Северо-Западное окружное управление образования города Москвы



Скачать 91,23 Kb.
Дата18.04.2016
Размер91,23 Kb.
Департамент образования города Москвыg:\бланки\эмблема\img_1773.jpg

Северо-Западное окружное управление образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КУРЧАТОВСКАЯ ШКОЛА»

__________________________________________________________________________________

123060, Москва, улица Маршала Конева, дом 10. Тел: (499) 194-10-44.



E-mail: kurchat@edu.mos.ru

Советы родителям.

учитель – логопед

Рузаева С. В.

Москва 2015 (сентябрь)

Родителям о речи ребенка.

Нормальное речевое развитие ребенка:

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

В возрасте от 2 до 5 месяцев - период гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной, он активно гулит, произносит на распев отдельные звуки и слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, Вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5 – 3 месяца – у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца - «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5 – 6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками [п], [п’], [б],[б’], [м] [м’]. Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкаете с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш ребенок перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать первым поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка отоларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научиться понимать и произносить слова «Да» и «Нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особое значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10-15 осознано произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.

К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сидит тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь если будет звучать, как: «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно произносит все гласные и звуки раннего онтогенеза:

Губные звуки [п], [п’], [б],[б’], [м] [м’].

Заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Ранние звуки [д], [т], [н].

Строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («Пить чашки», «Копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.



К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [C, С’, З, З’и Ц], используется в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаиваете, что бы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [Р и Р’]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [Ш, Ж, Ч], почти в речи не допускает ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развитие речи ребенка.

Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР не однородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического недоразвития.

Четыре уровня речевого развития при ОНР:

I уровень – речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически. Характерна также и многозначность употребляемых слов. При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.п.

II уровень – речевая активность возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двухсложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех – и даже четырёхсложные слова («асина - машина»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звук наполняемости слов («итоти - цветочки», «какоки - колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырёх слов. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуски предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смещение падежных форм. У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих, шипящих, сонорных и др. звуков.

III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети используют распространённые предложения, пытаются употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдаются неточное употребление многих лексических значений (кружка – чашка, стакан). Появляются первые навыки словообразования, но дети не могут производить прилагательные от существительных, образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом. Недостатки произношения выражаются в смещении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

IV уровень – нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них не достаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению, в смещение признаков. В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа. Имеет место нарушения согласования прилагательных с существительными. Но все ошибки детей, которых можно отнести к четвёртому уровню речевого развития при ОНР, встречаются, в незначительных количествах и носят непосредственных характер. При чем если предложить детям сравнить верный и неверный ответ, то им будет сделан правильный выбор.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К ним относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.


  • Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

  • Дети у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

  • Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко – слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речи.

Дизартрия – возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из – за порезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношения.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно, начинаю поздно говорить, по этому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи.

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие огранического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка. Различают моторную и сенсорную алалии.

Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Речь ребенка возникшую с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерны позднее развитие речи, медленно накопление словаря, нарушения слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или не полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не сколько на количестве, а сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико – фонематическая сторона, лексико – грамматический строй. Среди неречевых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психо – патологические симптомы.

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым предмет. Можно охарактеризовать, как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого неба).

Ребёнку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом.



Задержка речевого развития – характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

Причины разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи.

Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины ЗРР и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница