Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А



Скачать 139.27 Kb.
Дата24.04.2016
Размер139.27 Kb.
Шелакина А.А.

Студентка 2 курса АТП 921

ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Титова Д.С.

Студентка 2 курса АТП 921

ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А.


ЧЕЛОВЕК «ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ» В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ
В XX веке многие социальные формы подверглись значительным изменениям. Причины этих метаморфоз активно обсуждаются и исследуются в научном мире. Урбанизация существенно изменила возможности и характер поведения и сознания человека, поскольку способствовала раскрытию потенциала, связанного с хозяйственным развитием, так как жители развитых городов, имели более широкие возможности по сравнению с другими формами поселений, возможности получения качественного образования, медицинского обслуживания на высоком уровне, выбора профессии, приобщения к культурным ценностям. К последствиям урбанизации можно также отнести и улучшение условий жизни человека в целом.

Город принес новые формы общения и жизни, стимулировал потребность в путешествиях и открытиях. Именно на этом этапе Человек Путешествующий выходит на авансцену истории и начинает менять представления о путешествиях, формировавшиеся на протяжении долгого времени. В немалой степени этому способствовал тот факт, что с начала XIX века средства доставки и передвижения начинают планомерно эволюционировать.

В 1807 г. изобретатель Роберт Фултон сконструировал и построил первый пароход. А в 1814 г. Джорждем Стефенсоном был создан первый паровоз. Всё это вело к тому, что передвижения с помощью транспорта становились всё более скоростными и надёжными. При этом расходы на путешествие снижались за счет экономии на транспортных издержках1.

В результате развития производительных сил общества, стало возможным разграничение рабочего и свободного времени работника, и вкупе с перечисленными выше факторами, становится понятным существенное увеличение потока путешествующих, начиная с конца XIX века. Но настоящий бум наблюдался в европейской и западной туристических отраслях, буквально спустя десятилетие после окончания Второй мировой войны. Пока жители Советского Союза, который, если верить появившемуся в брежневское время слогану, был «самой читающей страной в мире», путешествовали посредством книг, радио и телевидения, на Западе формировалась новая ипостась Человека Путешествующего ставшего неотъемлемой частью человеческой культуры.

Однако, очень быстро осознав, что космические путешествия доступны лишь для немногочисленных и очень богатых счастливчиков, а апогеем туризма, в условиях земных просторов, является кругосветное путешествие на океанском лайнере, «Человек путешествующий» свой взор обращает к исследованию малоосвоенного пространства «планеты» Интернета и абсолютно неосвоенных цифровых просторов «вселенной» виртуальной реальности, создаваемой вычислительными мощностями микропроцессоров.

Всё это стало возможным по причине наступления принципиально новой для человечества информационной эпохи, где одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие общества стали информационно – коммуникационные технологии. В таких условиях, информация переходит в разряд специфических товаров, и становится основной социальной ценностью общества.

Интернет – это мировая сеть, объединяющая множество персональных компьютеров в единую информационную систему и предоставляющая огромные возможности для получения и распространения информации. Мировая паутина связывает между собой крупные научные организации, бизнес-центры и университеты, издательства и информационные агентства по всему миру, создавая огромные хранилища информации. Виртуальные музеи и библиотеки, исторические архивы, новостные ленты, которые содержат большое количество текстовой, а также аудио, видео и графической информации практически всегда доступны пользователям1.

Интернет, за очень небольшой промежуток времени, стал неотъемлемой частью современной цивилизации, стремительно ворвавшись в сферу бизнеса, связи, услуг, образования и культуры порождая новые формы общения и обучения, развлечений и коммерции. Для большинства пользователей он стал незаменимым спутником жизни, гидом и советником. Интернет дал не только возможность доступа к источникам информации любого рода, но и предоставил площадки для политических и социальных инициатив. Вот почему его влияние на мировую культуру год от года только усиливается.

Глобальная сеть стала уникальным феноменом современного информационного общества. Скорость и размеры внедрения интернета в нашу жизнь поражают своими гигантскими масштабами, сеть разрастается каждую секунду, приобретая все большее значение в жизни современного общества. Это подтверждает и статистика.

Исследования показывают, что доля пользователей Интернета в России неуклонно растет с каждым годом. Если десять лет назад в глобальную компьютерную сеть выходил только каждый пятый россиянин (23 % – в 2006 г.), то сегодня Интернетом пользуются уже более двух третей наших сограждан (68 % – в 2014 г.). Группа же наиболее активных пользователей, выходящих в Интернет каждый день, увеличилась в 9 раз (с 5 % – в 2006 г. до 45 % – в 2014 г.). Ежедневно по просторам Интернета путешествуют в поисках нового и неизведанного, в первую очередь, молодые люди (78 % – 18-24-летних, и 73 % – 24-35-летних), респонденты с высшим образованием (62%) и высоким доходом (60%). В настоящее время только 32 % опрошенных не обращаются к услугам глобальной сети (против 76 % в 2006 г.).

Но поскольку интернет вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, в основном его пользователями, что подтверждает и статистика, приведённая выше, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Для них Интернет стал частью повседневной жизни, способом коммуникации, проведения досуга и получения информации самого различного рода. Учащиеся и студенты пользуются Глобальной сетью, как в учебных, так и в личных целях, для коммуникации со своими сверстниками и развлечений, погружаясь в виртуальный мир по несколько раз в день. Такая форма досуга и получения информации не требует никаких внушительных затрат и каких-либо усилий. Популярность сети интернет объясняется так же и тем, что молодые люди живо откликаются на все новое, интернет привлекает их широким спектром возможностей, быстрым поиском интересующей информации1.

«Сетевое поколение» – это настоящий социокультурный феномен нашего времени, для этого поколения интернет стал привычным и удобным спутником жизни. Они намного интенсивнее и полнее осваиваются в информационном пространстве; складывается ситуация, когда юное поколение может выступать как субъект, эксперт процессов новообразований в обществе.

Несмотря на то, что интернет представляет замечательные возможности для получения бесплатного доступа к литературе, посещению виртуальных музеев, картинных галерей и знаменитых фотовыставок мира, даёт возможность в режиме реального времени совершить виртуальное путешествие и оказаться в самых дальних уголках планеты, повышать уровень знания, посредством платных и бесплатных обучающих курсов и лекций (например, курсов английского языка для начинающих или обучающих видео – уроков по прикладному искусству), для множества молодых людей слово интернет является, всего лишь синонимом развлечения.

Молодежь проводит большую часть своего свободного времени на развлекательных сайтах и за онлайн - играми. И этому есть своё объяснение. Ещё в 2004 году в одной из статей журнала «Вокруг Света» отмечалось, что «в игровой индустрии используются самые передовые технологии. В индустрию развлечений рвутся и телекоммуникационные компании. Опыт NTT DoCoMo, крупнейшего японского сотового оператора, говорит о том, что более 2/3 из 10 млн. пользователей услуги мобильного доступа в Интернет-imode – это молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет, и 70 % генерируемого ими трафика – это онлайн-игры».

Анализируя актуальные тенденции последних лет на рынке информационно – коммуникационных технологий стоит обязательно отметить появление большого количества социальных сетей. Предпосылками для возникновения социальных сетей стали форумы (сообщения группируются по тематике), гостевые книги (приложения, с помощью которых можно оставлять сообщения) и блоги (своеобразные публичные дневники). Постепенно на их базе начали создаваться социальные сети, которые были основаны на платформе web-сайта и были предназначены, прежде всего, для коммуникации1.

Социальные сети породили не только особую атмосферу, но и новый виртуальный мир со своей культурой, своими ценностями, понятиями и языком общения. Они оказывают непосредственное влияние на современное общество, и являются средой, в которой происходит формирование вкусов, принципов и образа жизни. Появление социальных сетей, как и следовало этого ожидать, вызвало и продолжает вызывать большой ажиотаж, что подтверждается фактом ежедневного устойчивого прироста новых пользователей социальных сетей, а также тем, что новость о сбое в работе наиболее популярных и массовых социальных сетей хотя бы на 1 час, попадает, как минимум, в топ новостей дня, и становится одной из самых обсуждаемых.

Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие учетной записи (т.е. регистрация пользователя), в учетной записи пользователь указывает информацию о себе, как правило, биографического характера, с помощью которой пользователя можно идентифицировать; каждой учетной записи присваиваются логин, и пароль с помощью которых осуществляется вход на страничку пользователя; пользователи указывают в своей учетной записи не только свои биографические данные, но и рассказывают о своих интересах, делятся своими фотографиями, видеозаписями.

Социальные сети изначально создавались для объединения и общения, но сегодня их функция максимально расширена. Прежде всего, хочется отметить информационную направленность социальных сетей, поскольку все ведущие телеканалы, радиостанции и газеты имеют свои страницы, и группы в социальных сетях, с помощью которых доносят до пользователей последние новости. Так же в социальных сетях существует множество групп и сообществ разной направленности, которые объединяют людей близких по духу, интересам и увлечениям.

Виртуальные объединения не являются статичными, а всё время появляются и распадаются. Кроме того, пользователь может входить сразу в несколько тематических групп или сообществ. Поэтому единственной возможностью, для создателей виртуальных общин, удержать пользователей в своих не стройных и не тесных рядах, является постоянное формирование модных тенденций или попытка следовать таковым. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты: динамичность, социальная дифференциация и мобильность, открытость (развитые каналы коммуникации), избыточность (развитая система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов). Вот почему, популярные сообщества постепенно начинают диктовать моду на одежду, музыку, книги кино, образ жизни и мыслей1.

Действительно, трактовку моды, как явления ассоциирующегося с доминирующей в течение короткого отрезка времени манерой одеваться, или со сменой одних эталонов внешних форм культуры другими, в ситуации реалий современной культуры следует признать довольно узкой. Современная мода не ограничивается одеждой или внешними формами культуры, она пронизывает весь образ жизни человека, охватывает широчайший круг явлений – экономику, политику, музыкальные и литературные пристрастия, речь, манеры, способы общения». Масштабы этого сложного и многогранного феномена таковы, что «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние».

Мода – это не только способ передачи информации, она способствует созданию образов восприятии людьми друг друга и организации взаимодействия между ними, её неслучайно называют одним из способов психологического воздействия в процессе общения наряду с заражением, внушением и подражанием. Процессы, связанные с модой, регулируется социально-психологическими механизмами.

Первым из этих механизмов является заражение, которое понимается как бессознательная подверженность человека определённым психологическим состояниям, например, стремлению быть модным. Также для заражения актуальной характеристикой является одновременное сопереживание общего психического состояния большой группой людей (толпой). В основе заражения, стоит эмоциональное воздействие, передача какого – либо эмоционального состояния и определённого психического настроя. Мода призвана обеспечить вест спектр эмоциональных состояний: интерес, страсть, возбуждение, раздражение, тревогу или потребность в обновлении.

Поскольку эти эмоциональные состояния возникают в неорганизованной толпе людей, толпа, даже виртуальная, предстает, как своеобразный ускоритель, распространитель модных тенденций. Отдельно взятый человек при этом не испытывает никакого давления в свой адрес, просто в этой толпе он неосознанно (бессознательно) усваивает модные образцы и новинки.

Следующим механизмом моды служит внушение, которое трактуется как целенаправленное, бездоказательное воздействие одного человека на другого, или целую группу. Воздействие моды, ассоциирующееся с внушением, основано на формировании особых психических состояний и побуждений в поведении человека. В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. То есть информация перестаёт оцениваться критически и начинает восприниматься как единственно верная. Главными критериями эффективности внушающего воздействия моды ученые считают, авторитетность источника информации, доверие к нему и отсутствие сопротивления к самому внушению1.

Поэтому мир моды в свободной и доступной мере обеспечивает своего потребителя желаемой информацией, например о модных фильмах, компьютерных и мобильных играх, гаджетах, одежде и, даже, о новых «актуальных» способах заработка, посредством, предоставляемых Интернетом возможностей. Эта информация способна создавать в человеке эффект «эмоционального заражения», который впоследствии становится причиной эффекта внушения.

Ещё одним, весьма важным механизмом моды, является подражание, которое определяется как фундаментальный принцип развития и существования общества, поскольку именно под воздействием подражания возникают групповые нормы и ценности. Механизм модного подражания состоит в том, что один субъект копирует поведение другого, то есть использует те же жесты, слова, мимику, какими пользуется другой.

Подражание может осуществляться двумя путями:

- как процесс от внутреннего к внешнему. Важным здесь является то, что внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние, так новым веяниям или духу новой моды подражают раньше, чем модным изделиям.;

- закон подражания от низших к высшим. Состоит в том, что низшие социальные слои стараются подражать высшим, так например провинция подражает моде центра, «обычные» люди подражают «звездам» кино, шоу-бизнеса.

Общество получает изменения в моде, как только нижние классы начинают копировать их стиль, высшие классы отказываются от этого стиля и принимают новый, который, в свою очередь, отличает их от масс; и таким образом игра счастливо продолжается. В целом, можно сказать, что подражание - это источник стандартизации в современном «массовом обществе».

Феномен массовости чрезвычайно важен для понимания моды. Благодаря этому феномену мода распространяется на все явления культуры, она влияет на все предметное окружение современного человека, проявляется в оформлении его внешности. Мода становится средством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру, сумятицу в который, не в последнюю очередь, вносит и «дивный новый» виртуальный мир Интернета.

Анализ тенденций последних лет показывает, что всё то, что модно и актуально среди пользователей в мире виртуальном, непосредственно влияет на культуру и становится частью реальной жизни. И это не удивительно, поскольку современный человек живёт в мире, созданном из образов, представляющихся более реальными, чем окружающий естественный мир. Известно, что образ может содержать в себе множество перцептивных уровней (представлений, восприятий органами чувств) и читатель свободен в его прочтении1.

Так, например, в нашу реальность из мира виртуального перекочевал смайлик. Как уже отмечалось, большинство интернет-пользователей с удовольствием общаются в социальных сетях, но всё-таки переписка не может восполнить живого общения, поскольку лишена эмоциональной окраски. Для компенсации этого недостатка были придуманы «смайлы» (от английского «smile» – «улыбка»), которые сегодня являются инструментом для передачи самых различных эмоций от улыбки до грусти. «Смайлы» постоянно трансформируются и приобретают новые эмоции, они являются неотъемлемой частью общения в интернете и стали частью культуры социальных сетей. А поскольку новый стиль жизни, навязанный виртуальным миром, преобразует наш язык, то и манера общения, которая выработана пользователями Интернета, постепенно переходит в повседневную жизнь. Та культурная атмосфера, которая сложилась в сети, весьма своеобразна, многослойна и динамична. Это массовая культура, которая обусловлена каждодневными событиями, потребностями, которые составляют жизнь пользователей.

Одной из таких потребностей является стремление к путешествиям, которые перекочевали в виртуальный мир из реальности XX - го века. Джон Урри, британский социолог, в одной из своих работ, посвящённых исследованию феномена туризма, отмечает что путешествия возможны, как «во плоти» по инфраструктурам глобальной индустрии туризма, так и с помощью воображения, посредством телефона, радио и телевидения. В этой же статье автор осторожно отмечает, что «хотя нет никаких свидетельств того, что виртуальные и воображаемые путешествия замещают реальные, но, безусловно, между ними существуют сложные пересечения, и различия начинают все быстрее стираться».

Не стоит забывать, что «планета» Интернет имеет искусственную и социальную природу. И если реальную планету приходится обживать до сих пор и мириться с её неуступчивым характером, то «вселенная виртуальной реальности» будет постоянно подстраиваться под образ и подобие Человека Путешествующего и его желаний. На данном этапе Интернет «позволяет виртуальному наблюдателю путешествовать по разным сайтам и виртуальным порталам, знакомиться и общаться с интересными людьми, при желании скрывать своё истинное лицо (посылая вместо себя выдуманный персонаж), выбирать сообщество и времяпрепровождение»1.

С появлением портативных гаджетов (телефонов, смартфонов и планшетов), подключенных к сети 24 часа в сутки и широким распространением социальных сетей, у пользователей появилась возможность «жить» в Интернете не эпизодически, а постоянно. Уже сейчас, жизнедеятельность целого ряда пользователей осуществляется на двух уровнях: реальном, в привычном и повседневном мире, ограниченном возможностями нашего тела; и виртуальном, в социальных сетях или в игровых on-line мирах, ограниченном только фантазией пользователя. Причём Интернет, с его виртуальными возможностями, позволяет пользователю не только трудиться, жить в виртуальных городах, общаться с виртуальными жителями, чем в принципе можно успешно заниматься и в реальной жизни, но и путешествовать во времени и пространстве, «создавать» свои дубли и различные виртуальные воплощения, а также выступать в роли Демиурга, программируя и изготовляя новые виртуальные реальности и миры.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что информационная эпоха породила ещё одну формацию Человека Путешествующего. На смену, или даже в дополнение, Глобальному туристу, который просто пользуется благами информационной эпохи, время от времени находя себя с помощью GPS на карте мира и кликая по мышке или тапая по экрану, определяя куда направиться дальше, пришёл новый тип, назовём его условно Путешествующий по Интернету, который на данном этапе активно исследует возможности виртуальных миров. Его активность время от времени порождает новые культурные симулякры, которые он, как сувениры передаёт в реальный мир, попутно стирая тонкую грань между реальным миром и «вселенной» виртуальной реальности, создаваемой вычислительными мощностями микропроцессоров.
Список литературы

1. Розин В.М. Интернет – новая информационная технология, семозис, виртуальная среда // Влияния Интернета на сознание и структуру знания. М.: Институт философии РАН, 2004. С. 14-21.

2. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. 268 с.

3. Дети в Интернете: Поощрять или ограничивать? [Электронный ресурс].Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114772

4. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 322–361.

5. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. М.: КДУ, 2010. 267 с.



1 Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. С. 259.

1 Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. С.126.

1 Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. М.: КДУ, 2010.С.190.

1 Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. С.156.

1 Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. М.: КДУ, 2010.С.187.

1 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 357.

1 Дети в Интернете: Поощрять или ограничивать? [Электронный ресурс].Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114772

1 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 327.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2015
2015 -> Психология личности
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «Прикладная политология» для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Политология» бакалавриат
2015 -> Формировать у аспирантов систему проектировочных, оценочных умений и навыков, развитие их адаптационных способностей
2015 -> Рабочая программа дисциплины История и философия науки Направление подготовки 06. 06. 01 «Биологические науки»
2015 -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социология Интернета»
2015 -> Реферат и 1 презентацию в соответствии с представленной ниже тематикой
2015 -> Примерный перечень вопросов к зачету «Криминальная психология»
2015 -> Примерный перечень вопросов к экзамену «Пенитенциарная психология
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «История философии» для студентов специальности 030101 философия
2015 -> Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница