом деле, нужно пообщаться именно с журналистами. Причем, желательно, не с одним. Лучше всего попытаться «потусоваться» в этой среде. Хорошо, если есть знакомые журналисты, которые собираются где-то еще и в свободное время. Можно прибиться к их компании на время. А еще лучше походить по пресс-конференциям, представляясь блогером и посмотреть на журналистов в процессе работы.

Профессию журналиста до сих пор окутывает ореол романтики. Она есть. Хотя далеко не в таком количестве как представляется. И, что интересно, ощущение это возникает только пост-фактум. Даже во время самых интересных пресс-туров журналисту не до романтики – он работает.

Поэтому, любого профессионального журналиста, мягко говоря, очень раздражает, когда кто-то из его ближнего или дальнего окружения вдруг заявляет «Я тут решил тоже в журналисты податься, так, в качестве хобби, чтобы поразвлечься!». В большинстве своем журналисты – воспитанные люди и морду бить за такие фразы не будут, хотя, честное слово, надо бы!

Есть такие «невезучие» профессии, о которых думают, что там не жизнь, а сплошной праздник, делать ничего не надо, можно через 5 секунд после входа в редакцию стать звездой и т.п. Часто люди, которые ничего не умеют и не хотят делать, решают стать звездами журналистики, известными телеведущими, актерами, писателями, художниками… Единственное, что радует – это то, что, во-первых, пока никто из них не пытается пойти работать врачом (хотя после «Доктора Хауса» все может быть!), судьей или физиком-ядерщиком. А во-вторых, система сама отбрасывает таких людей, по крайней мере, в журналистике.

Часто даже не имеющим ни малейшего опыта людям, заявляющим, что они хотят быть журналистами, редакции дают шанс. Но делается это исключительно потому, что действительно есть те, кто журналист по призванию, волею судьбы временно оказавшийся не в той профессии и решивший исправить эту досадную ошибку. Они работают круглые сутки, постоянно совершенствуются и каждая последующая статья в газете или сюжет на радио или телевидении у них лучше предыдущего. Ни один редактор не пожалеет, что взял такого сотрудника и вырастил его «с нуля».

А теперь сравним с ничего не умеющей «звездой»… Такой человек, придя в редакцию и еще не написав ни строчки, всем своим видом старается показать, что он – золотое перо, а все вокруг – это так, серый фон, которому он любезно позволяет существовать. При этом материалы никогда не сдаются вовремя, отписываются как попало, а все замечания редактора воспринимаются в штыки и выливаются в комментарии в социальных сетях, смысл которых сводится к фразе «Эта бездарь мне завидует!».

Хуже всего, что такие люди, если их пожалели, в них поверили, мешают работать целому коллективу. Им все равно, что кто-то тратит свои силы и время на то, чтобы пытаться вдолбить им в голову азбучные истины, а потом всю ночь запивает крепкий кофе энергетическими напитками, чтобы успеть в срок сделать свою работу. Их не волнует, что своим поведением они портят атмосферу в редакции, мешают другим работать и, постоянно создавая конфликтные ситуации, не дают сосредоточиться тем, кто действительно работает. Кому нужно такое «золотое перо» в самом неподходящем месте в редакции?

Кому нужен журналист, который будет сутками сидеть в социальных сетях, а на редакционные задания не обращать никакого внимания? Кому нужен журналист, который в выходной не пойдет освещать даже приземление летающей тарелки и официальную встречу инопланетян с жителями Земли? Кому нужен журналист, опаздывающий на пресс-конференции и появляющийся на мероприятиях только с целью поесть бесплатно на фуршете? Кому нужен журналист, который не хочет кому-то звонить, куда-то бежать, и всю ночь сидеть за компьютером, если нужно срочно сделать статью в номер? Да никому. Потому что это не журналист.

Как ни банально это звучит, журналистика – это работа. Это ежедневный, а иногда и еженощный труд. Если это не пугает и желание писать не дает спокойно спать по ночам, то добро пожаловать на самые замечательные галеры в мире – в стан журналистов!
Упражнение 1. Почему бы не начать упражнения прямо с предисловия? Так, в качестве легкой разминки.

Честно ответьте себе на следующие вопросы:



  1. Вы уверены, что хотите стать журналистом?

  2. Легко ли вам давались сочинения в школе?

  3. Нравилось ли вам писать сочинения?

  4. Какие газеты выходят в вашем городе?

  5. Какие газеты и/или новостные сайты вы сегодня читали?

  6. Знаете, какая сегодня главная новость дня? И какая же?

  7. О чем бы вам хотелось написать прямо сейчас?

  8. Насколько хорошо вы владеете тем языком, на котором собираетесь писать?

  9. Готовы ли вы за 5 минут собраться и выехать на место событий, если вам позвонили и дали редакционное задание в три часа ночи?

  10. Можете ли вы работать 35 часов подряд?

Если на большинство этих вопросов вы смогли ответить либо «да», либо что-то вразумительное, есть смысл читать эту книгу дальше.

И еще один вопрос – «Вы можете НЕ писать?». Если да, но при этом вы не можете не снимать, или не сообщать новости в режиме радио, то специализируйтесь на той области журналистики, которая вам больше по душе. Расширить диапазон вы всегда успеете. Ну а если вы такой уникум, который может не писать, не снимать, не говорить ничего более-менее осмысленного, то, пожалуйста, хотя бы из чисто гуманных соображений, даже не пытайтесь заниматься журналистикой! Найдите себе другое интересное занятие.


Сколько зарабатывают журналисты?
Как и в любой другой профессии заработать очень большие деньги в журналистике могут единицы. Больше всего зарабатывают, разумеется, главные редакторы, но и у них свой «потолок», выше которого они все равно не прыгнут.

Опытные, «матерые» журналисты получают больше, чем их рядовые коллеги, но миллионы на своих публикациях они все равно не делают.

Зарплата же рядового журналиста напрямую зависит от того, сколько и как он пишет. В большинстве изданий система оплаты – небольшой оклад + гонорары, хотя встречаются и редакции с фиксированным окладом для пишущей братии. У каждой из этих систем есть свои плюсы и минусы.

Там, где зарплата фиксированная, не возникает проблем с взаимопомощью при написании материала. «Горит» материал, номер уже пора сдавать в типографию, а журналист физически не успевает его сделать даже при очень высокой скорости работы. Пока автор пишет основной текст, коллеги запросто могут собрать и обработать несколько комментариев и номер будет сдан в срок.

Это хорошо. Плохо, что и принцип «кто везет, на том и едут» работает в этом случае так же хорошо. Чем быстрее работает журналист, тем больший объем работы на него свалят, пока более медлительные или хитрые коллеги будут, не торопясь, писать вдвое меньше. А денег в конце месяца заплатят всем одинаково.

Сколько именно? Это зависит от редакции, насколько хорошо ее подпитывают учредители и сколько еще приносят реклама, продажи и подписка. Начинающему журналисту без опыта могут предложить 300-400 долларов, более ценным кадрам – 1000, а то и выше. Перспектива роста как профессионального, так и финансового тут есть – редакция заинтересована в том, чтобы найти и удержать хорошего автора. Правда, нередко журналисты, согласившись на скромную зарплату, набираются опыта и очень быстро уходят туда, где им больше платят. Как говорится, рыба ищет, где глубже, а журналист – где больше платят. Для редакции это плохо. Постоянно обучать новичков или терпеливо ждать, когда человек более опытный войдет в формат издания – не просто сложное и трудоемкое занятие. Это все влияет на качество издания в целом. Качество материалов будет отличаться на первоначальном этапе, они будут «выбиваться» из общей канвы, а на редакторов и коллег ляжет большая, чем обычно, нагрузка.

Другая, и более распространенная система – гонорары. Оклад в данном случае не столь уж важен, он может составлять 1/3 - 1/4 от всей заработанной суммы. Внимание следует обращать на следующие вещи:


  1. Размер гонораров

  2. Порядок их начисления

  3. Среднее количество знаков в номере, приходящееся на каждого журналиста.

  4. Считаются ли знаки с пробелами или без

  5. Периодичность издания.

Допустим, гоноры составляют 10 долларов за 1000 знаков с пробелами. В одной странице, набранной шрифтом Times New Roman с размером 12 примерно 3500 знаков с пробелами. На газетную полосу помещается примерно 6 тысяч знаков. То есть, написав одну страницу в газете можно заработать целых 60 долларов. Держать в штате журналиста, который пишет всего по одной полосе в номер – не выгодно. А значит, средняя нагрузка будет около трех-четырех полос, если говорить о еженедельнике. А в месяц таких полос набежит 12-16. Плюс еще оклад. Уже намного лучше!

В некоторых редакциях на размер гонорара влияют также опыт и ценность сотрудника (условно обозначаемая категориями). Правда, кто какой категории соответствует – это уже решает начальство. Однозначных, единых для всех, критериев нет.

На гонорар может повлиять и то, на какой полосе вышла статья. Если на первой – расценки могут быть выше, на второй-третьей – немного ниже, на внутренних (то есть, всех последующих) еще ниже. Тут можно брать либо количеством, либо качеством. Понятно, что чем более актуальная или громкая тема, тем больше вероятность, что именно она и окажется на первых полосах.

Неплохо работает гонорарная система и в интернет-изданиях. Если количество полос, а значит и места, в печатных изданиях ограничено и больше того, что есть, все равно писать бесполезно, то у онлайн-СМИ такой проблемы в принципе нет. Если надо, всегда можно опубликовать еще парочку материалов или добавить пару тысяч знаков.

Как правило, работая только на одно СМИ, удается заработать 800-1000 долларов в месяц. Если повезет с редакцией и сам журналист достаточно хорош, то можно получать и 2 тыс. Но это уже, скорее, исключение.

Большинство редакций не приветствуют, чтобы их журналисты подрабатывали на стороне. Если такое поощряется, значит, руководство практически открыто признается в том, что недоплачивает своим сотрудникам. Многие журналисты запрет на подработку обходят, публикуясь под псевдонимами. Но работа на стороне – не более, чем подработка. Полноценно писать для двух изданий сразу физически невозможно. Поэтому «леваки» могут принести доход примерно в 30% от основного оклада.

Подрабатывают журналисты написанием всевозможных текстов, рекламных материалов, сценариев, книг. Но ни одна подработка не отменяет и не заменяет основной работы. Об этом стоит помнить всегда.
Упражнение 2.

Чтобы оценить скорость своей работы, напишите статью (можно для блога или социальной сети, или же просто «в стол») объемом 6 тыс. знаков с пробелами. Это чуть меньше, чем две страницы в Word’е.

Засеките время прежде, чем начать искать тему. Когда тема найдена, можно написать примерно страницу текста собственных рассуждений. И еще страница должна быть расшифровкой (записью под диктовку) с видео или аудио-записи. Не важно, если расшифровка немного не в тему – сейчас важно оценить необходимое для работы время, а не качество. Добавьте к полученному времени еще час-полтора (это время уходит на походы на пресс-конференции или попытки дозвониться нужному спикеру).

Какой объем работы вы способны и хотите выполнять в таком ритме и в таком режиме работы? Это и будет показатель того, сколько вы примерно сможете заработать.


Пишите, Шура, пишите!
Лучшее время для того, чтобы начать заниматься журналистикой – детство. На уроках русского языка и литературы уже будет понятно, вырастет из ребенка акула пера или нет. Понятно, что в младших и средних классах мало кто окончательно определяется с выбором профессии, однако определенные склонности уже разглядеть можно: умение и желание задавать вопросы, любознательность и даже любопытство, наблюдательность, хорошие оценки по русскому языку и написанные влет лучшие сочинения в классе (ну или просто хорошие). В старших классах уже можно начинать заниматься журналистикой. Далеко не всякая редакция хочет видеть у себя «детский сад», но завидная настойчивость и упорство могут изменить мнение редактора в лучшую сторону (журналист и должен быть настойчив!). Только вот начинать с самых известных в городе изданий все же не стоит. Попытаться можно, конечно, но, как правило, акул там не выращивают, а берут уже готовых, после того, как те смогли красочно «съесть» всех своих конкурентов. Кроме того, в таких изданиях и требования очень высокие. Впрочем, если удалось туда попасть и успешно выжить – отличная карьера обеспечена.

Можно начать и с менее раскрученного издания. Для начального этапа полученного там опыта будет вполне достаточно. Важный момент: не надо редактору говорить о том, что перед ним будущая звезда журналистики. Гораздо эффективней, хотя и прозаичней звучит рассказ о том, что вы собираетесь поступать на факультет журналистики и только туда, а потому вам необходимо получить опыт в этой профессии. И вообще, вы глубоко убеждены, что перед поступлением на жур.фак абитуриент просто обязан пройти стажировку, чтобы в число студентов не попадали случайные люди, знакомые с этой профессией только по плохим телесериалам.

Это один из самых простых путей в журналистику. Второй – это поступить на факультет журналистики и уже будучи студентом напрашиваться на стажировку. Студентов жур.фака берут охотней, т.к. предполагается, что они уже хоть что-то знают, да и у преподавателей скорее всего есть свои каналы, по которым можно пристроиться в редакцию.

Допустим, ничего подобного в жизни вовремя не случилось, и не только школа, но и вуз остался уже далеко позади, а диплом также далек от журналистики как Альфа Центавра от кентавра. Что тогда? Шансов нет? Да есть, конечно! Было бы желание. Только в этом случае идти в редакцию с пустыми руками и одними только добрыми намерениями – дохлый номер. Нужно иметь хоть какое-то портфолио, хоть какие-то результаты своего труда на журналистском (а не просто литературном!) поприще. Если речь идет о радио, то это запись программы или просто того, как вы способны вести эфир (не важно, что кроме вас этого пока еще никто никогда не слышал), если о телевидении, то подборка сюжетов на разные актуальные темы (пусть и сделанных на любительском оборудовании). Но поскольку в этой книге речь идет о пишущей братии, то нужны публикации. Интернет для этого подходит более, чем замечательно!

Идею заработать, оставляя заказные комментарии на форумах и в соц.сетях можете отбросить сразу. Платят за это копейки, а опыта в журналистике такая работа не прибавляет. На тех же сервисах, которые предлагают работу фрилансерам, можно встретить и более-менее приличные заказы на настоящие статьи. Но вряд ли их будут заказывать тем, кто пять минут как зарегистрировался и еще ничем себя не проявил. Тем не менее, если интересно, можно порезвиться на сайте www.advego.ru или http://freelance.ru . Опытные журналисты по таким расценкам работать не будут, а вот для новичков это неплохая возможность «пробы пера».

Есть еще одна возможность, еще проще. Набрать в поисковике фразу типа «Пришлите вашу статью» - есть огромное количество сайтов, блогов и т.п., где ради обновления контента готовы опубликовать любую более-менее адекватную работу. За это не платят, но и серьезной конкуренции, как правило, нет. Все зависит только от того, насколько статья понравится владельцу ресурса. Чем больше наберете опубликованных статей – тем лучше. Конечно, это не газета, и не Интернет-СМИ, но все же лучше, чем ничего. В любом случае, в первую очередь редактора будет интересовать то, как вы пишите, а не то, где вы публикуетесь.

Немного сложнее будет с резюме. Резюме все равно читают раньше, чем ваши статьи. Поэтому важно написать его так, чтобы ваш опыт выглядел максимально приближенным к журналистике.

Замечательно, что в резюме принято указывать места работы от последнего к первому. Иначе бы должности вроде «ночной сторож», «грузчик» или, не дай бог, «заведующий лабораторией ядерной физики» могли бы и отпугнуть потенциального работодателя. Любой труд заслуживает уважения. Тем более, если человек начинал с чего-то считающегося не очень престижным, учился, развивался и смог кардинально изменить свою жизнь. Но любая работа – это опыт. Он может или приближать к выбранной цели в виде журналистики, или отдалять от нее. Вот допустим, человек полжизни конструировал космические ракеты, а теперь просится работать в глянцевый журнал, освещать светскую хронику. И в тот же журнал приходит резюме от гламурной девочки – студентки жур.фака или хотя бы работающей в близкой к богеме сфере. Даже если конструктор – доктор технических наук (и тем более, если он доктор технических наук!), а девочка – гламурное кисо, у нее шансов больше.

Так что же делать конструктору? В самом начале в разделе «Опыт работы» указывать все издания, в которых он публиковался. Тогда он будет уже не конструктором, решившим вдруг стать журналистом, а журналистом, который еще и в научно-технической тематике разбирается! Редкий кадр! Надо брать!

Если нет возможности указать годы работы на разные издания, сильно при этом не приврав, то лучше даты вообще не указывать. Пусть это будет не совсем по правилам составления резюме, зато так будет более эффективно.

Фото тоже может помочь. Если на фото вы с диктофоном и зеркальным фотоаппаратом на шее, то на подсознательном уровне уже в какой-то мере будете восприниматься как коллега.

Еще один путь – рубрики типа «Ты - репортер», «Народный репортаж» и т.п. на новостных Интернет-порталах. В этом случае можно обойтись и без резюме, но работа должна быть действительно качественной и оперативной. Необходимо самостоятельно находить темы, выбирать наиболее интересные и писать грамотные тексты либо предоставлять качественное (с творческой точки зрения) видео или фото. Впрочем, техническое качество тоже должно быть на высоте. В этом случае есть серьезные шансы на то, что редакция обратит на вас внимание и предложит сотрудничество вначале в качестве внештантника, ну а затем могут уже и в штат взять.

Самый на первый взгляд, простой способ стать журналистом – стать известным блогером. Впрочем, на самом деле занятие это намного сложнее, чем представляется большинству Интернет-пользователей. Поле деятельности тут действительно более широкое – проще выбрать темы, которые интереснее освещать и режим работы. Можно быть блогером-репортером, если нравится быть в гуще событий. Но об этих событиях нужно как-то узнавать либо раньше журналистов, либо одновременно с ними. Пробиваться к месту события будет во многих случаях однозначно сложнее. Одно дело показать редакционную корочку, а другое - хныкать «Дяденька полицейский, я же блогер, это почти тоже самое, что журналист, только без документов, пустите меня, пожалуйста!». Зачастую, не пускают. Впрочем, тут есть небольшая хитрость – познакомиться с журналистами и уговорить кого-то из них провести вас под видом фотографа. Для этого на шее должна быть зеркальная (или хотя бы псевдозеркальная) фотокамера, а на лице – уверенность. На вопрос об удостоверении отвечать, что вы два дня как работаете в редакции, удостоверения еще не сделали, но вот коллега может подтвердить, что все правда. Если бегать не хочется, то можно заняться аналитикой. Неплохо идут рецензии на фильмы и всякие культурные события (если они действительно интересно написаны!) и финансовая аналитика. Тут все довольно просто – сбор материала, отбор нужных сведений и цитат, анализ и оригинальные и логичные выводы. В итоге либо вы станете известным, цитируемым блогером, либо можете гордо именовать себя независимым журналистом и предоставлять записи из своего блога в качестве портфолио.

Шанс устроиться в редакцию даст и опыт работы (официальной!) в пресс-службе. Не важно, что это будет за организация, главное, чтобы были статьи, пресс-релизы и т.п. Эта работа близка к работе журналиста и, кроме того, на вас будет работать стереотип – в пресс-службы в основном берут на работу именно журналистов.


Упражнение 3.

Если у вас совсем нет опыта в журналистике, то



  1. составьте список сайтов, готовых публиковать статьи бесплатно

  2. опубликуйте по 2-3 разных (!) статьи на 3-5 таких сайтах






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница