Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами Диссертация на соискание учёной степени кандидата медицинских наук



страница1/13
Дата22.02.2016
Размер1.62 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Российская Академия Медицинских Наук

Научный Центр Психического Здоровья



На правах рукописи




Шмакова Ольга Петровна


Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами




Диссертация на соискание учёной степени

кандидата медицинских наук



Специальность

14.00.18 - «Психиатрия»


Научный руководитель:

доктор медицинских наук

профессор Н.А. Мазаева


Москва 2004


Оглавление

Введение…………………………………………………......………………...…3 -12 Глава 1. Обзор литературы………………………………......…...….…….....13 – 45

1.1 История изучения вопроса.............................................................................13-33


1.2 Современное состояние проблемы...............................................................33-43

1.3 Вопросы коррекции школьной несостоятельности....................................43-45

Глава 2. Характеристика материала. Методы исследования…….................46- 59

Глава 3. Сравнительный анализ подгрупп пациентов, обучавшихся в стандартных и щадящих условиях……………………………….....….... ...60 - 104

3.1 Клиническая характеристика подгруппы обучавшихся в стандартных условиях (А).......................................................................................................63- 72

3.1.1 Предпосылки успешного преодоления школьных нагрузок пациентами с психическими расстройствами............................................................................72- 73

3.2 Клиническая характеристика подгруппы обучавшихся в щадящих условиях (В)........................................................................................................................73-88

3.2.1 Формы и длительность щадящего обучения ........................................88-97

3.2.2 Взаимосвязь школьной несостоятельности с периодами обучения .............................................................................................................................97-101

3.2.3 Школьная дезадаптация и детско- подростковые возрастные

кризисы............................................................................................................102-104



Глава 4. Варианты школьной дезадаптации……………………...…….105 -114

Глава 5. Лечебно - педагого - реабилитационная помощь психически больным детям и подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе...............................................................................................................115- 130

Заключение…………………………………………… …….….............…131 - 143

Выводы……………………………………………………….…….........…144 - 147

Список литературы…………………………………………….............…148 - 182

Приложение №1: Дополнительные рисунки и таблицы.............................183-191

Приложение №2: «Карта оценки степени выраженности проявлений школьной дезадаптации»…………………………………….........................................192-193

Приложение №3: Клинические иллюстрации.............. ……………...….194- 208

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Психическая адаптация, по мнению Ю.А. Александровского (1976), есть «результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием...». В рамках био- психо- социальной модели генеза психических расстройств (И.Я.Гурович, Я.А. Сторожакова, 1998; М.М. Кабанов, 1998; Т.Б. Дмитриева, 1999; А.Б. Холмогорова, 2002), признаваемой в последние годы всё большим количеством авторов, изучение проблем адаптации индивидуумов, анализ факторов, влияющих на уровень и качество приспособленности, исследования реадаптационных механизмов представляются чрезвычайно актуальными. Социальная адаптация, являющаяся комплексным, полифакторным, динамичным феноменом, включает средовую, семейную, микросоциальную, групповую и некоторые другие составляющие.

Для пациентов детского и подросткового возрастов одним из наиболее существенных аспектов социальной адаптации является адаптация в школе, понимаемая нами как приспособленность к процессу обучения и пребывания в образовательном коллективе. Школьная деятельность - основной род занятий данной возрастной группы и важнейший фактор, оказывающий многостороннее влияние на развитие личности психически нездоровых пациентов, течение и формы проявлений психических расстройств.

Начиная с 60-х годов ХХ века проблема школьной адаптации / дезадаптации детей и подростков, страдающих психическими расстройствами, привлекала повышенное внимание исследователей и разнопрофильных специалистов, трудившихся в этой области. Многие отечественные и зарубежные учёные публиковали работы, анализирующие причины, проявления, динамику, методы коррекции школьной неуспешности (В.В. Ковалёв, 1973,1984; Г.К. Ушаков, 1973; Л.Н. Винокуров, 1974; Е.М. Экелова- Багалей, 1974, 1984; М.О. Тааль, 1978; М.С. Логинова, 1983; М.Ш. Вроно, 1984; В.Е. Каган, 1984; Э.М. Александровская, 1988; С.М. Громбах, 1988; R.Lempp, 1967, 1981; H.R. Myklebust, 1975; S. Farnham- Diggory, 1978; P.J. Accardo, 1980; E.V. Berger, 1980; M.H. Friedrich, 1980; Lewin C., 1980; F. Mattejat, 1981; M. Schlicksbier, 1984; U. Dahlke, 1985 и др.). Признавая многозначность её этиологии, большее внимание в тот период исследователи уделяли биологическим факторам (интоксикации, инфекции, травмам, резидуально- органическим расстройствам, минимальной мозговой дисфункции с синдромами дефицита внимания, гиперактивностью и др.).



Глава 3. сравнительный анализ подгрупп пациентов, обучавшихся в стандартных и щадящих условиях
Глава 4. варианты школьной дезадаптации
Вострокнутов н.в.
Сухотина н.к.
Успеваемость

Каталог: siteconst -> userfiles -> file
file -> Ьное государственное бюджетное учреждение «научный центр психического здоровья» российской академии медицинских наук
file -> Клиническая картина психических расстройств и особенностей психического развития у детей, подвергшихся сексуальному насилию
file -> Нарушения формирования навыков жизнедеятельности у подростков и лиц юношеского возраста, с детства страдающих хроническими психическими расстройствами
file -> Психические расстройства у детей, впервые госпитализированных по поводу гемобластозов
file -> Психиатрия – это пот, кровь и слезы (Воспоминания о А. В. Снежневском)
file -> А. В. Снежневский клиническая психиатрия (избранные труды) к 100-летию со дня рождения
file -> Психосоциальная терапия в комплексном лечении больных с первым приступом юношеского эндогенного психоза
file -> Академия медицинских наук СССР
file -> Научный центр психического здоровья российское общество психиатров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница