Школьная научно-практическая конференция



Скачать 213.44 Kb.
страница1/4
Дата22.02.2016
Размер213.44 Kb.
  1   2   3   4
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ - 2011



КТО ТЫ БАБА-ЯГА?

.

Автор исследования:



Южакова Анастасия

Алексеевна,

обучающаяся 4 «А» класса

МАОУ СОШ №1

г. Заводоуковска

Руководитель: Кащеева

Светлана Константиновна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1

г. Заводоуковска.

Заводоуковск.

«Кто ты Баба-Яга?»

Южакова Анастасия Алексеевна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

4 «А» класс.
Краткая аннотация.

Данная исследовательская работа предполагает изучить образ Бабы-Яги в русских народных сказках и мультфильмах.

Узнать, как появилась Баба-Яга, выяснить значение имени, описать её облик, изучить характер. Исследовать какие поступки совершает Баба-Яга: хорошие или плохие. Определить добро или зло несёт в себе этот образ.

Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что Баба-Яга в разных сказках и мультфильмах может быть разной.

«Кто ты Баба-Яга?»

Южакова Анастасия Алексеевна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

4 «А» класс.


Аннотация.

Я очень люблю читать книги. Особенно мне нравятся сказки, где главной героиней является Баба-Яга. Мне казалось, что Баба-Яга злая и вредная ведьма и колдунья.

Но когда я прочитала книгу «Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги», где я увидела, что в первой части Баба-Яга злая, вредная, а во второй части она добрая, встречает гостей, дарит им подарки. Мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.

Мы задумались над этим вопросом и решили провезти исследование.

Перед собой мы поставили цель:

исследовать образ Бабы Яги в русских народных сказках, мультфильмах и определить добро или зло несёт в себе этот образ.

Для реализации поставленной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. Выяснить, как появился образ Бабы-Яги.

2. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.



3. Определить, какие поступки: хорошие или плохие совершает Баба Яга в сказках и мультфильмах.

4. Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге.

Гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной: и доброй и злой.

Предмет исследования: Образ Бабы Яги.

Объект исследования: художественные произведения, мультфильмы с участием Бабы Яги.

Методы исследования:

  1. Теоретическое исследование;

  2. Анализ;

  3. Сравнение;

  4. Анкетирование;

  5. Собеседование;

  6. Обобщение.

Этапы исследования:

1 этап: сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги.

2 этап: чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и авторских сказок; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги.

3 этап: анализ её поступков; составление таблиц.

4 этап: анкетирование среди одноклассников и учителей школы.

5 этап: сопоставление результатов своего исследования и результатов анкетирования одноклассников и учителей.

6 этап: выводы по результатам исследования.

В ходе исследования мы доказали истинность выдвинутой гипотезы о том, что Баба- Яга может быть разной: и доброй и злой.

План исследования.

Исследования по теме «Кто ты Баба-Яга?» мы начали в октябре 2011 года со сбора и классификация литературы с участием Бабы Яги.

В ноябре мы работали со статьями в энциклопедиях о Бабе Яге; изучали статьи в толковых словарях; читали русские народные и авторские сказки; просматривали фильмы и мультфильмы с участием Бабы Яги.

В декабре работали с Интернет ресурсами.

В январе 2012 года мы провели анкетирование среди ребят четвертых классов и педагогов нашей школы.

В феврале проанализировали результаты своего исследования и анкетирования и сделали выводы.

«Кто ты Баба-Яга?»

Южакова Анастасия Алексеевна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

4 «А» класс.

Аннотация.

Я очень люблю читать книги. Особенно мне нравятся сказки, где главной героиней является Баба-Яга. Мне казалось, что Баба-Яга злая и вредная ведьма и колдунья.

Но когда я прочитала книгу «Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги», где я увидела, что в первой части Баба-Яга злая, вредная, а во второй части она добрая, встречает гостей, дарит им подарки. Мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.

Мы задумались над этим вопросом и решили провезти исследование.

Перед собой мы поставили цель:

исследовать образ Бабы Яги в русских сказках, мультфильмах, фильмах и определить добро или зло несёт в себе этот образ.

Для реализации поставленной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. Выяснить, как появился образ Бабы-Яги.

2. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.



3. Определить, какие поступки: хорошие или плохие совершает Баба Яга.

4. Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге.

Гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной: и доброй и злой.

Предмет исследования: Образ Бабы Яги.

Объект исследования: художественные произведения, мультфильмы с участием Бабы Яги.

Методы исследования:

  1. Теоретическое исследование;

  2. Анализ;

  3. Сравнение;

  4. Анкетирование;

  5. Собеседование;

  6. Обобщение.

Этапы исследования:

1 этап: сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги.

2 этап: чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и авторских сказок; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги.

3 этап: анализ её поступков; составление таблиц.

4 этап: анкетирование среди одноклассников и учителей школы.

5 этап: сопоставление результатов своего исследования и результатов анкетирования одноклассников и учителей.

6 этап: выводы по результатам исследования.

Баба Яга, самый древний, загадочный и любимый всеми сказочный образ.

Её имя состоит из двух слов: баба и яга.

В толковом словаре русского языка И. Ожегова(с.33) мы прочитали толкование слова «баба»- это замужняя женщина, или бабушка.

А в «Большом иллюстрированном толковом словаре русского языка» В.Даля даётся толкование:

«Яга, ягая, ягавая»- род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.(стр. 347)

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля словаре мы прочитали (т. №1, стр 32)

Баба-Яга – сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны.

В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению.

В книге В. П. Аникина «К мудрости ступенька» (стр. 41-45 ) мы прочитали, что



Ба́ба - Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. Она живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами.

По одной из версий, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир. Живет на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. В пользу этой гипотезы говорят такие детали.

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Умерших хоронили ногами к выходу, и если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».

Сама Баба-Яга - страшная, злая, слепая, волосы расплетенные, косматые, нос в потолок врос. Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. В сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

Раньше был обычай: когда умершего, везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, жившие вдали от поселений, в лесу.

Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате напоминает обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату, и трижды всовывали в горячую печь. Затем его разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - могущественную богиню или мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась обрядом «посвящения в полноправные члены общины». Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому этого обряда боялись, особенно мальчики и их матери.

Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес, жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание. По мере развития земледелия этот обряд исчез. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, перешёл в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева).

Таким образом, мы видим, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

Бабу Ягу чаще всего можно увидеть на страницах русских народных сказок.

Какой предстаёт перед нами Баба Яга в этих сказках? Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот образ или отрицательный? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитали русские народные и авторские сказки, просмотрели фильмы и мультфильмы с участием Бабы-Яги. (приложение 1):


  1. Марья –Моревна.

  2. Сказка про Василису Прекрасную.

  3. Василиса Прекрасная.

  4. Баба-Яга.

  5. Баба Яга и заморышек.

  6. Золотой конь.

  7. Гуси-лебеди.

  8. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

  9. Царевна – Лягушка.

  10. Пёрышко Финиста Ясна- сокола.

  11. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

  12. Заколдованная королевна.

13.Иван Свитанник.

14.Пилипка-сынок.

Во всех сказках, мне кажется, Баба Яга выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...»

«Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос».

«Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки».

Баба-Яга - повелительница зверей. Все у неё в подчинении ходят. Верно, служат ей серые волки, гуси-лебеди, рыбы, кот. И сама Баба-Яга имеет способность обращаться в разных птиц и зверей.

А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги.

Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги.



В «Сказке о молодильных яблочках и живой воде»: «… Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату - и наезжает на избушку…»

Значит, живёт Баба Яга очень далеко в дремучем лесу, в самой чаще, куда непросто попасть.

Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место?

В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь.

Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке «Гуси-лебеди», а бывает, их заманивают туда помощники Бабы Яги. Так было в фильме «Золотые Рога».

Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла, девочки из сказки «Золотые Рога» пошли туда, куда запретила им мама. И брат их оказался у Яги тоже из-за того, что ослушался маму. В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним.

Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга».

Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? И всех она сначала напоит, накормит и спать уложит. Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. У нее есть волшебные предметы, которыми она дает героям сказок.

Получается, что в данных ситуациях Баба Яга добрая, мудрая – она помогает тем, кто обратился к ней за помощью.Даёт советы, как везти себя герою. Например; в сказках: «Марья Моревна», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, их заставляет выполнить какие-либо задания. Например, в сказке «Марья–Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!"

В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»

В сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга она помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.

А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь….». И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.

Получается, что в русских народных сказках одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги.

Проанализировав сказки, мы составили такую таблицу:


«Баба Яга в русских народных сказках»


Название сказки


Поступок Бабы Яги

Хороший или плохой поступок

Терешечка

Хотела съесть Терешечку

Плохой

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича

Плохой

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису

Плохой

Сказка про Василису Премудрую

Помогла Иванушке найти Василису

Хороший

Баба Яга

Хотела съесть девочку

Плохой

Баба Яга и заморышек

Хотела всех погубить

Плохой

Золотой конь

Рассказала, как достать гусли

Плохой

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Плохой

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Хороший

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Хороший

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Хороший

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Помогла Андрею-стрелку

Хороший

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Хороший

Иван Свитанник

Хотела выколоть глаза Ивану

Плохой

Пилипка-сынок

Хотела съесть Пилипку

Плохой

Кроме русских народных сказок, Баба-Яга встречается и в авторских сказках, фильмах и мультфильмах. Какой предстает Баба-Яга в них? Чтобы ответить на этот вопрос мы прочитали и просмотрели следующие сказки, фильмы и мультфильмы:



  1. Морозко.

  2. Золотые рога.

  3. Новогодние приключения Маши и Вити.

  4. Книга мастеров.

мультфильмы:

  1. Летучий корабль.

  2. Ивашка из дворца пионеров.

  3. Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги.

  4. Ну, погоди! (выпуск 16).

  5. Добрыня Никитич и Змей Горыныч.

  6. Бабка Ёжка и другие.

авторские сказки:

1.Э. Успенский. Вниз по волшебной реке.

2.К. Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане.

3.А.Ремизов. Светящиеся черепа.

4.Е. Шварц. Два клёна.

Проанализировав поведение Бабы –Яги, мы составили таблицу:



«Баба Яга в современных авторских сказках, фильмах и мультфильмах»

Название мультфильма/фильма

Поступок Бабы Яги

Плохой или хороший поступок

Морозко

Хотела погубить героев

Плохой

Золотые рога

Похитила дочерей Евдокии и превратила их в ланей

Плохой

Новогодние приключения Маши и Вити

Хотела съесть Машу и Витю

Плохой

Летучий корабль

Сказали заклинание

Хороший

Ивашка из дворца пионеров

Хотела съесть Ивашку

Плохой

Домовёнок Кузя

Заботилась о Кузе

Хороший

Ну, погоди!

Веселила героев

Хороший

Бабка Ёжка и другие

Заботилась о девочке, которую нашла

Хороший

Книга мастеров

Дала живую воду

Хороший

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Хотела погубить Забаву

Плохой

Э.Успенский. Вниз по волшебной реке

Помогла главным героям

Хороший

К.Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане

Помогла главным героям

Хороший

А.Ремизов. Светящиеся черепа

Хотела погубить девочку

Плохой

Е. Шварц. Два клёна

Заколдовала сыновей Василисы работницы

Плохой

Каталог: 2012-2013
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «технология социальной работы»
2012-2013 -> Для тех, кто хочет знать больше Мы рекомендуем следующие книги: Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология организаций»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования»
2012-2013 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы по защите и охране детства»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница