Школа и родители: этапы развития социального партнерства



Дата27.05.2016
Размер71.5 Kb.
Опубликовано:

Журнал «Директор школы», N4/2007 C.83-88
Ирина ХОМЕНКО
ШКОЛА И РОДИТЕЛИ:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Однако в большинстве публикаций на эту тему культивируется идея создания Попечительских (или управляющих) советов, различных формальных и неформальных общественных объединений, призванных помочь школе выполнять свои прямые обязанности. Иными словами, государство пытается в очередной раз реализовать в общем-то перспективную идею исключительно за счет увеличения числа контролирующих школу органов. То есть, пытается эту идею в прямо смысле оФОРМить, придать форму.

Многие директора школ вынуждены отчитываться перед районным и городским начальством о наличии у них этих самых «демократических структур», так как без этого «наличия» невозможно ни получение грантов, ни победы в конкурсах, ни участие в крупных государственных проектах.

Но так ли уж важно, чтобы полноценность образовательного процесса была подтверждена «формальными признаками демократии»? К этому ли надо стремиться? Не секрет, что в России есть немало школ, куда родители мечтают отдать своих детей, и в этих школах напрочь отсутствуют какие бы то ни было «управляющие советы». Более того – эти родители имеют счастливую возможность спокойно заниматься своей работой, будучи уверенными, что их чадо получит достойное образование.

Таким образом, необходимо разграничить две проблемы – создание полноценно функционирующего образовательного учреждения и создание демократической структуры в образовательном учреждении. Как показывает практика, эти две вещи могут и не совпадать.

Цель данной статьи – представить механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

По моему глубочайшему убеждению, попечительские советы (или иные формальные структуры) могут быть исключительно итогом работы школы с родителями (социумом), а никак не их целью или – тем более – началом. Поэтому любой руководитель образовательного учреждения должен ясно представлять себе этапность такой работы и ее основные проблемы. Оговоримся сразу, что речь идет о тех руководителях, которые хотели бы выстроить именно партнерские отношения с родителями, т.е., отношения с разделенной ответственностью за конечный результат.


В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.(См.Схему 1)
Первый этап ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.

Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы. (Рост конкурса в кадетские училища демонстрируют эту родительскую обеспокоенность достаточно явно).

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временнЫе, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д..

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Как правило, у каждой школы есть некое представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле школы, в специальном буклете и т.д.).

Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Такой подход позволит обеим сторонам избежать многих конфликтов в дальнейшем. Как показывает практика, многие недоразумения возникают не от того, что «школа плохая» или что «ребенок плохой», а из-за того, что они просто не подходят друг другу. Именно поэтому большинство проблем между школой и ребенком решаются переходом ученика в другую школу. ДРУГУЮ.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.


Второй этапСОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада – т.е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов1:


  • Соблюдение этических норм и договоренностей

  • Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие)

  • Продуктивность

Рассмотрим последние два фактора более подробно, так как первый, на мой взгляд, не нуждается в дополнительных комментариях.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье.2 В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на один-единственный вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся?

Если семья ощущает эту заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.



Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители – люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие – вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.

Перечислим основные виды совместной деятельности образовательного учреждения и семьи и те «продукты», которые могут быть получены в результате.




Деятельность

«Продукт»

1 - Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

2 - Проектирование образовательного процесса

3 - Реализация образовательного процесса

4 - Взаимоподдержка



модели, концепции, ресурсы
образовательные программы
мероприятия

психологический комфорт партнеров



Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т.д.). В этот же вид деятельности входит и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

Особо нужно сказать о таком виде совместной деятельности как взаимоподдержка. Естественно, что инициатива здесь должна исходить от педагогов (как от людей, владеющих специальными знаниями об эффективной коммуникации). Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическую поддержку какому-то педагогу, сотруднику, другому ребенку. Как правило, людям приятно, когда они делают что-то полезное для других.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей (см.выше) и мониторинг. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы» или «совещания», на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы». Необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены «зоны ответственности» каждой из сторон. (См.предыдущую статью о классификации типов отношений ОУ к родителям).

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.


Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание Попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.
Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.




Схема 1.Этапы развития социального партнерства



СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

(И.А.Хоменко)


1 Шо.Р.Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность проявление заботы. М., 2000.

2 Подробнее см. Директору школы о сотрудничестве с родителями. –М.,Изд.: «Сентябрь», 2001.

Каталог: zip
zip -> Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области Доклад
zip -> Основные принципы хорошей работы памяти Из книги Д
zip -> Сборник статей к 70-летию Станислава Грофа под редакцией Козлова В. В., Майкова В. В
zip -> Аннотация
zip -> Информация о писателях Наринэ Юрьевна Абгарян
zip -> Библиотеки г. Пскова приглашают на Декаду знаний
zip -> Зеркало мудрости человеческой. Выпуск 2 В. Н. Пупышев Основы тибетской медицины
zip -> Физическая реальность
zip -> Практический курс гипп «школа журналистики» продающие тексты в сми 16-17 октября 2015 года
zip -> Техники медитации в учении Гурджиева Содержание Нормативная часть


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница