Шкалы оценки влияния травматического события



Скачать 149.74 Kb.
Дата23.05.2016
Размер149.74 Kb.
Шкалы оценки влияния травматического события.
Васильева А. ОЗОН- центр для детей, переживших насилие//Женщина Плюс. 1998г. №3.
http://www.owl.ru

Первый вариант ШОВТС (Impact of Event Scale — IES) был опублико­ван в 1979 г. Горовицем с соавторами (Horowitz M. J., Wilner N. et. al, 1979). Созданию этой шкалы предшествовали эмпирические исследования Горовица. Первое было посвящено изучению взаимосвязи вообра­жения и стрессовых расстройств, которое показало, что навязчивые образы сопутствуют травматическому опыту. Второе его исследование было направлено на анализ симптомов и поведенческих характеристик для поиска стратегий индивидуального лечения в зависимости от раз­личных стрессоров, таких как болезнь, несчастный случай, утрата лю­бимого человека. Эта работа привела к созданию опросника IES (Impact of Event Scale).
Опросник состоит из 15 пунктов, основан на самоотчете и выявля­ет преобладание тенденции избегания или вторжения (навязчивого воспроизведения) травматического события. Следующий этап иссле­дований заключался в выявлении, клиническом описании и проверке противостояния этих двух тенденций в процессе краткой терапии. Ре­зультаты исследований привели Горовица к теоретическим представ­лениям о существовании двух наиболее общепринятых специфиче­ских категорий переживаний, возникающих в ответ на воздействие травматических событий.

К первой категории относятся симптомы вторжения — термин «вторжение» (intruision — англ.) иногда переводится как «навязыва­ние» — включающие ночные кошмары, навязчивые чувства, образы или мысли.


Ко второй категории относятся симптомы избегания, включающие попытки смягчения или избегания переживаний, связан­ных с травматическим событием, снижение реактивности.

Основываясь на своих взглядах по поводу реагирования на травматические стрессоры, Горовиц (Horowitz M. J., 1976) определил реакции, кото­рые входят в сферу вторжения и избегания. Эти симптомы являлись первоначальной областью измерений IES. Анализируя связи между травматическими жизненными событиями и последующими психоло­гическими симптомами, которые могли проявляться в течение долго­го времени, Горовиц с соавторами отметили, что зачастую изучение этих реакций смешивалось либо с экспериментальными физиологи­ческими измерениями, либо с самоотчетом по более общим показате­лям тревожности, определяемым, например, с помощью шкалы тревоги, разработанной Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale) (Taylor J. A., 1953).

Преимущество IES, представленного Горовицем, состояло в том, что содержание самоотчета было привязано к специфическим жизненным событиям, а также в специфике измеряемых показателей. Необходимо отметить, что публикация IES предшествовала изданию 3-й редакции Американского диагностического стандарта для психических наруше­ний {Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — DSM-III; АРА, 1980) и официальному принятию «посттравматического стрессового расстройства» (ПТСР) в качестве самостоятельной нозологической еди­ницы. Можно сказать, что данные, собранные при помощи IES, опреде­ленным образом подтвердили выделение ПТСР как диагностической категории. По сути, IES выявлял В и С критерии диагностики ПТСР.

В первоначально полученных данных (Horowitz et al., 1979), был про­веден кластерный анализ ответов 66 человек, находящихся на амбула­торном лечении, связанном с их реакцией на стресс, вызванный тем или иным травматическим событием.

Полученные данные подтверждают существование гомогенных кластеров пунктов, характеризуемых при помощи вторжения и из­бегания (а-Кронбаха для вторжения = 0,79, для избегания = 0,82).

Тест-ретестовая надежность в данном исследовании была удовлетворительная, с коэффициентами 0,87 для вторжения и 0,79 для из­бегания.

Чувствительность к изменению была подтверждена показателями изменения в популяции, а также и тем, что были выявлены различия в реакции на травматические стимулы разной степени тяжести. В 1982 г. Н. Зильберг с соавторами (Zilberg N. J., Weiss D. S., Horowitz M. J., 1982) провели тщательную проверку воспроизводимости и кросс-культурную валидизацию психометрических характеристик IES.

Они изучи­ли 35 амбулаторных пациентов с патологическим горем и сравнили их с 37 испытуемыми-добровольцами, которые также пережили смерть родителя, но не проходили специального лечения (Horowitz et al., 1984).

Обе группы оценивались три раза.

Пациенты:

1) в начале исследова­ния перед началом курса лечения;

2) через 4 месяца после окончания  лечения;

3) через 12 месяцев после окончания ограниченной по времени психотерапии.

Группа добровольцев оценивались сходным об­разом:

1) перед началом исследования, которое проводилось по про­шествии 2 месяцев после утраты;

2) через 7 месяцев после события;

3) через 13 месяцев после события.

Результаты этого исследования продемонстрировали то, что все пункты часто подтверждались, в пре­делах от 44 % до 89 % в общей выборке. Ранговый порядок пунктов осно­вывался на частоте подтверждений в группе пациентов, потерявших родителей. Затем его сравнили с ранговым порядком, описанным в первой публикации IES. Был получен коэффициент ранговой корреляции Спирмана = 0,86 (р < 0,001).

Этот результат предполагает, что содер­жание переживаний, следующих за травматическими событиями, как представлено в общих пунктах IES, было схоже как у пациентов, так и у добровольцев.

Оценка валидности распределений пунктов по субшкалам вторже­ния и избегания проводилась с помощью факторного анализа, который показал наличие двух факторов.

Вопросы из субшкалы избегания во­шли в 1-й фактор с нагрузками от 0,39 до 0,86, а пункты из субшкалы вторжения имели коэффициенты от 0,09 до 0,34. Во 2-й фактор вошли вопросы из субшкалы вторжения с нагрузками от 0,58 до 0,75, в то вре­мя как пункты из субшкалы избегания имели коэффициенты от 0,11 до 0,35. Когда проверялись все вопросы, то нагрузка на гипотетический фак­тор была выше, чем на другой фактор, что можно рассматривать как вы­сокий уровень согласованности между распределениями пунктов двух субшкал.
Проверка шкалы на надежность показала, что коэффициенты внутренней консистентности (согласованности), полученные для обе­их субшкал в трех измерениях для двух групп, как отдельно, так и ком­бинированно, располагаются в интервалах от 0,79 до 0,92.

Н. Зильберг с соавторами ( ZilbergN. J., 1982) также проверяли чув­ствительность IES к различиям между пациентами и контрольной группой. 11 из 15 пунктов показали значительные различия в средних значениях между группами при первом измерении. В группе пациен­тов отмечались значительно более высокие величины реакций на обе субшкалы и все пункты, хотя только 11 человек продемонстрировали достаточно высокий результат.

Другой индекс чувствительности — это способность субшкал выявлять изменения в клиническом статусе по прошествии некоторого времени. Была выявлена Т— тестовая корре­ляционная связь, что показало чувствительность IES к изменению не только в период между первым и третьим измерением, но также и в более короткий период между первым и вторым оцениванием, а так­же вторым и третьим периодами. Эти изменения были присущи испы­туемым из обеих групп, что говорит о наличии некоторых параллель­ных процессов в протекании реакций на травматический стресс как в патологическом, так и в нормальном контексте (Weiss D. S., 1993).

IES получила широкое распространение, и в многочисленных ра­ботах продемонстрировано достоинство этого инструмента. Так, было проведено исследование по моделированию IES (Lees-Halev P. R., 1990; Perkins D. V., Tebes J. A., 1984), серии исследований, которые прово­дились на ветеранах Вьетнама (Schwarzwald J. et al., 1987; Solomon Z., 1989) и смешанных выборках (Neal L. et al., 1994), а также на жертвах стихийных катастроф, в частности, при исследованиях последствий землетрясений (Anderson К. М., Manuel G., 1994; Сагг V. J. et al., 1992; Kaltreider N. В. et al., 1992; Lundin Т., Bodegard M., 1993; Paton D., 1990), пожаров (Koopman G., et al., 1994; Maida C. A, 1989; McFarlane A. C., 1988), наводнений (Green B. L. et al., 1994) и ураганов (Waters К. А., 1992), в которых получены убедительные выводы о:



  1. пригодности IES для определения реакции на травмирующие жизненные события,

  2. для частичного предсказания того, кто будет переживать дистресс через определенное время,

  3. определения динамики реакций на травматические события по прошествии времени.

Существуют также данные использования IES при изучении жертв преступлений и катастроф — железнодорожных, транспортных и дру­гих. В. Ял и О. Удвин (Yule W., Udwin О., 1991), например, изучили реакцию 24 девушек после кораблекрушения и обнаружили, что тести­рование с помощью IES, проведенное через 10 дней после катастрофы, может прогнозировать обращение за помощью в последующие месяцы.

Была использована во многих исследованиях, посвященных кри­минальной виктимизации (Arata C. M., 1991). С. Гирелли с соавторами (Girelli S. A. et al., 1986) изучали реакции жертв преступления, исполь­зуя среди других методик и IES. Они обнаружили, что субшкала избе­гания была важной переменной в тех моделях, которые они проверяли.

При изучении взрослых, которые в детстве подверглись насилию (Alexander P., 1993; Murphy S. M. et al., 1988), и взрослых, чьи дети под­верглись насилию (Kelley S. J., 1990), также использовался IES,
С помощью IES изучались психологические реакции у больных раком (Cella D. F. et al., 1990), которые показали, что травматичность возникновения рецидива ниже, чем влияние первоначального диагно­за.

IES также использовалась для измерения результатов лечения. Д. Давидсон с соавт. (Davidson J. R., 1993) проверяли реакцию на антидепрессанты (амитриптилин), используя IES наряду с другими ме­тодиками. При оценке результатов проведения групповой бихевиоральной терапии с жертвами сексуального насилия IES была одной из нескольких результирующих переменных (Resick P. A. et al., 1988).

С использованием IES проводилось изучение влияния травматических событий на работников служб быстрого реагирования. К. Фулертон (Fullerton С. S. et al., 1992) использовали IES для того, чтобы лучше понять факторы, которые смягчали реакции, переживаемые пожарны­ми. МкКеррол с соавторами (McCarroll J. E. et al., 1995) использовали IES для того, чтобы показать, что у тех лиц, кто воевал в Персидском заливе, в течение года могут возникнуть симптомы посттравматиче­ского стресса.

Таким образом, существуют многочисленные данные, полученные с помощью IES, свидетельствующие о целесообразности ее использо­вания, валидности, надежности и универсальности. Это важно для ис­следователя, заинтересованного в изучении проявления психологиче­ской реакции на травматические события.

Однако, несмотря на это, Д. Вейс с коллегами (Weiss D. S., Mar-mar С. R., Metzler Т., 1995) пришли к выводу, что IES может быть бо­лее полезной, если она будет способна диагностировать не только та­кие симптомы ПТСР, как вторжение и избегание, но и симптомы гипер­возбуждения, которые входят в диагностический критерий DSM-IV являются составной частью психологической реакции на травматиче­ские события. Таким образом, была предпринята попытка пересмот­ра оригинальной IES.

Развитие ШОВТС (IES-R)

Несмотря на полезность первой версии IES, для полного оценивания реагирования на травматические события требуется проанализировать характер реакций в области симптомов гипервозбуждения.

Для лонгитюдного исследования реакций на травматические события персона­ла служб быстрого реагирования после землетрясения в Loma Prieta (Marmar С. R. et al, 1996; Weiss D. S. et al., 1995) было создано семь дополнительных пунктов, 6 из которых относятся к критерию D «гипервозбуждения» из DSM-IV и один вопрос добавлен на выявление флэшбэков. Один вопрос — «У меня есть трудности с засыпанием и пробуждением» — был разделен на два независимых пункта. Первое утверждение — «У меня есть трудности с пробуждением» — имеет высокую корреляцию с пунктами субшкалы «вторжение», поэтому он был отнесен к пунктам этой субшкалы.

Другое утверждение — «У меня есть трудности с засыпанием» — вошло в новую субшкалу «гипервоз­буждение», так как оно сильно коррелирует с пунктами этой субшка­лы и слабо с пунктами субшкалы «вторжение». Эти дополнительные пункты были случайным образом распределены между 7 пунктами вторжения и 8 избегания первой версии IES, и таким образом «Шкала оценки влияния травматического события — пересмотренная» (IES-R) стала содержать 22 пункта.

Важной задачей при создании IES-R являлось сохранение сопоста­вимости с IES, поэтому не был изменен недельный период, упоминае­мый в инструкции, а также схема баллов, предложенная Горовицем в первой версии: О, 1, 3 и 5 для ответов «нет», «совсем редко», «ино­гда», «часто». За исключением этих минимальных изменений и добав­ления пункта, выявляющего флэшбэки, субшкалы «избегание» и «втор­жение» опросника IES-R соответствуют таким же субшкалам IES.

Внесение данных изменений позволяет исследователям, использу­ющим IES-R, сравнить результаты субшкал вторжения и избегания с IES. Предполагается, что пересмотр порядка пунктов, разделение пункта, связанного с проблемами сна, добавление 6 пунктов «гипер­возбуждения» и одного пункта «вторжения», окажет минимальное не­существенное влияние на ответы по этим 15 пунктам.


Целью добавления новых 6 пунктов «гипервозбуждения» является описание следующих областей: злость и раздражительность; гипер­трофированная реакция испуга; трудности с концентрацией; психофи­зиологическое возбуждение, обусловленное воспоминаниями, бессон­ница. Один новый пункт вторжения выявляет переживаемые заново состояния, схожие с диссоциативными.

Ключи к обработке

Субшкала «вторжение»: сумма баллов пунктов 1,2,3,6,9,16,20.

Субшкала «избегание»: сумма баллов пунктов 5,7,8,11,12,13,17,22.

Субшкала «физиологическая возбудимость»: сумма баллов пунктов 4,10,14,15,18,19,21.


Результаты применения ШОВТС (IES-R) в отечественных исследованиях.

Шкала оценки влияния травматического события получила распро­странение в нашей стране в начале 1990-х гг. в ряде исследований, по­священных изучению психологических последствий аварии на ЧАЭС, а также проведенных на контингенте ветеранов войны в Афганиста­не. Так, ШОВТС входила в комплекс психодиагностических методик, используемых в рамках русско-американского проекта по изучению психологических и психофизиологических аспектов посттравматиче­ского стрессового расстройства, где были показаны хорошие диффе­ренциально-диагностические возможности методики. В последующем был выполнен целый ряд исследований с использованием ШОВТС на различных контингентах испытуемых. Полученные в этих работах дан­ные приводятся ниже.


Для определения показателей надежности Шкалы оценки влияния травматического события (IES-R) и ее субшкал использовали весь мас­сив данных, полученных на выборках нормальной популяции, профес­сионалов, род деятельности которых связан с постоянным риском для здоровья и жизни, а также популяции, подвергшейся воздействию по­тенциально психотравмирующих событий (ветераны войны в Афгани­стане, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, беженцы). Надеж­ность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам. Русскоязычная версия Шкалы оценки влияния травматического события обладает до­статочно хорошей надежностью.

Воздействие экстремального стрессора приводит к манифестации ПТСР в виде трех констелляций: интрузии, избегания и гиперактивно­сти.



Интрузия. Неотступное  переживание  травматического  события, выступающее в одной из следующих форм:

1)  навязчивые дистрессирующие воспоминания травмирующих со­бытий;

2) периодически повторяющиеся кошмарные сновидения;

3)  неожиданные ощущения прямого возврата травматических собы­тий и повторного их переживания (иллюзии, галлюцинации, диссоциа­тивные эпизоды), возникающие в состоянии как бодрствования, так и опьянения;

4)  интенсивный психологический дистресс под воздействием об­стоятельств, символизирующих пережитые травматические события и их отдельные аспекты, либо имеющих с ними сходство (например, го­довщина травмы).

Избегание. Упорное избегание стимулов, связанных с травмой; сопровождающееся эмоциональным оскудением, чувством безразличия к другим людям. Проявляется, по крайней мере, тремя из следующих ви­дов расстройств:

1)  осознанные усилия избегать мыслей или чувств, связанных с травмой;

2)  попытки избегать каких-либо действий или ситуаций, способных стимулировать воспоминания о травме;

3)  неспособность вспомнить важный аспект травмы (психическая амнезия);

4) снижение интереса к ранее значимым для данного человека видам активности;

5) чувство отчуждения к окружающим;

6)  снижение способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми;

7)  ощущение "укороченного будущего" (неуверенность в будущей карьере, возможностях женитьбы и семейной жизни, в самой продолжи­тельности жизни).



Гиперактивность, выступающая, по крайней мере, в двух из нижеследующих моментов:

1) трудность засыпания или поверхностный сон;

2) повышенная раздражительность или вспышки гнева;

3) трудности с концентрацией внимания;

4) повышенная бдительность;

5) избыточная реакция на внезапные раздражители;

6) повышенный уровень физиологической реактивности на обстоя­тельства, символизирующие травматическое событие или напоминающие наиболее существенные его аспекты.

Бланк шкалы оценки влияния травматического события.



ФИО_________________________________________________________________


Образование _________________________________________________________
Семейное положение ______________________ Возраст ____________________
Пол:     М         Ж                  

Дата «____» _____________________ 201__г.



ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания переживаний людей, которые перенесли тяжелые стрессовые ситуации. Оцените, в какой степени вы испытывали такие чувства по поводу подобной ситуации, когда-то пережитой вами ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________)

Для этого выберите и обведите кружком цифру, соответствующую тому, как часто вы испытывали подобное переживание в течение по­следних 7 дней, включая сегодняшний.







 

никогда

редко

иногда

часто

1.

Любое напоминание об этом событии (ситуации) заставляло меня заново переживать все случившееся.

0

1

3

5

2.

Я не мог спокойно спать по ночам

 

 

 

 

3.

Некоторые вещи заставляли меня все время думать о том, что со мной случилось

0

1

3

5

4.

Я чувствовал постоянное раздражение и гнев

0

1

3

5

5.

Я не позволял себе расстраиваться, когда я думал об этом событии или что-то напоминало мне о нем

0

1

3

5

6.

Я думал о случившемся против своей воли

0

1

3

5

7.

Мне казалось, что всего случившегося со мной как будто не было на самом деле или все, что тогда происходило, было нереальным

0

1

3

5

8.

Я старался избегать всего, что могло бы мне напомнить о случив­шемся

0

1

3

5

9.

Отдельные картины случившегося внезапно возникали в сознании

0

1

3

5

10.

Я был все время напряжен и сильно вздрагивал, если что-то вне­запно пугало меня

0

1

3

5

11.

Я старался не думать о случившемся

0

1

3

5

12.

Я понимал, что меня до сих пор буквально переполняют тяжелые переживания по поводу того, что случилось, но ничего не делал, чтобы их избежать

0

1

3

5

13.

Я чувствовал что-то вроде оцепенения, и все мои переживания, по поводу случившегося были, как будто парализованы

0

1

3

5

14.

Я вдруг замечал, что действую или чувствую себя так, как будто бы все еще нахожусь в той ситуации

0

1

3

5

15.

Мне было трудно заснуть

0

1

3

5

16.

Меня буквально захлестывали непереносимо тяжелые пережива­ния, связанные с той ситуацией

0

1

3

5

17.

Я старался вытеснить случившееся из памяти

0

1

3

5

18.

Мне было трудно сосредоточить внимание на чем-либо

0

1

3

5

19.

Когда что-то напоминало мне о случившемся, я испытывал непри­ятные физические ощущения – потел, дыхание сбивалось, начина­ло тошнить, учащался пульс и т. п.

0

1

3

5

20.

Мне снились тяжелые сны о том, что со мной случилось

0

1

3

5

21.

Я был постоянно насторожен и все время ожидал, что случится что-то плохое

0

1

3

5

22.

Я старался ни с кем не говорить о случившемся

0

1

3

5

 





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница