УДК 374.6 на правах рукописи
Б 902
БУГРОВА Наталия Сергеевна
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДEЙСТВИЕ
В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Специальность: 13.00.08 – теория и методика профессионального
образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Омск - 2009
Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО
«Омский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Светлана Анатольевна Писарева
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Наталья Геннадьевна Милованова
кандидат педагогических наук, доцент
Зоя Аркадьевна Халюта
Ведущая организация: Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Защита состоится 02 апреля в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212 (т/факс: 8 (3812) 21-07-94).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан 02 марта 2009 г.
Ученый секретарь
д иссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Дука
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Общество начала XXI века в современном научном знании характеризуется как общество информационное (Д. Белл, Э. Тоффлер). Определяющей тенденцией его развития является последовательное возрастание роли информации и знания, как важных факторов производства, движущей силы экономического развития и процветания. Фундаментальной характеристикой труда в информационном обществе становится «характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом», а основной формой организации производства и внутриорганизационного управления выступает сеть (М. Кастельс, К. Келли, Ч. Сэведж).
Проблема создания и функционирования «сетевых организаций» сегодня активно исследуется в экономике (К. Келли, В.В. Масленников, С.И. Паринов), социологии (Г.С. Батыгин, Г.В. Градосельская, М. Кастельс, Э.Н. Ожиганова, М.М. Чучкевич), политологии (В.А. Бианки, С.В. Клягин, П. Краснов, Л.В. Сморгунов), экологии и биополитике (А.В. Олескин, О.М. Пригоряну), методологии (В.И. Аршинов, В.А. Бианки, Ю.А. Данилов, Г. Копылов, С.И. Паринов, В.В. Тарасенко), педагогике (А.И. Адамский, Ю.П. Болтышев, Ю.А. Конаржевский, А.М. Лобок, К.Г. Митрофанов, Г.Н. Прозументова, С.В. Тарасов, Ю.А. Фильчаков, А.М. Цирульников).
В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70 – 80 - м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю.П. Болтышев, В.С. Кучинский, А.А. Овчинников, Г.Ф. Петров, А.А. Чепцов, Б.И. Черкасов). В конце 1990 – х годов его описал Ю.А. Конаржевский, тогда же в научно-педагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие». Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика», он также впервые поставил вопрос о создании в рамках сети «Эврика» инновационных центров повышения квалификации педагогов.
Система повышения квалификации педагогических кадров в условиях информационного общества переживает существенную трансформацию, в основе которой - предоставление возможностей для педагогов устанавливать внутренние контакты и налаживать взаимодействие с целью оказания поддержки друг другу в совершенствовании своей практической работы.
Различные аспекты, связанные с вопросами повышения квалификации педагогических кадров отражены в многочисленных исследованиях. Предметом специальных исследований являются: проблемы становления вариативной системы постдипломного педагогического образования (Малышева М.А., 2008); ресурсы различных форм и систем повышения квалификации педагогов (Авво Б.В., 1999; Чистякова Л.А., 2000; Козырев Ю.В., 2002; Александрова Е.А., 2007; Мотышева А.А., 2007); условия развития профессиональной карьеры учителя (Симановская О.М., 1998); синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров (Стуканов А.П., 2003); поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации (Цвелюх И.П., 2006); методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования (Красношлыкова О.Г., 2006); проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога (Душин Б.Е., 2003; Игнатьева Г.А., 2006; Савинова Л.Ф., 2003); фасилитация в системе повышения квалификации педагогов (Димухаметов Р.С., 2006); дистанционное повышение квалификации педагогов (Хачиров С.В., 2005); повышение квалификации педагогов в условиях многоуровневого обучения (Цыремпилова Н.Х., 2004).
На протяжении последних лет стали появляться исследования, посвященные проблеме «сети», «сетевого взаимодействия» в образовании: сетевое взаимодействие школ для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (Петухова О.В., 2005); развитие региональной системы сетевой организации профессионального образования учителей (Орлихина Н.Е, 2008); организационно-педагогические условия введения моделей профильного обучения в условиях реструктуризации сети сельских школ (Сигалов С.В., 2004); взаимодействие методического центра и образовательных учреждений в повышении квалификации персонала (Рябышева Е.В., 2005); разработка модели сетевых образовательных отношений в довузовском профессиональном образовании (Фильчаков Ю.А., 2007); построение организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации (Ройтблат О.В., 2005); становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений (Бурдельная Ю.А., 2008).
Однако проблема становления и развития сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогов на сегодняшний день не являлась предметом самостоятельного исследования. Ведущий ведомственный способ организации образования, в основе которого лежит иерархия, функционально-иерархические связи, не позволяет с высокой степенью эффективности решать задачи, связанные с изменением профессиональной позиции педагога в условиях реформирования образования. В реальной практике наблюдаются следующие противоречия:
-
между необходимостью подготовки педагогов к решению задач инновационного развития и неготовностью традиционной системы повышения квалификации к реализации этой деятельности;
-
между необходимостью развития горизонтальной структуры системы повышения квалификации и недостаточностью научно-педагогических исследований, предлагающих научно-обоснованные пути такого развития;
-
между потребностью развития личностно-профессиональных контактов и взаимодействия педагогов для обогащения педагогического опыта, оказания поддержки друг другу в совершенствовании своей практической работы и слабо развитыми в реальной педагогической практике новыми организационными формами повышения квалификации, адекватными данной потребности.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в необходимости поиска научно-обоснованных путей построения современной организационной формы повышения квалификации педагогических кадров, позволяющей с учетом профессионального опыта и образовательных запросов оперативно подготовить педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества.
Объект исследования: система повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет исследования: сетевое взаимодействие как новая организационная форма в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Цель исследования: охарактеризовать логику становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров и выявить его эффективность в подготовке педагогов к решению задач инновационного развития образования с учетом профессионального опыта и образовательных запросов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сетевое взаимодействие как новая организационная форма повышения квалификации может обеспечить эффективную подготовку педагогов к решению задач развития системы образования в ответ на «вызовы» информационного общества, если оно будет:
-
построено с учетом современного научного понимания сети как организационной формы и принципов образования взрослых,
-
ориентировано содержательно на актуальные проблемы профессиональной педагогической деятельности, связанные с инновационным развитием системы образования,
-
построено с учётом ресурсов, возможностей и потребностей субъектов сетевого взаимодействия,
-
обеспечено современным учебно-методическим сопровождением,
-
ориентировано на использование многоаспектной оценки результативности повышения квалификации педагогических кадров.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы в различных областях современного научного знания и в образовательной практике для выявления степени её разработанности.
2. Выявить и описать этапы становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров.
3. Обосновать содержание и структуру учебно-методического сопровождения, обеспечивающего повышение квалификации педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
4. Провести апробацию учебно-методического сопровождения в опытно-экспериментальной работе.
5. Охарактеризовать эффективность сетевого взаимодействия как новой организационной формы в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Методологическая основа исследования базируется на концепции непрерывного образования, положениях синергетического и андрагогического подходов применительно к дополнительному профессиональному образованию педагогов. Реализация этих подходов в данном исследовании позволяет рассматривать повышение квалификации педагогических работников как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования, описывать этапы становления сетевого взаимодействия повышения квалификации с точки зрения синергетических представлений о развитии сложных систем, выявлять особенности формирования и разрабатывать содержание программ повышения квалификации в логике сетевого взаимодействия на основании андрагогических принципов.
Теоретической основной исследования являются:
- теория постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, М. Кастельс, К. Келли, Э. Тоффлер);
- синергетическая теория развития сложных систем и систем образования (В.И. Аршинов, С.П. Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Г. Хакен);
- теория социальных сетей (Г.С. Батыгин, Г.В. Градосельская, В.В. Масленников, М.М. Чучкевич);
- теоретические основы образования взрослых (С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, М.Т. Громкова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Э.М. Никитин, А.П. Ситник, В.А. Сластенин, Г.А. Сухобская, Е.П. Тонконогая);
- теоретические взгляды о сущности становления, развития и реформирования системы повышения квалификации (И.В. Крупина, Э.М. Никитин, А.П. Ситник, И.Э. Савенкова, П.В. Худоминский);
- современные концепции профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Э.М. Никитин, А.А. Орлов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин);
- современные концепции «сетевого образования» (А.И. Адамский, К.Г. Митрофанов, Н.Е. Орлихина, Г.Н. Прозументова, Ю.А. Фильчаков, А.М. Цирульников);
- методология научного исследования в педагогике (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, А.М. Новиков, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, Л.А. Шипилина).
Методы исследования. При выполнении исследования использована следующая совокупность методов: теоретический анализ философской, научно-педагогической литературы, законодательных и нормативно-правовых актов и документов; синтез; сравнение; обобщение; анкетирование учителей. В работе используется методика локального эксперимента (О.В. Акулова), построенного как «выращивание» нового педагогического опыта в совместной деятельности педагогов, направленной на решение профессиональных задач развития системы образования.
Эксперимент состоял в проведении серии синхронных и последовательных локальных экспериментов, направленных на решение задач исследования: подготовку учителей по модульным программам повышения квалификации, разработку и апробацию специального учебно-методического сопровождения сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров, оценку результатов повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия.
Логика и этапы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период 2003 – 2008 гг.
Первый этап (2003 – 2006 гг.) – осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования; формулировалась цель, гипотеза и задачи исследования; определялся замысел экспериментальной работы.
Второй этап (2006 – 2008 гг.) – связан со становлением сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров, оформлением партнерско-сетевых отношений, определением основных подходов к формированию программ повышения квалификации.
Третий этап (2008 – 2009 гг.) – этап завершения эксперимента: обобщения, систематизации полученной информации, формулировки выводов и оформления текста диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сетевое взаимодействие как современная организационная форма повышения квалификации педагогических кадров строится на основе инновационной модели постдипломного педагогического образования с использованием следующих андрагогических принципов: самостоятельности, рефлексивности, сотрудничества, индивидуализации, взаимосвязи теории и практики. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров обладает следующими фактическими признаками сети:
-
наличием объединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов для подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества;
-
наличием множества ячеек сети, представленных отдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными особым образом связями между ними, в основе которых - добровольное объединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;
-
её многоцентровым характером, определяющимся наличием отдельных педагогов и образовательных учреждений – лидеров сети, обладающих образовательными, материально-техническими, экспертными и кадровыми ресурсами;
-
открытостью элементов сети друг для друга, выражающейся в возможности участия субъектов сетевого взаимодействия в формировании и реализации программ повышения квалификации, разработке учебно-методических материалов, обсуждении и распространении достигнутых в ходе курсовой подготовки результатов;
-
преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, заключающейся в равных возможностях участников сетевого взаимодействия при формировании совместных решений.
2. Становление сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации носит циклический характер и проходит через ряд этапов, начальным из которых является появление общего корпоративного (ресурсного) центра в учреждении дополнительного профессионального образования (педагогическом университете). На втором этапе происходит поиск потенциальных партнеров ресурсного центра. Третий этап – этап формирования взаимодействия ресурсного центра с партнерами, заключение договоров о сотрудничестве, проведение проектных семинаров. На четвертом этапе становления сетевого взаимодействия начинается взаимодействие ресурсного центра и его партнеров через участие в совместных программах повышения квалификации. На следующем этапе происходит взаимодействие партнеров ресурсного центра друг с другом. Заключительный этап становления сетевого взаимодействия - этап расширения сети за счет привлечения новых участников ресурсным центром и его партнерами.
3. Содержание повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия определяется инновационными задачами развития системы образования в условиях информационного общества и предусматривает разработку программ повышения квалификации по актуальным проблемам создания программ развития образовательных учреждений, использования тестовых методик при обучении школьников, подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена.
4. Учебно-методическое сопровождение повышения квалификации в условиях сетевого взаимодействия – это специально организованный процесс взаимодействия между субъектами образовательной деятельности, в результате которого каждый слушатель получает квалифицированную помощь в построении собственного ориентационного поля профессионального развития, а также психолого-педагогическую поддержку. Содержание и структура учебно-методического сопровождения представлены:
-
совокупностью модульных образовательных программ повышения квалификации по современным проблемам инновационного развития системы образования;
-
персональным электронным учебно-методическим пакетом слушателя;
-
системой заданий для организации работы слушателей, выразивших желание самостоятельно осваивать образовательную программу;
-
информационным пакетом, включающим материалы о состоянии образовательной практики в регионе;
-
нормативным пакетом, включающим документы по регламентации сетевого взаимодействия.
5. Организационно-методической особенностью повышения квалификации в условиях сетевого взаимодействия является реализация модульных образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности слушателей, расширение их профессиональных контактов и создание условий для обмена опытом.
Программа повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия включает три модуля: теоретический (надпредметный по содержанию заявленной тематики), практический (учитывающий специфику конкретного предмета, или области управленческой деятельности) и консультационный. Модульное построение образовательных программ обеспечивает:
-
высокую степень гибкости содержания повышения квалификации и адекватность задачам инновационного развития системы образования;
-
возможность оперативной коррекции содержания программы в соответствии с запросами слушателей без изменения её общего замысла;
-
непосредственное использование слушателями освоенных компетентностей в практике профессиональной деятельности до окончания освоения программы;
-
стимулирование профессионального роста слушателей и мотивацию к самообразованию;
-
построение процесса повышения квалификации с учетом профессионального опыта и образовательных запросов.
6. Результативность подготовки педагогических кадров к решению задач инновационного развития системы образования в рамках сетевого взаимодействия выявляется по следующим критериям:
-
критерий качества – позволяет оценить эффективность подготовки педагогов в ходе реализации программ повышения квалификации к решению задач инновационного развития системы образования через изменение профессиональной позиции каждого слушателя и готовность к освоению новых профессиональных ролей, развитию горизонтальной или вертикальной карьеры (когнитивно-технологическая составляющая повышения квалификации);
-
критерий отношения – позволяет оценить удовлетворенность слушателей содержанием курсовой подготовки, выявить их желание принимать участие в различных образовательных проектах ресурсного центра, определить понимание ими значимости и необходимости организованного профессионального общения для совершенствования собственной профессиональной педагогической деятельности (рефлексивная составляющая повышения квалификации).
7. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации позволяет достичь в деятельности образовательных учреждений – коллективных субъектов повышения квалификации - следующих позитивных эффектов:
-
расширения спектра профессиональных ролей преподавателей, способствующего построению ими горизонтальной карьеры;
-
роста активности педагогов в выборе и освоении программ повышения квалификации;
-
повышения результативности участия в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Научная новизна исследования состоит в том, что современные теоретические взгляды об организационных формах повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного дополнительного профессионального педагогического образования обогащены:
-
знанием о сетевом взаимодействии как современной организационной форме повышения квалификации в условиях инновационного развития системы образования;
-
эмпирическими данными об этапах становления сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров;
-
характеристикой особенностей программ повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия;
-
обоснованием оценки результативности повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что современные концепции профессиональной подготовки и повышения квалификации дополнены знанием:
-
о возможностях сетевого взаимодействия как новой организационной формы в системе повышения квалификации педагогических кадров для подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества;
-
об особенностях разработки программ повышения квалификации на основе модульного подхода (выделении теоретического, практического и консультационного модулей) применительно к условиям сетевого взаимодействия;
-
о содержании и структуре учебно-методического сопровождения повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы: в деятельности учреждений дополнительного профессионального образования, муниципальных методических служб при переходе к сетевому взаимодействию
с целью оптимизации действующей системы повышения квалификации педагогов; в процессе разработки учебно-методического сопровождения повышения квалификации педагогических кадров; в подготовке андрагогов к повышению квалификации педагогических кадров.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается теоретически и методологически обоснованной логикой исследования, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом полученных данных для обработки результатов локальных экспериментов; личным участием автора в организации экспериментальной работы; внутренней и внешней экспертизой результатов исследования на всех этапах его выполнения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |