Школьный референдум как одно из средств формирования гражданской компетентности социального выбора и социального действия обучающихся



Скачать 106.78 Kb.
Дата01.06.2016
Размер106.78 Kb.
Школьный референдум как одно из средств формирования

гражданской компетентности социального выбора и социального действия обучающихся.

Обобщение опыта работы Дьяковой Елены Владимировны, учителя истории и обществознаня МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа»

2012-2013 учебный год
В современном обществе становится актуальной проблема готовности человека к выбору и самостоятельному действию в разных сферах жизнедеятельности. К сожалению, в условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, крайне низкой стала политическая культура всего населения России, молодежи, в частности. А ведь от уровня гражданского образования и воспитания, от знания обучащимися основ демократии, основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка во многом будет зависеть дальнейшее становление нашего гражданского общества и правового государства. В нашей школе реализуется целевая программа воспитания базовых национальных ценностей, направленная в том числе на формирование у учащихся компетентностей в гражданско-правовой сфере. Одними из составляющих таковых являются компетентность социального выбора и социального действия. Компетентность социального выбора – это способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Компетентность социального действия – это способность, связанная с задачами реализации сделанного выбора, принятого решения. В рамках реализации данной программы Советом учреждения было предложено провести школьный референдум.

Референдум – одна из форм прямого (непосредственного) участия граждан в управлении государством. Значение референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность воздействовать на формирование политики, как в органах государственной власти, так и на местном уровне. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность контроля за волеизъявлением гражданина. На референдум выносится актуальный вопрос, требующий всенародного решения. Этот вопрос не должен ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека или гражданина. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ. Задача школьного референдума - максимально приблизить условия проведения к настоящему референдуму, чтобы учащиеся научились самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности, в первую очередь, пользоваться избирательным правом. В дальнейшем такой опыт участия в школьном референдуме пригодится во взрослой жизни, когда, став полноправными гражданами государства, выпускники будут выполнять свой социальный выбор, гражданский долг. Школьный референдум предлагает выявить волю ученического коллектива, организовать школьную жизнь вместе со школьниками, учесть их потребности и интересы. Школьный референдум - это форма коллективного осмысления своих собственных желаний.

На референдум могут выноситься вопросы:

- порядок в школе;

- взаимоотношения в школе;

- методы учебной работы;

- книжное и техническое обеспечения;

- взаимоотношения учителей и учащихся;

- организация свободного времени;

- способы распределения некоторых денежных фондов и пр.

Вопрос, вынесенный на наш референдум, был актуален для жизнедеятельности всего школьного коллектива: возникла необходимость в изменении правил для обучающихся в связи с новыми требованиями в области образования и образовательных услуг.

Правила для обучающихся устанавливают нормы поведения обучающихся в здании и на территории школы. Цель правил – создание рабочей обстановки, способствующей успешной учёбе каждого обучающегося, воспитанию уважения личности к её правам, развитию культуры и навыков общения.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Единственный вопрос, на который должны были дать ответ участники школьного сообщества в ходе референдума: «Я принимаю правила для обучающихся: да или нет».

В ходе законотворческой деятельности наше школьное сообщество столкнулось с проблемой: как создать условия для прямого участия всех учеников, учителей и работников школы в подготовке и принятии внутришкольных законов, как сочетать прямое участие в законотворческой деятельности и представительство.

Мы прошли несколько этапов подготовки и принятия правил для обучающихся:

Первый этап-изучение общественного мнения о проблемах учеников и учителей в той сфере школьной жизни, которую будут регулировать правила. На рефлексии шло обсуждение вопросов: “Что в школе не должно быть?”. Была проведена “инвентаризация детских обид”, а также определено, какие права учителей, учащихся, родителей, нарушаются, и собраны предложения.

Второй этап – работа над проектом Правил для обучающихся, которую осуществил Совет обучающихся совместно с заместителем директора по воспитательной работе Долговой Т.А. В начале 2012 г. был подготовлен проект Правил. Затем он рассматривался на Совете учреждения, были внесены предложения и дополнения.

Третий этап - организация широкого обсуждение проекта Правил во всех классах (с 1-го по 11-й), в педагогическом коллективе, с родителями. В ходе обсуждения острые дискуссии развернулись по пункту 4 проекта Правил для обучающихся – правила пользования мобильным телефоном. Многим казалось, что запрет на использование громкого режима вызова и прослушивания мелодий, фото- и видеосъёмка, аудиозапись без согласия окружающих – это покушение на свободу личности. Органам самоуправления, педагогам пришлось вести разъяснительную работу среди других обучающихся, доказывая, что как бы мы не стремились к свободе, полной безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Включив на полную громкость музыку в сотовом телефоне, человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других (жаждущих тишины или предпочитающих другие музыкальные стили). Противникам этого пункта предлагалось поставить себя на их место, делалась ссылка на Всеобщую Декларацию прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Возникали разногласия по поводу сменной обуви, стиля одежды, дежурства по классам, ответственности за нарушение Правил поведения. Толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, готовности к сотрудничеству – этому училось школьное сообщество, обсуждая проект правил для обучающихся. Результатом совместной деятельности стал документ «Правила для обучающихся МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа».

Данная форма работы способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции. Только тогда, когда ученикам позволят активно принимать участие в жизни школы, они будут чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

Такого рода обсуждения и высказывания своей позиции должны использоваться чаще, ведь именно таким путём учителя и ученики могут достигнуть гармонии в школе.

Таким образом, простая модель организации ученического самоуправления обеспечивает высокую эффективность его деятельности. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления.

Четвёртый этап – создание инициативной группы и подготовка референдума. В нашей школе накоплен богатый опыт по организации общешкольных мероприятий интеллектуальной направленности, в организации которых главная роль отводится старшеклассникам. Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой - это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл.

Реализуя предметный подход через элективные курсы: “Основы потребительской культуры” для 10-11 классов, “Политический круиз” для 11 класса, подростки не только получают правовую информацию, но и приобретают опыт осмысления норм права, создания норм и правил жизни, опыт соблюдения и отстаивания прав человека. Именно одиннадцатиклассники вошли в инициативную группу по подготовке и проведению школьного референдума.

Инициативная группа вела разъяснительную работу среди других будущих участников референдума по означенному выше вопросу, организовывала его подготовку и проведение, расписала роли участников. Был оформлен специальный информационный стенд.

Из числа учащихся 10-11классов, а также педагогического состава общеобразовательных учреждений была создана избирательная комиссия референдума (7 человек). Наблюдатель – Петрова И.А, студентка исторического факультета ВГПУ на педагогической практике.

Избирательная комиссия референдума объявила порядок проведения референдума. Определила место его проведения – 13 кабинет МОУ «Малечкинская сош»; время проведения – 2 марта 2012 года; часы работы избирательного участка – 9.00 – 14.30.

Между членами комиссии распределили роли: председатель комиссии референдума –Ганичева Д.С., ученица 10 класса, заместитель председателя – Сидорова Н.С., обучающаяся 11 класса, секретарь – Дьякова Е.В., учитель.

Ознакомление с памятками участников референдума.

Памятка для членов избирательной комиссии.

1. Составление списков избирателей по установленной форме.

2. Подбор информационных материалов о выборах и размещение их на информационном стенде.

3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования.

4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке.

5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах.

6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом.

7. Обеспечение порядка на избирательном участке.

8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя.

9. Корректное поведение членов избирательной комиссии.

Памятка для наблюдателей.

Проверьте до начала голосования:

- наличие бюллетеней и письменных принадлежностей;

- был ли пустым избирательный ящик до того, как его опечатали;

- обеспечивают ли кабины тайну голосования;

- поставлены ли в бюллетени 2 подписи и печать избирательной комиссии.

Проверьте в ходе голосования:

- вовремя ли началось голосование;

- в день выборов на избирательном участке должна отсутствовать агитационная литература и устная агитация;

- требуется ли от избирателей предоставление документа, удостоверяющего личность;

- ставят ли избиратели подписи при получении избирательного бюллетеня;

- избиратели голосуют только за себя?

- спокойно ли (без инцидентов) проходит голосование;

- обеспечивается ли тайна голосования.

Проследите в ходе подсчёта голосов:

- вовремя ли прекратилось голосование;

- избирательный ящик вскрывается в присутствии избирательной комиссии и наблюдателей;

- подсчёт голосов ведётся в присутствии наблюдателей;

- принимается ли решение о признании бюллетеней не действительными;

- составляется ли протокол с подписями всех членов избирательной комиссии.

5 этап – проведение референдума, подсчёт голосов.

После объявления председателем комиссии референдума о начале работы, всем присутствующим - членам комиссии референдума, наблюдателям и участникам референдума -предъявляют пустые ящики для голосования. Затем их опечатывают: Участники получают под роспись бюллетени для голосования на референдуме. Происходит процедура голосования. В числе участников референдума - учащиеся 3-11 классов, учителя, работники школы.

Детям (начальная школа) - участникам референдума могут оказывать помощь при заполнении бюллетеня члены избирательной комиссии.

Бюллетень для голосования на референдуме заполняется путем проставления любого знака (галочка, крестик) в одном из квадратов с обозначением «ДА» или «НЕТ».

Яркие лозунги «Сделай выбор сейчас!», «Я – будущий избиратель!» и другие - на стенах школы призывали юных малечкинцев выразить свою волю. Порядок на избирательном участке обеспечивали восьмиклассники.

После окончания голосования вскрываются урны, составляются протоколы об итогах голосования, определяются результаты референдума в каждой школе, где располагался участок школьного референдума. Результаты оглашаются.

141 человек принял участие в референдуме.85% (120 человек) одобрили принятие правил дл яобучающихся, 14% (20 человек) – нет. Один избирательный бюллетень оказался испорченным. Итоги референума были озвучены в школе, помещены на информационный стенд, в газете «Сельская новь» за 15 марта 2012( статья Председателя избирательной комиссии Ганичевой Дарьи «Волеизъявление в Малечкинской школе».

Наше школьное голосование стало своего рода первым шагом во взрослую жизнь, возможностью выразить активную жизненную позицию.

Воспитание патриота, гражданина - непростая задача. Подросток должен обладать определенными знаниями (о правах человека, государстве, выборах, роли общественных организаций). Ему надо овладеть многими умениями: критически мыслить, отстаивать свою позицию, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, участвовать в обсуждение разных проблем. Ему нужно выработать в себе такие качества, как уважение прав других, толерантность, умение договариваться и идти при этом на разумные компромиссы (учителя с большим опытом работы, наверное, помнят, что были времена, когда от детей требовали другого – бескомпромиссности и непримиримости к инакомыслию!). Сегодня важнейшая цель воспитания – гуманистическая социализация школьников, подготовка их к служению гуманистическим идеалам. Ведь сегодня, как никогда, требуется возрождение у взрослых и детей чувства принадлежности к сообществу.

Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.

Литература:


1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

3. Всеобщая декларация прав человека, ООН

4. Байч С.Ю. «Деловая игра «Выборы» – http://festival.1september.ru 2008-2009.

5. Школьный референдум - http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title

6. Беляева Н.К. «Деловая игра «Главное не победа, а участие» – http://festival.1september.ru 2008-2009.





Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница