Школьный стресс



Скачать 63.45 Kb.
Дата01.06.2016
Размер63.45 Kb.
Школьный стресс.

Причины стрессовых ситуаций различны, но организм реагирует на них стереотипно – одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых справиться с предъявляемыми требованиями. Организм человека начинает работать в состоянии повышенной готовности.

Состояние стресса вызывает существенные сдвиги в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах: напрягаются лицо, грудь, живот, учащается дыхание, расширяются кровеносные сосуды. Возникающие при стрессе изменения – это проявления древней оборонительной реакции.

Жизнь современного человека полна проблем, противоречий, конфликтов. В значительной мере их разрушительному действию подвержены дети. Они более ранимы в силу своего психофизиологического развития. Поводов для стресса у детей довольно много. Это наказания и оскорбления, ощущение школьной несостоятельности, физические недостатки, трудности в общении, развод родителей и т.д.

Как правило, дети реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным - через страхи. Наиболее красноречиво о степени психического напряжения и неумении выходить из этого состояния свидетельствуют статистические данные о росте суицидов в последние годы среди детей в два раза.

Самое существенное влияние на характер развития стресса оказывают индивидуальные особенности человека. Такие качества как: оптимизм, чувство юмора, волевые качества, доброжелательность – способствуют преодолению стресса. Важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением и деятельностью – является самообладание. Человек с развитым самообладанием умеет при любых обстоятельствах сохранить ясность ума, подчинить свои эмоции голосу разума. Неслучайно, авторы научно-методических рекомендаций по обновлению содержания и структуры общего среднего образования указывают, что одной из целей образования является необходимость «формирования у учащихся способности к организованной, ритмической учебной и трудовой деятельности… воспитание умения выдержать кратковременные значительные нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями.

Почему такое значение в жизни современного человека придается умению справляться со стрессом? Чрезмерный стресс или дистресс является одним из источников самых серьезных психических и соматических заболеваний, а также обострения уже имеющихся.

Научить противостоять разрушительному действию стресса школьников может такой педагог, который сам владеет приемами «приручения» стресса.

Во-первых, необходимо понять, что такое стресс, научиться распознавать его симптомы и причины;

во-вторых, выбрать оптимальное поведение;

в-третьих, освоить быстрые и простые приемы, устраняющие его причины;

в-четвертых, восстановить утраченный ресурс.

В любой стрессовой реакции выделяют три стадии: тревоги, повышенной устойчивости и истощения. Последняя стадия наиболее опасна развитием, так называемых, стрессозависимых расстройств или психосоматических заболеваний. Когда стресс становится хроническим, врачи называют эту стадию «синдромом сгорания» или «синдромом Мартина Идена».

По каким признакам можно распознать стресс? Стресс - это мобилизация организма, и все, что с ней связано, относится к этим признакам. Различают физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.

Физические признаки – общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее, дрожь или нервный тик, спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, частое мочеиспускание, головные боли, заикание, повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение, сухость во рту, повышенная потливость.

Эмоциональные признаки: беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, путаница мыслей, чувство беспомощности, страх.

Поведенческие признаки: усиленное курение, злоупотребление алкоголем, судорожная еда, постоянная спешка и др.

Последствия стресса у детей и подростков проявляются несколько иначе, чем у взрослых – чаще всего невротическими и эмоциональными расстройствами, нарушениями поведения. Симптомами стресса у детей являются утомляемость, несобранность, безразличие, заикание, ночные страхи, недержание мочи, снохождение и сноговорение, потеря аппетита. Нередко в стрессовой ситуации появляются несвойственные ранее детям трудности в поведении: жестокость, агрессивность, конфликтность со сверстниками, побеги из дома, нежелание учиться.

Родители могут недоумевать по поводу необычных для ребенка лживости, склонности к воровству, стремления к разрушениям, злобности, не догадываясь, что все это следствия стресса. Родителей и педагогов должны насторожить: плохое настроение, вялость, утрата прежних интересов, изоляция от сверстников, бессонница, потеря аппетита, безосновательно низкая самооценка, ощущение вины, ненужности, разговоры о смерти, употребление алкоголя, наркотиков.

Преодолеть стрессовую ситуацию невозможно до тех пор, пока вы не почувствуете, что можете хоть как-то контролировать ситуацию. Немаловажную роль играет и знание своих личностных и стрессогенных возможностей.

Оцените свою стрессоустойчивость с помощью опросника (см. приложение).

Получив информацию о себе, встает вопрос: «Что с ней делать?» Как противостоять тем стрессовым ситуациям, которые как нам кажется, не зависят от нас?

Если сравнить стресс с деревом, то корни – это причины стресса, ствол – наши реакции, крона – симптомы стресса (болезни).

На что мы можем повлиять? (- на причины).

Начните с симптоматики: что вызывает наибольший дискомфорт? Конкретизируйте проблемы и проблемки. Что не нравится? Почему? Что я могу с этим сделать?

Проведем простое исследование. Вспомните самую неприятную стрессовую ситуацию в школе. А теперь заполните таблицу.



Реальность

Рассказ о реальности

Ваши эмоции









Что вы записали в столбике «Реальность»: «он так орал», «она так безобразно себя вела», «его поведение непредсказуемо», «я такая бестолковая».

- все это рассказ о реальности, а в реальности было так: «он громко говорил, размахивал руками», «она вошла и не поздоровалась», «он на уроке корчил рожицы» - а все остальное ваши интерпретации или эмоции.

И так, стресс – это наши личные ощущения, восприятия, интерпретации, эмоции. Стресс порождается нами же, нашей реакцией на ситуацию.

Пример: мне не позвонил любимый человек. Это для меня стресс. А для вас? У нас разное отношение к этой ситуации.

Абстрактного стресса не существует, он всегда привязан к какой-то проблеме. Так в нашей же власти изменить отношение к этой ситуации. Испытывать или не испытывать стресс – ваш выбор. Очень важно вовремя найти причину, которая вас травмирует, и ответить на вопрос: «Почему травмирует?» Нашли причину, здорово! А теперь самое трудное изменить свое поведение, отношение к объекту вызывающему стресс.

Приведу примеры техник регуляции напряжения при общении.

- Подчеркивание общности, а не различий с партнером (сходство интересов. мнений, личностных черт) – «мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации».

- Вербализация, а не игнорирование эмоционального состояния своего и партнера (метафоричная: «чувствую себя как школьник у доски»; косвенная: «согласен, что такой поворот вызывает неприятные чувства»; прямая: «я удивлен», «вы удивлены», «я огорчен», «вы огорчены»).

- Проявление интереса к проблемам партнера, а не демонстрация незаинтересованности.

- Представление партнеру возможности выговориться.

- Подчеркивание значимости партнера, его мнения, а не принижение («ваша идея показалась мне ценной»).

- В случае вашей неправоты немедленное ее признание.

- Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации, а не поиск виноватых.

- Обращение к фактам, а не переход на «личности».

- Спокойный уверенный темп речи, а не резкое его убыстрение.

- Удержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.
Само главное - мы в ответе за все, что происходит с нами, за наши чувства, мысли, за наши взаимоотношения с людьми. Мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способы жить счастливо.

В ситуации, когда нет возможности что-то изменить советуют прибегнуть к следующим приемам антистрессовой защиты.

1. Отвлекайтесь. Важно уметь переключать свои мысли на другой предмет. Если вы думаете о стрессовом событии чрезвычайно много, то он завладевает вами, травмирует вашу психику.

2. Снижайте значимость события. Помните, что истинной причиной стресса являются не люди, не ошибки или несбывшиеся мечты, а то, как вы к этому относитесь. «Нечего себя накручивать. Хватит драматизировать. Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

3. Действуйте. Стресс является очень сильным источником энергии. Мобилизация организма требует действия. Энергию надо разрядить самым простым способом: навести порядок, устроить прогулку или быструю ходьбу, побить мяч или подушку. Любая творческая работа может исцелить от переживаний. (Люди творческих профессий живут дольше).

4. Необходимо научиться приемам расслабления. Для борьбы со стрессом подойдет расслабляющее дыхание: медленный вдох с длинным выдохом; сеанс расслабления в позе кучера, игра на музыкальном инструменте.



Приемов очень много, но не все они универсальны и исполнимы для каждого. Необходимо выбрать наиболее приемлемые для себя и следовать им.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница